Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монополистическая конкуренция



2015-11-23 315 Обсуждений (0)
Монополистическая конкуренция 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 6. ФИРМА И ФОРМЫ КОНКУРЕНЦИИ

 

Конкуренция и совершенный рынок

Основные структуры несовершенного рынка

Монополия и олигополия - как форма несовершенного рынка

Монополистическая конкуренция

 

Монополия и олигополия как форма несовершенного рынка

 

.......

Олигополия – это власть нескольких продавцов на рынке.Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится небольшим количеством крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок в целом.

Власть над ценой субъектов несовершенного рынка в теории обычно рассматривают на примере олигополий, поскольку фирм в них немного. Для этого используется индекс Герфиндаля, который обозначается символом Н. Формула подсчета индекса:

H = S + S + S,

где S - это доля фирмы в объеме продаж отрасли в процентах, возведенная в квадрат.

Например, в чистой монополии, где S = 100%, Н = 10 000, в дуополии - 5000.

Cтепень власти в олигополии зависит не столько от количества фирм, сколько от уровня доминирования некоторых из них (например, если одна фирма захватила 70% рынка, а многочисленные другие - доли процента, значит, степень власти над ценой высокая).

Особенности конкуренции в олигополиизаключаются в том, что она носит неценовой характер. Снижение цены как форма конкуренции невыгодно, потому что быстро подхватывается другими и снижает общий уровень цен, поэтому больше используется реклама, борьба за качество, сервисное обслуживание клиентов.

Более того, чтобы удержать высокие цены, их согласуют методом лидерства в ценах, когда каждая фирма, устанавливая цену, ориентируется на фирму-лидера, крупную компанию. В свою очередь ценовой лидер учитывает интересы более мелких фирм, чтобы они имели возможности не снижать цены. Такое согласование обеспечивает стабильность прибыли.

Экономисты различают три типа олигополистического поведения:тайную олигополию (сговоры); доминированную (захват рынка фирмой) и монополистическую конкуренцию.

 

Монополистическая конкуренция

 

Это нечто среднее между монополией и конкуренцией. С одной стороны таких фирм много, поэтому можно говорить о конкуренции. С другой стороны, продукция каждой из них имеет свою «изюминку», уникальность или как определил американский экономист Э.Чемберлин (1899-1967), это конкуренция с дифференциацией продукции, то есть продукция таких фирм однородна, но не взаимозаменяемая, содержит свою особенность.

Сейчас экономисты выделяют четыре вида дифференциации продукта: местоположение фирмы; различия в качестве продукта; уровень обслуживания; имидж товаров (с помощью рекламы, упаковки, престижных магазинов).

У фирм есть некоторая власть над ценой. Когда они приручили к себе потребителей-продавцов, то могут и поднять цену. Это фирменные кафе и т.д.

Э. Чемберлин привлек внимание к тому, что отношения продавцов и покупателей зависят от характера продукта. Например, товары могут быть однородными, распространенными, уникальными. На уникальные товары спрос неэластичен по цене, то есть не зависит от цены. Эта уникальность - одна из форм барьеров на пути фирм, желающих проникнуть в отрасль.

Монополистических барьеров для проникновения фирм на рынок много. Самый большой барьер – это высокая стоимость производства в некоторых отраслях, например, в автомобильной промышленности надо иметь миллиарды долларов, чтобы начать дело. Барьером является также обладание монополией контролем над важными и редкими ресурсами через авторские права и патенты. Фирма, имеющая патент, то есть свидетельство о собственности на технологию, конструкцию прибора и т.д. Будучи собственником, она может продать лицензия на пользование знанием секрета фирмы. Такой тип монополии называется закрытой. Патент в США обеспечивает монопольные права на 17 лет.

Фирма Ксерокс производит копировальную технику, обладая техническими секретами, защищенными патентами. То же самое компания Микрософт. То же самое относится к редким способностям артистов и спортсменов.

И, наконец, барьером служат нелегальные методы борьбы с конкурентами со стороны мафиозных структур.

Положительное влияние монополий на общество: а) экономия на масштабе производства, так как на крупном предприятии издержки на единицу продукции меньше, поэтому некоторые монополии для общества эффективны; б) упрощение управления экономикой страны, так как правительство делегирует монополиям управляющие полномочия, с немногих легче спросить, поэтому они упорядочивают рынок, снижают риск в опасных отраслях, помогают распределять особо редкие и стратегические ресурсы, поэтому в США в годы Великой депрессии и в России после 1917 года шло принудительное картелирование; в) у монополий больше возможностей в НИР, т.к. они богаты. А от НИР зависит качество. Поэтому от монополий общество получает качественный продукт; г) от богатства монополий зависит социальный прогресс, урбанизация, развития сервиса; д) государственная монополия на особо доходные виды производства(производство алкоголя), пополняет казну, поэтому государство с нищей казной не должно выпускать из рук эту монополию. Но мафия иногда сильнее государства; е) государственная монополия безопаснее в авиации, атомной энергетике, где труднее появиться маньяку, которому придет в голову мысль поставить мир на колени.

Отрицательное влияние монополий на общество: завышение цен; неполное использование ресурсов; препятствие развитию других фирм; торможение НТП; увеличение неравенства доходов; политические опасности.

На монопольном рынке своеобразное ценообразование. Экономисты вычислили, как устанавливается здесь цена. На совершенном рынке, где все цены на однородную продукцию одинаковые, и дополнительный доход от выпуска дополнительной продукции тоже одинаков.

Для монополистов ситуация иная. Для увеличения объема продаж, монополист снижает цену, поэтому предельный доход будет меньше цены. Цена, устанавливаемая монополистом, зависит от эластичности спроса на продукцию. При неэластичном спросе цены могут взвинчиваться и тогда фирмы получают монопольные доходы.

При росте налогов монополист сокращает производство и повышает цену. По расчетам экономистов, после введения налога цена увеличится на величину, в 3 раза превышающую размер налога.

Все это требует решения проблем управления рынком.

Проблемы управления рынком вызваны не только медленной перестройкой административно-командной экономики на рыночную, но и недостатками самого рыночного механизма. Будучи условием функционирования рынка, конкуренция изживает сама себя, потому что каждая фирма стремится к монополизму, чтобы получать больше прибыли. На примере развития ФПГ мы убедились в том, что к монополизации можно подойти двумя путями: путем концентрации, то есть укрупнения производства за счет его расширения и путем централизации – за счет слияния капиталов. Таким образом, рынок рождает монополию внутри себя. Поэтому процессом предотвращения монополизма государство управляет через антимонопольное законодательство.

Кроме опасности монополизма рынок имеет и другие внешние последствия (экстерналии), связанные с воздействием не на продавцов и покупателей на рынке, а на население, не участвующее в этом процессе. Как уже отмечалось, они могут быть как отрицательными, так и положительными. Положительное влияние фирмы на жизнь общества выражается в благоустройстве территории, строений, благотворительностии меценатстве (меценат – это покровитель наук и искусств. Лат.слово - происходит от имени римского вельможи, который славился покровительством поэтов и художников).Государство поощряет положительное влияние фирм на общество бюджетно-налоговой политикой.

Отрицательное влияние рынка связано с некомпенсируемыми издержками третьей стороны, то есть не участников рынка, а просто населения. Например, если фирма сбрасывает грязную воду в реку, а дым в атмосферу, то страдает население.

Но рынок автоматически не улавливает этого, прибыли бывает больше у 55 тех, кто не тратится на охрану среды. В связи с этим английский экономист А. Пигу (1877-1959), представитель Кембриджской школы, описал провал рынка, который он назвал «фиаско», то есть провал рынка. Он предложил, чтобы государство брало налог с тех, кто загрязняет окружающую среду. В теории этот налог получил название «Налога Пигу». В ряде стран государство продает лицензии на ограниченное право фирм загрязнять часть среды.

Но вот другой экономист Рональд Коуз в 1960 году показал, что никакого фиаско рынка нет. Он сформулировал теорему, которая была признана на Западе наиболее важным достижением экономической мысли послевоенного периода.

Смысл теоремы Коуза в том, что если права собственности ясно определены и люди придерживаются добровольного обмена, то никаких внешних эффектов не возникает. Провала рынка нет, и государственное вмешательство не требуется.

Теорема звучит так: «В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны»,то есть если субъект рынка навредил обществу, то он должен возместить потери. Например, если корова скотовода съела посевы у соседа-фермера, то они подсчитали убытки , потом скотовод возместил их и оба остались довольны. Но все это возможно, если оформлены права собственности. Р.Коуз называет 11 прав собственности (права: владения, использования, управления, право на доход, распоряжения, на безопасность, наследование, бессрочность обладания, запрет использования во вред окружающей среде, привлечение к ответственности за неуплату долга и восстановление нарушенных правомочий).

В результате четкого распределения прав собственности внешние эффекты превращаются во внутренние (суд не нужен, если люди могут договориться). Внешние эффекты появляются там, где размыты права собственности.



2015-11-23 315 Обсуждений (0)
Монополистическая конкуренция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монополистическая конкуренция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)