Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ




Вопросы для самостоятельной работы по теме 1:

1. Определение жизни, отличия от живых форм от неорганических тел.

2. Перечислите существующие дисциплины в современной биологии и опишите предмет их изучения.

3. Значение биологии в современном обществе. Понятие «зеленная революция».

4. Основные заболевания, вызываемые вирусами.

5. Почему современная медицина не в состоянии уничтожить вирусные инфекции?

6. Методы профилактики и лечения вирусных заболеваний.

7. СПИД. Методы профилактики и лечения. Механизм устойчивость клеток к вирусу СПИДа.

Темы для докладов:

1. Основные этапы развития биологии.

2. Предмет, методы и задачи биологии. Роль биологии в развитии общества.

3. Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и функционирования вирусов. Разнообразие и значение вирусов, их происхождение. Взаимодействие вируса с клеткой-хозяином. История открытия вирусов.

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 1:

1. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.



4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

5. Добротина Н. А., Акифьев А. П., Лысов П. К. Биология с основами экологии. М.: Высшая школа, 2007.

6. Крыжановский В. А., Билич Габриэль. Вирусы. Прокариоты. Растения. Кн.2. М.: ОНИКС, Харвест, 2007.

7. История биологии с древнейших времен до начала XX в. / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1972. 536 с.

8. История биологии с начала XX в. до наших дней / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1975. 659 с.

9. Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.

10. Длусский Г.М. История и методология биологии. М., «Анабасис», 2006. 219 с.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 2:

1. Характеристика и свойства аминокислот. Заменимые и незаменимые аминокислоты.

2. Значения белка для народного хозяйства и примеры его промышленного производства.

3. Получение и различные способы использования целлюлозы.

Темы для докладов:

1. Ферменты — биологические катализаторы: строение, классификация, основные принципы действия, значение, практическое применение.

2. История открытия нуклеиновых кислот.

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 2:

1. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

5. Румянцев Е. В., Антина Е. В., Чистяков Ю. В. Химические основы жизни. М.: Колос. 2007.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 3:

1. Различие растительной и животной клетки.

2. Строение и функции клеточной стенки. Отличие клеточной стенки бактерий от клеточной стенки растений и грибов.

3. Цитоплазматическая мембрана, строение функции.

4. Основные органеллы клетки.

5. Пластиды. Строение, функции.

6. Ядро эукариот и нуклеоид прокариот. Особенности строения и функционирования.

Темы для докладов:

1. История создания и совершенствования микроскопа.

2. Строение и функции клеточной стенки растений.

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 3:

1. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

5. Румянцев Е. В., Антина Е. В., Чистяков Ю. В. Химические основы жизни. М.: Колос. 2007.

6. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: Академкнига, 2005.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 4:

1. Что такое полисомы? Каково их значение?

2. Строение и значение аминоацил-т-РНК-комплекса.

3. Омнипотентность и дифференциальная экспрессия генов.

4. Факторы, влияющие на скорость фотосинтеза.

5. Что такое коферменты и какую роль они играют в процессах обмена веществ в клетке?

Темы для докладов:

1. Расшифровка генетического кода различных организмов. Последние достижения и дальнейшие перспективы.

2. Гипотезы происхождения митохондрий и пластид.

3. Пигменты. История открытия, строение, разнообразие, принцип действия, значение.

4. Бактериии-хемосинтетики – кто это?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 4:

1. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

5. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: Академкнига, 2005.

6. Филиппович Ю. Б., Севастьянова Г. А., Ковалевская Н. И. Биологическая химия. М.: Академия, 2008.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 5:

1. История открытия процессов брожения (работы Луи Пастера).

2. Молочнокислое брожение в организме позвоночных животных.

Темы для докладов:

1. Использование процессов брожения в промышленности.

2. Использование процессов брожения в пищевой промышленности (виноделие, пивоварение, сыроварение, хлебопечение и т.д.).

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 5:

1. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

5. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: Академкнига, 2005.

6. Филиппович Ю. Б., Севастьянова Г. А., Ковалевская Н. И. Биологическая химия. М.: Академия, 2008.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 6:

1. Амитоз, эндомитоз, клеточное деление прокариот – особенности данных процессов.

2. Основные источники изменчивости (кроссинговер, независимое распределение, случайное оплодотворение).

Темы для докладов:

1. Разнообразие клеточных циклов.

2. Суть и значение процесса кроссинговера.

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 6:

1. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

5. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: Академкнига, 2005.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 7:

1. Адаптивное значение метаморфоза.

2. Провизорные органы позвоночных и беспозвоночных животных.

3. Что такое гаметогенез? Стадии гаметогенеза.

Темы для докладов:

1. Партеногенез. Суть явления. Примеры среди животных. Биологическое значение партеногенеза.

2. Гермафродитное размножение. Суть явления. Примеры среди животных и растений. Биологическое значение гермафродитизма.

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 7:

1. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

5. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: Академкнига, 2005.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 8:

1. Какие условия необходимы для возникновения жизни на основе углерода?

2. Теория панспермии: доводы за и против.

3. Теория «Мир РНК».

4. Теория Опарина-Холдейна.

5. Современные теории возникновения жизни.

6. Какие свойства живых форм могли проявлять коацерваты (протобионты)?

Темы для докладов:

1. Первые теории возникновения жизни на Земле.

2. Современные теории и альтернативные гипотезы зарождения живого.

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 8:

1. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

5. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: Академкнига, 2005.

6. Румянцев Е. В., Антина Е. В., Чистяков Ю. В. Химические основы жизни. М.: Колос. 2007.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 9:

1. Какие свойства эукариотических клеток делают их эволюционные возможности намного выше, чем у прокариот?

2. Каким основным положениям современной биологии противоречит теория целлюляризации?

3. Современная интерпретация теории фагоцителлы И.И. Мечникова.

Темы для докладов:

1. Прогрессивные черты в строении эукариотических клеток.

2. Преимущества наличия в клетке оформленного ядра и системы внутриклеточных мембран.

3. Сильные и слабые стороны различных колониальных гипотез происхождения многоклеточных организмов.

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 9:

1. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

5. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: Академкнига, 2005.

6. Румянцев Е. В., Антина Е. В., Чистяков Ю. В. Химические основы жизни. М.: Колос. 2007.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 10:

1. Мутации (типы мутаций, источники мутаций, значение мутационного процесса).

2. Изменчивость (источники изменчивости, непрерывная и дискретная изменчивость, норма реакции).

Темы для докладов:

1. Значение генетики для развития медицины.

2. Значение генетики для развития сельского хозяйства.

3. Генная инженерия – перспективы и проблемы развития.

4. Генетически модифицированные объекты – за и против.

5. Проблема клонирования в современном обществе.

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 10:

1. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 11:

1. Почему современная эволюционная теория называется синтетической?

2. Работы Ч. Дарвина по проблемам искусственного отбора.

Темы для докладов:

1. Творческая биография Ч. Дарвина.

2. Развитие эволюционной теории в 20-21 веках.

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 11:

1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

2. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

5. Северцов А.С. Теория эволюции. М., «Владос», 2005. 380 с.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 12:

1. Экология как наука. Содержание, предмет и задачи экологии.

2. Разнообразие экологических факторов.

4. Популяционная экология. Содержание, предмет и задачи дисциплины.

Темы для докладов:

1. Значение экологии в современном мире.

2. Понятие популяции. Определение популяции.

3.Типы и структура популяций.

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 12:

1. Одум Ю. Основы экологии. М., «Мир», 1975. 741 с.

2. В.А. Радкевич. Экология. Минск, «Высшая школа», 1998. 159 с.

3. А.С. Степановских. Экология. Курган, 2000.704 с.

4. В.Б. Чернышев. Экология насекомых. М., изд-во МГУ, 1996. 304 с.

5. И.А. Шилов. Экология. М., «Высшая школа», 2001. 512 с.

6. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

7. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977.

8. Яковлев Н.Н. Живое и среда (молекулярные и функциональные основы приспособления организма к условиям среды). М.: Наука, 1986.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 13:

1. Структура экосистем (видовая, пространственная, трофическая).

2. Экологическая сукцессия – что это такое?

3. Значение процесса экологической сукцессии.

4. Основные экологические проблемы современности и возможные пути их решения.

Темы для докладов:

1. Парниковый эффект. Влияние человека на повышение концентраций парниковых газов. Меры, предпринимаемые обществом для снижения эффекта глобального потепления.

2. Загрязнение атмосферы. Влияние различных видов деятельности человека на содержание токсичных газов в атмосфере.

3. Кислотные дожди. Роль человека в образовании кислотных дождей.

4. Проблема шума в городах. Меры, предпринимаемые человеком для снижения уровня шума в городах.

5. Загрязнение морей и океанов. Методы очистки поверхностных вод.

6. Твёрдые отходы. Примеры современных методов утилизации твердых бытовых отходов.

7. Радиоактивное загрязнение. Влияние радиоактивного излучения на биологические объекты.

8. Основные направления и вопросы, которые изучает современная экология.

9. Демографическая проблема и ее решение.

10. Сценарии развития человеческого общества

11. Роль природоохранной деятельности человека в сохранении биоразнообразия.

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 13:

1. Одум Ю. Основы экологии. М., «Мир», 1975. 741 с.

2. В.А. Радкевич. Экология. Минск, «Высшая школа», 1998. 159 с.

3. А.С. Степановских. Экология. Курган, 2000.704 с.

4. В.Б. Чернышев. Экология насекомых. М., изд-во МГУ, 1996. 304 с.

5. И.А. Шилов. Экология. М., «Высшая школа», 2001. 512 с.

6. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

7. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977.

8. Яковлев Н.Н. Живое и среда (молекулярные и функциональные основы приспособления организма к условиям среды). М.: Наука, 1986.


VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература:

1. Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

5. Основы общей биологии. Под ред. Э. Либберта. М., 1982.

Дополнительная литература:

1. Айала Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику. М.: Мир, 1984.

2. Биология: В 2 кн. / Под ред. Ярыгина В.Н., Ярыгин В.Н. М.: Высшая школа, 2004.

3. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977.

4. Дерябин А. И., Дерябин Д. Г. Функциональная морфология клетки. М.: Университет, 2005.

5. Длусский Г.М. История и методология биологии. М., «Анабасис», 2006. 219 с.

6. Добротина Н. А., Акифьев А. П., Лысов П. К. Биология с основами экологии. М.: Высшая школа, 2007.

7. История биологии с древнейших времен до начала XX в. / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1972. 536 с.

8. История биологии с начала XX в. до наших дней / Под. ред. Микулинского С.Р. М., 1975. 659 с.

9. Крыжановский В. А., Билич Габриэль. Вирусы. Прокариоты. Растения. Кн.2. М.: ОНИКС, Харвест, 2007.

10. Лебедева Н. В., Криволуцкий Д. А., Дроздов Н. Н., Биологическое разнообразие. M.: Владос, 2004.

11. Румянцев Е. В., Антина Е. В., Чистяков Ю. В. Химические основы жизни. М.: Колос., 2007.

12. Тупикин Е. И. Общая экология с основами экологии и природоохранной деятельности. М.: Академия, 2004.

13. Филиппович Ю. Б., Севастьянова Г. А., Ковалевская Н. И. Биологическая химия. М.: Академия, 2008.

14. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. М.: Наука, 1980.

15. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. М.: Академкнига, 2005.

16. Юсуфов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии. М., 2003. 238 с.

17. Яковлев Н.Н. Живое и среда (молекулярные и функциональные основы приспособления организма к условиям среды). М.: Наука, 1986.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://www.bestreferat.ru/referat-85908.html

http://pages.marsu.ru/workgroup1/shishkina/test/5/index.htm

http://obilog.ru

http://ebio.ru

http://bio.clow.ru

Средства обучения:

При проведении курса «Биология с основами экологии» используется мультимедийная система для показа презентаций и других фото- и видеоматериалов, а также разнообразные макеты, таблицы.


VII. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

1. Контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям:

Тема семинарского занятия Контрольные вопросы
1. Введение. Предмет, цели и задачи курса общая биология. Определение понятия «жизнь». Основные свойства живых организмов. Уровни организации жизни. 1. Общая биология как наука и предмет ее изучения. Содержание биологии и ее место среди других наук. Задачи биологии, ее связь с другими естественными дисциплинами. 2. Биология как совокупность наук, изучающих структуру, функционирование и разнообразие живых систем на разных уровнях организации (зоология, ботаника, микология и др.; молекулярная биология, физиология, экология и др.). 3. Методические основы биологии. Терминология биологии. Методы исследования в биологии. 4. Современные представления о свойствах живых организмов. Основные свойства живых систем (структурная сложность, онтогенез, метаболизм, гомеостаз, способность к самовоспроизведению, саморегуляции, раздражимость и возбудимость, размножение на основе матричного синтеза). 5. Основные уровни организации жизни. Пять царств живых организмов. Таксономический и морфологический подходы при выделении уровней организации жизни.
2. Учение о клетке.Химическая организация клетки. Элементарный состав живых организмов. Основные биополимеры. 1. Химический состав клеток, их сходство у разных организмов - основа единства живой природы. 2. Неорганические вещества: вода, минеральные соли. Макро-, микро- и ультрамикроэлементы. 3. Уникальные для жизни свойства углерода и воды. 4. Особенности строения органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, АТФ в связи с выполняемыми функциями. 5. Ферменты, их роль в клетке.
3. Клеточная теория. Сравнительная характеристика строения клеток про- и эукариот. Органеллы. 1. История создания и основные положения современной клеточной теории. 2. Сравнительная характеристика про- и эукариотических клеток. 3. Сравнительная характеристика различных типов эукариотических клеток. 4. Строение и функции органелл (цитоплазма, плазматическая мембрана, ядро, аппарат Гольджи, эндоплазматический ретикулум, рибосомы, пластиды, митохондрии, вакуоли, опорно-двигательная система клетки, клеточная стенка). 5. Строение и функции частей и органоидов клетки, их взаимосвязи как основа ее целостности. 6. Многообразие клеток.
4. Общая характеристика обмена веществ. Фото- и хемосинтез. Биосинтез белка. 1. Определение и свойства генетического кода. 2. Строение и функции белков. 3. Ферменты, строение и функции. 4. Биосинтез белка, основные этапы синтеза белка. Процесс трансляции на рибосомах. Рабочий цикл рибосомы. Функции связывания. Инициация трансляции. Общие принципы элонгация. Терминация трансляции. Посттрансляционные превращения белков. Самоорганизация белковой глобулы. Самосборка четвертичной структуры белка и надмолекулярных структур клетки. 5. Общая характеристика метаболизма. Виды обмена. Ассимиляция, диссимиляция (пластический и энергетический обмены, анаболические и катаболические реакции). 6. Содержание и продукты световой и темновой фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза в природе. 7. Полезная деятельность бактерий-хемосинтетиков. Сущность процесса хемосинтеза.
5. Аэробное и анаэробное дыхание. 1. Основные этапы аэробного клеточного дыхания (гликолиз, цикл Кребса, электронтранспортная цепь). Содержание и продукты каждого этапа. 2. Коферменты, участвующие в реакциях аэробного дыхания, и их функции. 3. Особенности анаэробного клеточного дыхания. 4. Спиртовое и молочнокислое брожение. 5. Энергетический выход аэробного и анаэробного процессов.
6. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Типы и формы размножения. Основные способы деления клетки (митоз, мейоз, амитоз, эндомитоз). 1. Биологическое значение размножения. 2. Типы размножения (половое и бесполое), основные различия между ними. 3. Формы полового и формы бесполого размножения. 4. Определение и фазы клеточного цикла. Особенности периодов интерфазы. 5. Типы деления ядра (митоз, мейоз, амитоз, эндомитоз, клеточное деление прокариот). 6. Основные стадии и значение митоза. 7. Основные стадии и значение мейоза. 8. Суть явления кроссинговера и генетической рекомбинации. 9. Основные источники изменчивости.
7. Основные этапы онтогенеза. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Развитие прямое и с метаморфозом. 1. Определение и этапы онтогенеза. 2. Этапы эмбрионального развития (бластуляция, гаструляция, первичный органогенез). 3. Теория зародышевых листков. 4. Эмбриональная индукция. 5. Омнипотентность и дифференциальная экспрессия генов. 6. Два вида постэмбрионального развития (прямое развитие, развитие с метаморфозом). 7. Биологическое значение развития с метаморфозом. Провизорные органы.
8. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.Основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Теория биохимической эволюции. 1. Основные теории происхождения жизни на Земле. 2. Идея самопроизвольного происхождения жизни. 3. Идея космического происхождения жизни. 4. Гипотеза А.И. Опарина и Дж. Холдейна. 5. Опыты Стенли Миллера и Орджела. 6. Теория биохимической эволюции. 7. Основные этапы возникновения и развития жизни на Земле. 8. Свойства коацерватов – предбиологических систем. 9. Основные направления эволюции протобионтов. 10. Образование жизни из органического вещества Вселенной. 11. Образование жизни за счет РНК. 12. Основные признаки живого.
9. Гипотезы происхождения эукариотической клетки. Гипотезы возникновения многоклеточности. 1. Основные гипотезы происхождения эукариотической клетки (симбиотическая и инвагинационная). Сильные и слабые стороны данных гипотез. 2. Гипотезы происхождения многоклеточных организмов (колониальные гипотезы, теория целлюляризации). Сильные и слабые стороны этих гипотез.
10. Основы генетики и селекции. Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков. 1. Генетика как наука, предмет и задачи генетических исследований. Методы генетики. Взаимосвязь генетики с другими биологическими и небиологическими дисциплинами. 2. Значение генетических исследований. 3. Основоположники генетики. 4. Опыты Грегора Менделя. 5. Работы Менделя по моно- и дигибридному скрещиванию. 6. Анализирующее скрещивание. 7. Выводы, к которым пришел Мендель. 8. Законы Менделя. 9. Мутационная теория Гуго де Фриза. 10. Хромосомная теория наследственности. 11. Группы сцепления. 12. Генетическое определение пола и наследование, сцепленное с полом. 13. Множественные аллели (определение групп крови у человека).
11. Учение об эволюции органического мира.Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Основные положения синтетической теории эволюции. 1. Основные положения теории Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. 2. Основные положения синтетической теории эволюции.
12. Основы экологии. Определение, критерии и классификация экологических факторов. Правило экологического оптимума. 1. Экология как наука. Место экологии среди других биологических наук. Разделы экологии (аут-, демо- и синэкология). 2. Определение и критерии экологического фактора, классификации экологических факторов (абиотические, биотические, антропогенные факторы; классификация А.С. Мончадского). 3. Правило экологического оптимума. 4. Закон минимума. 5. Понятие экологической пластичности (толерантности) видов. 6. Видоспецифичность экологического оптимума. Изменение экологического оптимума в пространстве и времени.
13. Основы биоценологии. Понятие биоценоза, экосистемы, биогеоценоза. Структура экосистемы. Экологическая сукцессия. 1. Основы биоценологии. Исследования Карла Мебиуса, понятие биоценоз. 2. Концепции экосистемы (А. Тенсли) и биогеоценоза (В.Н. Сукачев). Основные отличия этих понятий. 3. Структура экосистемы. 4. Пищевые цепи и пищевые сети. Пастбищные и детритные пищевые цепи, пищевые цепи хищников и паразитов. 5. Типы изменения экосистем. Аллогенные и автогенные изменения. 6. Экологическая сукцессия. Изменение характеристик экосистем в ходе сукцессии. 7. Понятие климаксного сообщества.

 

Вопросы к контрольной работе

Вариант 1

1. Назовите наиболее распространенные в природе моно-, ди- и полисахариды. Перечислите основные функции углеводов.

2. Перечислите основные свойства живых организмов (с пояснениями).

3. Опишите строение и функции хлоропластов.

4. Опишите основные этапы аэробного клеточного дыхания.

5. Объясните, о чем говорят биогенетический закон и закон зародышевого сходства.

Вариант 2

1. Чем отличаются простые и сложные белки? Перечислите основные функции белков.

2. Какие уровни организации живой материи Вы знаете?

3. Опишите строение и функции ядра.

4. Опишите основные фазы фотосинтеза.

5. Опишите два типа постэмбрионального развития.

Вариант 3

1. Из каких мономеров состоят нуклеиновые кислоты? Опишите строение этих мономеров. Перечислите отличия в строении РНК и ДНК.

2. Назовите отличия в строении про- и эукариотических клеток.

3. Опишите строение и функции митохондрий.

4. Опишите основные этапы биосинтеза белка.

5. Опишите основные этапы эмбрионального развития.

 

 

Вопросы к экзамену

1. Предмет общей биологии. Основные свойства живых форм.

2. Уровни организации жизни.

3. Гипотезы возникновения жизни на Земле.

4. Теория биохимической эволюции жизни на Земле. Гипотеза Опарина, Холдейна. Опыты Стенли Миллера.

5. Гипотезы происхождения эукариотической клетки. Сильные и слабые стороны гипотез.

6. Возникновение многоклеточных организмов.

7. Молекулярные основы жизни. Элементарный состав организмов. Вода в составе клеток живых организмов, ее свойства.

8. Важнейшие классы биополимеров. Строение и функции липидов. Наиболее распространенные в природе жиры.

9. Строение и свойства углеводов. Моно-, ди- и полисахариды. Наиболее распространенные в природе углеводы. Значение углеводов.

10. Строение и свойства белков. Незаменимые аминокислоты. Структура белковых молекул. Значение белков.

11. Строение и свойства нуклеиновых кислот. Строение нуклеотидов РНК и ДНК. Азотистые основания. Принцип комплементарности. Виды и функции РНК. Значение нуклеиновых кислот.

12. Основные положения современной клеточной теории.

13. Сравнительная характеристика строения про- и эукариотической клеток.

14. Сравнительная характеристика строения различных типов клеток (протист, грибов, растений и животных).

15. Органеллы клеток. Строение и функции цитоплазмы.

16. Строение и функции плазмалеммы. Основные механизмы транспорта через мембрану.

17. Строение и функции клеточного ядра.

18. Строение и функции пластид.

19. Строение и функции митохондрий.

20. Строение и функции аппарата Гольджи и эндоплазматического ретикулума.

21. Строение и функции рибосом, вакуолей, лизосом.

22. Опорно-двигательная система клетки (микротрубочки, микрофиламенты, центриоли, миофибриллы).

23. Строение клеточной стенки растений.

24. Основные этапы синтеза белка. Полисомы.

25. Общая характеристика обмена веществ (метаболизма). Анаболические и катаболические реакции. Виды ассимиляции (автотрофная и гетеротрофная).

26. Основные фазы фотосинтеза. Содержание и продукты фаз. Значение фотосинтеза.

27. Хемосинтез. Группы бактерий - хемосинтетиков.

28. Аэробное клеточное дыхание. Основные этапы, их содержание и продукты. Энергетический выход аэробного дыхания.

29. Анаэробное клеточное дыхание. Примеры. Энергетический выход анаэробного дыхания.

30. Гипотезы происхождения митохондрий и хлоропластов.

31. Размножение живых организмов. Типы полового и бесполого размножения.

32. Клеточный цикл. Периоды клеточного цикла. Продолжительность клеточного цикла и отдельных его периодов у различных организмов.

33. Интерфаза. Периоды интерфазы.

34. Митоз. Основные фазы митоза и их содержание. Значение митоза.

35. Мейоз. Основные фазы мейоза и их содержание. Значение мейоза. Источники изменчивости.

36. Другие способы деления клеток (амитоз, эндомитоз, клеточное деление прокариот).

37. Определение и этапы онтогенеза. Этапы эмбрионального периода, их особенности.

38. Постэмбриональное развитие. Прямое развитие, развитие с метаморфозом. Организмы, развивающиеся с метаморфозом. Личинки, провизорные органы. Биологическое значение метаморфоза.

39. Определение и значение генетики. Моногибридное скрещивание и закон расщепления.

40. Дигибридное скрещивание и закон независимого распределения. Анализирующее скрещивание.

41. Группы сцепления. Генетическое определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие между генами - множественные аллели. Определение групп крови.

42. Изменчивость (дискретная, непрерывная). Влияние среды. Источники изменчивости.

43. Мутации. Частота мутаций и их причины. Хромосомные и генные мутации. Значение мутаций.

44. Определение экологии. Цель экологии. Место экологии среди других биологических наук. Разделы экологии.

45. Понятие экологического фактора. Его определение, критерии.

46. Принцип действия экологических факторов. Правило экологического оптимума. Пределы выносливости. Экологическая пластичность видов. Изменение экологического оптимума вида в пространстве и во времени. Примеры таких изменений. Эври- и стенобионты. Закон минимума Либиха.

47. Классификация экологических факторов. Классификация А.С. Мончадского.

48. Концепция биоценоза, экосистемы и биогеоценоза.

49. Структура экосистемы. Пищевые цепи и пищевые сети. Трофические уровни.

50. Аллогенные и автогенные изменения. Экологическая сукцессия. Первичная и вторичная сукцессия. Понятие климаксного сообщества.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.072 сек.)