Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сады Шалимар, Пакистан



2015-11-23 848 Обсуждений (0)
Сады Шалимар, Пакистан 0.00 из 5.00 0 оценок




Cады Шалимар, расположены в виде продолговатого параллелограмма, окруженного высокой кирпичной стеной, которая славится своей сложной резьбой. Этот сад был основан на концепции Чахар Баг. В 1981 году сад Шалимар был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с Лахор Форт, под эгидой ЮНЕСКО об охране культурного и природного наследия в мира, в 1972 году.

Сад расположен на трех основных ступенчатых террасах, среди которых можно встретить 401 фонтан.

Можно с уверенностью сказать, что сама форма мусульманского сада является отображением вечной легенды о первозданном рае. Как известно, с райского сада вытекало четыре реки. В центре сада, на пересечении главных аллей строили беседку, павильон или даже дворец. Склоны холмов украшали террасами с водяными каскадами, а цветы, словно живой ковер, покрывали землю.

Сведений о турецких садах до османского завоевания Стамбула в 1453 мало. Они предпочитали не строить искусственные водоемы, а создавали сады там, где уже была проточная вода. Использовали и украшали то, что природой было уже создано, сажали в этих местах деревья, и даже разбивали клумбы. Их дополнения и изменения не были подчинены жесткому плану. Турки предпочитали естественность и гармонию...

Османы старались максимально эффективно использовать земли, которые шли под посадку. Кроме того, места для строительства садово-парковой архитектуры, размещения террас и набережных, никогда не были случайными – их всегда определяла близость к водоемам. Хотя османским садам не хватает строгой формальной организации, это не означает, что они были хаотичными. Османские сады должны были быть не только красивыми, но и функциональными: важная особенность их заключается в том, что там сажали не только цветы и деревья, но также фрукты и овощи.

Но главный принцип архитектуры садового павильона заключался во вписании сооружения в окружающую среду - оно должно было быть открытым в сад, как бы являясь частью природы. Неизменными составляющими османского сада были кипарисовые деревья и фонтаны. Насколько это было возможно, садовые комплексы создавались около ручья или на берегу моря.

Один из османских султанов, Ахмет III, любил экзотику, и при нем начали стали сажать необычные цветы: особенно розы, гвоздики, сирень, и жасмин, но прежде всего тюльпаны. Это потом все эти цветы пышно расцвели в творчестве османских поэтов, а тюльпан, в конце концов, стал символом Турции, а тогда!.. Тогда это были лишь дворцовые «изыски». Впрочем, садовые нововведения султана быстро привились и распространились повсеместно. Любовь падишаха к этим цветам была так велика, что период его правления был назван "Тюльпановым царствованием". Кстати, в Европу тюльпан впервые попал именно из Османской империи в шестнадцатом веке, а к семнадцатому увлечение тюльпанами стало известно как "тюльпаномания", которая пошла на убыль только к началу 19 века. В Турции, интерес был в основном к редких разновидностей, за которые можно было выручить большие деньги.

Настоящим же Ренессансом для декоративного садоводства стало царствование Сулеймана I, хотя цветы культивировались османами и до него. Почти все историки в своих письменных свидетельствах отмечают обилие цветов и подчеркивают, что это - характерная особенность османских садов. Они также отмечают, что в садах были высажены такие деревья, как кипарисы, мирты и многие другие, которые и формировали индивидуальный образ сада. Наряду с цветниками там имелись огороды, где в сезон росли капуста, огурцы, шпинат, дыни и прочие овощи, а также всевозможные травы.

Сады создавались не только в реальном, но и в духовном пространстве, воспетые в стихах и песнях, выражая представления об идеальном состоянии, а также передавая мистическое ощущение связи с природой.

Для тела, сердца и души
Четыре вещи мне нужны:
Цветущий сад, кувшин вина,
Ручей, красивая жена

Абу Нувас, арабский поэт.

Мусульманские сады

Все в этих садах располагает к неге и томлению – тихо журчащие фонтаны, легкие струи воды, искрящиеся на солнце, благоухающие цветы, поющие птицы в золотых клетках, прекрасные наложницы, собранные со всех краев света… Человек, попадая в такой сад, чувствует себя как в раю. Сады в мусульманских странах, действительно, ассоциировались с раем. И, несмотря, на всё их разнообразие, устройство садов строго регламентировалось законами ислама.

Основу мусульманского сада, как правило, составляет так называемый «чор-багх» (в переводе на русский «четыре сада»). План формируется из одного или нескольких квадратов. Больший квадрат делится на четыре меньших. Строгая геометричность планировки подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой. В центрах квадратов часто стоят небольшие фонтаны или бассейны, облицованные мрамором, разноцветными керамическими плитками и стеклом, которые являются главным украшением всего сада. Ислам наделяет особой, священной ролью воду. Вода – источник жизни, она питает жизнь и дает очищение. Вода у мусульман символизирует рай, и без нее немыслим райский сад.

Такая форма сада видимо является отражением легенды о райском саде, из которого в четырех направлениях вытекают четыре реки. Таким образом, сад оказывается разделенным на четыре части. Возможно также, что прообразом такой планировки мусульманских садов стала древнейшая святыня, расположенная в Мекке. Она представляет собой черный камень, встроенный в стену здания кубической формы. Это здание считалось «божьим домом» и в нем еще до возникновения ислама поклонялись Аллаху. Таким образом, квадраты мусульманского сада должны были символизировать присутствие Аллаха и его благословение.

Наиболее законченно и полно идея райского сада – «чор-багх» – воплотилась в гробницах времен династии Великих Моголов. Примером могут служить мавзолей Хумаюна XVI века и Тадж-Махал XVII века.

Топиарное искусство

Дословный перевод с латыни слова «топиария» (фасонирование) раскрывает тайну особого вида творчества, направления садово-паркового искусства — искусства стрижки кроны деревьев и кустарников. Зародилось оно в древнеримских садах, в которых мастера «зеленой скульптуры» достигли высочайшей техники.

Второе рождение канувшего в веках «парикмахерского дела» приходится на ХVII век. Франция, ставшая законодательницей садов нового, регулярного типа, открыла поистине золотой век в развитии искусства стрижки. В ту пору просто неприлично было демонстрировать гостям сад ,,где бы садовники не прошлись по кустам и деревьям ножницами,,. Целых два столетия в Европе держалась мода на зеленые «садовые прически».

Не миновала мода и Россию. Начало ХVIII века отмечено не только расцветом садово-паркового искусства, вызванного широким строительством царских резиденций, дворцов именитого дворянства, но и проявлением в них аккуратно, с выдумкой, художественно подстриженных на западный манер деталей ландшафтного интерьера.

С появлением в конце ХVIII века на английский манер природного паркового стиля мода перекинулась на естественные очертания форм растений. Топиарное искусство снова почти на два столетия ушло в тень.

В настоящее время интерес к формовому садоводству заметно возрастает.



2015-11-23 848 Обсуждений (0)
Сады Шалимар, Пакистан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сады Шалимар, Пакистан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (848)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)