Как работать с пособием
Введение Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении? Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть. Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Данный дидактический материал направлен на устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения. Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений (Т. Г. Егоров). Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок. В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб технике. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаём условия для появления ошибок. Что же представляет собой этот процесс? В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста. Все названные умения формируются поэтапно во времени, они «зреют», как зреет плод. На каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации. Но каждый ребёнок в своём развитии индивидуален, поэтому у кого-то из детей умения текущего этапа не успевают «созреть», т. е. достаточно автоматизироваться за то время, которое отведено школьным планированием. Значит, для следующего этапа не подготовлен фундамент. Когда материал для чтения усложняется, учащийся начинает отставать от других, попадает в группу слабоуспевающих, и не потому что не может понять и научиться, а потому что не успел научиться. Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения. На предыдущем этапе ребёнок должен был научиться соединять несколько букв в слоги и прочитывать за одно движение глаз наиболее типичные слоговые структуры (ам, ма, лук, кто, стол, мост, блеск, строй, всплыл). На этапе слияния слогов в слова каждый слог читаемого слова откладывается в оперативной памяти как его часть, затем слоги синтезируются в слово, и ребёнок опознаёт прочитанное слово, понимает его смысл. Далее прочитанные и понятые слова откладываются в оперативную память уже как частица предложения. Успешный синтез слов в предложение можно считать следующим этапом (этапом синтеза предложения). Перевести ученика на этап синтеза предложения, не отработав этап синтеза слова, равносильно тому, чтобы застагить молодого атлета, поднимавшего штангу весом 70 кг, поднять сразу 100 кг. Поднять-то он её может и поднимет, но с каким напряжением, и какой при этом вред нанесёт своему организму! В данном пособии содержится материал для развития умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры. Систематические упражнения в чтении этого материала приводят к автоматизации восприятия «оперативных единиц чтения» (А. Н. Корнев), т. е. того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое понимание смысла читаемых слов. Слова, представленные в данном пособии, объединены по степени сложности слоговой структуры в 14 групп. В 1-й группе приведены слова, состоящие из открытых слогов-слияний типа рука, молоко, черепаха, математика. Словосочетания, предложения и тексты, данные в конце первой группы, состоят из слов только такой структуры. Во 2-й группе содержатся слова, состоящие из открытых слогов и одного закрытого, находящегося в конце слова, типа забор, барабан, Велосипед. Она завершается словосочетаниями, предложениями и текстами, состоящими из слов 1-й и 2-й групп. В 3-й группе закрытый слог перемещается в начало слова и рядом оказываются два согласных звука, что усложняет прочтение такого слова: ведро, доброта, пословица. В словосочетаниях, предложениях и текстах использованы слова 1-й, 2-й и 3-й групп. Таким образом, от группы к группе структура слова усложняется (см. таблицы на с. 6—7). В начале столбика слов каждой новой структуры даётся образец деления слова на слоги. Первое слово, открывающее группу новой слоговой структуры, выделено жирным шрифтом, разделено на слоги как образец, и в нём поставлено ударение. Остановимся на некоторых особенностях расположения слов одной слоговой структуры. Слова данной структуры (равно как и всех остальных) разделены на части речи (они отделены друг от друга звёздочками) и, кроме того, сгруппированы по месту ударения. Исследования психологов показывают, что ребёнок легче читает двусложное слово, если ударение падает на гласный первого слога. Такие слова и 1
1. Мама и Лиза. Роща у горы. Мыла руки. Косы у Маши. Руки шире! Щука в реке. Няня села. Тётя Оля. Туча на небе. Лила воду. Была зима. Перо совы. Лиса в норе. Кора липы. Ещё рано. Рога лося. Осока у озера. (41)
2. Белые волосы. Вымытая посуда. Розовая пижама. Горячее какао. Марина болела. Капала вода. Зелёная горошина. Хорошие люди. Золотые руки. Высокое небо. Тикали часики. Начало недели. Лакала молоко. (26)
3. Широкая улица. Весёлая беседа. Горели фонари. Вязала рукавицу. Жареное мясо. Именины Веры, Нади, Любы и Сони. Чинили сапоги. Любимая собака. Махала руками. Хоровое пение. Малина на поляне. (27)
4. Ребята купали коня. Лена моложе Оли. Вороны сидели на заборе. Половина пути уже позади. Маляры белили ворота. Около норы лежала лисица. Весёлые каникулы – хорошая пора. Повариха варила макароны. Таня на уроке решила четыре задачи. (34) · * *
5. На озере жили белые лебеди. Саша и Полина собирали помидоры. Дети переходили дорогу парами. Ежевика, малина, голубика, куманика – это ягоды. По радио передавали любимую Юлину мелодию. Ребята положили вещи на поляне и побежали к реке. (35) 6. Мы доехали до леса на машине. В мае родители подарили Володе ролики. «Почему посуда ещё не вымыта?» - ругала мама Карину. Черепаха высунула голову и пожевала кожуру банана. Гуси-лебеди полетели в село и утащили Ванюшу. (35) 7. На берегу моря были натянуты сети. Они были похожи на седую паутину. Эти сети натянули рыбаки. Сетями они ловили в море рыбу. (22)* * *
8. Наташа сидела на даче в огороде и ела сырую кукурузу. Марина говорила Наташе: «Не бери сырую кукурузу!». Марина наварила кукурузы и посолила её. Хороша варёная кукуруза! (26) 9. Лариса и Вика ходили по улицам города. Вика захотела мороженого. Она тянула Ларису за руку и говорила: «Купи, Лариса, ореховое мороженое». Но орехового мороженого не было, и Лариса купила Вике ананасовое. (31)
10. Таня гуляла в долине по берегу реки и увидела пещеру. Около пещеры одиноко зеленело дерево. Таня села в его тени. Выбежала из пещеры ящерица. Тихо пела какая-то пичуга на дереве. Она была похожа на синицу. (36)
2 группа
1. Веет ветерок. Ревёт бычок. Лежит удав. Липовый мёд. Молодой ветеринар. Метёт метель. Надеть берет. Вышел на морозец. Кивал головой. Пирожок с рисом. Шумел камыш. Розовый сарафан.
2. Тяжёлый чемодан. Показал фокус. Починить карусель. Сидел под тополем. Купил сахар-рафинад. Пищит комар. Слышен голос. Ледоход на реке. Дымок над селом. Нужен полив. Запоминать дорогу. (26)
3. Ледокол «Седов». Сушёный банан. Мужичок с ноготок. Малиновый кисель. Самолёт над лесом. Пузатый самовар. Дешёвый сувенир. Номер телефона. Напиток из вишен. Румянец на щеках. Огонёк за поворотом. (27) · * *
4. Мышонок жил под полом сарая. Рыжий муравей тащил соломинку. Юрий Иванович вошёл в вагон. Коля соорудил шалаш из веток. В этом году хороший урожай яблок. Рыболов сидел на берегу уже целый час, но рыба не ловилась. (36)
5. Летом Валерик работал на сенокосе. Василий Семёнович варил гороховый суп. За городом в осиновой роще жил Мышиный король. Убежал Колобок от бабы и деда на волю и попал Лисе на зубок. На тихой поляне под дубом вырос молодой боровик. (39)
* * * 6. На берегу озера рос полевой василёк. Он был голубой, как небо, как вода в озере. Тихий ветерок качал его. А василёк хотел улететь высоко в небо. (26)
7. В далёком солёном море жил кашалот. Могучий кашалот целый день лежал на воде и пел. Как-то раз весёлый тюлень загадал ему ребус. С тех пор кашалот не поёт, а день и ночь думает. (34)
8. В пещере жило чудовище с серыми рогами. Его голова была выше самого высокого дерева. Чудовище ловило рыбу и жарило её на обед. Вечерами оно сидело около пещеры и думало о том, как хорошо было бы иметь товарища, с которым можно поговорить. Как-то раз к пещере подошёл Ивасик. Он собирал ягоды и потерял дорогу домой. Он увидел чудовище и подумал: «Оно меня зажарит, как рыбу». А чудовище подумало: «Теперь у меня будет товарищ». (73) 9. Был у короля любимый петушок. Он будил короля на заре. Король давал петуху гороху и зёрен, а петушок ходил по залу и кукарекал. От этого у короля было хорошо на душе. Один раз попал король в беду, а конюх его выручил. Обещал король конюху любой подарок. Указал конюх на петуха, который будет на заре. Не хотел король дарить петуха, но делать нечего. Обещание нарушать негоже. В народе говорят: уговор дороже денег. (71) 3 группа
1. Белые нитки. Воют волки. Образец товара. Черновик решения задачи. Махровый халат. Почтовый голубь. Учить алфавит. Раннее утро. Полное ведро. Очки упали. Галка на ветке. Высокая волна. (26)
2. Песня о весне. Широкое окно. Лежит игла. Новая арфа. Ветка вербы. Резиновая соска. Топлёное масло. Поехал на лифте. Сердитая моржиха. Родная земля. Таблица умножения. Игривый козлёнок. (26)
3. Сильное волнение. Пятно от черники. Купим торты. Водные растения. На углу таксофон. Картофель в борще. Письмо от давнего товарища. Шишки на сосне. Охрана фабрики. Возьми больше! вежливый человек. (28) · * *
4. Пантера и тигрица – это большие хищные кошки. Кот Мурлыка пил молоко. Возле террасы росла сосна. В тоннеле метро темно. На мельнице из зерна получают муку. Алеша легко забросил мяч в кольцо. В гуще леса на поляне росли черника и костяника. (40)
5. Кенгуру носит детёнышей в сумке, которая расположена на животе. Яблоко от яблони не далеко падает. Полька, полонез, танго – это бальные танцы. Археологи нашли черепок от кувшина, которому тысяча лет. Миша разделил мандарин на четыре равные части. (35) * * *
6. В цирке арена. На арене факир. На голове у факира чалма. В цирке тишина, факир показывает фокус. Вот появилась из короба утка. Утка улетела, а у факира в руках палка. Чудеса! Играет музыка. Палки уже нет, а в руках у факира лента. (42)
7. Бегала Ира по полю, собирала лютики. Очень они её радовали. Недалеко росли белые пахучие зонтики. У них были резные листья. Ира наклонилась, сорвала незнакомые растения и положила в букет. Дома Ира поставила букет на полку около дивана. А к вечеру от сильного запаха у неё разболелась голова. Эти зонтики в народе так и называют – болиголов. (55)
8. Из-за тёмного облака вышел ясный месяц. Он сиял на тихом небе и был похож на золотой рожок. Ласково и тихо журчали родники под шатрами могучих елей. Вышла на поляну медведица. Около неё бежал мохнатый медвежонок. Он пугливо косился на качающиеся ветки кустиков. Подул ветер. Медведица подняла голову и повела носом. Медвежонок тоже закрутил головой. Ветер попахивал дымом. Рядом был лагерь геологов. Видно, геологи развели огонь возле палаток. (68)
4 группа
1. Иголка и нитка. Улитка на листике. Ягодка малины. Закупка овощей. Лужайка у дома. Валенки на печке. Родинка на щеке. Неполадка в моторе. Посадка рассады. Наволочка на подушке. Затормозил у забора. (30)
2. Капелька водички. Дедушка из деревни. Машеньке холодно. Хороша работёнка! Улыбка девушки. Рыбалка на зорьке. Маленькая русалочка. Вечерние заморозки. Донышко бутылки. Воротничок рубашки. (22)
3. Возле этажерки табуретка. Этикетка на пузырьке. Лебяжье пёрышко. Сынишка кузнеца. Искать ракушки. Пересадка вишенки. Сосиски на тарелке. Ложечка в чашечке. Пожарная каланча. Танцевать на полянке. (25)
* * *
4. На калитке висел зелёный почтовый ящик. Над ромашкой порхала бабочка-лимонница. Потянула иголочка ниточку – и вот пуговка на месте. Сидит на кочке Царевна-лягушка и ожидает Иванушку. Запекла бабушка изюминку в булочку. (32)
5. Запонки заменяют пуговка на рукаве рубашки. Ребята оставили сумки и налегке побежали к озеру. Осинка, сосенка и берёзка росли на опушке леса. «Городок в табакерке» - это волшебная история о мальчике, который заглянул в музыкальную табакерку. (35)
* * *
6. Сидит Митенька и думает: «Если у ребёнка – ручонка и ножонка, то рука и нога – у тебя?». (16)
7. Побывала Маринка на море. А в море водичка солёная. «Это, наверное, от селёдки, - решила Маринка. - Селёдка ведь солёная, она в море живёт и море молит. Но почему же тогда остальные рыбы несолёные? Непонятно. У кого бы узнать?». (37)
8. Перед обедом пошла Оля в подвал за капустой, а бабушка говорит: «Возьми фонарик, в подвале потёмки». Вечером идёт Оля в сад, а бабушка опять: «Возьми, Оля, фонарик, уже сумерки». Думает Оля: «И в потёмках темно, и в сумерках. Значит, потёмки и сумерки – это одно и то же?». А как ты думаешь? (51)
9. Артём ученик. Он учится уже в 3 классе. В понедельник Артём поленился и не выучил урок. Учительница задала ему задачку, а Артём не мог её решить. Печальный пошёл Артём домой. Говорить родителям или нет? Решил он не говорить. Но мама у Артёма умная и заботливая. Она увидела, что сынок невесел. В народе говорят так: шила в мешке не утаишь. (59) 9. После уроков ученики пошли с учителем в музей народных ремёсел. Там дети любовались узорными бордюрами и пышными цветами на подносах. Их рисуют в
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (789)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |