Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научный аппарат психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психофизическом развитии



2015-11-23 838 Обсуждений (0)
Научный аппарат психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психофизическом развитии 0.00 из 5.00 0 оценок




Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (задержкой психического развития) – одно из направлений специальной психологии, занимающееся изучением своеобразия психического развития детей с лёгкими нарушениями развития, имеющими характер дисфункций и лёгких повреждений.

Предмет - своеобразие психического развития детей с лёгкими отклонениями.

Объект – психика детей с задержкой психического развития.

Задачипсихологии детей со слабовыраженными отклонениями в психофизическом развитии:

1. Изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с задержкой психического развития.

2. Изучение специфики познавательной деятельности детей с лёгкими нарушениями развития, имеющими характер дисфункций и лёгких повреждений.

3. Изучение особенностей личностного развития детей с задержкой психического развития.

4. Разработка методов психологической диагностики особенностей развития детей с лёгкими отклонениями.

5. Разработка методов психологической коррекции отклонений в развитии детей с задержкой психического развития.

6. Разработка психологических основ интеграции детей с лёгкими нарушениями развития в социум.

Актуальными вопросами психологии дошкольников со слабовыраженными проблемами интеллекта являются:

1. Разработка принципов и методов раннего выявления слабовыраженных отклонений развития.

2. Вопросы дифференциальной диагностики.

3. Разработка принципов и методов психологической коррекции при слабовыраженных отклонениях в интеллектуальном развитии детей.

4. Разработка психологических основ концепции предупреждения и устранения дисбаланса между процессами обучения, развития и индивидуальными возможностями детей данной категории.

Изучение особенностей детей, испытывающих серьёзные затруднения при обучении и не имеющих серьёзных органических нарушений структур головного мозга, в нашей стране были начаты в 1960-х годах ХХ века. В НИИ дефектологии АПН СССР под руководством Т.А. Власовой и М.С. Певзнер были проведены масштабные научные исследования данной категории детей. Комплексное психолого-педагогическое исследование детей с трудностями в обучении в течение последующих десятилетий позволили накопить большое количество данных, характеризующих своеобразие психического развития детей данной категории. Современная психология детей со слабовыраженными отклонениями в психофизическом развитии основывается на научных данных, полученных в 60-е годы. Эта научная отрасль имеет множественные междисциплинарные и внутридисциплинарные связи. Например, психология детей с ЗПР тесно связана с соответствующим разделом педагогики. На уровне междисциплинарных связей психология детей со слабовыраженными отклонениями в развитии тесно связана, например, с невропатологией, которая даёт исчерпывающие знания о клинике и патогенезе синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

 

Основные понятия психологии детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствуют его возрасту). Задержка в психическом развитии - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного средивсех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. По различным данным, в детской популяции выявляется от 8 до 12% детей с ЗПР различного генеза. Задержка психического развития чаще всего относится к «пограничной форме дизонтогенеза» и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния являются характерными гетерохронность проявлений отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. Для психической сферы ребенка с ЗПР типичным является сочетание дефицитарных функций с сохранными. Парциальная (частичная) дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях - произвольность в организации деятельности, в третьих - мотивация к различным типам познавательной деятельности и т.д. ЗПР у детей является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

Структура дефекта. Для того чтобы понять,что является первичным нарушением в структуре данного отклонения, необходимо вспомнить структурно-функциональную модель работы мозга (по А.Л. Лурия). В соответствии с данной моделью выделяются три блока - энергетический, блок приема, блок программирования, регуляции и контроля. Слаженная работа указанных трех блоков обеспечивает интегративную деятельностьмозга и постоянное взаимообогащение всех его функциональных систем. Известно, что в детском возрасте функциональные системы с коротким временным периодом развития в большей степени обнаруживают тенденцию к повреждению.Это характерно, в частности, для систем продолговатого и срединного мозга. Признаки не функциональной незрелости проявляют системы с более длительным постнатальным периодом развития - третичные поля анализаторов и формации лобной области. Поскольку функциональные системы мозга созревают гетерохронно,то патогенный фактор, который воздействует на разных этапах пренатального или постнатального периода развития ребенка, может вызвать сложное сочетание симптомов как негрубого повреждения, так и функциональной незрелости различных отделов коры головного мозга. Подкорковые системы обеспечивают оптимальный энергетический тонус коры головного мозга и регулируют ее активность. При их функциональной или органической неполноценности у детей возникают нейродинамические расстройства – лабильность (неустойчивость) и истощаемость психического тонуса, нарушения концентрированности уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, явления вегетососудистой дистонии, обменно-трофические нарушения, аффективные расстройства. Третичные поля анализаторов относятся к блоку получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешней и внутренней среды. Морфофункциональное неблагополучие этих областей приводит к дефицитарности модально-специфических функций, к которым относятся праксис, гнозис, речь, зрительная и слуховая память. Формации лобной области относятся к блоку программирования, регуляции и контроля. Совместно с третичными зонами анализаторов они осуществляют сложную интегративную деятельность мозга - организуют совместное участие различных психических операций, познавательной деятельности и сознательного поведения. Незрелость этих функций приводит к возникновению удетей психического инфантилизма, несформированности произвольных форм психической деятельности, к нарушениям межанализаторных корко-корковых и корко-подкорковых связей. Структурно-функциональный анализ показывает, что при ЗПР могут быть первично нарушены как отдельные вышеназванные структуры, так и их основные функции в различных сочетаниях. При этом глубина повреждений и степень незрелости может быть различной. Именно этим и определяется многообразие психических проявлений, встречающихся у детей с ЗПР. Разнообразные вторичные наслоения еще более усиливают внутригрупповую дисперсию в рамках данной категории. При ЗПР у детей отмечаются разнообразные этиопатогенетические варианты, где ведущим причинообразующим фактором может быть:

· Низкий темп психической активности (корковая незрелость);

· дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур);

· вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой вегетативной нервной системы, на фоне социальных, экологических, биологических причин);

· вегетативная незрелость (как биологическая не выносливость организма);

· энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и другие.

Терминология, используемая для обозначения данной категории детей отечественными и зарубежными специалистами весьма разнообразна. По международной классификации болезней, травм и причин смерти задержка в психическом развитии определяется как «общее расстройство психологического развития» (F 84). В сочетании с речевыми нарушениями состояние ребенка часто квалифицируется как «смешанные специфические расстройства психологического развития» (F 83). В зарубежной литературе дети с ЗПР рассматриваются либо с чисто педагогических позиций и обычно описываются как дети с трудностями в обучении, либо определяются как неприспособленные, преимущественно вследствие неблагоприятных условий жизни, педагогически запущенные, подвергнувшиеся социальной и культурной депривации. Другие авторы, согласно представлениям о том, что отставание в развитии связано с резидуальными органическими повреждениями мозга, детей данной категории называют детьми с минимальными мозговыми повреждениями или детьми с лёгкой дисфункцией мозга.

.



2015-11-23 838 Обсуждений (0)
Научный аппарат психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психофизическом развитии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научный аппарат психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психофизическом развитии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (838)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)