Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура Древней Руси (IX-XIII вв.). Расцвет культуры домонгольской Руси. Монголо-татарское нашествие и его последствия



2015-11-23 436 Обсуждений (0)
Культура Древней Руси (IX-XIII вв.). Расцвет культуры домонгольской Руси. Монголо-татарское нашествие и его последствия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Если попытаться представить периоды развития российской цивилизации, то здесь выделяются два основных подхода: одни исследователи полагают, что российская цивилизация существует с IX в. по настоящее время. Данная типология представляется весьма логичной, так как позволяет выделить в истории России основные этапы ее развития, обладающие общими типологическими признаками, которые позволяют рассматривать их в качестве отдельных историко-культурных общностей:

  • Древняя Русь (IX-XIII вв.);
  • Московское царство (XIV-XVII вв.);
  • имперская Россия (с XVIII в. по настоящее время).

Согласно второй точке зрения, таких цивилизационных типов внутри русской культуры, по крайнер мере, два: «славяно-европейский» (или «русско-европейский»), существовавший до XIII в., и «российский» или «евразийский», сменивший в XIV в. первый и продолжающий свое развитие до настоящего времени.

Эпоха раннего Средневековья в Древней Руси характеризуется прежде всего языческими верованиями и связанными с ним культами. У русского книжника XII в. в «Слове об идолах» описывается язычество древних славян и основные этапы его развития.

Сначала (в эпоху первобытно-общинного строя) славяне «клали требы упырям и берегиням» (добрым и злым духам). Во время перехода от кочевой к оседлой жизни под влиянием средиземноморских культов «начали трапезу ставити Роду и рожаницам» — божествам плодородия (помощники Рода — Ярило и Купало, позже Сварог — бог неба и Вселенной и Сварожич — бог огня). Затем стали поклоняться «проклятому Перуну, и Хорсу, и Мокоши, и Вилам», Сварог же становится покровителем ремесленников-кузнецов.

В «Повести временных лет» описывается реформа князя Владимира (980 г.), который захватил Киев и поставил на холме над Днепром шесть богов: «постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна деревянна, а главу его серебряну, а ус злат, и Хорса, Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь». Целями реформы было укрепление центральной власти, объединение племен (включены в пантеон и неславянские боги: Хорс — иранский бог, изображался в виде белого коня, Мокошь — финно-угорское божество, прототип Параскевы Пятницы) и утверждение новых отношений социального неравенства. Однако данная реформа не достигла своей цели, так как христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство, и в 988 г. князь Владимир решается на новую реформу.

Принятие христианства имело большое значение для Руси.

Во-первых, оно укрепляло государственную власть и территориальное единство государства. Во-вторых, уравнивало Киевскую Русь с другими христианскими странами. И в-третьих, играло огромную роль в развитии русской культуры, где произведения архитектуры, живописи, музыки создавались по образцам византийских, и даже главный собор Киевской Руси — Собор Св. Софии в Киеве — воспроизводил в своих основных принципах константинопольский Софийский собор.

Однако долгое время христианство и язычество сосуществовали (к примеру, курган XII в. — безусловно языческое явление, но покойник, захороненный в нем, — в крестике, значит, христианин). Таким образом, внешняя обрядовость преобладала над внутренним постижением сущности религии. Такое положение сохранялось до XIII в. в высокой среде, а в низкой, крестьянской — до XVI в. Однако церковь использовала языческие праздники, приспосабливая к ним христианские.

Так, языческие Святки (24 декабря — 6 января) были заменены христианским Рождеством (24 декабря) и Крещением (7 января).

День Ярилы с украшением березки был приравнен к Троицыну дню (сопровождаемому аналогичными обрядами).

День Рода (Перуна), который был кульминацией года с его жаркими, грозовыми днями, стал Ильиным днем.

Масленица осталась в календаре праздников, но была отодвинута за рамки Великого поста перед Пасхой.

Центром жизни средневекового крестьянина становится община, которая является гарантом взаимопомощи. Вне общины на Руси выжить было практически невозможно. Это объясняется неблагоприятными климатическими условиями, когда каждые восемь лет случался неурожай (к примеру, в Западной Европе урожайность была в два раза выше), а значит — голод, болезни, огромная детская смертность, где из восьми детей в семье шесть умирало, поэтому продать или отдать детей проезжему купцу считалось благом. Условия жизни были необыкновенно тяжелыми — понятия «детство» не существовало, с пятнадцати лет начиналась взрослая жизнь, средняя продолжительность которой равнялась приблизительно тридцати годам. Отсюда необходимость поддержки, безвозмездной помощи типа дожинок, помочей, строительства жилищ сообща. Поэтому самым страшным наказанием была не смерть, а изгойство, лишение помощи общины.

Эти особенности существования наложили отпечаток на психологический тип личности, менталитет и определили такие его черты, как стремление к стабильности существования, воспроизводству образа жизни и психологии в рамках общественной группы, узкий кругозор (за границей двух-трех верст — отсутствие представлений о мире, приводящее к вере в «псеглавцев», людей с железными головами и т. п.), одномерность и консерватизм, являющиеся тормозом предприимчивости, трудолюбие, усердие, а также экологичность мировосприятия, приводящая, с одной стороны, к хозяйскому, бережливому отношению к природе, а с другой — к отсутствию эстетического восприятия природы (к примеру, понятие «пейзаж» появляется только в XVII-XVIII вв., и граф Шереметьев шлет за границу письмо с просьбой привезти ему в Кусково «ландшафт со скотиной»).

Письменность и литература восточных славян пережила несколько этапов становления.

На раннем этапе развития славяне использовали «черты и ризы» (не сохранившееся пиктографическое, т. е. рисуночное письмо), при помощи которых «чтаху» и «гадаху» (читали и гадали). Однако применение подобного письма было ограничено календарными знаками и знаками собственности.

Для записи же сложных текстов славяне использовали так называемую «протокириллицу» (запись славянских слов с помощью греческого алфавита).

Полагают, что братья-миссионеры Кирилл и Мефодий при создании славянской азбуки могли использовать древнерусские письмена. И во второй половине IX в. ими был создан глаголический алфавит, а на рубеже IX-X вв. — кириллица, возникшая в результате упрощения глаголицы.

До сегодняшнего времени дошло более 150 рукописных книг XI-XII вв., представляющих различные жанры. И этот факт, безусловно, свидетельствует о широком арспространении книжной культуры в Древней Руси, так как преобладающее большинство из рукописных книг погибло в пожарах, в том числе и подлинник «Слова о полку Игореве», сгоревший в 1812 г. в Москве в доме графа Мусина-Пушкина.

Наиболее известными среди них стали:

  • «Слово о законе и благодати» священника Иллариона (между 1037 и 1050 гг.), написанное в форме церковной проповеди, но наполненное политическим, актуальным содержанием, касающимся отношений Киевской Руси с Хазарским каганатом и Византией. Основная идея «Слова» — равноправие всех христианских народов независимо от времени их крещения, что противоречило мнению византийской церкви о праве на всемирное господство. Произведение состоит из трех частей:
  1. Обоснование права «новых христианских народов» на равенство со «старыми».
  2. Рассказ о принятии христианства на Руси.
  3. Похвала князю Владимиру, крестившему Русь. Заканчивается «Слово» молитвой за русскую землю;
  • «Повесть временных лет» (1113 г.) — летопись, составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, открывающаяся знаменитыми словами «Откуда есть пошла русская земля»;
  • «Сказание о Борисе и Глебе», использующее жанр жизнеописаний святых (или агиографии), но по сути являющееся исторической повестью;
  • «Поучение Владимира Мономаха» (ок. 1117 г.), имеющее конкретно-исторические черты и черты автобиографического произведения;
  • «Остромирово Евангелие» (1056–1057 гг.), «Изборник Святослава» (1073 г.) — образцы книжной миниатюры, содержащие изображения евангелистов и портретные изображения великокняжеской семьи.


2015-11-23 436 Обсуждений (0)
Культура Древней Руси (IX-XIII вв.). Расцвет культуры домонгольской Руси. Монголо-татарское нашествие и его последствия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура Древней Руси (IX-XIII вв.). Расцвет культуры домонгольской Руси. Монголо-татарское нашествие и его последствия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)