Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоговые правоотношения государства и культуры



2015-11-23 576 Обсуждений (0)
Налоговые правоотношения государства и культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Формирование налоговой системы Российской Федерации началось в 1990-е гг. сразу же после провозглашения суверенитета России и избрания первого состава Верховного Совета республики. Уже в декабре 1991 г. парламент принял закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», установивший общие принципы налогообложения юридических и физических лиц, и пакет законодательных актов о налогах и сборах, которыми предусматривалось введение в стране 17 видов федеральных, 5 видов региональных и 22 вида местных налогов, сборов и пошлин.

Демократические преобразования, осуществленные в эти годы, естественно, сказались на социальной направленности принятых законов. В большинстве из них были установлены льготные режимы налогообложения организаций культуры, образования, науки, а также предусмотрено материальное стимулирование предприятий, организаций, учреждений и граждан, вкладывающих свои средства в развитие этих сфер деятельности. Этими же принципами руководствовались субъекты Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления, принимая законодательные и нормативно-правовые акты по налогам и сборам, предусмотренные их компетенцией. Протекционистская позиция государства в отношении культуры в налоговых законах 1991-1993 гг. проявилась в освобождении учреждений культуры и искусства от уплаты подавляющего большинства налогов, включая налоги на землю, имущество, прибыль, добавленную стоимость, в уменьшении налогооблагаемой базы предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих за счет прибыли или собственных доходов финансовую поддержку этим учреждениям.

Однако качество многих законодательных налоговых актов, выработанных в эти годы, было невысоким. Сказались отсутствие продуманной налоговой стратегии у государства, должного опыта у разработчиков и сжатые сроки, отведенные на их подготовку. Система оказалась неэффективной, громоздкой и плохо управляемой. В принятые законы начали вносить многочисленные изменения, дополнения, другие поправки, существенно усложняющие как положение налогоплательщиков, так и работу налоговых органов.

Необходимость реформы стала очевидной, как очевидны и основные ее направления - сокращение числа налогов, снижение величины налогового бремени, отмена неэффективных налогов и сборов, уточнение правил формирования налоговой базы. Эти и другие задачи был призван решить Налоговый кодекс, формирование которого началось во второй половине 1990-х гг.

14.1.

Основы налоговой системы Российской Федерации.Первый этап формирования налоговой системы завершился принятием в июле 1998 г. первой части Кодекса, включающей общие положения, правовой статус налогоплательщиков и налоговых органов, принципы организации налогового контроля и ответственности за налоговые правонарушения.

Кодекс установил принципиальные основы налогового законодательства. Среди них:

· всеобщность и равенство налогообложения;

· запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, их социального положения, национальности, убеждений, или места происхождения капитала;

· экономическая обоснованность налогов и сборов, недопустимость их произвольного установления, введения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав;

· запрет на установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство России;

· единство налоговой политики и системы налогов, строгое разграничение полномочий в области налогообложения между Федерацией, субъектами Федерации и местным самоуправлением;

· ясность налогового законодательства, исключающая возможность его произвольного толкования, с тем чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить;

· обязательность условий установления налогов — определение налогоплательщиков и элементов налогообложения, т. е. объектов налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налогов и сроков их уплаты.

В Налоговом кодексе установлены разграничение налогов и сборов и их перечень по видам — федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы и местные налоги, определен порядок их утверждения и территориального применения. К числу федеральных отнесено 16 видов налогов, сборов и пошлин, региональных - 7 (в том числе налог с продаж, отмененный с 1 января 2004 г.), а также налог на имущество организаций, действие которого на территории субъектов Российской Федерации будет прекращено после принятия закона «О налоге на недвижимость», к числу местных - 5 (в том числе земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые утратят силу на соответствующей территории после введения в действие налога на недвижимость). Законодательные акты, утверждающие эти налоги, составляют вторую часть Налогового кодекса, которая была принята в июле 2000 г. и последовательно дополняется до настоящего времени.

Таким образом, к началу 2004 г. налогообложение регулировалось как законами, вошедшими в Налоговый кодекс, так и сохранившими свою силу законодательными актами, принятыми в начале девяностых годов: «Об основах налоговой системы Российской Федерации (в редакции от 1 января 2001 г.), «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями), «О налоге на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями), «О налоге на имущество предприятий» (с изменениями и дополнениями), «О налоге на рекламу», «О таможенном тарифе» и др. Все они утратят силу после завершения их пересмотра и включения во вторую часть Налогового кодекса.

Платежи по налогам и сборам в соответствии с Кодексом устойчиво поступают в бюджеты всех уровней и являются главным источником их доходов. Так, в 2001 г. налоговые поступления составили 87,3% доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, в том числе 91,6% доходов федерального бюджета и 66,9% доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Экономическая весомость и структура налоговых поступлений в федеральном и региональном бюджетах существенно различаются, что связано с принятыми в конкретных законах принципами их направления. В Федеральном бюджете 2001 г. основными источниками являлись налог на добавленную стоимость - 43,8% всех налоговых доходов, таможенные пошлины и таможенные сборы -22,7%, налог на прибыль предприятий и организаций -14,6% и акцизы — 13,9%. Такая структура налоговых доходов сохранилась и в последующие годы.

Основными источниками налоговых доходов региональных бюджетов в 2001 г. являлись налог на прибыль предприятий и организаций — 33,9%, налог на доходы физических лиц - 28,6%, налоги на имущество юридических и физических лиц - 10,0%, платежи за пользование ресурсами - 9,7%. Не претерпела существенных изменений эта структура налоговых поступлений и в 2002-2004 гг.

Такое распределение налоговых поступлений во многом определяет устойчивость и стабильность доходов федерального бюджета и слабость подавляющего большинства региональных бюджетов, живущих за счет перечислений, дотаций, субсидий и кредитов из федерального бюджета. Эта политика не может быть признана оптимальной. Она порождает иждивенчество, тормозит рост экономики, темпы социального развития, становление малого и среднего предпринимательства — основы экономического благополучия современного общества.

 

14.2.

Налогообложение организаций культуры.Налоговые правоотношения государства и организаций культуры на 1 января 2004 г. регулировали в основном:

· федеральные налоги и сборы - налог на добавленную стоимость, налог на прибыль (доход) организаций, единый социальный налог, таможенные пошлины и сборы, федеральные лицензионные сборы;

· региональные налоги и сборы - налог на имущество организаций, транспортный налог, региональные лицензионные сборы;

· местные налоги и сборы - земельный налог, налог на рекламу, местные лицензионные сборы.

Налог на добавленную стоимость (НДС). Правовые нормы, регулирующие взимание налога на добавленную стоимость, включены в статьи 143-170 главы 21 Налогового кодекса. В соответствии с этими нормами плательщиками налога являются учреждения, индивидуальные предприниматели, а также лица, признанные налогоплательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом объектом налогообложения признаются: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации; передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ и услуг) в соответствии со статьями 153-162 Налогового кодекса. Налоговый период устанавливается как календарный месяц, а при оборотах в месяц менее одного миллиона рублей как квартал.

Ставка налогообложения установлена в размерах 0%, 10% и 18%. Ставка в размере 0% установлена для операций, которые в сфере культуры не совершаются. Ставка в размере 10% применяется в культуре при реализации периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением изданий и продукции рекламного и эротического характера. Эта же ставка применяется для редакционных и издательских работ, услуг по доставке указанных изданий и продукции. Ставка в размере 10% применяется и к услугам по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, не носящих рекламного и эротического характера. При реализации всех других видов товаров, работ и услуг применяется ставка налога в размере 18%. Причем НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет. В сфере культуры по ставке 18% облагаются только доходы, полученные от предпринимательской деятельности и сдачи имущества в аренду.

При формировании закона законодатели, соблюдая конституционные нормы о доступности культуры и необходимости сохранения культурного наследия, сохранили в основном социальную направленность НДС приданную этому налогу в начале 90-х гг. Так, в сфере культуры освобождены от налогообложения услуги по распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Не подлежит налогообложению реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов. Освобождена от налогообложения деятельность учреждений культуры и искусства по:

· предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, животных, экспонатов и книг;

· изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений;

· звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек этих учреждений;

· доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;

· составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений;

· предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства.

Закон о НДС определил также перечень учреждений культуры и искусства, к которым применяются указанные нормы. Это театры, кинотеатры, концертные учреждения и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы. Дома творчества, планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные природные и ландшафтные парки. В соответствии с законом не подлежат налогообложению работы (услуги) по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, передача прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Большое значение для сохранения культурного наследия имеет освобождение от налогообложения ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений), строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю над качеством проводимых работ, а также услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями.

Существенное влияние на развитие благотворительной деятельности может оказать освобождение от НДС выполнения работ, оказания услуг и передачи товаров (за исключением подакцизных) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Развитию отечественной культуры будет также способствовать освобождение от налогообложения ввоза на таможенную территорию Российской Федерации:

· художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;

· всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов.

Вместе с тем социальная направленность налога была существенно ослаблена в связи с отменой ранее действовавших льгот на реализацию книжной продукции, печатных изданий и связанных с ними редакционных, издательских и полиграфических услуг. Введение НДС на эти виды работ, товаров и услуг, даже в минимальном размере, привело к удорожанию духовной продукции. Негативные социальные последствия такого акта очевидны и превышают сиюминутный финансовый эффект.

Налог на прибыль организаций. Правовые нормы, регулирующие взимание с организаций налога на прибыль, включены в статьи 246-333 главы 25 Налогового кодекса. Налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские и иностранные учреждения, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации. Объектом налогообложения является прибыль, которая исчисляется как разница между полученными доходами и произведенными расходами. В состав доходов включаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Полный перечень доходов, признанных доходами от реализации, и внереализационных доходов приведен в статьях 249-250 Налогового кодекса. В законе приводится также перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. К ним, в частности, относятся доходы, полученные:

· в виде имущества, переданного бюджетным учреждениям по решению органов исполнительной власти всех уровней;

· в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов;

· в виде грантов, предоставленных на безвозмездной и безвозвратной основе физическими лицами и некоммерческими организациями, в том числе иностранными международными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому правительством Российской Федерации. Обязательным условием при этом является предоставление грантов ввиде денежных средств или иного имущества для осуществления конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании средств.

Полный перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 Налогового кодекса.

В состав расходов включаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Эти затраты подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (включающие материальные затраты, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы) и внереализационные расходы. Подробный перечень и характеристики тех и других расходов, а также расходов, не учитываемых при налогообложении, установлены статьями 254-270 Налогового кодекса.

В расходы, связанные с производством и реализацией, включаются суммы начисленной амортизации. При этом определено, что амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 тыс. руб. Установлены также виды имущества, которые не подлежат амортизации. В частности, к ним относятся: имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности; имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности; приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и иных подобных объектов, за исключением произведений искусства, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией в полной сумме в момент приобретения указанных объектов.

В перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включены расходы на рекламу производимых, приобретенных и реализуемых товаров, а также на рекламу деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания. Для сферы культуры важна расшифровка состава этих расходов, т. к. в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» спонсорство признано одним из видов рекламной деятельности, а спонсорский вклад - платой за рекламу. Известно, что средства спонсоров являются одним из источников внебюджетного финансирования организаций культуры, однако в Налоговом кодексе расходы налогоплательщиков на этот вид рекламной деятельности ограничены и признаются лишь в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению и определяемой в соответствии с Кодексом. Особенности определения налоговой базы для отдельных категорий налогоплательщиков, а также операций установлены статьями 275-283 Налогового кодекса. Налоговым периодом по налогу признается календарный год, а отчетным - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Ставка налога на 1 января 2004 г. установлена в размере 24%. Иной размер ставок установлен лишь на доходы иностранных организаций, доходы в виде дивидендов, доходы от отдельных видов долговых обязательств. При названной ставке в федеральный бюджет зачисляется часть налоговых поступлений в размере 6% исчисленного налога, в бюджеты субъектов Российской Федерации -17% и в местные бюджеты - 2%. При этом субъектам Российской Федерации предоставлено право понижать ставку налога, зачисляемого в их бюджет, до 13%. Ограничение прав органов власти субъектов Российской Федерации снижать ставку налога в больших размерах вряд ли экономически оправдано. На практике это приводит к существенному сокращению их возможностей влиять на решение региональных социальных и инвестиционных задач.

С принятием главы 25 Налогового кодекса утратил силу закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций», введенный в 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными в последующие годы. По этому закону прибыль государственных и муниципальных учреждений культуры, как некоммерческих организаций, по основной деятельности не подлежала налогообложению, а другим юридическим лицам предоставлялось право перечислять на благотворительные цели государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников до 5% облагаемой налогом прибыли. Эти нормы находились в русле международного налогового законодательства, которое предусматривает особый статус для некоммерческих организаций - «учреждения, освобожденные от налогообложения».

Пример 14.1.

Налоговые льготы за рубежом. Пример тому дали США, которые в Указе о государственном доходе на 1894 г. (разд. 32) полностью освободили от уплаты налога благотворительные, религиозные и образовательные учреждения (затем этот список дополнялся), что стало важным фактором развития некоммерческих организаций, включая учреждения культуры. Широко распространена за рубежом и практика налоговых сокращений. В тех же США на благотворительные цели может быть направлено до 10% прибыли, в Польше - от 10 до 15%, в Чехии - до 2%, в Великобритании - в пределах 3% дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным акциям.

 

С введением в действие главы 25 Налогового кодекса льготы по налогу на прибыль для организаций культуры, действовавшие в Российской Федерации более десяти лет, были отменены, что существенно ухудшило их финансовое положение. Вместе с тем снижением налоговой ставки с 35 до 24% (самого низкого в Европе уровня) государство значительно облегчило финансовое положение коммерческих организаций всех организационно-правовых форм.

Единый социальный налог. Правовые нормы, регулирующие взимание единого социального налога, включены в статьи 234-245 главы 24 Налогового кодекса. Единый социальный налог был введен в Российской Федерации 1 января 2001 г. в целях мобилизации средств для реализации гражданами своих конституционных прав на пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Плательщиками налога являются работодатели -организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, производящие выплаты наемным работникам, а также индивидуальные предприниматели и адвокаты.

Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, заключенным в целях выполнения работ, оказания услуг (за исключением вознаграждения, выплачиваемого индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Объектом налогообложения индивидуальных предпринимателей являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговая база включает любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой они осуществлялись. При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исходя из рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, сумма вознаграждения определяется с учетом расходов, определенных в порядке, установленном законом о подоходном налоге с физических лиц.

Единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды - пенсионный фонд (через федеральный бюджет), фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации, которые ведут персональный учет перечисленных им средств. Поскольку в состав налогооблагаемой базы включен гонорар авторам художественных и литературных произведений, их авторы обретают финансовый источник для решения назревших проблем социальной защиты своего труда.

При уплате социального налога его плательщики должны учитывать, что Кодексом установлен перечень сумм, не подлежащих налогообложению (ст. 238), и налоговых льгот (ст. 239). В частности, от уплаты налога освобождаются учреждения любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом первой, второй или третьей группы. В перечень сумм, не подлежащих налогообложению, включены доходы, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива, или соответствующие денежные возмещения.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом по налогу - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Ставка налога дляразных работодателей устанавливается по шкалам, приведенным в статье 241 Налогового кодекса. Наиболее распространенной является ставка в размере 35,6%, применяемая работодателями, у которых налоговая база на каждого отдельного работника составляет нарастающим итогом с начала года менее 100 тыс. руб.

Транспортный налог. Правовые нормы, регулирующие взимание транспортного налога, содержатся в статьях 356-363 главы 28 Налогового кодекса и законах субъектов Российской Федерации. Налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта, Российской Федерации. Налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения. Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - исходя из их мощности в лошадиных силах, в отношении несамоходных (буксируемых) транспортных средств - исходя из валовой вместимости в регистровых тоннах.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости транспортных средств или на единицу транспортного средства в размерах, указанных в статье 361 Налогового кодекса. Так, например, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. налоговая ставка устанавливается в размере 2 руб. с каждой лошадиной силы, для автобусов с мощностью двигателя до 200 л. с. - 10 руб. с каждой лошадиной силы, для грузового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л. с. - 5 руб. с каждой лошадиной силы. Законами субъектов Российской Федерации налоговые ставки, указанные в статье 361 Налогового кодекса, могут быть увеличены либо уменьшены, но не более чем в пять раз; также могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для каждой категории транспортных средств. Этими же законами устанавливается Налоговый период и сроки уплаты налога.

Налог на имущество организаций. Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена главой 30 «Налог на имущество организаций», вступившей в силу с 1 января 2004 г.

В соответствии с этим Федеральным законом налог на имущество организаций (далее налог) устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации. При установлении налога законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, форму и периодичность отчетности по налогу. Кроме того, им предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории налогоплательщиков и/или имущества, признаваемого объектом налогообложения, предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Другие правовые нормы - определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налогового периода, порядок исчисления сумм налога - субъекты Российской Федерации должны определять в полном соответствии со статьями 373-386 главы 30 Налогового кодекса.

Плательщиками налога признаются все российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Объектам налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или в доверительное управление, а также выделенное для обеспечения совместной деятельности), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом налоговая база рассчитывается каждым налогоплательщиком самостоятельно, с учетом требований, указанных в статьях 375-376 Налогового кодекса, отдельно в отношении следующего имущества: подлежащего налогообложению по месту нахождения организации; каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс; каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации, имеющего отдельный баланс; облагаемого по различным ставкам.

Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, но не могут превышать 2,2%. Льготы по налогу. С включением в Налоговый кодекс главы 30 утратил силу закон Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. «О налоге на имущество предприятий». Правовые нормы, установленные новой главой Налогового кодекса, в части льгот существенно отличаются от норм, действовавших с 1992 по 2004 г. Как и в других главах Налогового кодекса, принятых в последние годы, существенно ослаблена социальная составляющая законодательного акта.

Так, по закону 1991 г., имущество бюджетных учреждений и организаций, а также имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры, налогом не облагалось. По Федеральному закону 2003 г. от налога на имущество освобождаются организации лишь в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Помимо них до 1 января 2006 г. федеральные законодатели предусмотрели освобождение от уплаты налога организаций, использующих свое имущество для нужд культуры, искусства, образования и некоторых других социальных нужд.

Воспользуются ли законодательные органы субъектов Российской Федерации предоставленным им правом предусматривать в региональных законах о налоге на имущество другие льготы для организаций культуры, искусства и образования в 2004 г. и в годы, последующие после 1 января 2006 г., покажет время. Приведем в этой связи несколько примеров из недавнего прошлого.

Пример 14.2.

Льготы по налогу на имущество. Практика прежних лет свидетельствует, что некоторые субъекты Российской Федерации использовали предоставленное им право и установили для организаций культуры, искусства и образования дополнительные льготы по налогу. Так, законом г. Москвы от 5 ноября 2003 г. «О налоге на имущество организаций» освобождены от налогообложения бюджетные учреждения, финансируемые из бюджета г. Москвы или бюджетов муниципальных образований г. Москвы на основе сметы доходов и расходов. Законом Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. «О налоге на имущество организаций» льгота по налогу предоставлена бюджетным учреждениям и организациям, находящимся в государственной и муниципальной собственности республики, а также организациям, финансируемым в полном объеме из соответствующих государственных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов Республики Башкортостан. Бюджетные учреждения Московской области пользуются льготой по налогу, установленной для них в 1997 г. и действующей в области в настоящее время в соответствии с законом Московской области от 21 ноября 2003 г. «О налоге на имущество организаций Московской области». И это не единичные примеры ответственного отношения органов власти субъектов Российской Федерации к формированию региональной налоговой политики.

 

Налог на землю (Земельный налог).Правовые нормы, регулирующие взимание земельного налога, установлены законом РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю». В соответствии с этим законом от уплаты земельного налога, в частности, полностью освобождаются:

· заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

· учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры;

· учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения независимо от источника финансирования.

Если организация, освобожденная от уплаты земельного налога, сдает принадлежащий ей земельный участок в аренду, то с площади, передаваемой в аренду, налог взимается.

Налог на рекламу. Налог на рекламу действует в Российской Федерации с 1991 г. Максимальный размер ставки этого налога не должен превышать 5% стоимости услуг от рекламы. Конкретный размер ставки, а также порядок исчисления налоговой базы, перечень плательщиков налога и виды льгот устанавливаются на месте. На практике учреждения культуры и искусства этим налогом не облагаются.

14.3.

Налогообложение работников культуры и деятелей искусства.Налоговые правоотношения государства, работников культуры и деятелей искусства регулируют Федеральный закон «О налоге на доходы с физических лиц» и местные законы о налоге на имущество физических лиц, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Налог на доходы физических лиц. Правовые нормы, регулирующие взимание налога на доходы физических лиц, включены в статьи 207-233 главы 23 Налогового кодекса. Особенностями этого акта являются отказ от прогрессивной шкалы налогообложения доходов, введение практически для всех граждан России единой ставки налога на достаточно низком уровне, установление системы льгот для многих категорий налогоплательщиков. Плательщиками этого налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объекты налогообложения — доходы, полученные физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации от источников в Российской Федерации и (или) от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющих



2015-11-23 576 Обсуждений (0)
Налоговые правоотношения государства и культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоговые правоотношения государства и культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (576)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)