Изучение математической модели
Временное УМП по курсу «ГЕОЛОГО-ГЕОФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАЛЕЖЕЙ НЕФТИ»
Уфа 2015
В настоящем пособие изложены темы, которые изучаются в рамках спецкурса «Геолого-геофизическое моделирование залежей нефти». Пособие является первой редакцией, подлежит доработке и дополнению. В пособие приведены основные понятия и терминология, используемые в математическом моделировании; рассмотрены вопросы построения трехмерной компьютерной геологической модели; подготовки этой модели к гидродинамическому моделированию; описаны аспекты построения и создания постоянно-действующих моделей на разных стадиях эксплуатации месторождений; изложены возможности пакета программных модулей IRAP RMS для построения, анализа и сопровождения трёхмерных адресных ПГТМ месторождений.
Пособие составлено доцентом кафедры геофизики, к.т.н., Морозовой Е.А.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Этапы математического моделирования 1. Создание качественной модели.Выясняется характер законов и связей, действующих в системе. В зависимости от природы модели эти законы могут быть физическими, химическими, биологическими, экономическими. Задача моделирования — выявить главные, характерные черты явления или процесса, его определяющие особенности. Применительно к исследованию физических явлений создание качественной модели - это формулировка физических закономерностей явления или процесса на основании эксперимента. Создание математической модели (постановка математической задачи). Математическая модель - описание поведения изучаемого объекта с помощью математических символов. Процесс матмоделирования состоит из 4 этапов: Этап 1. Формулирование в математических терминах законов, описывающих поведение объекта – необходимо знание геологии, геофизики, гидромеханики, физики и химии пласта, математики, численных методов и програмирования. Создается математическая модель . Этап 2. Решение прямой задачи - получение путем исследования модели выходных данных для дальнейшего сопоставления с результатами наблюдений за объектом моделирования. Используются данные ГИС, гидродинамические , изучение керна и сейсмики. Построение трехмерной геометрическоймодели с использование детерминистических или геолого-статистических методов. Если математическая модель описывается некоторыми уравнениями, то такая модель называется детерминированной. Если модель описывается некоторыми вероятностными законами, то такая модель называется стохастической. 1) Выделение существенных факторов. Основной принцип: если в системе действует несколько факторов одного порядка значимости, то все они должны быть учтены, или все отброшены. 2) Выделение дополнительных условий (начальных, граничных, условий сопряжения и т.д.). Этап 3. Адаптация модели по результатам наблюдения, решение обратных задач – определение значения параметров модели по известному поведению системы в целом и определение характеристик модели, которые оставались неопределенными. Уточнение основных фильтационно-емкостных параметров пласта, заложенных в модель. Например, обратная задача решается итерационно до тех пор, пока, модель фильтрации не воспроизведет распределение давления и насыщенностей, которое возникает в результате приложенного воздействия – заданных режимов работы действующих скважин. Этап 4. Анализ модели, ее модернизация переход к более совершенной модели. Изучение математической модели. 1) Математическое обоснование модели. Исследование внутренней непротиворечивости модели. Обоснование корректности дифференциальной модели. Доказательство теорем существования, единственности и устойчивости решения. 2) Качественное исследование модели. Выяснение поведения модели в крайних и предельных ситуациях. 3) Численное исследование модели. а) Разработка алгоритма. б) Разработка численных методов исследования модели. Разрабатываемые методы должны быть достаточно общими (пригодными для исследования математических моделей достаточно широкого класса) и алгоритмичными (обеспечивающими автоматизацию вычислений). Новое требование — возможность распараллеливания (использование кластерных вычислительных систем). в) Создание и реализация программы.
По сравнению с лабораторным (натурным) экспериментом компьютерный эксперимент дешевле, безопасней, может проводиться в тех случаях, когда лабораторный эксперимент принципиально невозможен.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (842)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |