Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Библиографический список. Бункина, М. К. Макроэкономика / М




Бункина, М. К. Макроэкономика / М. К. Бункина, В. А. Семенов. М., 1996. Гл. 2, 6.

Курс экономической теории / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров, 2000. Гл. 19, 24.

Лившиц, А. Я. Введение в рыночную экономику: в 2 ч. / А. Я. Лившиц. М., 1992. Ч. 2. Гл. 9, 10.

Макконнелл, К. Р. Экономикс: в 2 т. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М., 1992. Т. 1. Гл. 10; Т. 2. Гл. 37, 38.

Пигу, А. Экономическая теория благосостояния: в 2 ч. / А. Пигу. М., 1985. Ч. 1. Гл. 1, 2, 6–9.

Райзберг, Б. А. Рыночная экономика / Б. А. Райзберг. М., 1995. Гл. 21.

Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 1993. Гл. 20–22.

Хейне, П. Экономический образ мышления / П. Хейне. М., 1991. Гл. 12, 15.

Экономическая школа. 1992. Вып. 2. Лекции 19, 20.


Глава 16

Экономическая роль государства

16.1. Необходимость государственного регулирования
экономики

Все современные развитые экономики относятся к смешанному типу. Это означает, что государство выступает активным субъектом экономических отношений и целенаправленно влияет на функционирование экономики. Таким образом, в самом широком смысле государственное регулирование экономики – это воздействие (система мер) государства как совокупности организаций на экономические процессы и участвующих в них субъектов. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой. В современном мире это правительство, парламент (государственная дума), центральный банк, ведомства федерального и регионального уровня и другие государственные органы.

Роль современного государства в смешанной экономике выражается через его экономические функции. Среди них необходимо выделить: общие, присущие любому демократическому государству в настоящее время; особенные, соответствующие качественному состоянию его экономики, а также конкретно-специфичес­кие, характер и содержание которых определяются историческими, природными, национально-культурными характеристиками каждого отдельно взятого государства. Для нас особенно важно выявить и проанализировать общие экономические функции.

Поскольку государственная деятельность в сфере экономики прежде всего должна быть ориентирована на обеспечение и некоторую корректировку действия рыночного механизма, мы выделяем следующие основные экономические функции государства (правительства):

создание законодательной основы эффективного функционирования экономики;

защита и стимулирование конкуренции;

перераспределение дохода;

перераспределение ресурсов;

стабилизация экономики и обеспечение экономического роста.

Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономики?

Начнем с того, что государство как особая общественная организация возникло и существует для поддержания целостности сообщества людей, живущих на определенной территории, а значит, должно отражать волю и интересы всех своих граждан. В качестве их представителя государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной власти структурирует и согласовывает взаимоотношения членов общества и социальных групп, в том числе и в экономической сфере, поддерживая определенный общественный порядок. Поэтому государство, и только оно, формирует законодательные основы функционирования экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других нормативных актов (защита прав собственности, обеспечение выполнения контрактов, налогообложение и т.д.). Иными словами, государство обеспечивает правовые рамки различных видов трансакций (рыночных сделок, прямого управления) в экономике.

Государство призвано корректировать недостатки, которые органически присущи рыночной системе. Такими недостатками (отказами) рынка называются ситуации, когда рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить наиболее эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов. Основными типами таких неэффективных ситуаций, свидетельствующих об отказах рынка, являются: неравномерная информация, монополизация, неравенство в распределении доходов, внешние эффекты, неспособность производить общественные блага.

Рассмотрим обстоятельства, препятствующие рыночной системе обеспечивать наиболее эффективное использование производственных возможностей общества и диктующие необходимость воздействия государства на экономику.

1. Неравномерная (асимметричная) информация. К условиям, определяющим эффективное функционирование конкурентных рынков, относится полная информированность покупателей о потребительских свойствах приобретаемых благ. При постоянном обновлении номенклатуры (ассортимента) и усложнении продукции, предлагаемой современному потребителю, это условие далеко не всегда выполняется. Скорее на практике такая информация покупателю либо мало доступна, либо ее получение связано с неоправданно большими затратами. Неравномерное распространение информации в экономической среде приводит к тому, что рыночные сделки не могут осуществляться на основе сопоставления затрат и выгод, рыночные цены становятся неоптимальными, неоправданные конкурентные преимущества получают экономические субъекты, владеющие информацией.

Асимметричность распределения информации между продавцами и покупателями вызывает необходимость формирования системы распространения доступной информации о свойствах благ. Государство создает и поддерживает средства коммуникаций и обеспечивает доступ к информации по возможности всем экономическим субъектам.

2. Монополизация. Ранее обращалось внимание на то, что эффективное распределение ресурсов возникает только на конкурентных рынках. Поскольку собственно рыночная система не имеет внутренних механизмов, противодействующих тенденции образования монополий, а по мере развития научно-технического прогресса становится все больше предпосылок для монополизации производства, то к числу важнейших экономических задач государства относятся защита конкуренции и регулирование деятельности естественных монополий.

3. Неравенство в распределении доходов. В связи с тем, что новые доходы субъектов рынка обычно являются результатом капитализации ранее полученных доходов, рыночная система обусловливает существенно неравномерное распределение богатства, особенно в условиях монополизации рынков. В этом состоит причина внутренней социальной нестабильности рыночной системы без значительного государственного перераспределения доходов.

4. Внешние эффекты (экстерналии). При анализе функционирования рыночного механизма предполагалось, что рыночные цены по определению, с одной стороны, отражают затраты, возникающие при производстве любого блага, а с другой – характеризуют полезность (выгоду), извлекаемую потребителем. Между тем при производстве и потреблении некоторых благ возникают так называемые внешние эффекты, не находящие отражения в рыночных ценах. Поэтому чтобы не только по частным критериям, а с более широких общественных позиций оценить экономические результаты определенного вида производственной деятельности, следует, наряду с частными, учитывать внешние затраты и выгоды.

При наличии внешних затрат в нерегулируемой рыночной системе будет производиться и потребляться больше оптимального для общества объема некоторого блага. И наоборот, когда производство блага сопровождается внешней выгодой, объемы выпуска, определенные рынком, не достигают оптимальных, с точки зрения общества, размеров. Поэтому рыночное распределение ресурсов в этих случаях следует корректировать государственным воздействием.

5. Неспособность производить общественные блага. Еще одно допущение в рамках предыдущего анализа заключалось в предположении, что в экономике производится лишь одна категория благ – частные блага. Основными характеристиками частных благ служат конкурентность (они являются объектами конкуренции потребителей) и исключаемость (недоступность их для потребителей, которые не в состоянии заплатить за потребление данных благ рыночную цену). Соответственно существуют «неконкурентные» и «неисключаемые» блага, которые называются общественными. Кроме чисто частных и чисто общественных благ, существуют смешанные (промежуточные) блага, не обладающие в полной мере ни свойствами частных, ни свойствами общественных благ.

Примерами наиболее распространенных общественных благ являются обеспечение национальной безопасности, установление и поддержание правопорядка, строительство и эксплуатация маяков, объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры и т.п. Свойство неисключаемости общественных благ приводит к тому, что их производство не может функционировать на рыночных принципах. Возмещать затраты на производство общественных благ следует посредством организации системы налогообложения и государственного финансирования.

Особую значимость государственное регулирование экономики приобретает для макроэкономической стабилизации, т.е. контроля за уровнем занятости населения и инфляцией, а также для контроля за процессами в сфере внешнеэкономических отношений (международная специализация производства, импортно-экспортные операции, валютный курс).

Рассмотрим более подробно содержание основных экономических функций государства.

16.2. Законодательная основа функционирования
экономики и защита конкуренции

Для выполнения экономических функций государство наделяется правом и обязанностью в принудительном порядке устанавливать для всех субъектов экономики законодательные основы их экономической деятельности. Законы определяют требования государства к экономическим субъектам. Эти требования принимают форму ограничений (запретов) и предписаний, т.е. обязательных действий (например, необходимость регистрации фирмы или уплаты налогов). Законы устанавливают процедуру, последовательность действий, права и обязанности участников экономических отношений. Содержащиеся в них нормы фиксируют обязательные экономические параметры (например, размер минимальной заработной платы).

При формировании законодательных основ функционирования современной рыночной экономики государство стремится придерживаться следующих принципов.

1. Обязательность исполнения для всех экономических субъектов установленных государством законодательных условий. Само государство, будучи источником экономического (хозяйственного) законодательства, обязано действовать согласно установленным им же законам.

2. Государство не только определяет законодательные условия экономической деятельности, но и защищает их, предоставляя такую защиту через суд. Так, если один из партнеров нарушает контракт, то другой должен иметь возможность обратиться к государству за судебной защитой.

3. Определение и защита законодательных условий экономической деятельности – не только право, но, в первую очередь, обязанность государства.

4. В своей законодательной деятельности государство должно руководствоваться не рыночными критериями максимизации дохода, а целями согласования экономических интересов различных слоев общества, а также поддержания социальной справедливости.

Достаточно ли законодательной деятельности государства и его контроля за соблюдением законов для эффективного функционирования смешанной экономики рыночного типа? – Нет, потому что одна из фундаментальных характеристик рынка – конкуренция. Но конкурентная среда внутренне не устойчива и нуждается в защите со стороны государства. Она формируется не только антимонопольным законодательством, но и специальными экономическими мерами: путем снижения импортных торговых пошлин, поощрения вступления в рынок новых участников и т.д. Антимонопольное регулирование включает в себя мероприятия по реорганизации монополий, ослаблению чрезмерной рыночной власти крупных олигополий и ликвидацию барьеров для конкуренции. Если экономически нецелесообразно ликвидировать сложившуюся монополию, государство принимает меры для сокращения ее негативного эффекта и использования части монопольной сверхприбыли в интересах общества. В современных условиях конкурентная среда – необходимое условие успешного экономического развития страны.

Совокупность норм экономического права и мер по поддержанию конкуренции составляют общие («рамочные») условия экономической деятельности. Создание благоприятных рамочных условий – главная задача государства в рыночной экономике.

Монополия означает определенную степень власти над ценой. Эта власть может быть обусловлена высокой концентрацией производства, тайными или явными соглашениями о разделе рынков сбыта продукции и уровне цен, созданием искусственного дефицита товаров и др. Антимонопольное законодательство призвано не допустить снижающее эффективность экономики ограничение конкуренции на рынках.

Сложнейшая задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно осуществляющими регулирование конкуренции на основе антимонопольного законодательства, заключается в том, чтобы определить, каковы те критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации рынка. Решение этой задачи определяется ответами на вопросы: что считать низким (или, наоборот, завышенным) уровнем цен; какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монопольном положении фирмы; какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственно созданным дефицитом; как отличить «демпинговые» цены от низких цен, сложившихся из-за высокой эффективности производства? На эти непростые вопросы нельзя дать однозначный ответ.

Наиболее разработанным и имеющим самую давнюю историю принято считать антимонопольное (антитрестовское) законодательство США. Законом Шермана (1890 г.) запрещались тайная монополизация торговли, единоличный контроль производства в той или иной отрасли, сговор о ценах. Акт Клейтона (1914 г.) запрещал ограничение конкуренции в области сбыта, определенные виды ценовой дискриминации, некоторые типы слияния фирм. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) наложил запрет на ограничительную деловую практику в сфере торговли. В 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка, ограничивающая вертикальные слияния крупных фирм (например, добыча сырья – производство – сбыт конечной продукции).

В настоящее время в США на уровне штатов принято и действует множество законов, направленных на регулирование цен. Для сдерживания роста цен созданы регулирующие комиссии, которые часто навязывают продавцам ограничения скорее на минимальное, чем на максимальное значение цены. Многие законы предусматривают преследование в судебном порядке тех производителей, которые предлагают свои товары по ценам ниже издержек на них.

Реализация антимонопольного законодательства США основана не только на жестком следовании букве закона, но и на «принципе разумности». Принцип означает, что только, например, неразумное ограничение торговли подпадает под действие соответствующего антимонопольного акта. При этом критерий разумности фактически определяет суд.

В России антимонопольное законодательство стало формироваться в начале 1990-х годов. Оно нацелено на то, чтобы регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности, а также между ними, с одной стороны, и государством в лице уполномоченных органов – с другой. Федеральным антимонопольным органом РФ выступает Федеральная антимонопольная служба.

Российское антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов, включающую правила, регламентирующие поддержку конкуренции и предупреждение (ограничение и пресечение) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы Конституции РФ. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируются единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода хозяйственной деятельности.

Государство обязано не только провозгласить экономические права (свободы), но и обеспечить условия для их практической реализации. Поэтому в ч. 2 ст. 34 Конституции РФ запрещается такая экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный запрет носит общий характер и охватывает все виды экономических отношений, включая складывающиеся на рынках ценных бумаг и финансовых услуг.

Закон РСФСР № 948-1 от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» стал первым российским антимонопольным законом и основным инструментом государственного регулирования рынка. Данный закон близок европейской модели антимонопольного законодательства и базируется на принципе соблюдения контроля за злоупотреблениями рыночной властью. В то же время в нем есть черта американской системы антитрестовского законодательства, построенной на основе принципа «запрещения монополий».

Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным Федеральным законом № 147-ФЗ от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях». В нем, кроме понятия естественной монополии, определены основные сферы государственного регулирования, такие как транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки и др. В данном Законе установлен один из основных методов деятельности естественных монополий – ценовое регулирование, осуществляемое путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельного уровня. В целом методы регулирования применяются на основе анализа деятельности монополистов. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание внутренние и внешние факторы хозяйственной деятельности естественных монополий.

Государственные органы контроля за деятельностью естественных монополий следят за любыми сделками, в результате которых меняется право собственности на производственные активы. Естественные монополии, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, включаются в специальный реестр.

В октябре 2006 г. вступил в силу Федеральный закон
№ 135-ФЗ от 25 июля 2006 г. «О защите конкуренции». Несомненным его достоинством является объединение в одном законодательном акте норм, определяющих поведение фирм на товарных и финансовых ранках. Тем самым создана правовая основа для единообразной трактовки добросовестных и недобросовестных форм конкуренции экономических агентов, которые могут одновременно и/или взаимосвязанно действовать как на рынках товаров, так и на рынках финансовых услуг.

Законодательство РФ допускает существование в ряде отраслей экономики государственной монополии. Соответствующие законы определяют границы монопольного рынка, субъект монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

16.3. Роль государства
в перераспределении дохода

Одним из недостатков рынка является то, что он не гарантирует право на доход всем слоям населения. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов и формирования системы социального обеспечения нуждающихся.

Первичное (функциональное) распределение доходов в обществе с рыночной экономикой осуществляется на этапе формирования доходов собственников факторов производства. Персональное распределение доходов – результат их перераспределения, осуществляемого государством. Денежные средства (трансферты), поступающие от государства в распоряжение домашних хозяйств, увеличивают величину дохода на члена семьи в зависимости от их численности, а также от соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Объем реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса.

Через перераспределение доходов государство вовлекается в широкомасштабную деятельность по поддержанию благосостояния населения на определенном, достаточно высоком уровне. Основной инструмент перераспределения доходов – государственный бюджет. Система государственного бюджета включает сбор налогов, осуществление трансфертных платежей, формирование механизма социального обеспечения и страхования.

Прямой формой государственного перераспределения доходов является их прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста номинального дохода. Тем самым реальное налоговое бремя, а значит, и величина перераспределенного дохода, становится больше для тех субъектов, которые получают более высокие доходы. Вопреки мировой практике, в современной России действует пропорциональная («плоская») ставка подоходного налога с физических лиц.

Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности общества, государство (правительство) должно избегать крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих слоев населения и подрыва у экономически активной его части стимулов к высокодоходной деятельности. Стремление к равенству доходов, якобы воплощающему социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности.

В странах с развитой рыночной экономикой постепенно сформировалась разветвленная система социальной поддержки населения, на которую уходят значительные средства. Социальные государственные расходы, как правило, составляют от 10 до 30% ВВП. Социальное обеспечение реализуется через разного рода программы, среди которых основными являются программы социального страхования и программы государственной помощи.

Программы социального страхования являются формой социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенность таких программ – их финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

В России система социального страхования состоит из двух частей: первая призвана обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий; вторая гарантирует обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имеющих ее.

Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательной и добровольной. Обязательное социальное страхование – особая разновидность государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств госбюджета. Добровольное социальное страхование строится на принципе коллективной самопомощи при отсутствии прямой финансовой поддержки государства.

Использование средств социального страхования осуществляется в форме денежных выплат, финансирования услуг и предоставления льгот. Основными денежными выплатами являются пенсии и пособия. Пенсии представляют собой гарантированную денежную выплату для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Различают страховые (трудовые) и социальные пенсии. К первым относятся пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; вторые выплачиваются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на страховую государственную пенсию. Это право приобретают граждане при наличии определенного трудового стажа и при условии выплаты соответствующими предприятиями и организациями страховых взносов в государственный Пенсионный фонд. Размер пенсий, как правило, соизмеряется с прошлой заработной платой и устанавливается в процентах к ней на общих или льготных основаниях.

Пособия – это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве в работе (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком и т.п.), а также для компенсации дополнительных расходов, возникающих в определенных случаях (например, при рождении ребенка).

Особое место среди пособий по социальному страхованию занимает пособие по безработице, которое выплачивается за счет государственных фондов занятости и фондов страхования по безработице. Основное назначение этого пособия – не допустить резкого падения доходов лиц, оказавшихся временно незанятыми.

Финансирование услуг через социальное страхование предусматривает оказание материальной поддержки учреждениям здравоохранения для восстановления трудоспособности граждан и проведения оздоровительно-профилактических мероприятий. Существование льгот связано с получением отдельными группами населения конкретного товара или услуги, которое дает возможность увеличить их потребительские способности.

Назначение программ государственной помощи – обеспечить пособиями тех, кто сам не в состоянии получить существенный доход. Эти программы финансируются большей частью за счет правительственных средств, а их источником служат налоговые поступления. В рамках таких программ предоставляются дополнительные пособия малоимущим, многодетным семьям, осуществляется специальная медицинская помощь и т.д.

16.4. Роль государства
в перераспределении ресурсов

Под внешними эффектами (экстерналиями) понимаются издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, поскольку имеют отношение не к участвующим в данной трансакции экономическим субъектам, а к третьим лицам, не являющимся продавцами или покупателями данного блага. Внешние эффекты проявляются в результате как потребления, так и производства благ и делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные экстерналии связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц, не принимающих участия в сделке по купле-продаже. Таким образом, они не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, а следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и неоптимальному размещению ресурсов.

Внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами). Действительно, частные издержки РС характеризуют все внутренние для данного производства затраты производителей данного блага, а внешние ЕС – затраты всех третьих лиц, вызванные производством и потреблением блага. Социальные или общественные издержки SС, характеризуют общие затраты как производителей, так и всех третьих лиц, связанных с производством и потреблением данного продукта:

SС = РС + ЕС.

Соответственно, предельные частные МРС, предельные внешние издержки МЕС и предельные социальные издержки МSС – это прирост частных, внешних и социальных издержек, вызванный увеличением производства данного блага на дополнительную единицу (точнее, на некоторую малую величину). В свою очередь, справедливо равенство

MSС = МРС + МЕС.

Аналогично частная выгода РВ характеризует рост благосостояния непосредственных потребителей данного блага, являющихся его покупателями. Внешняя выгода ЕВ характеризует увеличение благосостояния всех третьих лиц, вызванное производством или потреблением данного блага, получивших это благосостояние бесплатно. Социальная выгода SВ характеризует совокупную внутреннюю и внешнюю выгоду как непосредственных потребителей, так и всех третьих лиц, связанную с производством и потреблением данного продукта:

SВ = РВ + ЕВ.

Как и ранее, предельная частная МРВ, предельная внешняя МЕВ и предельная социальная МSВ выгода – это прирост частной, внешней и социальной выгоды, вызванный увеличением производства и потребления данного продукта на дополнительную единицу, причем

МSВ = МРВ + МЕВ.

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) возникают в случае, если деятельность одних экономических агентов вызывает издержки для других, т.е. они отражают негативные воздействия участвующих в рыночной сделке субъектов на третьих лиц. Фактически это означает невыявленное в данной сделке использование ресурсов без соответствующей их оплаты (пример таких неявно используемых ресурсов – воздух, вода и т.д.). Это ведет к возникновению внешних для данной сделки издержек производства ЕС и МЕС (рис. 16.1).

Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в совершении сделок с данным благом, их издержки не учитываются, а установившиеся на рынке равновесные «частные» цена Рр и количество Qр (рис. 16.1) отличаются от тех «социальных» величин Рs и Qs, которые были бы получены при таком учете. Поэтому результатом негативной экстерналии является занижение цены и перепроизводство данного блага: Рр < Рs, Qp > Qs. Это ведет к использованию излишних ресурсов в избыточном производстве данного блага и, следовательно, неэффективному размещению производственных факторов в экономике.

 

 
 

 

 


Рис. 16.1. Отрицательный внешний эффект

Площадь треугольника АЕрЕs показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки МРС оказались меньше предельных социальных издержек МSС. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта благо производится и покупается в большем, по сравнению с оптимальным, объеме.

Положительные внешние эффекты (позитивные экстерналии) возникают в случае, если деятельность одних экономических агентов приносит выгоды другим, т.е. они являются позитивными воздействиями участников рыночной сделки на третьих лиц, не участвующих в ней и получивших эти выгоды бесплатно. Фактически они означают не выявленную в данной сделке полезность от производства определенного блага без соответствующей его оплаты. Это приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды ЕВ и, соответственно, МЕВ при производстве и потреблении каждой дополнительной единицы этого блага.

Поскольку получающие внешние выгоды третьи лица не участвуют в заключении сделок, их выгоды не учитываются, а установившиеся на рынке равновесная цена Рр и количество Qр отличаются от тех величин, которые были бы получены при полном учете выгод, полученных в обществе. Поэтому результатом позитивной экстерналии являются недопроизводство (заниженный выпуск) и недооценка (занижение цены) данного блага: Qp > Qs, Рр < Рs, (рис. 16.2). Это ведет к использованию ресурсов в производстве данного блага в недостаточном объеме и, следовательно, к неэффективному размещению благ в экономике.

 
 

 

 


Рис. 16.2. Положительный внешний эффект

Эффективное для общества равновесие достигается в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек (точка Еs), а эффективность увеличивается на площадь треугольника ВЕsЕр. Следовательно, при наличии положительного внешнего эффекта благо производится и покупается в меньшем, по сравнению с оптимальным, объеме.

Таким образом, как перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами, так и недопроизводство благ с позитивными экстерналиями свидетельствует об отказах в функционировании рыночного механизма и приводит к снижению его эффективности. Экономические потери показаны заштрихованными площадями треугольников АЕрЕs и ВЕsЕр на рис. 16.1 и 16.2. В этом смысле между положительными и отрицательными внешними эффектами нет различий – и те и другие отрицательно влияют на эффективность.

Содержание понятия «провал рынка» заключается, таким образом, в неэффективном размещении и использовании ресурсов вследствие того, что цена на благо не донесла достоверной информации о его действительной редкости или полезности, т.е. возможно расхождение частных и социальных издержек или частной и общественной выгоды. Поэтому, в принципе, решение проблемы заключается в достижении равенства предельных социальных издержек предельной социальной выгоде: МSС = МSВ. При этом экстерналии проявляются в виде соответствующих издержек и выгод, т.е. внешние эффекты трансформируются во внутренние. При осуществлении такой интернализации экстерналий достигается оптимальный объем производства соответствующих благ, а это вносит свои коррективы в распределение ресурсов, которое становится эффективным.

В определенных случаях проблема внешних эффектов может быть решена соответствующими действиями самих рыночных субъектов, вовлеченных в такие ситуации. Например, при слиянии (объединении) производителей и покупателей внешних эффектов последние трансформируются во внутренние, происходит необходимая в одном лице (фирма, корпорация) коррекция объемов производства.

Далее, проблема экстерналий может решаться путем формирования и действия общественных институтов, таких как моральные нормы, традиции, обычаи и другие способы влияния на поведение экономических субъектов, порождающее внешние эффекты. Эти способы реализуются через воспитание, общественное мнение и могут привести к корректировке действий таких лиц, поскольку издержки на устранение причин (например, негативных экстерналий) оказываются меньше потерь, обусловленных утратой репутации при игнорировании принятых в обществе правил поведения.

Отказы рыночного механизма, выявленные при возникновении внешних эффектов, нередко связывают с отсутствием определенных рынков, что приводит к фактически бесплатному использованию некоторых специфических ресурсов или неоплачиваемому производству определенных благ. Так, чрезмерное загрязнение окружающей среды при химическом, целлюлозно-бумажном производствах обусловлено тем, что осуществление имеющих отрицательные внешние эффекты действий по сути означает использование производителями в неявном виде права на совершение подобных действий, т.е. права собственности на соответствующий ресурс, какой бы особый вид этот ресурс ни принимал (право на экологически чистую воздушную и водную среду). Но пока такие права собственности не выявлены, они не могут быть отражены в рыночных сделках. Таким образом, неопределенность, размытость прав собственности вызывает столкновение интересов различных лиц – в нашем примере производителей и потребителей бумаги, минеральных удобрений и т.п., с одной стороны, и живущих рядом с такими предприятиями людей – с другой. Следовательно, четкое определение (спецификация) прав собственности является одной из важнейших предпосылок решения проблемы экстерналий.

Выяснение и перераспределение прав собственности может происходить путем переговоров вовлеченных в проблему внешних эффектов лиц с привлечением, в случае споров, судебных инстанций. После того как права собственности на ресурсы определены, их владельцы могут либо сами использовать их для производства и потребления соответствующей продукции, либо продать их заинтересованным лицам. В любом случае не учтенные рыночным механизмом блага получают денежную оценку и вовлекаются в рыночный оборот, что и приводит к перераспределению ресурсов и восстановлению их эффективного размещения.

Эти размышления в современной экономической теории оформлены как теорема Коуза–Стиглера: при нулевых трансакционных издержках и тщательно определенных правах собственности частные и социальные издержки будут равны. Другими словами, эффективное размещение ресурсов достижимо независимо от распределения прав собственности на них; достаточно только, чтобы затраты на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров и достижение соглашения по перераспределению этих прав были незначительны. В резу




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (661)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)