Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности личностного развития дошкольников с ЗПР



2015-11-23 2039 Обсуждений (0)
Особенности личностного развития дошкольников с ЗПР 4.67 из 5.00 6 оценок




Особенности эмоционального развития детей с ЗПР.Дети с ЗПР отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний, что отражается и на характере их социальных контактов. В связи с этим развитие эмоционально- личностной сферы. У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявления которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций, часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. Отмечается нетолерантность к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. Причем агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность. Нередко у дошкольников с ЗПР отмечается состояние беспокойства, тревожность. Для всех детей с ЗПР характерна по-разному выраженная эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольного внимания, повышенная истощаемость и другие отклонения в регуляции произвольных форм деятельности, обеспечивающей нормальное протекание познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления). Важно подчеркнуть, что применение стимулирующей и организующей помощи повышает эффективность решения интеллектуальных заданий. Основываясь на совокупности клинико-физиологических и психолого-педагогических данных обследования детей с ЗПР, были выделены две большие группы, отличающиеся по ведущему фактору в структуре дефекта.

I группу составляют дети, для которых характерна несформированность регуляции произвольных форм деятельности, сочетающаяся с некоторым отставанием в развитии познавательных процессов. Эти дети имеют следующие особенности поведения: живость и непосредственность эмоциональных реакций, их неустойчивость, некоторый недоучет ситуации, наивность, отсутствие глубины переживаний, преобладание игровых интересов над учебными, неспособность к волевому напряжению. Слабость самоконтроля, целеполагания, программирования действий проявляется в особенностях выполнения двигательных и интеллектуальных заданий. Эмоционально-волевая незрелость у детей I группы неизменно сочетается с несформированностью непроизвольного и произвольного внимания. Последняя проявляется в повышенной отвлекаемости на незнакомые сильные раздражители, в недостаточной устойчивости, распределяемости, в трудностях переключения на новый вид деятельности. Перечисленные особенности в целом можно определить как несформированность регуляции произвольных форм деятельности. А.Р. Лурия при описании процессов регуляции психической деятельности рассматривал нейрофизиологические механизмы ее обеспечения. В соответствии с электрофизиологическими данными особенности регуляции, проявляющиеся в характеристиках произвольного внимания, определяются степенью зрелости механизмов коркового контроля за активностью различных подкорковых образований. Незрелость коркового контроля у детей с ЗПР обусловливается главным образом недоразвитием связей лобных отделов коры головного мозга с подкорковыми структурами, интенсивно формирующимися в онтогенезе. Эта система связей требует для своего развития длительного срока и завершается даже у нормальных детей к 12 - 15 годам . Выраженность таких эмоциональных проявлений, как гнев, радость, агрессивность и др., непосредственно зависит от регулирующих лобных влияний на активность эмоциогенных структур. Недостатки регуляции неизменно проявляются в повышенной двигательной активности. По мере созревания лобных отделов коры и их связей формируется произвольная регуляция деятельности во всем ее разнообразии. Можно предполагать, что несформированность механизмов, обеспечивающих регуляцию деятельности у детей рассматриваемой группы, является основной причиной некоторого замедления развития познавательных процессов, недостаточного развития мышления, речи (логических операций, словесных понятий и представлений). В процессе возрастного развития и под влиянием обучения у детей I группы, для которых ведущим фактором в структуре дефекта является незрелость эмоционально-волевой сферы и произвольного внимания, отмечается положительная динамика, обнаруживаемая в нормализации их познавательной деятельности. Для большинства детей (около 90 %) с ЗПР, относящихся к I группе, характерно сочетание незрелости с энцефалопатическими чертами, обусловленными воздействием различных вредностей на ранних этапах пре- и постнатального периода. Энцефалопатическими чертами эмоционально-волевых нарушений являются аффективная возбудимость, импульсивность, некоторая агрессивность, раздражительность. Эти особенности неизменно сочетаются с выраженной истощаемостью, проявляющейся в неустойчивости внимания, сужении его объема в процессе деятельности, трудностях распределения, Дефицит произвольного внимания закономерно сопровождается замедлением выполнения перцептивных операций, снижением их скорости и точности. В этих случаях имеют место не только нарушения регуляции произвольных форм деятельности, но и ухудшение запечатления поступающей информации. Недостаточный уровень психического развития наиболее отчетливо проявляется в показателях, характеризующих сформированность словесно-логического мышления. Сочетание нарушений регуляции произвольных форм деятельности с различной по выраженности и структуре интеллектуальной недостаточностью отмечается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

II группа - дети, для которых ведущим фактором в структуре дефекта является недостаточность познавательных процессов, сочетающаяся с нарушениями регуляции произвольных форм деятельности. При рассмотрении клинических и психолого-педагогических характеристик детей этой группы на первый план выступает интеллектуальная недостаточность, проявляющаяся в ухудшенных по сравнению с нормой показателях мнестической деятельности (особенно по эффективности отсроченного воспроизведения). Существенное снижение показателей словесно-логического мышления коррелирует с недостаточным объемом знании и представлений. У детей II: группы часто отмечается некоторая инертность в сочетании со слабостью побуждений, вялость, пассивность. Очевидно, морфофункциональные изменения, являющиеся следствием различных воздействий на центральную нервную систему (ЦНС) в раннем онтогенезе, могут быть причиной системных нарушений, приводящих к возникновению отклонений, отличающихся от тех, которые характерны для детей I группы.

Эмоциональная сфера детей с ЗПР конституционального происхождения как бы находится на более ранней ступени развития. Эмоции таких детей отличаются яркостью и живостью, наблюдается преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность эмоций при их поверхностности и нестойкости, лёгкая внушаемость.

Эмоциональное развитие при ЗПР соматогенного происхождения, по мнению К.С. Лебединской, Е.М. Мастюковой, обусловлено рядом невротических наслоений: неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанных с ощущением своей физической неполноценности, а иногда и режимом определённых ограничений и запретов, в которых находится соматически ослабленный ребёнок.

Особенности развития личности при ЗПР психогенного происхождения характеризуется многообразием проявлений и зависит от этиологического фактора. Так, при явлениях гипоопеки отмечаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости. Своеобразие развития личности, обусловленное гиперопекой, характеризуется отсутствием черт самостоятельности, инициативности, ответственности.

При ЗПР церебрально-органического генеза отмечается отсутствие типичных для здорового ребёнка живости и яркости эмоций, которые характеризуются недостаточной дифференцированностью, слабой заинтересованностью в оценке .

Среди детей с ЗПР церебрально-органического генеза И.Ф. Марковская (1994) выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозимости. Дети первой группы шумные и подвижные: на прогулках забираются на деревья, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. Со взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубоки. При психической тормозимости наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ.

В целом, наиболее часто встречающимися признаками нарушений эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР являются:

1. Повышенная моторная активность;

2. высокая отвлекаемость;

3. низкая выносливость;

4. нарушения настроения.

Таким образом, у детей с ЗПР имеются предпосылки для формирования эмоционального дисбаланса и возникновения трудностей в организации своего поведения и деятельности. Если к этому добавляется неучет со стороны социального окружения наиболее уязвимых сторон психосоциального развития таких детей, то создаются прямые предпосылки для формирования патохарактерологических особенностей личности в более старшем возрасте.

У детей с задержкой психического развития эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт с взрослыми как правило оказывается нарушенным, и к моменту прихода в дошкольное учреждение нравственные мотивы поведения не только не развиты, но и не имеют предпосылок для своего развития. Без целенаправленного воздействия взрослых нравственные представления и чувства не усваиваются, а следовательно не развиваются нравственные мотивы поведения. Нравственные нормы и представления в повседневной жизни детьми с ЗПР усваиваются с трудом, они требуют организации поведения детей, специальной коррекционной работы. А это возможно так как дети с ЗПР как и их нормально развивающиеся сверстники хотят соответствовать предъявляемым к ним требованиям, заслужить похвалу взрослого, избежать неуспеха.

Специфика развития личности детей с ЗПР обуславливают формирование ряда особенностей межличностного общения дошкольников:

1. Они фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, то есть не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы.

2. Наблюдается отставание в формировании навыков общения в процессе беседы: неумение полно и четко отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться, слушать других, продолжить начатый разговор.

3. У таких детей существуют проблемы, возникающие при овладении речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс их межличностного взаимодействия, подталкивает к аффективным проявлениям в коммуникациях.

4. Несформированность устойчивых навыков и привычек дружеского общения ребенка с другими детьми.

5. Не владеют адекватными способами сотрудничества, у них не сформированы навыки кооперации.

 



2015-11-23 2039 Обсуждений (0)
Особенности личностного развития дошкольников с ЗПР 4.67 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Особенности личностного развития дошкольников с ЗПР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2039)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)