Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Психологические проблемы преодоления дезадаптации




Адаптирующийся к рынку человек может находиться на разных уровнях социальной адаптации. Выделяют следующие уровни, отражаю­щие глубину адаптации:

а) уровень осознания требований среды, но непринятия ее ценностей;

б) уровень взаимной терпимости личности и ее социальной среды;

в) уровень аккомодации, требующий уступок, которые возникают на основе терпимости;

г) уровень ассимиляции (полное приспособление), характеризуемый отказом личности от своих прежних ценностей и принятием ценностей новой среды[68].

С указанными уровнями адаптации соотносимы такие виды адапта­ции как добровольная и вынужденная[69]. Добровольно адаптируется чело­век в том случае, если новые способы социального действия не противо­речат ценностным ориентациям и соответствуют его личностным качест­вам. Вынужденная адаптация обнаруживает себя, если противясь ново­му, но опираясь на свой прошлый опыт, социальное положение, возмож­ности, связи и т.д., человек подчиняется обстоятельствам и социальной среде, не пытаясь изменить что-либо в ней или в себе.

Представители старшего поколения чаще демонстрируют вынужден­ную адаптацию. Среди людей, не наделенных качествами рыночной ори­ентации характера, менее энергетически одаренных и гибких также боль­ше неглубоко или совсем неадаптировавшихся к изменившимся экономи­ческим условиям.

Вынужденная и неглубокая адаптация при неблагоприятных услови­ях может перейти в состояние дезадаптированности. На психосоматиче­ском уровне дезадаптированность проявляется в невротических симпто­мах, психогенных заболеваниях; на уровне личности — в зависти и сверх­эгоизме, агрессивности или пессимизме, апатии, отчаянии; на уровне межличностного общения— в конфликтности, безответственности, сверхиндивидуализме; на уровне морали — в безнравственности, нацио­нализме, потере достоинства.

Система психологических мероприятий по ослаблению и преодоле­нию дезадаптированности включает в себя: 1) индивидуально-психологическую коррекцию дезадаптированности; содействие в поиске своей социально-экономической ниши — на микроуровне; 2) работу с на­селением, осуществляемую посредством СМИ и общественных организа­ций с целью формирования необходимых для адаптации качеств на фоне

социальной и моральной поддержки дезадаптированных по объективным причинам — на макроуровне.

В целях индивидуально-психологической и групповой коррекции де-задаптированности целесообразно обучение приемам саморегуляции, сня­тия тревоги, напряжения, стресса, страха несоответствовать требованиям рынка; развитие уверенности в себе, повышение самооценки, развитие и формирование некоторых волевых качеств.

Как показали наши исследования, учащиеся элитных специализиро­ванных школ и классов демонстрируют большую ресурсную готовность к конкурентной борьбе в условиях рынка, поскольку (с учетом влияния фактора предварительного отбора) в процессе их обучения развивается и усиливается не только интеллектуальный, но и мотивационно-волевой потенциал. К когнитивному и коммуникативному блоку личностных ка­честв могут предъявляться различные требования, связанные со специфи­кой профессии и жизненной ситуацией но мотивационно-волевые качест­ва в условиях рыночной экономики являются ядром адаптации.

Важнейший элемент психологической помощи — содействие в поис­ке своей социально-экономической ниши. В сбалансированном структури­рованном или, как сейчас говорят, цивилизованном рынке найдется место и людям с выраженной гуманистической направленностью (не типичной для рынка), противоположными рыночной ориентации характера чертами.

На примере анализа психологических портретов успешных страхо­вых агентов жизни и дистрибьюторов фирм многоуровневого маркетинга нам удалось показать проявления этой благоприятной тенденции. Так, портрет успешного агента по страхованию жизни по многим параметрам далек от типичного экономически успешного или востребованного на рынке труда стандарта. Если рассматривать сочетание таких ресурсных компонентов, как возраст и пол, то оно таково: две трети обследованных в возрасте 36-55 лет, т.е. практически не котирующихся на рынке труда, и 27 агентов из 30— женщины (агенты по страхованию недвижимости, на­против, молодые юноши и девушки). Такой неблагоприятный для эконо­мико-психологической адаптации параметр, как высокая эмотивность, характеризующий группу успешных агентов по страхованию жизни, ока­зался не просто уместным, но необходимым в их деятельности. Испытуе­мые обнаружили глубокие реакции в области тонких эмоций— гуман­ность и отзывчивость, чувствительность и мягкосердечие, серьезное вос­приятие своих и чужих жизненных событий. Действительно, без опоры на нравственность и энтузиазм не создать атмосферу доверия, столь важную при операции продажи полиса.

Экономически успешные агенты фирм многоуровневого маркетинга показали сходный с портретом страховых агентов, но еще более далекий от оптимального для адаптации к рыночным условиям портрет. Высокая эмотивность сочеталась с ярко выраженной экзальтированностью. Но поскольку их деятельность также обусловлена рамками культуры сделок малого риска, где не работают законы азарта и высоких напряжений, до­минирующих в деятельности, например, брокеров, то их профессиональ­ная адаптация способствовала экономико-психологической адаптации в целом.

Если выделять универсальные качества экономически успешных лю­дей, независимо от характера экономического риска их деятельности (кратковременного и концентрированного или пролонгированного, с от­ветственностью без накала соревновательности) являются энергетические (активность) и волевые качества (целеустремленность, настойчивость, самостоятельность), а также гибкость и мобильность.

Результаты психологических исследований свидетельствуют о необ­ходимости разработки новых программ профориентации молодежи, пере­ориентации и переподготовки взрослых, в которых учитывались бы тре­бования, предъявляемые к психике новыми условиями, приоритетные качества, благоприятно влияющие на адаптацию к рынку.

Психологические проблемы преодоления дезадаптации на макро­уровне связаны с рядом факторов. Результаты социологических обследо­ваний свидетельствуют, что имеет место нелегитимность неравенства, люди склонны видеть причины как бедности, так и богатства в характери­стиках системы и значительно реже— в личностных качествах. Такой социологический диагноз имеет объективные причины в условиях экс­тремальной экономики, где, с одной стороны, рынок не сбалансирован и хаотичен, и все еще недостаточно выражена функция контроля государст­ва, а, с другой стороны, отсутствуют условия естественной конкуренции из-за авторитарно-бюрократического и теневого монополизма.

Тем не менее, осознание и учет субъективного фактора адаптации необходимы. Личностными индикаторами экономико-психологической адаптированности, в частности материального благополучия, являются внутренний локус контроля, наличие временной перспективы в экономи­ческом поведении, высокая и адекватная самооценка и преобладание мо­тива достижения над мотивом избегания неудачи. Позволим себе (как аналогию) перенесение четырех ведущих характеристик личности носи­теля экономического статуса на такого субъекта хозяйствования, как го­сударство (нация), который обязательно характеризуется благосостояни­ем, бедностью или богатством. Этого субъекта хозяйствования благопри­ятно характеризовали бы такие поведенческие проявления внутреннего локуса контроля, как ответственность и самостоятельность принятия эко­номических решений, чувство временной перспективы с учетом послед­ствий, достоинство, уверенность в себе и в своем завтрашнем дне, выра­женность мотива достижения в виде мотива социального прогресса и обеспечения стабильности, а не мотива максимальной прибыли.

Такой портрет хозяйствующего государства способствовал бы и бо­лее благоприятной проекции себя как гражданина на государство, страну и наоборот, отражения в конкретной личности экономического статуса всего государства (как это происходит, например, в США и северных ев­ропейских странах). Но при этом целью экономической политики, ее идеалом все же должно стать качество жизни всего населения страны и, этот идеал необходимо объективировать и подкреплять конкретными ша­гами.

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)