Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 2. Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ



2015-11-23 522 Обсуждений (0)
Раздел 2. Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 0.00 из 5.00 0 оценок




Описание проекта экзаменационной модели для проведения

Единого государственного экзамена по БИОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования

ПРОЕКТ

I. Кодификатор для создания экзаменационной модели по биологии для государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования

 

Кодификатор подготовлен в соответствии с предметными требованиями по физике Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №413 от 17 мая 2012 г.) и с учетом содержания наиболее востребованных предметных программ для ступени среднего общего образования, которые рекомендованы к использованию в образовательных организациях в условиях введения ФГОС и содержания учебно-методических комплектов, рекомендованных к использованию в образовательных организациях в условиях введения ФГОС.

Раздел 1 кодификатора содержат планируемые результаты обучения (ПРО), которые детализируют предметные требования ФГОС СОО и операционализованные умения (ОУ), которые являются объектом контроля в рамках государственной итоговой аттестации за курс средней школы.

Раздел 2 кодификатора включает перечень элементов содержания (ЭС), на базе которых разрабатываются задания для оценки достижения планируемых результатов обучения.

 

Раздел 1. Планируемые результаты обучения и операционализированные умения

В первом столбце указан код планируемого результата обучения, во втором столбце – код операционализированного умения.

 

Код ПРО Код ОУ Планируемые результаты обучения (ПРО), операционализированные умения (ОУ)
1. Различать методы научного познания живой природы (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.) и формы научного знания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании
  1.1 различать на примерах - методы и формы научного познания живой природы
  1.2 приводить примеры, демонстрирующие роль и место отдельных методов и форм в научном познании
  1.3. владеть методами биологического исследования, - составлением графиков, схем цепей питания, скрещивания организмов, родословных при решении задач по генетике, круговорота веществ в биосфере.

 

Выделять существенные признаки объектов живой природы, организмов разных царств и биологических систем различных уровней организации жизни и присущие им закономерности
  2.1. выявлять существенные признаки биологических объектов и процессов (явлений): - клеток прокариот и эукариот, ее компонентов, - тканей, органов и систем органов растений, животных, человека; - одноклеточных и многоклеточных организмов, вирусов; - вида как систематической категории, популяции; - абиотическим и биотическим компонентам экосистем, - природных и искусственных экосистем; - обмена веществ, превращения энергии в клетке, организме; - деления клетки (митоза и мейоза); - жизнедеятельности организмов, человека (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция); - наследственности и изменчивости; - движущих сил эволюции, естественного и искусственного отбора; - макро- и микроэволюции; - приспособленности организмов к среде обитания; - влияния различных экологических факторов на организмы; - изменения в экосистемах, биосфере; - взаимосвязи организмов и среды обитания; - антропогенных изменений в экосистемах; - круговорота веществ в экосистеме и биосфере
  2.2. сравнивать и выявлять (выделять) отличительные признаки биологических объектов и процессов, делать выводы на основе сравнения: - биологических объектов (клеток, организмов разных царств, типов (отделов), классов, человека и млекопитающих животных, популяций, видов, экосистем); - процессов, протекающих на разных уровнях организации живой природы (клеточном, организменном, популяционно-видовом, экосистемном, биосферном);
  2.3. устанавливать взаимосвязи объектов и процессов разных уровней организации жизни на основе их сравнения: - строения и функций клетки, - организмов разных царств, типов (отделов), классов живой природы; - пластического и энергетического обмена; - способов деления клеток; - размножения и развития организмов разных царств; - строения и жизнедеятельности организма человека; - движущих сил эволюции; - путей и направлений эволюции; - организмов и окружающей среды, - различных компонентов в экосистемах и биосфере;
3. Осуществлять классификацию биологических объектов.
  3.1. характеризовать, выявлять признаки, определяющие принадлежность организмов к определенной систематической группе: - царству, отделу, типу, классу, виду.

 

Различать по изображениям, схемам и описаниям реальные биологические объекты и процессы
  4.1. узнавать на изображениях биологические объекты и процессы, описывать и выявлять их отличительные признаки - клетку и ее органоиды; - фазы деления клеток (митоза и мейоза); - стадии эмбриогенеза; - органы растения, растения разных отделов, классов, видов; - органы и системы органов животных разных типов, классов, видов; - ткани, органы и системы органов человека; - процессы и явления живой природы; - приспособленность организмов к среде обитания; - изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека
  4.2. распознавать по описанию биологические объекты и процессы, выявлять их особенности - клетку и ее органоиды; - фазы деления клеток (митоза и мейоза); - стадии эмбриогенеза; - органы растения, растения разных отделов, классов, видов; - органы и системы органов животных разных типов, классов, видов; - ткани, органы и системы органов человека; - процессы и явления живой природы; - приспособленность организмов к среде обитания; - изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека
Ориентироваться в системе познавательных ценностей, составляющих основу биологической грамотности
  5.1. пользоваться биологической терминологией и символикой: - различать словесную формулировку законов, теорий, закономерностей; - различать формулировку биологических понятий, процессов, явлений
  5.2. решать биологические задачи и составлять схемы - по генетике, цитологии, экологии; - составлять схемы скрещивания, пищевых цепей и сетей питания;
  5.3. применять законы и биологические теории, закономерности при анализе и объяснении биологических процессов и явлений
6. Аргументировать и приводить доказательства, обосновывать
  6.1. Анализировать и обосновывать - процессы, происходящие в живых системах; - общность происхождения клеток, организмов разных царств; - эволюцию органического мира на основе сопоставления биологических объектов, особенностей их строения и функционирования; - родство человека с млекопитающими животными, - основные этапы эволюции органического мира и человека. - меры профилактики заболеваний, нарушений функционирования организма человека; - основные принципы и правила здорового образа жизни; - приемы оказания первой помощи пострадавшим при травмах; - необходимость сохранения биоразнообразия экосистем и биосферы; - последствия деятельности человека в природе.

 

  6.2. аргументировать и приводить доказательства - родства и отличия организмов разных систематических групп, человека и млекопитающих животных, используя биологические теории, законы, закономерности;; - эволюции клеток, организмов разных систематических групп; - гипотезы, теории происхождения и эволюции жизни, человека; - единства живой и неживой природы, используя знания о круговороте веществ - взаимосвязи организмов и окружающей среды; - взаимосвязи человека и окружающей среды; - необходимости защиты окружающей среды

 

Раздел 2. Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

В первом и втором столбцах таблицы указываются коды содержательных блоков, на которые разбит учебный курс. В первом столбце жирным шрифтом обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков), во втором столбце – коды тем. В третьем столбце указывается код элемента содержания (ЭС), на базе которых разрабатываются задания для оценки достижения планируемых результатов обучения.

Код раздела Код ЭС Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
  I. РАЗДЕЛ «Общие биологические закономерности»
  1. Тема «Биология как наука. Методы научного познания»
    1.1 Биология как наука. Достижения биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
    1.2. Уровневая организация живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, химический состав, обмен веществ и превращения энергии, наследственность и изменчивость, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция
  Тема «Клетка»
    2.1. Современная клеточная теория. Основные положения клеточной теории, ее роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.
    2.2 Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
    2.3. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Функции неорганических веществ. Органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды, АТФ), входящие в состав клетки. Их свойства и функции в клетке и организме.
    2.4. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.
    2.5 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
    2.6 Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
    2.7 Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.
  Тема «Организм»
    3.1 Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы — неклеточные формы жизни.
    3.2 Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
    3.3 Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.
    3.4 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
    3.5 Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем (моно- и дигибридное скрещивание), Т.Морганом (сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов). Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека.
    3.6 Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.
    3.7 Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки.
    3.8 Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.
           

 

  3.9 Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).
Тема «Вид. Эволюция органического мира»
  4.1 Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы (движущие силы) эволюции, их взаимосвязь. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
  4.2 Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Результаты эволюции. Микроэволюция. Приспособленность организмов к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования.
  4.3 Макроэволюция. Доказательства эволюции живой природы. Направления и пути эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
  4.4 Гипотезы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
  4.5 Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.
Тема «Экосистема»
  5.1 Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный, их значение.
  5.2 Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды.
  5.3 Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.
  5.4 Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы.
  5.5 Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Правила поведения в природной среде.

 

II. Раздел «Живые организмы»
Тема «Систематика организмов».
  6.1 Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.
Тема «Царства Бактерии, Грибы, Лишайники».
  7.1 Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Роль в природе и жизни человека.
  7.2 Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека грибов и лишайников. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств.
Тема «Царство Растения».
  8.1 Строение цветкового растения (клетки, ткани, органы). Жизнедеятельность и размножение растительного организма.
  8.2 Многообразие растений. Основные отделы растений: Одноклеточные зеленые водоросли. Многоклеточные зеленые водоросли. Бурые водоросли. Красные водоросли. Моховидные. Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Голосеменные. Покрытосеменные, классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека.
Тема «Царство Животные»
  9.1 Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных животных. Классы плоских червей, моллюсков, членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.
  9.2 Хордовые животные. Характеристика основных классов. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.
III. Раздел «Человек и его здоровье»
Тема «Ткани. Органы. Системы органов»
  10.1 Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфообращения..
  10.2 Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, выделительной. Размножение и развитие человека.
  10.3 Внутренняя среда организма человека. Состав крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии. Витамины, их роль в обмене веществ.
Тема «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека».
  11.1 Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.
  11.2 Анализаторы. Органы чувств. Строение и функции, роль в организме.
  11.3 Условные и безусловные рефлексы. Высшая нервная деятельность. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Сон, его значение. Особенности психики человека.

 

Тема «Личная и общественная гигиена. Здоровый образ жизни человека»
  12.1 Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма. Приемы оказания первой помощи при повреждении опорно-двигательной системы, кровеносной, дыхательной, покровной системы.
  12.2 Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на организм человека и развитие зародыша человека.

 

 


ПРОЕКТ

Спецификация



2015-11-23 522 Обсуждений (0)
Раздел 2. Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 2. Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (522)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)