Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эстетизация повседневности в ХХ веке



2015-11-23 836 Обсуждений (0)
Эстетизация повседневности в ХХ веке 0.00 из 5.00 0 оценок




Словосочетание «эстетика повседневности» появляется в 70-е г. ХХ в. Обращение к понятию «повседневность», включение эстетического в контекст повседневности можно рассматривать как начало интеграции эстетики в общий для гуманитарных наук второй половины ХХ в. процесс постижения реальности повседневной жизни. В рамках эстетики и искусствознания, однако, это постижение имело более чем вековую традицию. Традицию, в которой эстетическое в повседневном было представлено и могло быть представлено только искусством, а среди видов искусства — теми, что эстетически организуют предметно-пространственную среду обитания человека, а именно — архитектурой и прикладным искусством, в ХХ в. — дизайном. Начиная с эпохи Возрождения искусство становится все более автономным, превращается в особый вид практически-духовной деятельности, отличительной особенностью которого оказывается повышенная, концентрированная эстетичность. Ко второй половине XVIII в. представление об искусстве как «царстве прекрасного» становится общепринятым. Гегель в «Эстетике» аргументирует превосходство красоты искусства над красотой природы. Что же касается обыденной жизни, то она и прежде, в рамках господства религиозного миросозерцания, мыслилась как профанный мир, полный несовершенства и дисгармонии. Красота в этот мир привносилась извне, была прерогативой божественного промысла. В обмирщенном, секуляризованном мире европейской культуры XVII-XIX вв. творцом красоты становится художник. Именно искусство и художник: архитектор, мастер прикладного искусства призваны были спасать городскую среду обитания европейцев, интерьеры и предметный мир повседневности от уродующих последствий промышленной революции XIX в. В ХХ в. главным специалистом по эстетизации повседневности становится дизайнер. Во второй половине ХХ в. дизайн начинает интегрировать, включать в орбиту своих интересов и практику родственные, но бывшие прежде самостоятельными виды деятельности по созданию эстетизированной реальности во всех возможных ее проявлениях. Как дизайнерская мыслится теперь и работа парикмахера, косметолога, модельера одежды, имиджмейкера, режиссера массовых зрелищ и средств массовой коммуникации. Расширение традиционной сферы дизайна, увеличение числа его социальных функций, превращение в технологию организации жизни, жизненных стилей терминологически оформляется как «нон-дизайн» (т.е. выходящий за рамки традиционного) или тотальный дизайн. Новая экспансия эстетического начала в повседневную жизнь европейцев в 70-80-е гг. ХХ в. обеспеченная в значительной мере зрелостью и новым качеством дизайнерской деятельности, заставила говорить об «эстетизации повседневной жизни» как специалистов по эстетике, так и социологов. Так, социолог Г. Шульце (G. Schulze) говорит о западногерманское обществе 80-х гг. как «обществе переживаний», в котором одной из главных ценностей жизни является возможность испытывать положительные и разнообразные переживания и среди них важнейшие-переживания эстетические. Люди озабочены качеством субъективных переживаний и заняты созданием «красивой, интересной, приятной и увлекательной жизни». Событийно-предметный план современного процесса эстетизации повседневности в общих чертах очерчен в докладе известного польского эстетика Б. Дземидока на XIII Международном конгрессе по эстетике (Lahti, 1995). Докладчик развертывает перечень сфер и модусов повседневной реальности, которые включаются в «эстетосферу» (термин М.С. Кагана) повседневности постмодерна. Это — жилище; производство и предъявление потребительских товаров; обряды, ритуалы; туризм; спортивные зрелища, граничащие с искусством (фигурное катание, художественная гимнастика); конкурсы красоты и шоу культуристов; косметика; параспортивные-парахудожественные занятия (аэробика или культуризм); парамедицина (пластическая хирургия и стоматология); художественноподобные формы популярной культуры: рекламное творчество, показы мод, эстрадные зрелища, фотопродукция, видеоклипы, цветные календари, почтовые открытки и т.п. Этот перечень, хотя и является хаотичным, представляется ценным как попытка охвата в первом приближении всех возможных проявлений эстетического в повседневной жизни. Широта набросанной панорамы явлений в данном случае важнее хаоса, хотя и он отражает реалии и интеллектуальную парадигму культуры постмодерна. Польскому исследователю удалось выйти за пределы традиционной теоретической схемы, в которой эстетическое в повседневном мыслится только или преимущественно в связи с искусством. Он попытался обозначить контуры расширившейся к концу столетия территории погранично-художественных, «парахудожественных» и других эстетизированных форм современной культуры, резко возросшее число которых побуждает теоретиков говорить об эстетизации повседневности в 70-90-е гг. ХХ в.



2015-11-23 836 Обсуждений (0)
Эстетизация повседневности в ХХ веке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эстетизация повседневности в ХХ веке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (836)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)