Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-экономическая сущность понятие, функции и принципы налогообложения



2015-11-20 860 Обсуждений (0)
Социально-экономическая сущность понятие, функции и принципы налогообложения 0.00 из 5.00 0 оценок




Виды налогов и основания для их классификации

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделение на виды) на определенной основе. Кроме того, отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть данного налога.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике н/о имеют следующие основания классификации налогов:

1. по способу взимания налога

2. по субъекту-налогоплательщику

3. по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги

4. по порядку введения налога

5. по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж

6. по целевой направленности введения налога

1. По способу взимания налогов

Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому, для последних размер налога известен.

Косвенные (иначе - адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, НДС). Основное отличие м/у прямыми и косвенными налогами - по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом н/о источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном - источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).

Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителей. Окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на который налог перекладывается путем надбавки к цене.

2. По субъекту - налогоплательщику

Налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц)

Налоги с п/п и организаций (налог на прибыль, НДС, акцизы, налог на имущество п/п и т.д.)

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические, так и п/п и орг-ции (госпошлина, транспортный налог).

3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги: Федеральные (общегосударственные) налоги. Размеры ставок, определение объектов н/о, плательщиков и методов исчисления федеральных налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории.

Региональные налоги (налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов н/о, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов федерации: республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей.

Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе РФ.

4. По порядку введения налога

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. К ним относятся все федеральные налоги, а также налог на имущество п/п, налог на имущество физических лиц, земельный налог. Факультативные налоги непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей. Взимание этих налогов на той или иной территории - компетенция органов местного самоуправления (все местные налоги, за исключением тех, которые являются общеобязательными).

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.

Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству (налог на прибыль с п/п). Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.

6. По целевой направленности введения налога

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. Для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

Социально-экономическая сущность понятие, функции и принципы налогообложения.

Согласно ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги представляют собой один из существенных элементов, определяющих функционирование социально-экономической системы современного общества. За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей (поддержание системы управления, содержание армии, обеспечение правопорядка, образование,здравоохранение, культура), но и осуществляет целенаправленное регулирование производственно-экономической деятельности предприятий и частных лиц. В современных государствах через налоги мобилизуется в казну и перераспределяется от 30-50% ВВП. Налоги составляет финансовую основу существования государства. С помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода с целью образования централизированных фондов денежных средств. В силу этого налоговые отношения выделяются из общей массы общественных социально-экономических отношений, для них характерны признаки императивности и администрирования, свойственные при функционировании государственного механизма.

Доходы бюджета каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством. Данное положение подтверждает исключительную важность налогов. Можно смело утверждать, что без налогов нет бюджета, а потому без налогов не может существовать и государство. Именно налоги представляют собой финансовый источник экономической самостоятельности государства.

Экономическая сущность налогообложения заключаетсяв прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта (ВОП) в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета).

Функции налогов:

1. Фискальная функция. Обеспечивает формирование финансовых ресурсов государства необходимых для реализации бюджетной, социальной и иных программ, а также для существования государственных институтов.

2. Регулирующая функция. Направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства.

3. Распределительная функция состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения.

4. Контрольная функция. Заключается в том, что с помощью налогов государство осуществляет контроль за доходами и расходами налогоплательщиков.

5. Поощрительная функция. Механизм для реализации социальной политики государства. Отражает признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом.

Принципы налогов:

1) принцип справедливости – каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

2) принцип соразмерности – соотношение наполняемости бюджета и неблагоприят­ных для налогоплательщика последствий н/о. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны.

3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков – в соотв. с данным принципом налог должен характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик д/б проинформирован заранее, - а также простота исчисления и уплаты налога.

4) принцип экономичности (эффективности) – он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.



2015-11-20 860 Обсуждений (0)
Социально-экономическая сущность понятие, функции и принципы налогообложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-экономическая сущность понятие, функции и принципы налогообложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (860)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)