Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Франция: пример Парижского института политических наук (Sciences Po)




Залогом практически гарантированного и успешного трудоустройства выпускников Парижского института политических наук (ПИПН) являются его широкие контакты с партнерами – потенциальными работодателями. Их число составляет около 1000. Это различные предприятия, компании, организации, фонды (как государственные, так и частные и общественные). Каждый год они вносят определенный финансовый вклад (в различной форме) в ПИНП, инвестируя, таким образом, средства в процесс подготовки кадров своих будущих сотрудников. Бенифициарам бесплатно рассылаются журналы, в подготовке материалов которых участвуют преподаватели, сотрудники, студенты и аспиранты ПИНП, в том числе: «Французский журнал политических наук», «Политические аргументы», «Обзор международной жизни», «Экономический журнал», «Исторический журнал». Многие совместные с партнерами учебные программы и научно-исследовательские проекты имеют целью вовлечь в их реализацию студентов и аспирантов ПИНП. Контролируя выполнение проектов, партнеры также вносят свои предложения, в том числе педагогического аспекта с тем, чтобы достичь в учебном процессе соответствия между академической подготовкой студентов и аспирантов и потребностями в профессиональных качествах будущих специалистов, которых планируется принимать на работу.

Само собой разумеющейся практикой является прием студентов ПИНП на стажировки в партнерские организации и компании, где они получают под руководством высококвалифицированных специалистов профессиональную «шлифовку». Координирует эту деятельность (сотрудничество) Директор ПИНП по развитию и отношениям с предприятиями и организациями. Занимающий эту должность человек, согласно штатного расписания ПИНП, одновременно является и одним из заместителей Института. В его обязанности входит:

-организовывать встречи представителей предприятий и организаций (их ответственных за набор персонала) со студентами ПИНП

-информировать студентов ПИНП о предложениях по стажировкам и имеющимся рабочим местам (вакансиям) на партнерских предприятиях (организациях)

-отправлять персональные приглашения студентам ПИНП для участия в различных конкурсах, выставках и конференциях по трудоустройству во Франции и за границей.

Непосредственно в самом ПИНП по два раза в год организуются:

- Форум студентов и кадровиков (специалистов по персоналу) предприятий и организаций

- Презентации предприятий (организаций) и их профессий

- Дни предварительного отбора кандидатов на работу в учреждениях и на предприятиях.

Представители партнерских организаций принимают следующее участие в студенческой жизни ПИНП:

-встречаются с лидерами (ответственными) студенческих ассоциаций

-финансируют студенческие стипендии

-спонсируют важнейшие мероприятия студенческой жизни

(в том числе выдачу дипломов об окончании ПИНП).

-работают в тесном контакте с преподавателями, ответственными за производственную практику (стажировку) студентов.

3. США: пример Института публичной политики

 

Американское общество в лице государственных и общественных институтов, частных компаний, общественных и религиозных организаций оказывает определяющее влияние на подготовку кадров учебных заведений, делая университетам своеобразный социальный заказ и финансируя соответствующие учебные программы и курсы и обучение самих студентов через систему государственных грантов и грантов от местных властей (властей штатов), либо студенческих займов. Нередко американские компании, общественные фонды и другие организации и даже отдельные политические деятели становятся основателями учебных заведений. Например, в Южноиллинойском университете Карбондейла в 2004 году, наряду с отделением политологии Магистерской школы и Колледжом гуманитарных наук, открыт Институт публичной политики. Инициатором создания этого института и его руководителем стал сенатор от Иллинойса Пол Саймон, вышедший в отставку в 1997 году и возглавляющий кафедру публичной политики в самом университете. В новом Институте публичной политики будут читаться углубленные курсы по политологии, журналистике и некоторым другим дисциплинам.

Важную роль в формировании образовательной политики американских университетов играют их попечительские и консультационные советы, в которые входят представители крупных американских и транснациональных компаний, опытные управленцы, заинтересованные в качественной профессиональной подготовке специалистов нужного им профиля. Например, в январе 2004 года Центр политики в области энергетики, морского транспорта и общественных связей Колумбийского университета объявил о назначении членом своего Консультационного совета Председателя правления и главу нефтяной компании «ЮКОС», гражданина США Семена Кукеса. Таким образом, отличительной чертой американской высшей школы является очень сильная ориентация на рынок (значительно более сильная, чем у западноевропейских университетов, не говоря уже о российских). И в этом, как представляется, состоит одна из ключевых причин лидирующих позиций американского образования и экономики в мире.

Анализ профессионального (должностного) состава их преподавателей показывает, что до 50% «факульти» (профессуры) являются практиками – профессионалами (бывшими или действующими) из системы законодательной и исполнительной власти (на федеральном уровне, уровне штата или города), финансовых учреждений, частных корпораций, общественных и международных организаций. Можно считать, что они как бы «делегированы» в образовательные учреждения для более качественной подготовки высококвалифицированных кадров по соответствующим специализациям.

Вот, например, характеристика «факульти» магистерской программы правительственного администрирования Института правительственного управления Фэлса Университета Пенсильвании (г. Филадельфия) – средней по американским меркам университетской структуры политолого-управленческого профиля:

· Теодор М. Гроун – вице-президент Федерального резервного банка Филадельфии.

· Питер Дэйн – лектор Института правительственного управления Фейса.

· К. Ли Дэрр – директор отдела политики развития и исследований Сената Пенсильвании.

· Джон Д. Дилальо – профессор политологии, религии и гражданского общества, бывший директор Службы общественного доверия Белого Дома.

· Пол Драйтон – главный исполнительный офицер порта Дэлавер.

· Ноэль Эйзенстат – вице-президент Агентства по планированию недвижимости и развитию бизнеса.

· Франк Фюрстенберг – профессор социологии семьи.

· Стефан С. Геник – вице-президент корпорации Лэгг Мэйсон Вуд Уолкер.

· Микаэл Е. Голда – глава отдела электрических систем НАВСИ, Филадельфия.

· Джеймс А. Хартлинг – бывший исполнительный директор экономического развития Программы общественного развития Филадельфии.

Несомненная компетенция преподавателей в плане практической подготовки выпускников магистерских программ с учетом потребностей рынка в специалистах по управлению в различных сферах позволяет ряду американских вузов гарантировать трудоустройство подавляющему большинству студентов даже таких – по нашим меркам невостребванных – специальностей как «политология», «управление», «международные отношения» и т.п. В качестве примера можно привести провинциальный Университет Саффолка, все учащиеся отделения правительственной политики Магистерской школы гуманитарных и социальных наук которого стабильно обеспечиваются рабочими местами, а также более известный столичный Джорджтаунский университет. Речь идет об отделении правительственной политики Магистерской школы гуманитарных наук этого университета, присуждающим степени магистров и докторов наук в области политической теории, международных отношений, американской правительственной политики. Рассмотрим его деятельность подробнее.

Данное отделение Джорджтаунского университета (именуемое также отделением правительственных программ) в процессе учебы старается обеспечить оптимальное соотношение между эмпирической подготовкой (исследованиями) и нормативными и теоретическими вопросами. Учитывая местонахождение университета (в городе Вашингтоне), в учебном процессе усилены программы, касающиеся американских национальных институтов, иностранной политики и региональных исследований, В равной мере усиливается и взаимосвязь между изучаемой политической теорией и политической практикой. Магистерские программы основаны на академической подготовке, и поэтому выпускники Джорджтаунского университета легко находят рабочие места в американской университетской системе и в исследовательских институтах. Кроме того, дипломы Джорджтаунского университета позволяют легко трудоустраиваться в Германии и других западноевропейских странах, в Латинской Америке, странах Восточной Европы и даже в России. Этому способствует региональная специализация студентов, а также их углубленная подготовка в области проблем национальной безопасности и программ региональной американской политики.

В США существует хорошо отлаженная система трудоустройства магистров. Помимо помощи в этом вопросе, которую оказывают выпускникам магистратур администрация и преподаватели учебных заведений (часть которых являются действующими и бывшими руководящими сотрудниками различных организаций и учреждений и охотно протежируют способным студентам), а также собственных инициатив и поисков учащихся на рынке труда (в том числе в Интернете), в Соединенных Штатах издаются специализированные справочники, аккумулирующие все потенциально существующие вакансии по конкретным специальностям в тех или иных организациях. Например, наиболее полезным справочным изданием для будущих политологов, юристов, журналистов является ежегодно выходящее издание “Peterson’s Interships”, в котором можно найти подробное описание деятельности организации-работодателя (как в США – на местном или общенациональном уровне, так и за границей), детальный перечень требований к кандидатам на то или иное рабочее место (должность), касающийся прежде всего наличия у них практических навыков и умений. Ценность этого издания в том, что оно предлагает работу практикантами (помощниками, ассистентами, лаборантами, стажерами, интернами) как недавним выпускникам высшей школы, так и студентам, находящимся на разных ступенях обучения. Работа предлагается, прежде всего по профилю обучения и является своеобразной формой подготовки к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Она может занимать в сумме 8-10 недель в течение учебного года (или от 16 до 37,5 часов в неделю) и является формой хорошей производственной практики. Она может быть как оплачиваемой (например, $ 2000 за 8-недельную работу в Фонде Артритиса в Сан-Франциско, в том числе в период летних студенческих каникул, или 9-14 долларов в час за работу в Городском институте в Вашингтоне, либо 6-7 долларов в час за работу в Национальном центре исследований общественной политики), так и бесплатной (например, в Американской ассоциации международного права, Национальном институте публичной политики в Фэйрфаксе и других организациях). Преимущества подобной работы в том, что она дает, как правило, хорошие практические профессиональные навыки, возможность получения документа для оформления образовательного кредита (если в этом есть потребность), и главное - получения рекомендации (при добросовестном отношении к работе) для будущего трудоустройства (в том числе, возможно, в самой этой организации). Характерно, что количество желающих получить временную или постоянную работу в этих организациях значительно превышает число вакансий (иногда – в десятки раз). Поэтому существует практика конкурсного отбора. Устраивающихся на постоянную работу принимают, как правило, с испытательным сроком. Первоначальный годовой оклад молодого политолога может составлять от 15 до 20 тысяч долларов и более в год. Например, в Квакерской службе ООН магистрам политологии или международных дел платят за работу в административной секретарской должности (именуемой также должностью клерка) 16 тысяч долларов в год.

Анализируемый справочник “Peterson’s Interships” предлагает студенческой молодежи и «свежеиспеченным» магистрам, специализирующимся по политологии, управлению, общественным и международным отношениям, социальной работе вакансии (иногда – до сотни вакансий) в 134 базовых организациях, нередко имеющих, в свою очередь, сеть филиалов или аффилированных организаций (структурных подразделений), где также возможны варианты трудоустройства учащейся молодежи и выпускников университетов. Работодатели, заинтересованные в привлечении молодых талантливых специалистов и толковых практикантов и помощников, охотно предоставляют издательству информацию о своих кадровых потребностях и пожеланиях к профессиональным качествам потенциальных сотрудников – как временных, так и постоянных.

Ежегодный обзор рынка занятости делает и Статистическое бюро труда Департамента занятости США. Оно ежегодно выпускает аналитический обзор рынка труда по группам специальностей, в том числе политологического профиля, подробно описывает требования работодателей к кандидатам на различные должности, «вилки» должностных окладов, в том числе для магистров и докторов наук, дает различные прогнозы в этой сфере и указывает адреса, куда могут обращаться желающие трудоустроиться по тем или иным профессиям, а также вспомогательные справочные материалы.

 

VI. Рекоммендации

С целью повышения эффективности системы обеспечения первого рабочего места Беларуси необходимо разработать и реализовать Программу согласования рынка образования и рынка труда, подразумевающую:

1) разработку системы мониторинга и анализа данных о востребованности специалистов на рынке труда (карьерных траекторий выпускников);

2) разработку максимально полной, адекватной и репрезентативной статистики рабочих мест;

3) разработку «методики прогнозирования перспективной потребности национальной экономики в кадрах, основанную на научно-обоснованном определении количества экономически эффективных рабочих мест на микроуровне (=уровне предприятий)» (20; 142);

4) постепенную замену системы обязательного распределения выпускников высших учебных заведений эффективной системой гарантий первого рабочего места;

5) введение современных, основанных на успешном зарубежном опыте форм стимулирования и развития социального партнёрства:

5.1. стимулирование работодателей к трудоустройству выпусников через льготное налогообложение и иные меры фискальной политики (например, через финансовую помощь работодателю за трудоустройство выпускников);

5.2. стимулирование высших учебных заведений к практикоориентированному образованию и заинтересованности в трудоустройстве выпускников (через мониторинг качества образования, рейтингование и финансирование вузов в зависимости от уровня трудоустройства выпускников, развитие дуальной модели образования и др.);

5.3. развитие государственных и негосударственных центров непрерывного профессионального ориентирования и консультирования;

5.4. целевая программа «рабочие места для молодёжи», сориентированной на создание наиболее благоприятных условий для получения первого рабочего места выпускниками учебных заведений;

5.5. программа апробации наиболее успешных западноевропейских практик согласования рынка образования и рынка труда (например, механизмов стимулирования стартапов в ФРГ);

6) устранить прерогативу государственных организаций и организаций с государственной долей собственности в уставных фондах, а также иные формы дискриминации при удовлетворении заявок на трудоустройство выпускников.

 

Источники

 

  1. Social transformations in Russia: theories, practice, comparative analysis: study guide [Sotsial'nye transformatsii v Rossii: teorii, praktiki, sravnitel'nyi analiz: uchebnoye posobie] / A. N. Bogaevskaya, E. N. Danilova, L. M. Drobizheva et al.; ed. by V. A. Yadova. M.: Flinta: MPSI, 2005. 584 p.
  2. Global Employment Trends: Generation at Risk: http://www.ilo.org/global/research/global-reports/global-employment-trends/youth/2013/WCMS_212423/lang--en/index.htm
  3. Eurostat. Youth unemployment trends: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Unemployment_statistics
  4. Eurostat. Youth unemployment trends: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/File:Table_1_Youth_unemployment,_2014Q4_(%25).png
  5. Euro area unemployment rate at 10.9% EU28 at 9.5%. Источник: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/6976371/3-01092015-AP-EN.pdf/bf970f57-6481-42be-a689-33fd455fa932
  6. Щербакова Е. Безработица в странах СНГ составляет от 5 до 16% экономически активного населения: http://demoscope.ru/weekly/2015/0629/barom07.php
  7. Труд и занятость в Республике Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2014.
  8. Unemployment rate by level of educational attainment, 2014 (%): http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/File:Figure_9_Unemployment_rate_by_level_of_educational_attainment,_2014_(%25).png
  9. Structural Reforms Working Group. Report by the Structural Reforms Working Group to the BFUG. Strassbourg, Brussels, Vatican City, Warsaw 2014.
  10. Кодекс образования Франции. Источник: http://www.lexed.ru/zakonodatelstvo-ob-obrazovanii/kodifikatsiya-zakonodatelstva-ob-obrazovanii/kodeks-obrazovaniya-frantsii/
  11. Трудовой кодекс Франции. Источник: http://livresfrancaisgratuit.narod.ru/index/0-2
  12. Закон Франции № 89-905 от 19 декабря 1989 г. «О возвращении к должности и о борьбе против увольнений».
  13. Декрет Франции № 93-671 от 27 марта 1993 г. «О фондах помощи молодежи».
  14. Декрет Франции № 97-954 от 17 октября 1997 г. «О развитии деятельности по трудоустройству молодежи»
  15. Уровень безработицы во Франции достиг нового антирекорда. Источник: http://www.vz.ru/news/2015/6/3/748886.html
  16. Das Hochschulrahmengesetz. Источник: http://userpage.fu-berlin.de/~jmoes/pide/Material/pid-2.htm
  17. Ustawa z dnia 14 grudnia 1994 r. o zatrudnieniu i przeciwdziałaniu bezrobociu. Источник: http://isap.sejm.gov.pl/DetailsServlet?id=WDU19950010001
  18. Ustawa z dnia 25 lutego 1964 r. o zatrudnianiu absolwentów szkół wyższych. Источник: http://prawo.legeo.pl/prawo/ustawa-z-dnia-25-lutego-1964-r-o-zatrudnianiu-absolwentow-szkol-wyzszych/
  19. Bronisław Komorowski przedstawił program "Pierwsza praca". Источник: http://www.polskieradio.pl/42/4265/Artykul/1442581,Bronislaw-Komorowski-przedstawil-program-Pierwsza-praca
  20. Ванкевич Е.В., Коробова Е.Н., Шарстнев В.Л., Войтеховская И.А. Рынок образовательных услуг и рынок труда Республики Беларусь: направления согласования. Витебск: УО «ВГТУ», 2010. – 206 с.
  21. Ванкевич Е.В. Повышение эффективности трудоустройства выпускников через развитие сотрудничества учреждений образования и бизнеса. // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы бизнес-образования», 8-9 апреля 2010г. Мн., 2011.
  22. Бутрим С.Р. Профориентация учащихся: зарубежный опыт. Источник: http://ripo.unibel.by/index.php?id=85
  23. Диплом не предлагать. Кризис в Европе изменил приоритеты студентов. Источник: http://focus.ua/money/260993/
  24. Распределение численности занятого населения по формам собственности. Источник: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/trud/godovye-dannye/raspredelenie-chislennosti-zanyatogo-naseleniya-po-formam-sobstvennosti1/
  25. Европарламент одобрил поддержку выпускников: http://rus.delfi.ee/daily/euroopa/evroparlament-odobril-podderzhku-vypusknikov-vuzov-i-molodyh-bezrabotnyh?id=65551022
  26. Трудоустройство выпускников профессионального образования в условиях кризиса: http://cyberleninka.ru/article/n/trudoustroystvo-vypusknikov-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-krizisa-problemy-i-perspektivy
  27. Рекреация системы трудоустройства выпускников вуза: http://www.science-education.ru/36-1583
  28. Проблемы трудоустройства выпускников вузов: http://www.science-education.ru/36-1583
  29. Трудоустройство выпускников – забота общая: http://www.sssu.ru/Default.aspx?PageContentID=220&tabid=97
  30. Зарубежный опыт по профессиональному обучению: http://www.rgptks.by/index/zarubezhnyj_peredovoj_opyt/0-59

 

 


[1] По официальным данным, доля зарегистрированных безработных данной возрастной когорты составляет 19,2% (7; 236).

[2] Согласно «Положению о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование», утверждённому Постановлением Совета Министров Республики Беларуси за № 170-2 от 10.12.2007г., «распределение выпускников осуществляется учреждениями образования в целях потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих (служащих) и социальной защиты этих специалистов, рабочих (служащих)».

[3] Здесь и далее мы будем опираться на монографию Ванкевич Е.В., Коробова Е.Н. и др. Рынок образовательных услуг и рынок труда Республики Беларусь: направления согласования. Витебск: УО «ВГТУ», 2010. – 206с.

[4] См.: «Положение о потребности в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку рабочих, служащих и специалистов за счёт средств республиканского и (или) местного бюджетов» (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2008г. за № 1547. Согласно Положению, дополнительная потребность в трудовых ресурсах определяется как потребность в кадрах, необходимых для развития производства, возмещения их выбытия и замещения вакантных рабочих мест. (20; 139)

[5] Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» ОКРБ 011-2001. – Минск: РИВШ, 2005.

[6] KOM(2011) 933 vom 20. Dezember 2011.

[7] Примечательно, что в Российской Федерации с 2015г. начал работать портал мониторинга трудоустройства выпускников вузов. Все желающие могут получить информацию о том, сколько выпускников 2013 года смогли найти работу в течение года, в каких регионах они трудоустроены, а также узнать средний размер их заработной платы. Данные о выпускниках были получены благодаря содействию самих вузов и Пенсионного фонда РФ. Работа портала повышает степень открытости системы высшего образования обществу, а также может помочь абитуриентам и их родителям оценить примерные перспективы, открывающиеся по окончании обучения в том или ином высшем учебном заведении.

[8] Примечательно, что в Украине был разработан «Закон об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю» (от 4 ноября 2004 г. № 2150-IV), согласно которому государственная служба занятости помогает выпускнику найти подходящее рабочее место по специальности и оформляет направление. Работодатель получает дотацию, компенсирующую годовую выплату заработной платы выпускнику и сумм взносов на обязательное государственное страхование, в случае, если 1) принимает выпускника сроком не менее, чем на 2 года (если трудовой договор расторгается ранее установленного срока, работодатель возмещает полную сумму дотации с учетом индексации на уровень инфляции); 2) на протяжении 6 месяцов, предшествующих трудоустройству выпускника, отсутствовало сокращение сотрудников соответствующей специальности. Однако, в Украине действие этого закона было приостановлено несмотря на то, что в его пользу было собрано свыше 500 тыс. подписей молодежи, поскольку исполнительные органы не смогли разработать эффективный механизм его внедрения. Между тем рассчитывать на эффективность подобного закона можно только в том случае, когда он разрабатывается совместно с социальными партнерами, что помогает выработать наиболее приемлемые механизмы его внедрения. В России было введено квотирование рабочих мест (независимо от формы собственности предприятий) для приема на работу выпускников и предоставление дотаций работодателю. Невыполнение обязанности по выделению квотируемых рабочих мест для молодежи влечет за собой наложение административного штрафа в пользу муниципального образования, на территории которого находится предприятие (при этом возможно зачисление суммы штрафа на счет службы трудоустройства соответствующего муниципального образования).

[9] Административно-территориальная единица.

[10] Источник: http://www.cidj.asso.fr

[11] Источник: www.cidj.asso.fr.

[12] В 2005/2006гг. в Германии введена федеральная программа “Инициатива превосходства” (Exzellenzinitiative), подразумевающей три взаимосвязанных направления: 1) «концепты будущего» (Zukunftkonzepte), 2) «элитный кластер» (Exellenzcluster) и 3) «школа докторантов» (Graduiertenschule). Направление «концепты будущего» нацелено на разработку концепций и путей развития т.н. «общего (комплексного) университета» (Gesamtuniversität), в рамках которого среди всех вузов Германии проводится конкурс на статус «превосходных университетов» (Exellenzuniversitäten) по трём основным параметрам: аспирантура, научно-исследовательские комплексы и планы на развитие будущего (общий призовой фонд в первом раунде 2007г. составил 2,7 млрд. евро; первые 10 университетов-победителей получили по 10-15 млн. евро в год до 2017г.). В рамках направления «элитный кластер» (Exellenzcluster) продвигаются и стимулируются исследования комплексных тем, объединяющих до 25 исследователей разных областей наук (годовой бюджет – до 6,5 млн. евро). Направление «школа докторантов» (Graduiertenschule) нацелено на поддержку элитных докторантских школ практически всех областей наук (годовой бюджет 1-й докторской школы – 1млн. евро). Два последних направления разрабатываются в 18 университетах, не входящих в десятку «превосходных» университетов и осваивающих ежегодно ок. 1 млн. евро. Помимо исследовательской компненты, важным индикатором успеха (и, соответствено, объёмов финансирования) является создание комплексных взаимосвязей с рынком труда.

[13] Nationaler Implementierungsplan zur Umsetzung der EU-Jugendgarantie in Deutschland. Bundesministerium für Arbeit und Soziales, Referat Information, Publikation, Redaktion. Bonn. 2014.

[14] Cвод социальных законов (Sozialgesetzbuch).

[15] Коммунальные агенства – местные агенства и/или представительства федеральных агенств, взаимодействующие и координирующие усилия местных агенств, предпринимателей, предприятий и образовательных учреждений, центров по трудоустройству и прочь. субъектов инфраструктуры существующего в ФРГ социального партнёрства.

[16] Более детальную информацию см. на ресурсе: www.exist.de

[17] Староста (польск. starosta) — должностное лицо в Польше, возглавляющее повят и являющееся главой его самоуправления. После административной реформы 1999 года старостой считается глава повята, избранный советом повята. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Староста_(Польша)

[18] Здесь и далее мы будем опираться на материалы исследования: Бутрим С.Р. Профориентация учащихся: зарубежный опыт. (22)




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (520)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)