Тема 12. Древняя Греция эпохи Гомеровского эпоса: «Илиада» и «Одиссея»
1. Характеристика источников: письменные и археологические памятники. 2. Общественный строй древней Греции по данным источников. 2.1.Структура родства и общинные отношения. 2.2. Положение свободного населения: 2.2.1. общественный и имущественный статус родовой аристократии; 2.2.2. положение рядовых общинников; 2.2.3. категории зависимого населения. 2.3. Рабство по поэмам Гомера: 2.3.1. Источники рабства. 2.3.2. Категории и положение рабов. 3. Политическое устройство "гомеровского" общества. 3.1. Родовые институты общества: народное собрание и совет старейшин. 3.2. Функции и статус басилеев: вожди или цари? 4. Итог: государство или военная демократия. Литература Гомер. Илиада; Гомер. Одиссея //Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова Д.П. М.,1964. С.54-78. Или Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. Боруховича В.Г. Саратов,1989. С.91-119. Андреев Ю.В. Об историзме гомеровского эпоса// Вестник древней истории. 1984. – № 4. Античная Греция. Проблемы развития полиса / Под ред. Голубцовой Е.С. и др. М.,1983. Т.1. Гл.2,3. Ленцман Я.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М.,1963. С.130-143; 193-277. Истон Д.Ф. Исследования Трои: прошлое, настоящее и будущее // Вестник древней истории.1996. № 4. Свенцицкая И.С. Некоторые проблемы землевладения по "Илиаде" и "Одиссее" // Вестник древней истории. 1976. №1. Тронский И.М. История античной литературы. М.,1983. Гл.II. Трейстер М.Ю. Троянские клады в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Предварительные итоги исследования) // Вестник древней истории. 1996. № 4. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.21. Гл.4,6,9.
Методические указания При работе над данной темой вам предстоит работа с литературными и археологическими источниками. Основные приемы работы с письменными источниками такие же, как и в разделе по истории Древних цивилизаций. Обратите внимание, что для правильной оценки сведений, содержащихся в поэмах «Илиада» и «Одиссея», надо познакомиться с историей создания этих произведений. Известно, что поэмы основаны на устных преданиях о Троянской войне. С появлением письменности у древних греков, они были записаны в VI в. до н.э. Таким образом, в «Илиаде» и «Одиссее» сохранились исторические сведения о трех больших хронологических этапах древнегреческой истории: Микенская Греция конца II тыс. до н.э.; так называемые «темные века» – X-IX вв. до н.э.; архаический период – VIII-VI вв. до н.э. Значительным дополнением, корректирующим традиционные представления о начальной истории греческих полисов, является материал археологических раскопок. Таким образом, ответы на все вопросы темы должны быть основаны на материале «Илиады» и «Одиссеи» и исследованиях археологов. В итоге на практическом занятии вы должны высказать свои предположения о том, какие особенности в развитии «гомеровского» общества (т.е. греческого общества тех периодов, которые изучаются по поэмам Гомера) предопределили особый путь развития античного общества по сравнению, например, с обществом древневосточным. Темы для сообщений с презентациями: 1. Гомеровский вопрос и его история. 2. Г. Шлиман и его Троя. 3. Кораблестроение и морские путешествия эпохи Троянской войны. 4. Вооружение и военное дело у греков по «Илиаде» и «Одиссее». Домашнее задание: Сравните рабство на Востоке (например, в Древнем Египте) и в «гомеровской» Греции, оформив свою работу в виде таблицы:
Характеристика рабства на Древнем Востоке и в Античной цивилизации
Работу над последней колонкой таблицы вы позднее завершите по соответствующей теме практического занятия.
Тема 13. Формирование основ Афинского полиса (реформы Солона и Клисфена) 1. Особенности источниковой базы по истории Афинского полиса. 2. Современные проблемы определения античного полиса. 3. Реформы Солона: 3.1. Социальные и экономические преобразования Солона 3.2. Реформы по созданию основ политической организации Афинского полиса 4. Тирания Писистрата в Афинах, ее роль в формировании социально-экономической основы полиса. 5. Реформы Клисфена: 5.1. сущность административной реформы Клисфена; 5.2. формирование демократической республики.
Литература Аристотель. Афинская полития. Аристотель. Политика. Плутарх. Солон, Аристид. Геродот. История. Фукидид. Греческая история. Фрагменты произведений всех перечисленных авторов помещены в: Хрестоматия по истории древнего мира./Под ред. Боруховича В.Г. Саратов,1989. С.128-157. Античная Греция. Проблемы развития полиса. М.,1983.Т.1. Гл.3,5,Введение. Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М.,1961. С.75-115,198-252. История Европы. М.,1988. Т.1. Ч.2. Гл.5. Карпюк С.Г. Клисфеновские реформы и их роль в социально-политической борьбе в позднеархаических Афинах // Вестник древней истории. 1986. № 1. Кошеленко Г.А. Полис и город: к постановке проблемы // Вестник древней истории. 1980. № 1. Скржинская М.В. Устная традиция о Писистрате // Вестник древней истории. 1969. № 4. Строгецкий. Клисфен и Алкмеониды // Вестник древней истории. 1972. № 2. Туманс Х. Рождение Афины (афинский путь к демократии от Гомера до Перикла). СПб.: Гуманитарная Академия, 2002. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса / Э.Д. Фролов. – 2-е изд. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. Ч.II. Гл.5.
Методические указания На занятиях по данной теме предполагается подробно изучить историю становления Афинского рабовладельческого государства – полиса. Реформы Солона, Тирания Писистрата и преобразования Клисфена, имевшие место в этот период (VI в. до н.э.), являются своего рода ступенями развития полисной организации. Реформы Солона представляют собой единый комплекс преобразований, проведенных им в Афинах в 594-593 гг. до н.э. в обстановке социальной борьбы между демосом и родовой знатью. Реформы Солона следует показать как этап в становлении Афинского демократического государства. Анализируя источники, надо определить, свидетельства какого из авторов представляются более надежными и по каким причинам. К экономическим реформам Солона принято относить сисахфию, денежную реформу, законы, поощряющие развитие торговли и ремесел, закон о земельном максимуме и свободе завещаний. Рассматривая их, надо показать, каким образом они ущемляли экономическое положение эвпатридов, и выяснить, в интересах каких социальных групп они были проведены. К социально-политическим реформам Солона относят тимократическую реформу, организацию совета 400 и суда присяжных (гелиэя), возрождение роли народного собрания (экклесия), лишение гражданских прав (атимия) лиц, не принимающих участия в политической борьбе. Подводя итоги вопроса о реформах Солона, следует составить схему: «Политическое устройство Афин при Солоне». В четвертом вопросе на конкретном материале тирании Писистрата в Афинах следует выяснить характер раннегреческой тирании как этапа становления греческой государственности. Последний вопрос посвящен реформам Клисфена, в результате которых окончательно оформилась государственная организация Афинского полиса. Главное достижение реформ Клисфена – это создание территориальных фил и демократического государственного устройства. Надо составить схему «Государственное устройство Афин после реформ Клисфена», отразив в ней демократические изменения в управлении афинским полисом. Темы сообщений (обязательна презентация): 1. Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э.: 1. Плутарх и роль его «Сравнительных жизнеописаний» для развития европейского жанра биографической истории. 2. Культура Греции в архаический период: а) архитектура и изобразительное искусство; б) литература и театр. Домашнее задание: составить 2 схемы, сравнить их и сделать выводы о процессе демократизации афинского общества, социальной основе этих реформ: Схема 1. «Политическое устройство Афин при Солоне». Схема 2. «Государственное устройство Афин после реформ Клисфена».
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1077)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |