Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Организационный этап



2015-11-23 338 Обсуждений (0)
I. Организационный этап 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 6. Среди людей (2 часа).

Задачи:

1. познакомить учащихся с понятием «общение», «коммуникация», «коммуникативный барьер»;

2. научить учащихся основам понимания людьми друг друга, задавать вопросы и отвечать на них.

Оборудование и материалы:тетрадь для факультативов, ручки, фломастеры.

 

Занятие 9.

Ход урока:

I. Организационный этап

Упражнение «Я чувствую сейчас»

Инструкция: «Сейчас каждый из нас по очереди расскажет о своих ощущениях и чувствах. Сначала скажите: «Я чувствую…..», затем на несколько секунд прислушайтесь к себе (к своим ощущениям, чувствам, переживаниям, настроению) и продолжите начатую фразу. Например, «Я чувствую…, что у меня хорошее настроение».

(Ведущий – психолог начинает выполнение этого упражнения с себя).

II. Основной этап.

1. Общение и его роль в жизни человека.

Как только ни именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo ludens (человек играющий). Наверное, с неменьшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно заметил: “Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе”. И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.

Но что значит умение общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. Рассмотрим общение в единстве трех его сторон: общение как восприятие, общение как коммуникация и общение как взаимодействие.

Общение как восприятие. Если коротко, то в данном случае общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Общение как коммуникация. Общение – это прежде всего коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает решение следующих двух вопросов:

1. Каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения.

2. Как преодолеть коммуникативные барьеры и сделать коммуникацию успешной.

Далее мы попытаемся ответить нам оба этих вопроса.

Общение как взаимодействие. Вообще разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия, или «чистое» восприятие. Что же касается «чистого» взаимодействия, то главным содержанием общения становится воздействие на партнера.

 

2. Схема осуществления коммуникации.

В любой коммуникации задействованы три составляющие: передающая и принимающая стороны и канал связи, а следовательно, в этом процессе неизбежно присутствует потеря информации, передаваемой по этому каналу. Как это происходит. Видно на схеме.

 

Схема осуществления коммуникации.

 
 

Из Схемы видно, что между отправляемым сообщением и принимаемой информацией лежат определенные барьеры. Какой бы ни была передающая среда, эти барьеры существуют всегда, воздвигаются они передающей или принимающей сторонами (а обычно обеими), и зависят от личностных особенностей сторон. Каждая пара, участвующая в коммуникации, создает свои собственные барьеры. И разумеется, один и тот же отправитель при работе с различными получателями будет сталкиваться с разными барьерами, и каждый раз ему заново придется выяснять, что из себя представляют эти барьеры. Отправитель и сам может воздвигать барьеры, не осознавая этого.

Проблема преодоления барьеров обостряется, если принимающая сторона представляет собой группу людей. Члены группы могут иметь несколько общих для всех барьеров, а кроме них – еще и каждый свои, индивидуальные.

Чтобы сделать коммуникацию эффективной, нужно идентифицировать возникающие в ее процессе барьеры и попытаться их преодолеть.

3. Барьеры на пути коммуникации.

Эти барьеры можно разделить на несколько видов.

· Языковой барьер

· Психологические барьеры

· Неблагоприятная окружающая обстановка

· Речевой барьер

К языковым барьерам относят: словарь, жаргон, неоднозначность выражения, путаное и многословное изложение, использование малоизвестных слов. Например, неоднозначность выражения. В данном случае необходимо обращать внимание на четкость выражения мыслей. Особенно аккуратным быть с подбором слов надо быть в смешанной аудитории, где присутствуют представители различных культур. Для представителей разных культур некоторые слова имеют совершенно иное значение.

К психологическим барьерам относят: жизненные проблемы, «нет настроения», спровоцированное сопротивление, страх, застенчивость, агрессия, сопротивление контакту, «давно известно», «слишком поздно учиться», разница в статусе, «мысленно не с вами». Например, страх. Он может быть действенным стимулом внимательно слушать и старательно учиться, но если страх достаточно силен, он становится барьером, поскольку занимает большую часть сознания человека.

К неблагоприятной окружающей обстановке относят: шум, жару, холод, проблемы с вентиляцией, теснота, вторжение рабочих проблем, ограничения во времени. Например, последнее. Чтобы коммуникация была эффективной, зачастую требуется отвести на нее значительное время – например, учителю необходимо убедительно подать материал, ученикам – воспринять его. Если время жестко ограничено, это негативно отразится на процессе коммуникации.

И, наконец, к речевому барьеру относят: акцент, манеру поведения оратора, наличие предубеждений, «всезнайство», недостаток знания. Например, менера поведения оратора. Люди не могут постоянно, в каждый момент времени контролировать свое поведение. Однако в течение некоторого определенного интервала времени это вполне возможно, особенно если осознаешь, что иначе создашь себе лишние трудности. Менторская позиция быстро улавливается и неизбежно вызывает неприязнь. Агрессия в разговоре приводит к двойственной реакции: слушатель либо просто покидает аудиторию, либо проявляет ответную агрессию. Грубость и резкость приводят к аналогичным последствиям. В первых двух случаях оратор может сдерживаться или корректировать свой стиль поведения. Последний случай более сложен, поскольку некоторые люди часто даже не подозревают, что их поведение воспринимается как грубость.

 

III. Заключительный этап.

Упражнение «Закончи предложение»

Учащимся по очереди предлагается закончить предложение «Умение общаться – это…».

 

Занятие 10.

Ход урока:

I. Организационный этап



2015-11-23 338 Обсуждений (0)
I. Организационный этап 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Организационный этап

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)