Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нетарифные препятствия для торговли



2015-11-23 1242 Обсуждений (0)
Нетарифные препятствия для торговли 0.00 из 5.00 0 оценок




Наибольшим разнообразием элементов отличаются методы нетарифных ограничений экспорта и импорта, которые классифицируются в мировой практике по более чем 100 позициям, закладываемых в базу данных, что позволяет сохранить терминологию, используемую торговыми правилами большинства государств.

Нетарифные ограничения - это комплекс мер ограничительно - запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.

Цель этих мер - не только усиление конкурентных условий импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

В настоящее время в международной практике мероприятия по нетарифным ограничениям, согласно классификации ГАТТ/ВТО представлены пятью группами:

ü Первая из них отражает участие государства во внешнеторговых операциях (способы, на которых оно базируется: соглашения, договоры)

ü Вторая - объединяет таможенные и административные импортные формальности, включая методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара, формы товаросопроводительных документов и требования к их оформлению, товарную классификацию тарифов

ü Третья группа состоит из стандартов и требований, связанных с нормами безопасности для национальных потребителей и экологии с санитарно - ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара

ü Четвертая группа - количественные и валютные ограничения импорта и экспорта

ü Пятая - ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей- импортные депозиты, изменение учетной ставки, пограничный налоговый режим и скользящие сборы

Весь комплекс перечисленных мероприятий реализуется путем финансового воздействия и использования инструментов административного регламентирования.

Первое направление обеспечивается системой различных сборов, налогов пошлин, которые взимаются при ввозе товара. Нередко общая сумма таких сборов значительно превосходит размеры установленных таможенных тарифов, кроме того, часто они не имеют вид фиксированной ставки (скользящие импортные налоги и компенсационные импортные сборы на сельхозтовары), изменяясь в зависимости от состояния конъюнктуры и экономической политики государства, что осложняет положение экспортера и лишает его возможности прогнозировать предстоящие расходы по оформлению груза в имитирующей стране.

Фиксированные сборы, налоговое обложение и пошлины имеют как специфический, так и комбинированный характер, повышая в основном внутреннюю цену импортного товара, при этом индикативная оценка не прогнозируется. В их числе следует назвать внутренние специальные налоги и переменные пошлины на импорт, действующие в периоды повышения мировых цен по отношению к внутренним аналогичным товарам; антидемпинговые и компенсационные пошлины (налоги на затраты) по отношению к товарам конкретных импортеров и для компенсации льгот и субсидий внутренним экспортерам-производителям (например, компенсационные сборы стран ЕС с импорта продовольствия), а также пограничные налоги и сборы по оформлению и перемещению груза через границу.

Современные методы административного регламентирования импорта, которые в разной степени применяются практически всеми государствами, чрезвычайно разнообразны. Это – различного рода количественные и стоимостные ограничения, направленные на сокращение объемов или уровня импортных поставок отдельных товаров из любого источника или ограничение их поступления от конкретного поставщика. Они, в свою очередь, включают разнообразные виды запретов, квотирование, лицензирование, контингентирование, предписания таможенных органов, технические нормы и правила безопасности, добровольное самоограничение поставок, антидемпинговые меры.

Административные инструменты, появившиеся в начале ХХ в. С увеличением участия во внешней торговле крупных фирм и монополий, в стабильных условиях рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временной характер, при недостаточной эффективности экономических рычагов. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами регулирования внешнеторговых отношений с другими государствами.

Запреты импорта и экспорта представляют собой вынужденные меры, признанные международной практикой. Они имеют принципиальные особенности, выступая в открытой и завуалированной форме.

• Открытая форма - это прежде всего полное запрещение торговли, основанное обычно на решениях ООН.

• Разновидностью запретов выступают также частичные запреты безусловного характера на импорт конкретных товаров, способных причинить ущерб различным сферам жизнедеятельности государства.

• К условным запретам прибегают в случае несоблюдения поставщиком импортной продукции установленных национальных правил и норм.

• Помимо постоянно действующих используются также сезонные и временные запрещения на ввоз.

• К завуалированным запретам можно отнести ограничения по заходу иностранных судов во внутренние воды или по продаже отдельных товаров в розничной торговой сети страны.

В соответствии с установленным ГАТТ правилом, запрещения по ввозу и вывозу товаров устанавливаются при наличии дефицита или, наоборот- при необходимости предотвращения его на внутреннем рынке. Для этого во многих странах определены специальные требования для товаров, подлежащих запрещению, и приняты соответствующие законы, предусматривающие защиту потребителей и санкции к поставщикам за их нарушение.

Традиционными методами количественного нетарифного ограничения в международной торговле являются:

1) Квотирование

2) Лицензирование

3) Контингентирование

Квотирование - это лимитирование размера импорта с помощью так называемых глобальных, индивидуальных, сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений.

• Глобальная квота, на долю которой приходится 2/3 всех случаев, устанавливает объем импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период. Общая величина допустимого квотой импорта по странам не разбивается.

• Индивидуальная квота предусматривает размер импорта для конкретных стран. В качестве критерия при распределении индивидуальной квоты принимаются во внимания встречные обязательства государств по импортированию товаров данной страны. Такие обязательства закрепляются во внимание встречные обязательства государств по импортированию товаров данной страны.

Такие обязательства закрепляются торговыми соглашениями и принимают характер двусторонней квоты на договорной основе.

• Сезонные квоты устанавливают ограничение размеров импорта сельхозтоваров на определенное время года.

• Ограничение импорта без учета временного периода представляют не конкретизированные квоты.

Квотирование вводится для сбалансирования развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.

Лицензирование в международной торговле отличается большим разнообразием и представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензий) от уполномоченных на то государственных органов на ввоз определенного объема товара. В лицензии может также устанавливаться порядок ввоза и вывоза. Лицензирование толкуется в международной практике как временная мера, которая осуществляется на основе строго контроля тех или иных товарных потоков. Оно практикуется в случаях временного ограничения нежелательных объемов импорта.

Объективными обстоятельствами, побуждающими к лицензированию внешнеторговых операций, являются необходимость рационального использования иностранной валюты. Тем самым достигается выравнивание внешнеторгового и платежного баланса. В случае отсутствия таможенных пошлин или их неэффективного воздействия прибегают к лицензированию с целью защиты внутреннего рынка, а также для выторговывания встречных уступок и, наконец, в качестве дискриминационных действий. При этом, являясь временной мерой, лицензирование не требует пересмотра ранее заключенных межгосударственных торговых соглашений.

С момента появления лицензионного режима в зарубежной практике, инициатором которого выступила Франция в 1931г., процесс сокращения списка лицензируемых импортных товаров приобрел необратимый характер. Однако почти в любом западном государстве этот список включает несколько десятков тарифных позиций, каждая из которых представлена списком соответствующих товаров.

Основными видами лицензий, применяемых в современной зарубежной практике, выступают генеральная и индивидуальная.

• Генеральная лицензия – постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Иногда в лицензии указываются товары, запрещенные к ввозу. Генеральные лицензии со списками товаров регулярно публикуются в официальных изданиях.

• Индивидуальная лицензия выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда двумя- тремя видами, но одной и той же товарной группы). В ней указываются также сведения о ее получателе, количестве стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (как правило, до 1 года).

• Довольно редко используются открытые индивидуальные лицензии на ввоз неограниченного объема товара.

• Предусматривается также выдача автоматических лицензий, которые упрощают процесс выдачи: импортер, подавая заявку на лицензию, автоматически получает разрешение на ввоз товара. С помощью этих лицензий государство имеет возможность осуществлять надзор за импортными потоками и ходом внешнеторговых операций.

• Помимо названных существуют также неавтоматические лицензии, то есть практика получения разрешения на импорт в качестве предварительного, не оговоренного конкретно, условия. Такие лицензии свободно не предоставляются и используются для ограничения импортера в тех случаях, когда квоты заранее не установлены.

Составным элементом лицензирования является контингентирование, то есть установление государством централизованного контроля над вывозом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. Наблюдение за выдачей квот ведется также посредством предоставления лицензий. Несмотря на то, что контингентирование всегда находилось под запретом ГАТТ/ВТО (исключение составляли случаи преодоления тяжелого внешнего финансового положения или в случае устранения дефицита платежного баланса), оно широко используется отдельными государствами, в том числе и высокоразвитыми, ссылающимися на исключительность какой- либо ситуации. Правда, в этих странах контингентирование охватывает сравнительно небольшой круг товаров (черные металлы, медикаменты, продовольствие, текстиль, важнейшие виды сырья).

Однако «контингенты» оказывают значительное влияние на объем и структуру внешней торговли, а также на цены, обеспечивая их рост и принося крупные прибыли тем компаниям, которые производят или продают товар, являющийся объектом ограничения.

Следует отличать контингенты от тарифных контингентов, которые разрешают ввоз определенного количества товаров по сниженным тарифным пошлинам или беспошлинно, выпадая тем самым из понятия нетарифного ограничения.

Помимо традиционных количественных ограничений импорта широкое распространение получила сравнительно новая их форма- «добровольное» самоограничение поставок, которое представляет собой неофициальную договоренность (под угрозой применения со стороны импортера более жестких мер) между экспортом и импортером об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера в виде сокращения объемов, ежегодного прироста или снижения цен. Примером может служить объявленный Японией в 1989 г. «добровольный» отказ от увеличения экспорта автомобилей в США, срок которого истек только в 1994г.

Разновидностью ограничений, предусмотренных соглашениями межправительственных организаций, выступают неконкретизированные количественные ограничения, форма применения которых индивидуальна. Например, соглашения об упорядочении сбыта, об ограничении косвенного импорта в страны ЕС (Договор стран ЕС) или ограничение в рамках международной торговли текстильными товарами, предусматривающее двусторонние договоренности по количественному объему конкретных категорий текстильных изделий.

В числе мер нетарифного ограничения в зарубежной практике значатся специальные требования к импортным товарам, установленные с целью соблюдения безопасности и охраны экологической среды, роль которых сегодня значительно возросла. Они имеют несколько разновидностей:

• Первая представляет собой запрет или ограничение импорта товаров и материалов, загрязняющих окружающую среду (химические товары, ядохимикаты, каменный уголь и нефть с высоким содержанием серы).

• Вторая включает расширение протекционистских мер в отношении промышленного оборудования, транспортных средств и других видов продукции, эксплуатация которых ведет к загрязнении. Атмосферы и воздуха. В связи с этим, например, в большинстве стран Западной Европы с 1992 г. Были установлены жесткие нормы допустимого уровня шума для самолетов и грузового транспорта, состава выхлопных газов для автомобилей, обязательность оснащения нефтеналивных танкеров двойным дном и приёмо-разгрузочными устройствами, гарантирующими от попадания нефти в воду и другие.

• Третья связана с качеством товаров. Она защищает интересы потребителей, оберегая их от ущерба, вызванного дефектом товара, и от возможного вреда при употреблении.

Выполнение перечисленных требований обеспечивается системой государственных контролирующих учреждений подтверждающих соответствие нормам конкретными документами.

В большинстве стран действуют специфические санитарно-ветеринарные норма, прежде всего в отношении импорта сельскохозяйственных продуктов, пищевых товаров, предметов парфюмерии и т.д., устанавливающие ограничения на использование в производстве перечисленных товаров – красителей, различных добавок или, например, употребление гормонов при выращивании скота.

Различие в национальных и фирменных стандартах, а также системах измерения при производстве и оценке их параметров целенаправленно используются государствами для создания нетарифных барьеров против импортной продукции и обеспечения интересов национальных производителей. Данная мера затрагивает около 1/3 товаров мировой торговли. Одна из таких мер – требование импортирующей страны долевого участия в национальном производстве конкретных товаров. Например, США обязывают иностранные компании, поставляющие на американский рынок автомобили, в частности японские, расширить использование комплектующих частей американского производства, рабочей силы и услуг в области рекламы.

Конкурентная борьба на мировом рынке породила специфические меры нетарифного ограничения и прежде всего антидемпинговые, которые часто используются страной-импортером для оказания давления экспортеров других стран с целью защиты своего рынка от иностранной продукции. Основным критерием демпинга (согласно определению комиссии ЕС) является сравнение фактических ввезенных товаров с внутренними ценами на эти же товары в стране экспортера и установления факта продажи товара по искусственно заниженной цене.

· Величина демпинга определяется как разница между экспортной ценой и ценой, принятой за базу сравнения.

Примером демпинга может служить ввоз товара поставщиком, чье государство освободило его от налогов на экспорт, что позволило ему снизить цену. Антидемпинговые меры сводятся к взиманию с экспортера компенсации за ущерб отечественному предпринимателю, обычно в пользу последнего, часто в виде дополнительной пошлины.

Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом случае индивидуально. Установление такой пошлины не носит автоматического характера: она взимается только после расследования на предмет подтверждения факта демпинга и, что важно, - выявления экономического ущерба предпринимателю импортирующий страны.

· Временные антидемпинговые пошлины являются своего рода предупреждением о возможности принятия более суровых мер в отношении экспорта.

· Постоянные антидемпинговые пошлины выглядят наиболее серьезной мерой, вызывающей значительные потери экспортера, а возможно, и его уход с рынка. Существует также принятие экспортером обязательств по соблюдению минимального уровня ценили ограничению количества поставляемого товара.

Однако проблема антидемпинговых мер в мировой практике продолжает оставаться довольной сложной, а способы борьбы недостаточно эффективными. Так, среди десятков против демпинговых и компенсационных истоков, предъявляемых ежегодно в министерство торговли США и в Международную торговлю комиссию, имеют место дела о несообразных приговорах, о правилах, которые легко обойти, о бездеятельности органов в реализации решений. Это приводит к нежелательным экономическим последствиям. Например, Мексика, не создавшая собственной телевизионной технологии, поставляет на американский рынок 70% импортируемых телевизоров по заниженным ценам только потому, что она обошла таможенной пошлины на цветные кинескопы, введенные США для борьбы с демпингом товаров из Японии, Кореи, Сингапура и Канады.

Претензии со стороны западных государств к виновникам демпинга таят большую угрозу, прежде всего введением количественных ограничений в отношениях таких экспортеров. В частности, много претензий возникает в России из-за демпинговых обвальных поставок сырьевой продукции. Инициаторами антидемпинговых обвинений, как правило, выступают национальные производители конкретной продукции.

Принудительные методы конкуренции на мировых рынках так же осуждают и сурово караются во многих станах, как «ограничительная деловая практика», нарушающая правила рынка путем навязывания условий своему партнеру, сговора между поставщиками или покупателями о дискриминационных цен и коммерческих условий и т.д. Основными формами борьбы с ограничительной деловой практикой и мерами по защите конкуренции во многих государствах выступают законные акты антимонопольного регулирования.

Еще одной мерой нетарифного ограничения следует считать предписания таможенных органов, связанные с соблюдением формальностей и процедур отношения к товарам, пересекающим таможенные границы страны. Их существует несколько, прежде всего формальности, предшествующие таможенному оформлению товаров и транспортных средств, то есть соблюдаемые до момента представления таможенной декларации. Эти предписания регулируются как законодательными актами страны, так и конкретными международными документами.

Согласно международным правилам, предписание таможенных органов должны сводится к минимуму требований и процедур и в одинаковой мере предъявляться к товарам и транспортным средствам разных стран, не создавая дополнительных препятствий для внешней торговли. Одновременно национальное законодательство большинства стран предусматривает, что следование груза и транспортного средства от места пересечения границы (и досмотра товара и транспорта) к месту последующего таможенного оформления должно приходить от того, подлежат ли они таможенному обложению или нет. Таможенные власти при пересечении границы могут требовать только документы, которые необходимы для идентификации транспорта и груза, не ставя обязательно условия перевода их на свой язык.

Таможенное оформление груза осуществляет с целью выпуска товаров на внутренний рынок или экспорт и включает следующие операции: представление таможенной декларации и прилагаемых к ней документов, их проверку и принятие, представление товаров таможне для досмотра, начисление на уплату таможенных пошлин, сборов и выпуск товаров с таможни. Эти процедуры обеспечиваются пограничными таможнями или их учредителями, расположенными внутри таможенной территории государства.

Декларирование грузов означает предъявление таможенного документа и является обязательной процедурой оформления. Предъявителем таможенной декларации – декларантом – может быть не только владелец товара, но также транспортный агент, таможенный брокер и другие лица, которые уполномочены распоряжаться грузом и круг которых, определен национальным законодательством.

Таможенная декларация является документом, содержащим сведения о перемещаемом через границу грузе и основанием для пропуска его через государственную границу при ввозе, вывозе или транзитной перевозке. Формы грузовой таможенной декларации в разных странах имеют отличия, однако Конвенция Киото по гармонизации таможенных процедур, которая была разработана и одобрена Советом по таможенному сотрудничеству (СТС), предусматривает указание некоторых обязательных сведений. В частности, сведений о декларанте, импортере (экспортере), консигнаторе, виде транспорта, о характеристике товара (страна происхождения и назначения, число мест груза, его маркировка и вес), тарифной позиции товара (код товарной номенклатуры таможенного тарифа), таможенной стоимости и ставке пошлины, а также перечень прилагаемых документов. Для ее заполнения применяются международное унифицированные цифровые коды стран, товаров, транспортных средств, что позволяет использовать автоматизированную систему обработки таможенных документов с целью упрощения и ускорения этого процесса.

Следующей процедурой таможенного оформления является принятие таможенной декларации, то есть признания ее в качестве основного документа таможенного оформления, с последнего регистрацией и присвоением порядкового номера. Основанием для признания достоверности декларации (согласно Конвенции Киото) служат данные проверки, удостоверяющие точность тарифной позиции, достоверность и действие указанных ставок таможенных пошлин и налогов, идентификацию транспорта, количества и ценностей груза, подлинность прилагаемых документов. После принятия декларации процесс таможенного оформления может закончится выпуском товара таможней, дополнительной проверкой декларации с привлечением других документов или таможенным досмотром.

Таможенныйдосмотр, то есть физическая инспекция товара, необходим для определения соответствия товара и его описаниям в представленных документах. Перед выпуском товара для внутреннего потребления или на экспорт, который является завершающей операцией оформления, производится уплата таможенных пошлин и сборов.

В качестве прочих мер нетарифного ограничения применяются: контроль за экспортно-импортными поставками и уровень цен, требования о выплате авансовых таможенных пошлин, импортные депозиты (денежный беспроцентный залог, вносимый импортером на специальный ответ в банке) как условие на импортную операцию и т.п., правила и практика которых способствуют увеличению стоимости импорта или ограничению возможности получения для него необходимых валютных средств.

Степень воздействия нетарифного ограничения на внешнеторговые процессы не поддаются количественной оценке, так как их влияние не носит явно выраженного характера. Однако, по заключению западных экспертов, доля использования количественных ограничений в общей совокупности нетарифных мер занимает до 30%, столько же – налоговые меры (внутренние и пограничные сборы и налоги), несколько меньше – технические нормы и правила – до 25%.

По общему числу имеющих в международной практике методов нетарифного ограничения первенство принадлежит США, затем следует Япония и западноевропейские страны.

Совокупность элементов системы нетарифных ограничений во внешней торговле в западной практике представлена на рис.1.

Рис. 1. Меры тарифного и нетарифного регулирования


 



2015-11-23 1242 Обсуждений (0)
Нетарифные препятствия для торговли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нетарифные препятствия для торговли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)