Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Эксперимент как метод познания психических явлений




Эксперимент в психологии, особенно если он касается изучения личности или межличностных отношений, — наиболее сложный вид научного исследования, он требует тщательной подготовки и, по сравнению с другими методами, на практике применяется не так часто.

В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в

классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:естественный (полевой) эксперимент;моделирующий эксперимент;лабораторный эксперимент. 1. Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этогометода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам.Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует неэкспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, ониорганично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данномслучае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условийдеятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных илидиагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительнаязамаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановкапроведения исследования и т.п.) являются следствием его органическойвключенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этогометода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, вчастности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических методик,которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбораэкспериментальных данных. 2. Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего экспериментаиспытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует вэксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью экспериментаданного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуациимоделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные дляжизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений,выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных ипрактических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самыеразнообразные исследовательские задачи. 3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода -предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащеннойспециальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийсятакже наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычнопри изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций,реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - приизучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функцийи т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету предметупсихологического исследования.

14 aнализ продуктов деятельности - Метод широко распространен в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его уникальности.



Анализ продуктов деятельности - это еще один способ получения информации в психодиагностике. Это количественно - качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности Под понятием "документальный источник" понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п. ). Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название "контент - анализ" (буквально "анализ содержания")

15.Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Тесты — своеобразный метод психологического исследования, связанный с испытанием, установлением определенных психических качеств человека. Это — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития таких качеств. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Они должны быть научно обоснованными, надежными, валидными. Их цель — выявление устойчивых психологических характеристик.

Тесты выступают как своеобразная разновидность экспериментов, в которых стандартизация психологических испытаний и статистические критерии оценки их результатов позволяют получать достаточно достоверную информацию о психических качествах человека

16.основными исходными положениями психологической науки, лежащими в основе ее методологии и методики, являются:

1. Принцип детерминизма (причинная обусловленность):

1) Психика обусловлена объективной действительностью.

2) Все психические явления обусловлены деятельностью мозга.

3) При изучении психических явлений обязательно установить причины, их вызвавшие.

4) Психика определяется образом жизни.

 

2. Принцип единства сознания и деятельности:

1) Деятельность — форма активности сознания.

2) Сознание — результат поведения и деятельности.

3) Сознание образует внутренний план деятельности.

4) Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания (педагогика).

3. Принцип генетический — развития:

1) Психика постоянно развивается и изменяется как количественно, так и качественно.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)