Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тематика докладов и рефератов



2015-11-23 283 Обсуждений (0)
Тематика докладов и рефератов 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМАТИКА

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО “ЭСТЕТИКЕ”.

Эстетика как наука.

1. Предмет эстетики.

2. Структура эстетической теории знания.

3. Эстетика в системе гуманитарного знания.

Основные этапы развития западноевропейской эстетической мысли.

 

Тематика докладов и рефератов

1.Эстетические представления в первобытном обществе.

2.Эстетика античности.

3.Эстетика эпохи Средневековья.

4.Эстетика Возрождения.

5.Эстетика Нового времени.

6.Современные эстетические теории.

7.Место и роль античного художественного наследия в культуре человечества.

 

 

Литература:

Беляева Е.В. Эстетика / Е.В. Беляева. Минск: Акад. упр. при Презид. Респуб-лики Беларусь, 2004. .

Бычков В.В. Эстетика / В.В. Бычков. М.: Гардарики, 2004.

Западное искусство ХХ века: Классическое наследие и современность. М., 1992

Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение. – СПб., 1977

Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.

Каменская Е.Н. Этика. Эстетика: конспект лекций / Е.Н. Каменская. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

Кондрашов В.А. Эстетика / В.А. Кондрашов, Е.А. Чичина. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. .

Куренкова Р.А. Эстетика: учебник для вузов / Р.А. Куренкова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Мигунов А.С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине ХХ века. М., 1991.

Тимощук А.С. Эстетика ведийской культуры. – Владимир, 2003

Хамитов Н., Крылова С., Минева С. Этика и эстетика. Словарь ключевых терминов. – Киев, 2009

Эстетика: учеб. пособие для вузов / В.И. Авдеев и др.; под общ. ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2000

 

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ

1. Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетики. Его место в жизни и искусстве.

2. Безобразное, его связь с прекрасным и место в искусстве.

3. Возвышенное как категория эстетики. Его сущность и виды.

4. Низменное, его характеристики.

5. Трагическое как категория эстетики.

6. Комическое как категория эстетики. Разновидности комического.

 

Тематика докладов и рефератов

 

1. Эстетические идеалы и нормы.

2. Прекрасное как центральная категория эстетики.

3. Философия смеха.

4. Прекрасна ли истина?

5.Эстетические представления народов древнего Востока

 

 

Литература:

Беляева Е.В. Эстетика / Е.В. Беляева. Минск: Акад. упр. при Презид. Респуб-лики Беларусь, 2004.

Борев Ю.Б. О комическом / Ю.Б. Борев. М.: Искусство, 1957.

Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. М.: Высш. шк., 2002.

Бычков В.В. Эстетика / В.В. Бычков. М.: Гардарики, 2004.

Каменская Е.Н. Этика. Эстетика: конспект лекций / Е.Н. Каменская. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

Кондрашов В.А. Эстетика / В.А. Кондрашов, Е.А. Чичина. Ростов н/Д.: Фе-никс, 1999.

Куренкова Р.А. Эстетика: уч-к для вузов / Р.А. Куренкова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Мартынов В.Ф. Эстетика: учеб. пособие / В.Ф. Мартынов. Минск: Тетра-Системс, 2003.

Немировская А.С. Сотвори прекрасное / А.С. Немировская. Ленинград: Лениздат, 1985.

Никитич Л.А. Эстетика: учебник для вузов / Л.А. Никитич. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Эстетика: учеб. Пос .для вузов / В.И. Авдеев и др.; под общ. ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2000.

Яковлев Е.Г. Эстетика: учеб.пособие / Е.Г. Яковлев. М.: Гардарики, 1999.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Н.И. Киященко и др.; сост. Г.С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. 304 с.

 

 

Для того, чтобы лучше осмыслить основные категории эстетики, нужно исходить, прежде всего, из того, что эстетика – это наука о чувственном восприятии окружающей действительности. А категории эстетики – это те чувства, которые испытывает человек, воспринимая явления окружающего мира. У человека эстетическое чувство одно. И оно обращено к действительности в целом, во всем его многообразии. Человек любуется и дикой природой, и своим духовным миром, и математическими формулами, и тем, что сделано его руками, и красотой отношений между людьми. Да и сам эстетический мир многообразен. В нем есть и прекрасное, и возвышенное, и трагическое, и комическое.

Характеризуя прекрасное,следует отметить, что это эстетическая категория, обозначающая высшую эстетическую ценность, характеризующая явление с точки зрения совершенства. Прекрасное – это высшая степень красоты. Оно вызывает у человека положительные эмоции, светлые чувства радости, восторга и умиротворения, дарит наслаждение. Подумайте над вопросом, как оно находит свое отражение в жизни, в поступках человека, в природе и в искусстве. В искусстве прекрасное обычно рассматривается через единство формы и содержания.

Рассматривая характеристику прекрасного (гармонии, симметрии, ритма, пропорциональности и др.), следует подчеркнуть его природу, выделив при этом различные трактовки.

1.Прекрасное есть воплощение Бога или абсолютной идеи в конечных вещах и явлениях, как считали Платон, Гегель и христианские философы средневековья.

2.Древнегреческая эстетика рассматривает прекрасное как объективное свойство самих вещей. Прекрасное трактовалось как вселенская гармония, красота мироздания, Космоса. Такая трактовка в той или иной форме воспроизводится во всей материалистической эстетике, в эстетике французского Просвещения. Для нее прекрасное – естественное свойство самой природы, такое же, как вес, цвет, объем и т.д.

3.Субъективистские направления в эстетике (романтизм, модернизм) утверждают, что действительность эстетически нейтральна, источник прекрасного таится в душе индивида. Красота – результат определенного восприятия субъектом явлений действительности, «суждений вкуса», «чувствования», «проецирования духовного богатства на действительность».

4.Прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено объективно-эстетическое значение явлений, но которое осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей, как истолковывали Сократ, Аристотель, Н.Г.Чернышевский. Вместе с тем, прекрасное предполагает определенную идеализацию отражаемого предмета и доведение его до совершенства. В этом плане прекрасное есть построенная воображением модель предмета, гармонические черты которого доведены мыслью до предела, высказаны до конца.

Освещая категорию безобразного,следует подчеркнуть его негативную эстетическую ценность. Обратите внимание, что сама этимология слова, безобразное значит без óбразное, лишенное образа, меры, порядка, другими словами – хаос. Оно может вызывать чувства отвращения, недовольства, но ощутимой опасности не содержит. Это явление мертвое неодухотворѐнное, лишенное внутреннего света и богатства.

По аналогии с предыдущей категорией необходимо рассмотреть также различные трактовки безобразного.

В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями небытия и зла. В средневековой философии безобразное трактовалось как следствие и форма проявления греховности. Эстетика Просвещения отрицала за безобразным право быть отраженным в искусстве, в то время как в некоторых течениях модернизма оно истолковывалось как исключительная художественная ценность.

Важно отметить, что иногда в искусстве наблюдается парадокс: внешне безобразный предмет может быть изображен прекрасно. Так замечательная пьеса может быть посвящена отражению общественных пороков, а прекрасный портретист написать уродливое лицо.

Особый интерес связан с категорией возвышенное, которое обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями.

Следует обратить внимание на то, как возвышенное взаимосвязано с героическим, как находит свое отражение в искусстве через грандиозность, масштабность и монументальность в различные эпохи.

В начале четвертого вопроса важно обратить внимание на то, что антиподом возвышенного является низменное,которое характеризует чрезвычайно негативную ценность явлений, которые таят в себе угрозу для общества и личности. Низменное – это крайняя степень безобразного. Рассматривая данную категорию, необходимо рассмотреть черты ее проявления (насилие, разврат, цинизм, нигилизм и др.), обращаясь к художественному творчеству.

Низменному в сильной степени присущ этический аспект.

Низменное трактуется как привязанность к материальному (физиологическому) и пренебрежение духовным, разгул чувствен-ности и унижение разума, господство эгоистической субъективности над объективными ценностями.

В качестве ярких проявлений низменного можно рассматривать подавление личности, а также алкоголизм и наркоманию как формы саморазрушения. Тесная связь низменного со злом находит отражение и в художественном творчестве. Обычно художественное произве-дение указывает на низменное в реальности, чтобы духовно преодолеть его силой добра. Если же само произведение низменно, оно может считаться допустимым только в среде малокультурных людей, жизнь которых сама по себе соответствует категории низменного.

Особое место занимает категория трагического.Поэтому важно подчеркнуть его сущность, как неразрешимое противоречие, порожденное столкновением идеала с действительностью, дисгармонией между человеком и миром. Необходимо вспомнить источники трагедии (противоречие между порывом к свободе и возможностью

добыть ее только ценой смерти, между значимой для человека ценностью и слишком дорогой ценой за ее осуществление). Так сегодня столкновение человека и природы (экокатастрофа) трагична для человека.

Обратите внимание на различные трактовки трагического. Так, в античную эпоху трагедия трактовалась как борьба личности и Рока (типичный пример – трагедия Софокла «Царь Эдип»). Центральные персонажи средневековой трагедии – святые мученики, которые по своей воле пошли на жертвы во имя Бога, или грешники, нарушившие по собственной свободной же воле божественные установления. Здесь трагическое разворачивалось как противоречие между стремлением к духовности и обретением ее через страдания тела, или стремлением к свободе и неспособностью обосновать с ее помощью позитивные ценности. В Новое время, когда личностное начало получило всестороннее развитие, источником трагедии становится противоречие между стремлением к разумности и порядку и неразумностью самого мира.

Центральная проблема трагедийного произведения – расширение возможностей человека, разрыв тех границ, которые исторически сложились, но стали тесными для наиболее смелых и активных людей, одухотворенных великими идеалами. И хотя их борьба сопровождается страданиями и часто заканчивается смертью, трагическое искусство оказывает очищающее воздействие на людей (катарсис), призывает их на борьбу со злом. Смерть героя вызывает боль и скорбь зрителей или читателей, но вызывает восхищение самоотверженной жертвенностью.

Комическое– особая категория, ибо она отражает неопасные, но социально-значимые противоречия действительности, это эмоцио-нально насыщенная форма их критики. Поэтому комическое означает признание существования в жизни чувственного, материального, хаотичного, не соответствующего требованиям духовности, разума и порядка.

Чтобы более полно понять категорию комического, необходимо обратить внимание на разновидности комического: юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск и дать им характеристику.

 

 



2015-11-23 283 Обсуждений (0)
Тематика докладов и рефератов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тематика докладов и рефератов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)