Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и методика оценки конкурентоспособности товара и производителя



2015-11-23 1779 Обсуждений (0)
Сущность и методика оценки конкурентоспособности товара и производителя 0.00 из 5.00 0 оценок




Решение о выходе на внешние рынки предполагает оценку соответствия самого предприятия и производимой им продукции требованиям этих рынков к конкурентоспособности, что проявляется на нескольких уровнях: товар – производитель – отрасль – страна.

Конкурентоспособность товара – комплекс его потребительских и ценовых характеристик, определяющих успех на рынке (рис. 3).

Упрощенно конкурентоспособность товара складывается из двух составляющих: цена и качество. Значение цены для потребителя определяется не только суммой денег, которую он должен заплатить при приобретении товара, но и условиями покупки (оплата в рассрочку и т.п.), а также оценкой расходов, которые он понесет в процессе потребления.

В понятие «качество товара» входит способность производителя обеспечить длительное функционирование соответствующего товара. Качество товара, как правило, оценивается по следующим группам показателей:

· назначение;

· надежность;

· экономичность;

· эргономичность;

· технологичность;

· эстетичность;

· стандартизация и унификация;

· патентно-правовые;

· безопасности применения;

· сертификационные.

На конкурентоспособность товаров оказывает влияние факторы внешней и внутренней среды предприятия-производителя. К внешним относятся:

· уровень конкурентоспособности страны, региона, отрасли, самого предприятия, производящего товар;

· сила конкуренции на входе, со стороны товаров-заменителей, среди поставщиков сырья, материалов и других компонентов;

· появление новых потребностей;

· активность контактных аудиторий;

· уровень организации производства, труда, управления у посредников и потребителей товаров.

Среди внутренних факторов присутствуют как непосредственно относимые к товару и его свойствам, так и к функционированию компании-производителя. Среди них:

· новизна товара;

· рациональность организационной и производственной структуры;

· конкурентоспособность персонала системы;

· прогрессивность информационных технологий, технологических процессов и оборудования; научный уровень менеджмента;

· обоснованность миссий и целей системы.

Рис. 3. Типовая схема оценки конкурентоспособности продукции

Одновременно конкурентоспособность фирмы определяется и организацией ее деятельности, способной обеспечить производство и реализацию конкурентоспособной продукции на мировых рынках.

В результате цепочка ценностей фирмы, ориентированной на поддержание и повышение конкурентоспособности, может рассматриваться как система взаимозависимых видов деятельности (см. рис. 3.1).

Инфраструктура фирмы (финансы, планирование и др.)
Управление людскими ресурсами
Развитие технологии
Снабжение
Обеспечение поставок сырья
Выпуск продукции
Обеспечение сбыта продукции
Послепродажное обслуживание
Маркетинг и продажи
Основная деятельность

 

 


 

Рис. 3.1.Цепочка ценностей фирмы

 

Оценка конкурентоспособности предприятия производится в несколько этапов.

1. Анализ экспортного потенциала предприятия включает:

· анализ и оценку собственных экспортных (исследовательских, проектных, конструкторских, производственных, сбытовых и проч.) возможностей;

· определение реальных возможностей поставщиков сырья и материалов, партнеров по научно-технической и производственной кооперации;

· оценку возможностей и выявление слабых мест транспортных организаций и других объектов инфраструктуры;

· определение потенциальной способности внешнего рынка «поглощать» предлагаемые ему товары и выявление условий их прибыльной реализации.

Если предприниматель собирается использовать инвестиционные модели интернационализации круг вопросов, подлежащих тщательному изучению, значительно расширяется.

2. Изучение финансового положения и финансовых ресурсов, в том числе валютных. Развитие ВЭД, особенно организация зарубежных предприятий с полным производственным циклом, требует значительных средств. Уже на первой стадии налаживания зарубежных контактов предприниматель сталкивается с необходимостью расходовать средства на зарубежные поездки, организацию деловых встреч, рекламных кампаний и т.д.

3. Примечание: устойчивые пассивы – приравненные к собственным оборотные средства, не принадлежащие предприятию, но постоянно находящиеся в его пользовании, в его хозяйственном обороте, распоряжении. Например, задолженность персоналу по зарплате, резерв предстоящих платежей и др. Оценка технологических преимуществ, ноу-хау, патентов, а также оборудования, машин, инструментов, приборов, которые, в частности, могут стать вкладом предприятия в уставный капитал при создании совместного предприятия. Кроме того, за рубежом широко развита сеть лизинговых компаний, предоставляющих в долгосрочную аренду различное оборудование, что значительно снижает первоначальные расходы на организацию производства.

Финансовые ресурсы предприятия
Образуемые за счет собственных и приравненных средств
Мобилизуемые на финансовом рынке
Поступающие в порядке перераспределения
· Прибыль от основной деятельности · Прибыль от реализации выбывшего имущества · Прочая прибыль · Амортизация · Устойчивые пассивы · Целевые поступления · Паевые и иные взносы
· Страховые возмещения · Финансовые ресурсы, поступающие от других хозяйственных структур · Финансовые ресурсы, формирующиеся на паевых началах · Бюджетные субсидии
· Продажа собственных ценных бумаг · Дивиденды и % по ценным бумагам других эмитентов · Кредит · Доходы по 4 операциям с иностранной валютой

 

 


Рис. 3.2. Группировка финансовых ресурсов предприятия

4. Оценка маркетинговых позиций предприятия на зарубежных рынках, т.е. способности противостоять конкурентам и удерживать определенную часть рынка.

5. Оценка кадрового потенциала, которая позволяет определить, имеется ли у предприятия достаточно квалифицированный персонал, способный грамотно и эффективно работать в непривычных условиях.

Для адекватной оценки потенциала ВЭД и конкурентных позиций предприятия на внешнем рынке необходимо использовать комплексную систему показателей конкурентоспособности предприятия (табл.1).

Таблица 1.

Система показателей оценки конкурентоспособности предприятия во внешнеэкономической деятельности

Наименование показателя Формула расчета Обозначения Примечания
1. Показатели реальной конкурентоспособности предприятия во ВЭД
1.1 Индекс роста (падения) числа стран для экспорта продукции предприятия по годам. I e = / - число стран, куда вывозилась продукция в базисном году; - число стран, куда вывозилась продукция в отчетном году Выражается фактическими показателями сбытовой деятельности, в том числе и на внешнем рынке в динамике за ряд лет
1.2 Индекс объемов экспорта продукции фирмы, т.е. динамика экспортных поставок продукции за ряд лет Iоэ = ОЭ1 / ОЭо ОЭ 1 - объем производства продукции предприятия в отчетном году; ОЭ о - объем производства продукции предприятия в базисном году
1.3 Доля товаров фирмы на внешнем и внутреннем рынках Iдт = ДТ1 / ДТо ДТ 1 - рыночная доля товаров фирмы в отчетном году; ДТ о - рыночная доля товаров в базисном году
             

 

Продолжение 1

1.4 Экспортная квота (отношение стоимости экспорта товаров предприятия к общему объему производства) Iэк =ЭК1/ЭКо ЭК 1 - экспортная квота предприятия в отчетном году; ЭК о - экспортная квота предприятия в базисном году  
2. Показатели потенциальной конкурентоспособности предприятия во ВЭД А. Прямые
2.1 Доля сертифицированных на соответствие международным стандартам видов продукции предприятия I e = N c / N o N c - доля сертифицированных видов продукции; N o - общий ассортимент производства и реализации продукции предприятия Необходимость сертификации как условия выживания на рынке
2.2 Показатели сертифицированности производства I р = Nр / Nt N р - количество сертифицированных видов производственных операций; N t - общее количество технологических операций по изготовлению продукции Подтверждает способность предприятия выпускать качественную продукцию
2.3 Соотношение цен на продукцию предприятия и конкурентов I z = Z р / Z k Z р - цена продукции предприятия; Z k - цена аналогичной продукции конкурентов Показатель ценовой конкуренции
             

 

Продолжение 2

2.4 Наукоемкость продукции (производства) I t = Z t / Z o Z t – расходы на НИОКР по подготовке производства и выпуску новой продукции; Z o – общие расходы на производственные нужды в бюджете предприятия Показатель технического опережения, оправдывает высокую прибыль
2.5 Удельный вес импортных комплектующих в готовом изделии I k = N k / No N k – количество комплектующих импортного производства; N o – общее количество в изделии Свидетельствует о степени участия в МРТ
Б. Косвенные
2.6 Коэффициент обновление ассортимента Ко = П н / П о П н – количество новых видов продукции в ассортименте производства предприятия; П о – общее количество видов производимой продукции Показатель гибкости структуры управления предприятием

 

Окончание таблицы

2.7 Доля расходов на товародвижение, рекламу в бюджете компании К расх = П р / П бюд П р – расходы на товародвижение, рекламу в бюджете компании; П бюд – бюджет компании на ведение производственно-хозяйственной деятельности Показатель степени рыночной ориентированности
2.8 Уровень квалификации персонала К пер = П кв / П кво П кв – число лиц высшей квалификации с общей численности персонала; П кво – общая численность персонала предприятия Характеризует качество управленческих решений
2.9 Производительность труда ПТ = О /ППП О – объем производства продукции, руб.; ППП – численность промышленно-производственного персонала, человек Характеризует степень продуктивности использования трудовых ресурсов
2.10 Текучесть кадров Тк=Вк /П бюд В к – число выбывших за отчетный год работающих всех категорий Влияет на качество исполнения продукции в обратно пропорциональной зависимости

 

 

На конкурентоспособность предприятия также оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

В качестве внешних факторов выступают:

· уровень конкурентоспособности страны, региона, отрасли;

· государственная поддержка бизнеса, экспорта;

· правовое регулирование на национальном и региональном уровнях;

· открытость общества и рынков;

· научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона;

· национальная система стандартизации и сертификации;

· национальная система стандартизации и сертификации;

· государственная поддержка научно-технической и инновационной деятельности;

· налоговые и процентные банковские ставки;

· наличие доступных и дешевых природных ресурсов;

· система подготовки и переподготовки кадров в стране;

· климатические и географические условия положение страны и региона;

· уровень интеграции страны, региона в мировую экономику.

К внутренним факторам конкурентного преимущества организации относятся:

1) Структурные, образуемые при проектировании организации. Среди них: производственная структура, миссия, организационная структура, специализация и концентрация производства, уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции и производства, персонал, информационная и нормативно-методическая база управления.

2) Ресурсные: поставщики, доступ к качественному и дешевому сырью, учет и анализ по стадиям производства потребностей в сырье и комплектующих; оптимизация эффективности использования ресурсов;

3) Технические: патентная защита, оборудование, качество производственных процессов;

4) Управленческие: менеджеры, анализ выполнения законов организации, формы коммуникации, стиль управления, системы управления качеством, маркетингом, рисками на предприятии;

5) Рыночные: доступ к рынку ресурсов, технологий, положение на рынке, каналы распределения, коммуникационная политика, система сбыта и послепродажного обслуживания, прогнозирование рынка;

6) Эффективность функционирования организации: показатели доходности (рентабельность продукции, производства, капитала, продаж), финансовая устойчивость, доля экспорта наукоемких товаров.

Каждый из приведенных факторов внешней и внутренней среды по-разному влияет на конкурентоспособность предприятия и может осуществляться в деятельности в различных комбинациях. Однако всесторонний анализ факторов, воздействующих на конкурентоспособность предприятия и его продукции, является составляющей стратегического планирования и позиционирования фирмы на рынке.

Учитывая, что современный мировой рынок ориентирован на способность производителя обеспечить постоянное повышение качественных характеристик, необходимо знать требования, предъявляемые к системам управления качеством на основе стандартизации и сертификации.

 



2015-11-23 1779 Обсуждений (0)
Сущность и методика оценки конкурентоспособности товара и производителя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и методика оценки конкурентоспособности товара и производителя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1779)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)