Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Самостоятельная внеаудиторная работа студентов




Содержание самостоятельной работы Объем в часах Форма контроля
       
Тема 1. Тема 1 . Введение. Риторика как наука. История риторики и красноречия. Текст. Средства связи. Подтекст. выборочный устный контроль
Тема 2. 2 Особенности устной и письменной речи для автора и адресата. Структура речи и классический подход к композиции. Развертывание темы и тезиса речи. проверка задания
Тема 3. Типы конструктивных приемов. Составление текстов различных типов. проверка задания
Тема 4. Элокуция и качества речи. Красота речи. Уместность речи. Правильность речи. Ясность речи. Основные виды тропов и стилистических фигур. выборочный устный контроль
Тема 5. Использование тропов и стилистических фигур в различных текстах. Редактирование текста. Рекомендации по подготовке к публичному выступлению. выборочный устный контроль
Тема 6. 6 Экстралингвистические факторы, влияющие на восприятие устной и письменной речи. Публичное выступление.. Приемы поведения оратора. Виды и типы памяти. Мнемонические приемы. проверка задания

Самостоятельная работа включает в себя:

1. Работу с нормативными словарями современного русского литературного языка (орфоэпический, акцентологический словари; словари трудностей, толковые словари, этимологический и фразеологический словари, словари паронимов, молодежного жаргона, словари иностранных слов, грамматические словари русского языка); орфоэпические, лексические и грамматические нормы (ПЗ)

2. Ознакомление с правилами оформления научной работы: реферат. Оформление списка литературы. Составление тезисов, аннотации. (ПЗ)

3. Знакомство с правилами подготовки к выступлению с докладом по теме реферата. Приёмы трансформации письменной речи в устную. Выступления студентов с устными рефератами (докладами). (С)

4. Работу с деловой документацией. Правила оформления личных документов: заявление, автобиография. Правила оформления личных документов: резюме. Письменные деловые коммуникации. Деловые письма и их оформление. ПЗ)

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и интерактивные занятия в форме занятий по критическому мышлению, а также написание индивидуальных проектов.

Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в интерактивной форме проблемного коллоквиума, дебатов, позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения. При подготовке к занятиям студенты используют электронные мультимедийные учебники и учебные пособия.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий. Используются проектно-организованные технологии обучения работе в команде над комплексным решением практических задач, проблемно-ориентированный междисциплинарный подход к изучению науки

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Введение. Риторика как наука.

Классическое понимание риторики. Современное толкование науки красноречия. Предмет риторики. Общая и частная риторика. Законы современной общей риторики. Закон ориентации и продвижения адресата. Закон эмоциональности речи. Закон удовольствия. Связь риторики с логикой, философией, русским языком и культурой речи, психологией, педагогикой, этикой. Значение риторики. Негативная и позитивная оценка риторики.

Требования к знаниям: иметь представление о значении ораторского искусства в жизни общества, о связи риторики с другими науками, знать законы современной общей риторики.

Требования к умениям: приводить примеры позитивной и негативной оценки риторики, уметь рассказать о риторике как о мастерстве эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

 

Тема 2. История риторики и красноречия.

Возникновение риторики. Античная риторика. Деятельность софистов. Платон. «Риторика» Аристотеля как первая теория красноречия. Риторический идеал Цицерона.Марк Фабий Квинтилиан – создатель первой государственной школы риторики.

Особенности средневековой риторики. Гомилетика (Савонарола, Лютер). Августин Блаженный. Иоанн Златоуст. Фома Аквинский. Вырождение практической риторики. Риторика как учебная дисциплина.

Особенности риторики в эпоху Возрождения. Роль национальных языков. Ж.Лабрюйер. Программа действий оратора Б.Паскаля. Деятельность Леонардо да Винчи. Изучение поэтической, художественной речи. Афоризм и максима. Отрасли красноречия.

Риторика Нового Времени.

История развития риторики в России. «Золотое слово Святослава» («Слово о полку Игореве»). «Поучение Владимира Мономаха». «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. «Моление Даниила Заточника». «Житие протопопа Аввакума». «Риторика» Ф. Меланхтона. Феофан Прокопович. М.В. Ломоносов – основоположник ораторского искусства в России и его «Краткое руководство к красноречию». М.М. Сперанский. Судебное красноречие в России. Деятельность А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако. Институт живого слова. В.В. Виноградов, С.С. Гуревич, Ю.М. Лотман, Д.Э.Розенталь, С.И. Ожегов, Л.В. Щерба.

Требования к знаниям: знать основные этапы развития риторики как науки, иметь представление о выдающихся ораторах древности, о состоянии риторики в современном мире.

Требования к умениям: уметь продемонстрировать на примерах развитие искусства красноречия.

 


Раздел 1.

Текст. Средства связи. Подтекст. Понятие текста. Целеустановка текста. Выбортемы и названия информативной и убеждающей речи. Информативное выступление. Убеждающее выступление. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Целостность и завершенность текста. Единство темы. Связность текста. Контактная связь. Дистантная связь. Смысловые средства оформления речи. Лексические средства (лексический повтор, синонимическая замена, многозначные слова, слова одной тематической группы, единство видовременных форм глагола, местоименная замена, союзы, частицы, вводные слова, модальные слова, наречия и слова с пространственным и временным значениями, предложения-скрепы). Стилистические средства оформления речи. Интонационные средства. Графические средства.

Особенности устной и письменной речи для автора и адресата. Буквы. Знаки препинания. Абзац, абзацный отступ. Пробел. Шрифты и выделения. Понятии ретроспекции. Личный фактов в процессе коммуникации. Темп речи. Тембр голоса. Громкость голоса. Интонация. Мимика. Жесты. Особенности подготовленной и неподготовленной речи. Образ аудитории. Диалогичность публичного выступления.

Требования к знаниям: знать основные средства связи текста, особенности устной и письменной речи для автора и адресата, иметь представление о смысловых, лексических, стилистических, интонационных и графических средствах оформления речи.

Требования к умениям: уметь различать в тексте фактуальную, концептуальную и подтекстовую информацию, в публицистическом текста выделять основные принципы воздействия на читателя, приводить примеры устной и письменной речи.

Раздел 2.

Инвенция. Инвенция – первый этап подготовки речи. Замысел речи. Предмет и тема речи. Выбор темы. Отбор и накопление фактического материала. Работа с источниками. Цель речи. Анализ аудитории.

Развертывание темы и тезиса речи. Тезис и проблема. Основные принципы составления тезисов. Стратегия убеждения: тезис-довод-аргумент. Аргументация. Классификация аргументов.

Требования к знаниям: иметь представление об инвенции, знать основные принципы составления тезисов,

Требования к умениям: уметь грамотно выбирать тему публичного выступления, уметь составлять тезисы, уметь предупреждать ошибки при составлении тезисов и при подборе аргументов, выявлять ошибки в чужой и своей аргументации.


 

Раздел 3.

Структура речи и классический подход к композиции. Обращение (зачин). Именование темы (вступление). Повествование (история вопроса). Описание (положение дел на момент речи). Доказательство (основная аргументация). Опровержение (рассмотрение контрдоводов). Воззвание (обращение к чувствам слушателя). Заключение.

Принципы выдвижения и современный взгляд на композицию. План. Виды планов (простые, сложные, тематические, тезисные, цитатные и т.д.). Ошибки при составлении плана.

Отмеченные позиции и схемы выдвижения. Заголовок. Начало текста. Конец текста. Конвергенция. Сцепление. Градация. Обманутое ожидание. Композиция. Типы композиции (линейная, ступенчатая, концентрическая, параллельная, дискретная, кольцевая, контрастная; жесткая, вариативная, нежесткая). Конструктивный прием. Типы конструктивных приемов (индукция, дедукция, конкретизация, дилемма, рамочное обрамление, напряжение, концессия, вопросно-ответный ход, контраст).

Типы конструктивных приемов. Составление текстов различных типов и композиций.

Требования к знаниям: знать основные композиционные элементы речи, иметь представление об отмеченных позициях и схемах выдвижения, знать особенности текстов различных стилей и типов.

Требования к умениям: уметь составлять тексты различных типов и стилей, грамотно расставлять логические и аргументационные акценты в публичном выступлении.

 

Раздел 4.

Элокуция и качества речи. Качества правильной речи: точность, собственно правильность речи, логичность речи, богатство и выразительность речи, уместность речи). Языковые нормы. Типы языковых норм. Нормы уровня языковых средств. Стилистические нормы. Нормы текста. Директивные и вариативные нормы.

Красота речи. Уместность речи. Правильность речи. Ясность речи. Точность речи (словесная и фактическая). Логичность речи (закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего, закон достаточного основания). Средства, подчеркивающие логичность (членение на абзацы, употребление вводных слов, подчеркивания и выделения, интонация в устном выступлении).

Дискуссия.

Основные тропы и стилистические фигуры. Речевые средства усиления изобразительности. Специальные средства усиления изобразительности. Метафора. Эпитет. Метонимия. Синекдоха. Сравнение. Гипербола. Литота. Олицетворение. Перифраз. Ирония. Риторическое обращение. Риторический вопрос. Анафора. Эпифора. Антитеза. Оксюморон. Градация. Умолчание. Многосоюзие. Бессоюзие. Параллелизм. Хиазм. Инверсия.

Использование тропов и стилистических фигур в различных текстах. Редактирование текста.

Требования к знаниям: знать основные характеристики хорошей речи, иметь представление об типах норм, о тропах и стилистических фигурах.

Требования к умениям: приводить примеры хорошей речи, грамотно и логично приводить свои аргументы и доводы во время дискуссии, уметь использовать различные тропы и стилистические фигуры при составлении текстов, исправлять ошибки (лексические, морфологические, синтаксические и пр.) в предложенных текстах.

Раздел 5.

Виды и типы памяти. Мнемонические приемы. Виды памяти (зрительная, слуховая, моторная или двигательная, логическая, ассоциативная). Непроизвольная память. Произвольная память. Кратковременная и долговременная память. Внутренняя установка на запоминание. Эмоциональное отношение к материалу. Роль репетиции в процессе запоминания речи.

Рекомендации по подготовке к публичному выступлению. Уважение выступающего и слушающего. Использование демонстрационных средств во время выступления.

Требования к знаниям: знать основные виды памяти, иметь представление о технике публичного выступления.

Требования к умениям: уметь использовать мнемонические приемы на практике, запоминать тексты различной сложности.

 

Раздел 6.

Экстралингвистические факторы, влияющие на восприятие устной и письменной речи. Факторы, обеспечивающие успех выступления. Виды речей: информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая, развлекательная.

Приемы поведения оратора. Приемы привлечения внимания. Языковые факторы (прямое требование внимания от слушателей, пауза, употребление вставных предложений, обращение к слушателям с неожиданным вопросом, прерывание начатой мысли, намек и т.д.) Неязыковые факторы (звучность, темп речи, паузы, высота голоса, тембр, дикция, произношение). Три типа ораторов.

Публичное выступление. Зачет.

Требования к знаниям: знать виды речей, иметь представление о языковых и неязыковых приемах привлечения внимания.

Требования к умениям: уметь использовать полученные знания при произнесении речей различных видов, выявлять и исправлять ошибки в речи других студентов, уметь наиболее выгодно преподнести свою речь, правильно себя вести во время публичного выступления.

 




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)