Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребительский выбор и его особенности. Полезность благ и теория потребительского поведения. Полезность, психологические и экономические корни этого понятия



2015-11-23 1952 Обсуждений (0)
Потребительский выбор и его особенности. Полезность благ и теория потребительского поведения. Полезность, психологические и экономические корни этого понятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Перед каждым потребителем стоят три вопроса:

Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй — исследовать цену, чтобы решить третий вопрос — определить доход потребителя.

Эти три проблемы - полезность, цена и доход - и составляют содержание теории поведения потребителя. Попытаемся определить их взаимосвязь.

 

Полезность блага– это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Экономисты используют термин полезность (Utility) для обозначения того удовольствия, выгоды, удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров и услуг. Происхождение этого термина уходит корнями на два столетия назад в работы эксцентричного английского философа и социолога Джереми Бентама (1748-1832). Но понятие полезности, введенное Бентамом, отличалось от научного. Он организовал квазирелигиозное движение, призванное распространять идею о полезности, то есть о «наибольшем благе для наибольшего числа» – принцип для реформирования английского законодательства.

При измерении полезности следует различать 2 величины:

Совокупная или общая полезность (Total Utility); TU – показывает полное удовлетворение, полученное от приобретения и потребления какого-либо товара или услуги.

Предельная (Маргинальная) полезность (Marginal Utility); MU – показывает изменение совокупной полезности при изменении потребляемого количества товара на единицу.

Таким образом, предельная полезность – это дополнительная полезность, полученная от потребления каждой следующей единицы продукта.

Для измерения полезности ввели специальную единицу – ютиль (от англ. Utility).

Экономическая модель потребительского поведения объясняет, как вкусы и доходы потребителей наряду с ценами благ определяют их функции спроса на эти блага. В основе теории поведения потребителя лежит гипотеза о рациональности потребителя.

Гипотеза о рациональном потреблении может быть сформулирована следующим образом: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать общую полезность при ограниченном доходе. То есть при заданных ценах и данном доходе покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами.

Тема 4.

С точки зрения поступления средств издержки делятся на:

1) Внешние - это ден. затраты фирмы на приобретение сырья, оборудования, транспорта, энергии "со стороны", т.е. поставщиков, не входящих в состав п/п;

2) Внутренние - это неоплаченные издержки соб. и самост. используемый ресурс.

Альтернативные издержки. Суть: принимая одно решение и отказываясь от другого теряешь возможную выгоду от второго решения. И так, согласно концепции издержек упущенных возможностей, издержки – это ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования данного ресурса. Описанный метод оценки затрат ресурсов называют экономическим, сами же издержки именуют альтернативными (или экономическими), а также издержками упущенных возможностей. Логика этого метода заключается в поиске ответа на вопрос: от чего нужно отказаться, чтобы получить данное благо?

Концепции прибыли. В общем виде прибыль - это разность между суммарной выручкой от реализации продукции и суммарным издержками. Если затраты ресурсов оценены бухгалтерским методом, то разность между выручкой и бухгалтерскими издержками образует бухгалтерскую прибыль. Если затраты ресурсов оценены экономическим методом, то разность между выручкой и альтернативными (явными и неявными) издержками дает экономическую прибыль. Корректно считать явные издержки совпадающими с бухгалтерскими. Поэтому бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных (внутренних) издержек. Бывает так, что по бухгалтерским меркам предприятие вполне благополучно. Ему не грозит банкротство. Оно получает прибыль, выплачивает владельцам дивиденды, платит налоги и т .п. Но экономическая прибыль оказывается отрицательной. Это означает, что ресурсы и деньги были вложены не лучшим образом. Занявшись иным видом бизнеса, фирма получила бы большую прибыль.

Нормальная прибыль. Вот почему эк. теория выделяет еще и категорию нормальной прибыли. Как ясно из самого названия, величина нормальной прибыли тяготеет к средней, обычной в данной экономике норме прибыльности. Можно определить ее и по-другому: нормальным является минимальный уровень прибыльности, достаточный для того, чтобы владельцы предприятия считали для себя выгодным продолжение занятий данным видом бизнеса. Когда владелец сам управляет фирмой, нормальная прибыль выступает в качестве справедливой оплаты его труда и способностей предпринимателя, если фирма представляет собой акционерное общество, то нормальную прибыль можно рассматривать как справедливые выплаты за использование акционерного капитала. Соотношение нормальной, экономической и бухгалтерской прибыли. Сопоставим размеры всех трех показателей прибыли. Чтобы получать бухгалтерскую прибыль, фирме достаточно добиться превышения доходов над явными издержками. Поэтому наличие положительной бухгалтерской прибыли только в первом приближении может свидетельствовать о благополучии фирмы. Оно говорит лишь о том, что фирма не несет убытков, не разоряется. При этом капиталисты вполне могут стремиться изъять капиталы из бухгалтерски прибыльного бизнеса, если уровень прибылей недостаточен. Чтобы предприниматели не бежали из дела, величина бухгалтерской прибыли должна хотя бы равняться нормальной (т.е. покрывать неявные издержки). Вспомним теперь, что экономическая прибыль возникает лишь у того предприятия, доход которого больше суммы явных и неявных издержек. Поэтому о предприятии, приносящем нормальную прибыль, можно сказать, что оно получает нулевую экономическую прибыль. Наконец положительная экономическая прибыль всегда больше нормальной. Это стимулирует приток капиталов и предпринимательских талантов в соответствующую фирму или отрасль. И не мудрено: ведь там доходность выше, чем в среднем по экономике. Можно выразить ту же мысль иначе. Бухгалтерская прибыль-это абсолютный (а не сравнительный) показатель положения дел на предприятии, фиксирующий наличие прибылей или убытков. Она ничего не говорит о положении предприятия в сравнении с другими фирмами. Нормальная прибыль свидетельствует о том, что бизнес идет не хуже , чем в среднем по экономике. Наличие положительной экономической прибыли означает, что данное предприятие лучше других распоряжается ресурсами, в том числе и предпринимательским талантом. Таким образом, именно положительная экономическая прибыль – наиболее точный индикатор эффективности работы предприятия.

Закон убывающей отдачи гласит: по мере того как возрастает использование какого-либо производственного фактора (при фиксированных остальных производственных факторах) в итоге достигается точка, в которой дополнительное использование этого фактора ведет к снижению объема выпуска продукции.

Закон убывающей отдачи состоит в том, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса. Уточним перевод слова «предельный» — marginal.

Marginal — близким к пределу, находящийся на краю. Для российского экономиста наиболее точный смысл выражают слова «добавочный», «дополнительный».

Иначе говоря, если численность сотрудников, обслуживающих данное направление деятельности, будет увеличиваться, то рост объема производства будет происходить после некоторого момента все медленнее, по мере увеличения числа рабочих на производстве.

Амортизация в бухгалтерском учёте — процесс переноса по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции (работ, услуг).

Износ -обесценивание долгосрочных материальных производственных активов (основных средств), таких как здания, оборудование, транспорт, сопровождающееся потерей их технико-экономических характеристик.



2015-11-23 1952 Обсуждений (0)
Потребительский выбор и его особенности. Полезность благ и теория потребительского поведения. Полезность, психологические и экономические корни этого понятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребительский выбор и его особенности. Полезность благ и теория потребительского поведения. Полезность, психологические и экономические корни этого понятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1952)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)