Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовые основы экономики культуры 8 страница



2015-11-23 565 Обсуждений (0)
Правовые основы экономики культуры 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Основная масса артистов балета получает среднее специальное образование. Специальность «Артист балета» с трудом укладывается в рамки соответствующих стандартов среднего профессионального образования. Хореографические учебные заведения производят набор на обучение этой специальности детей, окончивших четыре класса общеобразовательной школы. Поэтому вопреки обычному порядку, при котором среднее профессиональное образование базируется на основном общем (9 классов) или среднем (полном) общем образовании (11 классов), освоение хореографической образовательной программы начинают ученики, завершившие к этому времени лишь программу начального общего образования. Поэтому в хореографических училищах учащиеся одновременно осваивают и общеобразовательную программу, и программу среднего специального хореографического образования.

Лишь в середине 1990-х гг. артисты балета получили возможность приобретать высшее образование. По существу, на обучение по этой специальности в вуз приходит уже профессиональный артист балета, и здесь он повышает свою квалификацию как артист, а главное, приобретает дополнительную квалификацию - педагога-репетитора. Благодаря этому у артиста балета, имеющего высшее образование, появляется возможность после завершения артистической карьеры на базе полученного высшего образования перейти к профессиональной репетиторской деятельности в балетном театре или других организациях сферы хореографии.

В области кино и телевидения высшее образование можно получить по следующим специальностям: «Режиссура кино и телевидения» (режиссеры игрового кино-, теле- и видеофильма, неигрового кино-, теле- и видеофильма, анимации и компьютерной графики, телевизионных программ), «Режиссура мультимедиапрограмм», «Продюсерство и телевидения», «Звукорежиссура кино и телевидения, «Кинооператорство» (кинооператор, телеоператор), Киноведение». Сюда же нужно добавить упомянутую ранее специальность «Актерское искусство», общую для театра и кинематографа, а также специальность «Драматургия», поскольку одна из соответствующих ей квалификаций - кинодраматург. В России два крупных вуза кинематографии. Ведущий вуз этой отрасли - Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, осуществляющий подготовку кадров по всему спектру кинематографических специальностей. Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения готовит специалистов не только творческих, но и киноинженерных специальностей, обеспечивая техническими кадрами высокой квалификации кинопромышленность.

Перечень творческих специальностей, по которым дается высшее образование в области искусств, завершает Зодчество». По этой специальности ведут подготовку Всероссийская академия живописи, ваяния и зодчества в Москве, а также Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в С.-Петербурге. Реставраторов для музеев и других организаций, обеспечивающих сохранение памятников культуры и искусства, готовят, например. Московский художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова и Суздальское художественно-реставрационное училище. Специальности «Реставрация» соответствует широкий круг присваиваемых квалификаций: реставраторы памятников архитектурной среды, живописи, скульптуры, графики, предметов декоративно-прикладного искусства; эксперты-менеджеры объектов культурного наследия.

Пополнение библиотек и музеев высококвалифицированными кадрами обеспечивают так называемые вузы культуры (культуры и искусства). Обучающиеся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» получают одну из следующих квалификаций: библиотекарь-библиограф, преподаватель, технолог автоматизированных информационных ресурсов, референт-аналитик информационных ресурсов, менеджер информационных ресурсов. Специальности «Музейное дело и охрана памятников» соответствует квалификация музеевед.

Вузы культуры реализуют также образовательные программы по специальностям «Народное художественное творчество» (художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, вокально-хорового коллектива, хореографического коллектива, студии декоративно-прикладного творчества, любительской студии кино-, фото -, видеотворчества, руководитель этнокультурного центра, режиссер любительского театра), «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (режиссер театрализованных представлений и праздников, режиссер шоу программ, режиссер художественно-спортивных праздников), «Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников», «Социально-культурная деятельность» (менеджер социально-культурной деятельности, технолог социально-культурной деятельности, постановщик культурно-досуговых программ).

Вузы сферы культуры и искусства имеют также возможность вести образовательную деятельность по нескольким направлениям: «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Дизайн», «Литературное творчество», «Театральное искусство», «Искусство балета». «Киноискусство», «Реставрация», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Библитечно-информационные ресурсы», «Народная художественная культура», «Социально-культурная деятельность». Наименования многих направлений подготовки созвучны, а в некоторых случаях полностью совпадают с наименованиями рассмотренных ранее специальностей. Однако направления и специальности, даже одноименные, имеют существенно отличные образовательные программы.

Подготовка по специальностям одноступенчатая. Срок обучения — 5 лет, если иное не предусмотрено государственным образовательным стандартом по соответствующей специальности. Выполнившим полностью образовательную программу присваивается соответствующая ей квалификация специалиста с высшим образованием.

Направление предполагает двуступенчатую подготовку и соответствующие ступеням образовательные программы. Первая ступень - подготовка бакалавра (4 года). Успешно освоившим программу присваивается академическая степень бакалавра соответствующего направления, например, бакалавр музыкального искусства, бакалавр дизайна и т. п. Выпускник вуза, получивший степень бакалавра, признается лицом, имеющим высшее образование и имеющим право на замещение соответствующих должностей. Выпускник бакалавриата может претендовать на получение высшего образования более высокой ступени по образовательной программе того же направления в магистратуре. Успешное освоение образовательной программы подготовки магистра (2 года) завершается присвоением академической степени магистра соответствующего направления. Подготовку бакалавров и магистров в России начали вводить в середине 1990-х гг. Вузы культуры и искусства пока в большей степени ориентируются на традиционную для нашей страны подготовку специалистов.

Послевузовское образование в сфере культуры и искусства осуществляется в аспирантурах и докторантурах, открываемых в вузах и научно-исследовательских учреждениях этой сферы. Выше уже шла речь о свойственной только сфере искусства подготовке аспирантов по творческо-исполнительским специальностям. В отличие от обычных аспирантов, подготавливающих кандидатские диссертации, перед аспирантом по творческо-исполнительской специальности такая задача не ставится. Он, во-первых, продолжает совершенствовать свое исполнительское мастерство, во-вторых, приобретает квалификацию педагога высшей школы по соответствующей специальности. Обычная (научная) аспирантура и докторантура в сфере культуры и искусства обеспечивает пополнение и обновление научных и научно-педагогических кадров в вузах и научно-исследовательских организациях отрасли.

Управление системой образования осуществляется в порядке, предусмотренном российским законодательством. Большинство государственных высших учебных заведений культуры и искусства находятся в ведении либо Министерства культуры Российской Федерации (ныне Министерство культуры и массовых коммуникаций), либо Министерства образования Российской Федерации. При этом Министерство образования в соответствии с законодательством является федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. К его компетенции отнесены такие функции, как утверждение федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов и образовательных программ; лицензирование и аккредитация вузов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности; открытие в вузах аспирантуры и докторантуры; установление порядка приема граждан в вузы федерального ведения и многие другие32. Поэтому Министерство образования оказывает влияние на вузы культуры и искусства независимо от того, в чьем ведении они находятся.

Важным звеном в российской системе высшего образования являются учебно-методические объединения высших учебных заведений (далее - УМО) - по статусу государственно-общественные объединения вузов в разных областях науки и техники, культуры и искусства. Основные задачи УМО - участие в разработке проектов государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов; координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций для обеспечения качества и содержания высшего и послевузовского профессионального образования; разработка предложений по структуре, отнесенной к их компетенции в области высшего и послевузовского профессионального образования, и по содержанию основных образовательных программ; экспертиза учебно-методической документации.

Создаются УМО при ведущих вузах. Министерство образования Российской Федерации издает Типовое положение об учебно-методическом объединении, утверждает принятое советом УМО положение, разработанное на основе типового, определяет круг направлений и специальностей, которые относятся к компетенции каждого УМО. В сфере культуры и искусства функционирует восемь учебно-методических объединений: в области музыкального искусства, театрального искусства, дизайна и изобразительных искусств хореографического искусства, кинематографии и телевидения, литературного творчества, реставрации, а также народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов33.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданам гарантируется получение на конкурсной основе высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые34. Эта гарантия обеспечивается финансированием государственных и муниципальных вузов из соответствующих бюджетов. Абсолютное большинство этих вузов, включая вузы культуры и искусства, - бюджетные учреждения федерального ведения, финансируемые из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов.

За счет бюджетного финансирования обеспечивается обучение студентов (аспирантов, докторантов) в пределах контрольных цифр приема, устанавливаемых ежегодно каждому вузу. Государственные вузы имеют право в пределах, допустимых лицензией, принимать на обучение студентов по договору (с полным возмещением затрат) в дополнение к основному контингенту обучающихся за счет бюджета. Приведем иллюстративный пример.

Пример 11.2

Кадровое пополнение сферы культуры. В 2001 г. вузы культуры и искусства Российской Федерации приняли на обучение 19,3 тыс. человек, в том числе 8,1 тыс. на платное обучение. Училища культуры и искусства приняли в том же году 24,2 тыс. человек, из них 2,2 тыс. на платное обучение. Эти цифры достаточно стабильны на протяжении последних трех лет, и они дают представление о масштабах кадрового пополнения сферы культуры и искусства специалистами с высшим и средним специальным образованием.

 

Ведущие учебные заведения культуры и искусства всех направлений, определяющие уровень образования в стране в целом, расположены в основном в Москве и С.-Петербурге. Но достижения в области подготовки работников искусства и культуры есть и за пределами этих городов. Сеть государственных вузов культуры и искусства охватывает, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, еще 42, а средних специальных учебных заведений - 76 регионов России. Школы искусств для детей есть в каждом из 89 субъектов федерации. При этом уровень образования работников культуры во многих регионах еще недостаточно высок. Приведем здесь вкачестве примера официальные статистические данные!

Пример 11.3

Кадровый потенциал сферы культуры. По данным Министерства культуры Российской Федерации на 2000 г., среди клубных работников имели высшее образование в Новгородской области 17%, в Чувашской Республике -22,8%. Из всех специалистов сферы культуры имели высшее образование в Республике Саха (Якутия) - 11%, в Белгородской области - около 20%, в Ставропольском крае -21%, в Республике Марий Эл - 28%36.

 

Очевидно, существует несколько причин такого положения. Во-первых, неравномерное распределение вузов сферы культуры и искусства по регионам: 19 из них (более 30%) находятся в Центральном федеральном округе, в том числе 12 - в Москве. Выравниванию распределения вузов по регионам способствует открытие новых вузов или филиалов центральных вузов в регионах, где в этом есть настоятельная необходимость, а также открытие подготовки по специальностям культуры и искусства в региональных университетах общего профиля.

Во-вторых, чрезвычайно низкий уровень оплаты труда в государственных и муниципальных организациях культуры зачастую «вымывает» специалистов из той сферы, для которой они готовились. В поисках более достойной заработной платы они находят себе работу в различных подразделениях коммерческих структур, где нередко с успехом применяют знания и умения, полученные в учебных заведениях культуры и искусства. Исправить положение может лишь взвешенная политика государства в области заработной платы работников культуры и искусства, работающих в государственном секторе.

В заключение следует заметить, что российская система образования еще не пришла в равновесное состояние. Поиск рационального соотношения базовых традиций отечественного образования, с одной стороны, и необходимых новаций, без которых невозможно обойтись в стремлении войти в европейское и мировое образовательное пространство, — с другой, продолжается. И важно, чтобы в процессе этих изменений, как их ни назови - реформа образования или его модернизация, не потерять то лучшее, что есть в отечественном опыте. Особенно чувствительным в этом вопросе оказывается образование в сфере культуры и искусства.

 

 

1. Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии. Издано в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 941 от 29 ноября 1968 г.; Положение о социалистическом государственном парке культуры и отдыха, городском саде и зоопарке (зоосаде). Утверждено Министерством культуры СССР 25 мая 1972 г. на основании постановления Совета Министров СССР № 602 от 26 августа 1971 г.

2. Средства фонда материального поощрения полностью использовались на премирование работников. А для фонда предприятия были заданы следующие пропорции распределения: не менее 20% - на укрепление материально-технической базы, не менее 40% — на жилищное и культурно-бытовое строительство и до 40% - на социальное развитие коллектива, индивидуальное премирование и единовременную помощь.

3. О недостатках системы стимулирования см.: Костина Е. П. О совершенствовании системы экономического стимулирования ТЗП // Пути совершенствования хозяйственного механизма управления театрально-зрелищными предприятиями. М., 1984. С. 185; Костина Е. П. Развитие системы экономического стимулирования театрально-зрелищных предприятий // Социально-экономические проблемы художественной культуры: Экономические аспекты управления / Под ред. А. Я. Рубинштейна. М., 1987. С. 185-198; Иванов Е. О системе премирования работников учреждений культуры // Вопросы экономики и управления культурным обслуживанием населения. М., 1979. С. 138.

4. Об отчислениях в централизованный фонд Министерства культуры СССР. Постановление Совета Министров СССР № 872 от 5 ноября 1965 г.; Инструкция о порядке образования и расходования централизованного фонда Министерства культуры СССР. Издана на основании постановления Совета Министров СССР № 872 от 5 ноября 1965 г.

5. Марков В. И. Оплата труда в системе управления экономикой развитого социализма. М., 1980. С. 141.

6. О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в непроизводственных отраслях народного хозяйства. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС // Справочник партийного работника. М., 1977. Вып. 17. С. 306-307.

7. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2002. С. 187. Табл. 7.20.

8. О комплексном эксперименте по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театров. Приказ Министерства культуры СССР № 330 от 6 августа 1986 г.; Методические указания о порядке планирования, финансирования и экономического стимулирования театров, участвующих в комплексном эксперименте по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театров. Разработаны в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 800 от 8 июля 1986 г.

9. Об итогах деятельности театров в условиях эксперимента см.: Об итогах первого года комплексного эксперимента по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театров республики. Постановление коллегии Министерства культуры РСФСР № 59 от 15 июня 1988 г.; Решение Секретариата правления Союза театральных деятелей РСФСР по результатам первого года работы театров в условиях эксперимента // Информация секретариата правления. М., 1988; Театры страны в условиях эксперимента. М., 1988.

10. Положение о переводе театров страны на новые условия хозяйствования. Одобрено Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма от 22 ноября 1988 г., протокол № 136, раздел III; Положение о переводе концертных организаций страны на новые условия хозяйствования. Одобрено Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма от 6 декабря 1988 г., протокол № 188, раздел II; Положение о переводе Творческо-производственного ордена Ленина объединения гос. цирков «Союзгосцирк» на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Одобрено Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма 3 января 1989 г., протокол № 142; Основные положения перевода культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования. Одобрены комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР 25 мая 1989 г., протокол № 13.

11. Они соответствовали двум формам хозрасчета, предложенным в Законе о государственном предприятии (объединении). См.: О государственном предприятии (объединении). Закон Союза Советских Социалистических Республик. Принят на седьмой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 30 июня 1987г. М., 1987.

12. Для учреждений искусства впервые такой механизм формирования фонда оплаты труда был предложен и подробно описан в статье: Рубинштейн А. Я. Проблемы и основные направления реформы управления в сфере искусства // Пути совершенствования хозяйственного механизма в сфере культуры / Отв. ред. С. Н. Вознесенский, С. В. Шишкин. М., 1988. С. 28-29.

13. Закон Союза Советских Социалистических Республик о государственном предприятии (объединении). Принят на седьмой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 30 июня 1987г. М., 1987. С. 40.

14. О необходимости многовариантности механизма распределения дополнительной части фонда оплаты труда см.: Рубинштейн А. Я. Введение в экономику исполнительского искусства. М., 1990. С. 29-30.

15. О социально-экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР. Постановление Совета Министров РСФСР № 297 от 31 мая 1991 г.; Положение о театре в РСФСР. Утверждено постановлением Совета Министров РСФСР № 297 от 31 мая 1991 г. М., 1991; Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. М., 1992.

16. Толстая тетрадь // Экономическая школа. 1991. Вып. 2. С. 208.

17. О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки. Постановление правительства Российской Федерации № 785 от 14 октября 1992 г.; О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 23 октября 1992 г.

18. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 1995. С. 80, 81, 82; Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2002. С. 187. Табл. 7.20. С. 188. Табл. 7.22.

19. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 1995. С. 88; Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2002. С. 189. Табл. 7.23. При расчетах использовались тарифные коэффициенты и тарифные ставки первого разряда, установленные правительством Российской Федерации в соответствующие годы.

20. Федеральный закон «Трудовой кодекс Российской Федерации» № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г. Введен в действие с 1 февраля 2002 г.

21. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации: Приложение № 2 к постановлению Министерства труда Российской Федерации № 8 от 1 февраля 1995 г.//Разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации. М.: Министерство культуры РФ, 1995. С. 9-87. Тарифно-квалификационные характеристики утверждаются Министерством труда Российской Федерации.

22. Разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации. С. 10.

23. Здесь рассмотрен случай, когда подрядчик по договору гражанско-правового характера - физическое лицо, но им может быть и юридическое лицо. Такой договор между двумя организациями не имеет никакого сходства с трудовым договором.

24. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 9 июля 1993 г., ст. 7, пп. 1, 2.

25. Там же, а. 33.

26. Там же, а. 14.

27. 3акон Российской Федерации «Об образовании» (в ред. федерального закона № 12-ФЗ от 13 января 1996 г.), а. 2, п. 2.

28. Последнее уточнение определяется тем, что система образования дает профессиональную подготовку, например, художникам, композиторам, писателям, осуществляющим культурную деятельность индивидуально, вне рамок какой-либо организации.

29. Такая форма послевузовского образования имеет отношение не только к музыкальному, но и к другим видам искусав. С 1956 по 1968 г. в СССР предусматривался особый порядок обучения в аспирантуре музыкантов-исполнителей, композиторов и мастеров изобразительного, декоративно-прикладного, театрального и киноискусства. С 1968 г. такая послевузовская подготовка осуществлялась в рамках ассистентуры-стажировки. Приказом Минобразования России N° 814 от 27 марта 1998 г. был введен статус аспиранта, обучающегося по творческо-исполнительским специальностям в области искусства.

30. Здесь и далее названия специальностей и присваиваемых квалификаций приводятся по следующему источнику: Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования в области культуры и искусства: Приложение к приказу Минобразования России № 1196 от 26 марта 2003 г. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации / Высшее и среднее профессиональное образование. 2003, № 7, с. 22-28.

31. До 2002 г. разные образовательные программы в рамках одной специальности отличались различными специализациями.

32. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г., ст. 24, п. 3.

33. Мураталиева С. Г. Образование в сфере культуры и искусства: Аналитический обзор. М., 2002. С. 22.

34. Конституция Российской Федерации, ст. 43, п. 3, а также федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г., а. 2, п. 4.

35. Учебные заведения Министерства культуры Российской Федерации в цифрах. 2001/2002 учебный год. М., 2002. С. 28, 70.

36. Мураталиева С. Г. Образование в сфере культуры и искусства. С. 41-42.

 


Глава 12



2015-11-23 565 Обсуждений (0)
Правовые основы экономики культуры 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовые основы экономики культуры 8 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (565)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)