Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Схема взаимоотношений предприятия со страховыми компаниями во внешнеэкономической деятельности




Осуществление ВЭД, как отмечалось ранее, сопряжено с возникновение различного рода рисков. Поэтому предприятия – участники ВЭД вынуждены осуществлять страхование. В качестве страховых продуктов могут выступать:

· страхование внешнеторговых грузов;

· страхование транспортного средства;

· страхование ответственности перевозчиков;

· страхование экспортных кредитов;

· страхование рисков, связанных с инвестициями;

· страхование от расторжения контракта;

· страхование от невыполнения банком/гарантом обязательств по аккредитиву или гарантии;

· страхование туристов, выезжающих за рубеж;

· перестрахование.

Система взаимоотношений участника ВЭД со страховой компанией (СК) по страхованию внешнеторговых грузов состоит из нескольких этапов (рис. 5.6.).

На первом этапе экспортер/импортер, в обязательства которого входит страхование груза (в соответствии с базисными условиями ставки), обращается в выбранную им СК с письменным заявление, в котором указываются его намерения, сведения о характере груз и способе его перевозки, страховая сумма, маршрут перевозки, вид транспорта и условия страхования. Входе переговоров, предшествующих заключению договора, СК знакомит страхователя с условиями страхования, из которых последний выбирает то, которое его устраивает.



 

Рис. 5.6. Схема проведения страхования внешнеторговых грузов

 

Наибольшее распространение в практике ВЭД российских предприятий получили нижеприводимые условия Страхового акционерного общества «Ингосстрах», основанные на международных правилах страхования Института лондонских страховщиков:

1) с ответственностью за все риски. По договору страхования на этом условии возмещаются:

а) убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме случаев поименованных особо;

б) убытки, расходы и взносы по общей аварии. К ним относятся такие убытки, которые понесены вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях списания судна, фрахта перевозимого на судне груза от общей для них опасности;

в) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению размера убытка.

Это условие применяется обычно при страховании генеральных грузов, т.е. таких, которые подвержены не только утрате, но и порче и повреждению;

2) с ответственностью за частную аварию. По договору страхования на этом условии возмещаются:

а) убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие стихийных бедствий, крушения и столкновения транспортных средств между собой и с неподвижными и подвижными предметами;

б) убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести;

в) убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, выгрузке и укладке груза;

г) убытки, расходы и взносы по общей аварии;

д) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению размера убытка.

Данное условие применяется чаще всего при морском страховании грузов, перевозимых в трюмах:

3) без ответственности за повреждение, кроме случаев, перечисленных в п. 2.

Данное условие применяется к навалочным, насыпным и наливным грузам, которые в процессе перевозки можно утратить полностью или частично, но сложно повредить.

Страхователь в свою очередь предоставляет страховщику всю информацию, необходимую для оценки риска. В случае непредоставления этой информации СК имеет все основания отказаться от заключения договора. Кроме того, страховщик пред заключением договора изучает груз, определяет его состояние.

На этом этапе заключается Генеральный договор страхования внешнеторговых грузов (карго-страхование), в котором Страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного договором события (страхового случая) возместить Страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами Страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах оговоренной договором суммы (страховой суммы).

Генеральный договор страхования внешнеторговых грузов содержит следующие статьи:

1) преамбулу, включающую дату, место заключения договора, фирменные наименования сторон, а также определение сторон как контрагентов;

2) общие положения со ссылкой на правовые акты, регулирующие взаимоотношения сторон по договору страхования: гл. 48 ГК РФ, Закон от 27 ноября 1992г. № 4015 – 1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

3) предмет договора, в качестве которого выступает страхование грузов Страхователем согласно прилагаемой описи, являющейся неотъемлемой частью контракта;

4) виды и маршруты перевозок. Средства транспорта. Здесь указываются вид транспортировки, род упаковки, число мест и вес груза, условие о перевозке товара по определенному маршруту с указанием пунктов отправления и назначения, перегрузки и хранения;

5) период страхования – здесь указываются сроки вступления договора в силу (например, с момента первого взноса) и сроки начала и окончания ответственности Страховщика (например, с момента принятия груза перевозчиком в пункте отправления в течение всей перевозки);

6) объем ответственности устанавливается в соответствии с «Правилами страхования грузов» Страховщика (за все риски, за частную аварию без ответственности за повреждения);

7) страховая сумма. В данной статье устанавливается страховая сумма, Объявляемая Страхователем, которая равна действительной стоимости груза и определяется на основании товаросопроводительных документов на груз (инвойса, договор купли-продажи, накладные отправителя и т.п.);

8) страховая премия, где фиксируются ставки вознаграждения, выплачиваемого Страхователем Страховщику за принятые на себя риски (как правило, до 1% объявленной страховой суммы) и периодичность выплат;

9) обязанности сторон.

В обязанности Страховщика входит:

а) ознакомление Страхователя с правилами страхования;

б) учет при выплате страхового возмещения усилий Страхователя по уменьшению риска наступления страхового случая;

в) выплата страхового возмещения;

г) перезаключение договора в случае изменения степени риска;

д) соблюдение конфиденциальности об имущественном положении Страхователя.

Обязанности Страхователя включают в себя:

а) информирование Страховщика обо всех известных ему обстоятельствах для оценки страхового риска;

б) оплата страховой премии;

в) принятие всех возможных мер по уменьшению и предотвращению возможного ущерба застрахованному грузу;

г) предъявление претензий при наступлении страхового случая виновному лицу либо сообщение в компетентные органы о его наступлении с получением необходимых документов, доказывающих наступление страхового случая и ущерб грузу.

Здесь же описываются правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору;

10) порядок и условия осуществления страховых выплат, где указывается перечень документов и сроки, по которым происходит страховое возмещение. Как правило, к этим документам относят:

а) оригинал страхового полиса;

б) оригиналы перевозочных документов (коносаментов, авиа-, железнодорожных, автонакладных);

в) копии претензий, направленных Перевозчику;

г) оригиналы или надлежаще оформленные копии товаросопроводительных документов (спецификаций, упаковочных листов, сертификатов качества и т.п.);

д) оригиналы коммерческих актов, актов экспертиз, совместных актов сдачи-приемки груза;

е) иные документы, составленные по обычаям делового оборота и относящиеся к страховому случаю.

Кроме того, взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая регулируются положениями «Инструкции о порядке предъявления претензий при страховании грузов», на которые в договоре делается ссылка;

11) изменение степени риска. В соответствии с ней Страхователь/Выгодоприобретатель обязан в течение определенного времени сообщить Страховщику о ставших ему известными значительных изменениях и обстоятельствах, влекущих увеличение страхового риска. В ответ оговаривается право Страховщика на изменение условий договора страхования или уплаты дополнительной страховой премии;

12) франшиза предполагает, что определенная часть убытков Страхователя не подлежит возмещению Страховщиком, устанавливается в виде определенного процента стоимости застрахованного имущества;

13) суброгационные требования предполагают фиксацию передачи Страхователем Страховщику при наступлении страхового случая и после выплаты последним страхового возмещения права требования возмещения убытков с третьих лиц, виновных в причинении ущерба;

14) Выгодоприобретатель;

15) особые условия. Так, Страхователь/Выгодоприобретатель может заявить Страховщику об отказе от своих прав на застрахованный груз (абандон), получив полную страховую сумму в следующих случаях:

а) пропажи груза с транспортным средством;

б) полной гибели груза;

в) экономической нецелесообразности устранения повреждений или доставки застрахованного груза в место назначения;

г) захвата груза в результате народных волнений или террористических актов, если груз застрахован от такой опасности и захват длится более 60 суток;

Также в этой статье устанавливаются сроки и способ информирования Страховщика об абандоне;

16) срок действия договора;

17) порядок разрешения спора в арбитражном суде;

18) прочие условия и реквизиты сторон.

Перед каждой отправкой груза в рамках Генерального договора страхования Страхователь направляет Страховщику разовое Заявление о страховании с указанием средства транспорта, маршрута и периода перевозки по отдельным отправкам.

В начале каждого месяца Страхователь направляет Страховщику Общий отчет (бордеро), содержащий описание произведенных и начатых в отчетном месяце застрахованных перевозок грузов. Перечень перевозок, указанных в бордеро, должен соответствовать перечню разовых заявлений на страхование, направленных Страховщику за отчетный период.

В доказательство заключения договора карго-страхования выдается страховой полис, подписанный Страховщиком, в котором отражаются основные условия страхования, зафиксированы в договоре.

В случаях если требуется систематически страховать партии грузов, причем условия страхования для разных партий идентичны, а различаются только объект страхования, страховая сумма и страховой платеж, то заключается Генеральный договор (полис) страхования грузов. После отправки груза Страхователь направляет Страховщику заявление о его отправке.

Этап исполнения договора страхования груза связан с наступлением страхового случая, т.е. свершившегося события, предусмотренного договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность Страховщика произвести выплату страхового возмещения. При наступлении страхового случая Страхователь предоставляет Страховщику всю необходимую информацию (чаще всего письменную) об ущербе (незамедлительно, в трехдневный срок), а также документы, подтверждающие наличие страхового случая (протокол о дорожно-транспортном происшествии, коммерческий акт и т.п.). При этом Страхователь обязан принять необходимые меры, разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах, по предотвращению и уменьшению ущерба по грузу.

Страховщик в свою очередь проводит осмотр и обследование застрахованного груза, после чего выплачивает страховое возмещение. Для определения размера ущерба используются акты осмотра груза, экспертизы, оценки и другие документы, а также счета на произведенные расходы.

Рассмотрим обозначенные выше процессы взаимодействия участника ВЭД со страховой компанией по страхованию внешнеторгового груза на конкретном примере (рис. 5.7.), где:

ОАО «Донской табак» в рамках контрактных отношений экспортирует сигареты в следующих направлениях:

а) Ростов-на-Дону – Кыргызстан, Туркмения (вид транспорта: автофургон – 80%, ж/д – 20%. Способ перевозки: картонная упаковка);

б) Ростов-на-Дону – Израиль, Монголия, Иран (вид транспорта: морской. Способ транспортировки: контейнеры);

 

Рис. 5.7. Схема страхования экспортируемых грузов (на примере ОАО «Донской табак» ОАО « Альфа Страхование»)

2) ОАО «Донской табак» обращается в страховую компанию ОАО «Альфа Страхование» и заполняет комплексное Заявление на страхование грузов для заключения Генерального договора;

3) ОАО «Донской табак» и ОАО «Альфа Страхование» заключают Генеральный договор страхования грузов;

4) ОАО «Альфа Страхование» выставляет счет в адрес ОАО «Донской табак» для оплаты страховой премии;

5) ОАО «Донской табак» оплачивает авансовый платеж Страховщику, который учитывается при расчете страховой премии за последний месяц действия Договора в качестве оплаты страхования перевозок;

6) перед каждой перевозкой ОАО «Донской табак» направляет по факсу разовое Заявление о страховании с приложением копий документов, подтверждающих стоимость единицы товара;

7) ОАО «Альфа Страхование» на основании разового Заявления Страхователя оформляет и выдает ОАО «Донской табак» два экземпляра страхового полиса;

8) ОАО «Донской табак» возвращает ОАО «Альфа Страхование» подписанный один экземпляр страхового полиса;

9) ОАО «Донской табак» информирует Перевозчика о готовности груза к отправке, передает груз и инструкции Перевозчику;

10) Перевозчик принимает груз и доставляет контрагентам ОАО «Донской табак». Страхование начинается с момента приема груза к перевозке транспортной организацией в пункте отправления, продолжается в течение последующей транспортировки и заканчивается в момент снятия пломб на складе грузополучателя в пункте назначения.

11) в начале каждого месяца ОАО «Донской табак» направляет ОАО «Альфа Страхование» по факсу общий отчет (бордеро) с описанием произведенных и начатых в отчетном месяце застрахованных грузоперевозок.

В целом в ходе описанного взаимодействия участника ВЭД со страховыми компаниями обе стороны извлекают экономический эффект:

а) Страхователь:

· получает от страховщика возмещение на груз в минимальные сроки;

· освобождается от необходимости ведения исково-претензионной работы с Перевозчиком;

· получает полную фактическую стоимость поврежденного или утраченного груза;

· получает возмещение условия форс-мажора.

б) Страховщик – получает страховую премию, хотя вероятность утраты груза невелика.

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1596)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)