Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Кинетический (динамический) праксис




  1. "Кулак - ребро - ладонь".

И.: "Делай, как я". Экспериментатор выполняет последовательный ряд движений:
кулак, поставленный на ребро, вытянутая ладонь, поставленная на ребро, ладонь лежащая на столе; меняются лишь позы, сама рука не меняет место расположения.
Два раза экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагает ему сделать упражнение самому и в более быстром темпе.
Затем с зафиксированным языком и с закрытыми глазами.
Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например,"ребро - ладонь - кулак".

  1. Графическая проба "Заборчик"


Экспериментатор рисует ребенку образец:
И.: "Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги". Условия те же, что и в пункте 1.

И.: "Напиши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину".

  1. Реципрокная координация рук.


И: "Положи руки на стол. Делай, как я".
Руки кладутся рядом: одна вытянута, другая сложена в кулак, затем одновременно первая рука сжимается в кулак, а вторая распрямляется, при этом руки остаются на одном месте.
Несколько раз экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком, потом предлагает ему сделать упражнение самому. Условия те же, что и в пункте 1.



  1. Оральный кинетический праксис.

И: "Делай, как я".Экспериментатор, например: несколько раз щелкает языком, дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается;
дотрагивается языком до левого, затем - правого угла рта, потом надувает щеки.

  1. Функциональная зрительная асимметрия

1. И.: "Прищурься одним глазом". Первым прищуривается неведущий глаз.
2. И.: "Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу)". Ребенку прямо, по средней линии, дается один из этих предметов. Для рассматривания используется ведущий глаз.
3. И.: "Загороди линейкой лампу".Ребенку дается линейка (или что-то аналогичное), которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.
Вариантом этого теста является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.

  1. Пространственный праксис

Проба Хэда.
И: "То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (экспериментатор касается правой руки ребенка) правой рукой; то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (касание) левой рукой".
Предлагается выполнение сначала одноручных (при этом экспериментатор постоянно меняет руки), затем двуручных проб: правая рука касается правого (левого уха), ребро ладони лежит на переносице, кисти рук сложены перпендикулярно друг другу в разных вариантах и т.д.
После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 3.

Восприятие

Тактильные и соматогностические функции

  1. Локализация прикосновения

И.: "Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулся".
Прикасаясь к какому-либо месту на теле ребенка, экспериментатор просит показать, до какого места он дотронулся. В данном случае важно оценить точность локализации прикосновения и сравнить успешность выполнения задания на разных частях тела и с разных сторон.

o И.: "Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз)". Далее как в пункте а).(Экспериментатор прикасается только к рукам.)

o Проба Тойбера.
Экспериментатор несколько раз одновременно прикасается к двум местам на теле ребенка(например, к обеим рукам) и просит его показать, куда он прикоснулся. В данном случае важен учет обоих прикосновений, поскольку проба направлена на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере.

  1. Проба Ферстера.

И.:"Что я нарисовал (написал) у тебя на руке?" Экспериментатор рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное.
Обязательным условием является упроченность в памяти ребенка рисуемых знаков.

  1. Проекция локализации прикосновения.
    И.: "Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на "человечке"" (См. Рисунок). Так же, как и в предыдущем задании, экспериментатор дотрагивается до различных частей тела ребенка и просит его обозначить точки прикосновения на модели человека.

  1. Называние частей тела.
    И.: "Назови часть тела, до которой я дотронусь".Экспериментатор прикасается к различным частям тела ребенка и просит его называть их. Данная часть исследования направлена на оценку не только соматогнозиса, но и номинативного уровня схемы тела.
    Помимо этого, при необходимости можно исследовать различные виды соматосенсорного и тактильного восприятия: дермолексия не только фигур, но и букв, цифр, сложных по начертанию; тактильное восприятие предметов, формы, величины, фактуры объектов и т. д.
  2. Проба Сегена.
    Широко известный тест "Доска Сегена" используется в модифицированном варианте, который предусматривает 4 этапа:
    1 - свободный режим выполнения теста;
    2 - ощупывание фигурок, поиск гнезда и вкладывание фигурки в гнездо только одной (правой или левой) рукой;
    3 - левая рука "опознает" фигурку, правая находит на доске соответствующее гнездо, левая вкладывает фигурку в гнездо;
    4 - обратный этапу 3: правая рука манипулирует с фигурками, левая - с гнездами на доске.
    Вся проба проводится с закрытыми глазами, фиксируется время выполнения каждого субтеста, а также стратегия ребенка в ходе выполнения заданий.
    Такой вариант использования методики Сегена позволяет дифференцированно, полно и достаточно строго оценить характер специализации и взаимодействия полушарий мозга в ходе стереогностической деятельности.

Зрительный гнозис

Восприятие предметных, реалистических изображений.
Перед ребенком по-очереди открываются Картинки.

  1. И.: "Что здесь нарисовано?"

Уже на этом этапе важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии (следит глазами справа налево и/или снизу вверх) вектора восприятия.
Далее открывается рисунок к методике, и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные экспериментатором два, потом три изображения. (Мной представлены несколько вариантов картинок, при исследовании используется 1 вариант картинки)

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

  1. Перечеркнутые изображения

И.: "Что здесь нарисовано?"

  1. Фигуры Поппельрейтера

(наложенные изображения)
И.: "Что здесь нарисовано?". Вариант 1.

Вариант 2.

  1. Незавершенные изображения


И.: "Что здесь нарисовано?"

  1. Химерные изображения


"Что здесь нарисовано?"
Если ребенок не сразу замечает "подвох", следует задать вопрос: "Это все? Все нарисовано правильно?"
Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

  1. Лицевой гнозис


Испытуемому предъявляется картинка, на которой изображены лица людей.
И.: "Кто здесь изображен?" После перечисления экспериментатор задает более трудные вопросы: "Чем отличаются (показывает) эти люди?"; экспериментатор просит ребенка указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т.д.

 

Дополнительную информацию дает восприятие сюжетных картинок, на которых следует опознать пол, возраст, эмоциональное состояние.

  1. Эмоциональный гнозис

.
И.: "Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей?"; затем следует ряд уточняющих вопросов типа: "Кто из них более веселый? Кто больше всех удивлен? Кто самый злой?" и т.д.
Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

  1. Цветовой гнозис.

И: "Какой это цвет?" "Напиши красным (желтым, синим) карандашом".

 

  1. Сюжетные картинки "Окно", "Лето", "Прорубь"

, Подбор серийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка.

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Серийные картинки - по Н. Радлову и X. Бидструпу.
И.: "Что здесь случилось?"
Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

Вариант 5.

Вариант 6.

Вариант 7.

Вариант 8.

Слуховой гнозис




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1634)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)