Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Психологическая подготовка




Переговоры требуют сосредоточения внимания на всех факторах, способствующих достижению результата, вопреки психологическим барьерам, возникающим из-за несхожести или противоположности инте­ресов сторон, а также личностных особенностей участников.

Предварительные знания о личности партнера по переговорам должны создать рабочую установку, в которой негативное из прошлого опыта расценивается как полезное предупреждение, а позитивное — как залог успеха. Работая бок о бок, важно отделять проблему от людей, раз­бираться с проблемой, а не с друг с другом.

Эмоционально-волевая подготовка требует учета следующих рекомен­даций. Оптимальное состояние переговорщиков на момент начала перего­воров — полное спокойствие, готовность простить партнеру его возмож­ный эмоциональный всплеск, тем более, что он может быть инициирован не им. Личная предубежденность и эмоциональная взвинченность — одни из самых существенных препятствий на пути к соглашению.

Важным условием ведения переговоров является мобилизация воле­вых усилий переговорщиков, направленных на достижение соглашения. Такой сложный эмоционально насыщенный коммуникативный акт, как переговоры, требует участия волевых психических процессов, а именно, произвольного внимания и памяти, логического мышления и творческих приемов, взвешенной и сдержанной речи, контролируемых эмоций. Пере­говорная деятельность успешно протекает на фоне волевых состояний оптимизма, активности, готовности к разумному риску и разумным ус­тупкам. Она более адекватна, если обеспечивается волевыми свойствами личности, а именно целеустремленностью и настойчивостью (в сочетании с гибкостью), решительностью и самообладанием, уверенностью в себе. Конечно, во многом воля к достижению соглашения зависит от того, на­сколько негативные последствия заключенного соглашения более прием­лемы, чем отказ от договоренности. Однако в любом случае необходимы навыки преодоления препятствий адекватной переговорной деятельности внутри себя.

Участник переговоров, приступая к их подготовке, должен пройти своеобразный "аутотренинг", цель которого состоит в физической и пси­хологической мобилизации, создании необходимого настроя на достиже­ние соглашения.

Важный этап подговки переговоров, способствующий повышению уверенности в себе, — работа над самопрезентацией. Под самопрезента­цией или самоподачей понимают способность вмешиваться в процесс формирования своего образа у собеседника. Посредством стиля одежды, манеры обращения, демонстрации своего позитивного отношения к дру­гой стороне создается первое впечатление, которое становится неосозна­ваемым фоном всего процесса переговоров.

Создавая пространство своего образа, следует исходить из установки: "все мои проявления ориентированы на потребности партнера". Одной из наиболее удачных для учета потребностей партнера схемой является пи­рамида потребностей А.Маслоу[79].

Рис.9. Пирамида потребностей А.Маслоу.

 

Физиологические потребности партнера обслуживаются вашим внешним обликом. Все каналы восприятия участвуют в создании вашего образа (зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный). Аккуратность, деловой стиль одежды со вкусом и проявлением индивидуальности, сдержанное подчеркивание мужественности или женственности в зависи­мости от пола переговорщика неосознанно воздействуют на эту группу потребностей.

Потребность в безопасности обеспечивается проявлениями надеж­ности партнера в жестах и словах, избеганием доминирующих, автори­тарных жестов и высказываний, а также тех, которые воспринимаются как неуверенность в себе (например, суетливость, лишние движения или, на­против, скованность).

Социальные потребности удовлетворяются, когда обеспечивается информирование партнера и возможность с его стороны свободно объек­тивировать информацию, когда он видит, что его внимательно и активно слушают. Кроме того, имеется возможность проявить свои эмоции и от­реагировать на эмоции партнера. Так, искренняя доброжелательная улыб­ка, мягкий юмор способствуют установлению контакта, а проговаривание вслух как эмоций партнера, так и своих чувств, обеспечивают эмоцио­нальную разрядку, когда обстановка накаляется.

Потребность в уважении и признании требует учета индивидуально­сти партнера, избегания ошибок в произнесении его фамилии, имени, от­чества, его статуса, названия фирмы, ее продукции и др. Признание заслуг и достижений партнера и фирмы поможет Вам в межличностных отноше­ниях с переговорщиками.

Потребность в самореализации обеспечивается в процессе совмест­ного творчества, доброжелательного поиска решений и выхода из слож­ных ситуаций, оценки успехов партнера в продвижении переговорного процесса, учета его знаний, опыта и взаимного использования таковых.

 

Задание

1. Смоделируйте самопрезентацию перед зеркалом и воображаемым партнером. Проанализируйте жесты и подберите выражения, обслужи­вающие каждый из уровней пирамиды Маслоу.

2. Перечислите основные компоненты содержательной подготовки к переговорам.

2. Начало переговоров

 

Для того чтобы способствовать концентрации внимания партнера на ваших интересах, необходимо создать некоторое общее поле внимания, не нарушив привычных стереотипов. Для этого целесообразно начинать об­щение с процедуры "small talking" , т. е. небольшого доброжелательного разговора, способствующего установлению контакта. Его содержание мо­гут составить несколько удачных замечаний о погоде, транспорте или в рамках любой другой темы, небезразличной для всех и в то же время нейтральной и ни к чему не обязывающей. Если участник переговоров хоро­шо владеет техникой комплимента, то возможно ее применение. Помните, комплимент— это слегка утрированная правда, касающаяся значимой для данного человека реальности, т.е. только правдивое высказывание воспринимается как удачный комплимент и только то, которое затрагива­ет его интересы.

Процедура представления сторон и предъявления полномочий может состояться и до, и после small talking. При жестко регламентированной ситуации начала преговоров реплики small talking могут отсутствовать.

Необходима выработка соглашения о процедуре переговоров. Сторо­ны договариваются о времени, месте, перерывах, возможности кокуса и т.д. Кокус — это отдельное закрытое совещание, на котором участвующая в переговорах сторона удаляется на короткое время с общей сессии пере­говоров для обсуждения своей командой проблем, разрешение которых будет способствовать процессу общих переговоров. Этот вид переговоров имеет строгие временные рамки, обычно не превышающие 30 минут. На­рушения регламента и процедуры переговоров, как правило, отрицательно сказываются на имидже участников.

Существуют два варианта начала переговоров, а именно:

— с облегченным контактом;

— с полным контактом.

Вариант с облегченным контактом предполагает наличие весомой рекомендации со стороны авторитетной организации или частного лица. Иногда это является обязательным компонентом переговоров. В таком случае имидж участника переговоров усиливается имиджем рекомен­дующей стороны. При предложении каких-либо товаров и услуг усили­вающим имидж звеном может стать referent-list, документ, содержащий перечень организаций (с телефонами, фамилиями, позициями тех, кто пользовался услугами и высоко оценивает их). Такой документ составля­ется только с согласия и официального разрешения отраженных в нем организаций.

Вариант с полным контактом требует от участника переговоров больших усилий, связанных с удачной самопрезентацией. Одно из ее важ­нейших условий— показать, что партнер важен и сам факт переговора весьма позитивен. Необходимо проявить искренний интерес к целям, ин­тересам и особенностям партнера. Важно продемонстрировать уважение к оппоненту и особенно к его сотрудникам, чье влияние можно недооце­нить. Следует сразу же заострить внимание на общих целях, чтобы с пер­вых минут создать соответствующую установку.

Если возможно, до или в процессе переговоров устанавливаются личные связи на неформальной основе. Именно эти нити уважения и до­верия удерживают стороны за одним столом, когда атмосфера перегово­ров накаляется.

 

Задание

1. Какие бывают варианты начала переговорного процесса?

2. Что такое кокус?

 

Собственно переговоры

На данном этапе важно учитывать стратегии и тактики, стили и приемы переговорного процесса. Например, прием блефа иногда приво­дит к успеху (в сделке без повторных контактов), но недопустим как так­тический прием, если партнер расчитывает на дальнейшее сотрудничество или желает сохранить лицо и авторитет серьезного партнера.

Жесткий и мягкий стили поведения при заключении сделок В ходе переговоров участники сталкиваются с необходимостью ба­лансировать между стремлением к миру в отношениях (потребность эмо­ционального уровня) и желанием добиться предпочтительных для себя решений (мотив рационального уровня). Равновесие между этими жела­ниями, как правило, неустойчиво.

Рис. 10. Координаты двойственности позиции при разногласиях.

 

Чем сильнее желание сберечь мир, тем с большей вероятностью предлагаются или приветствуются жесты примирения, включая уступки в ущерб предпочтительному для себя решению спорного вопроса. Человек, жертвующий своими интересами в содержательной проблеме, чтобы со­хранить добрые отношения, демонстрирует мягкий стиль поведения (рис.10).

Если у участника переговоров стремление к миру выражено слабо, то он жертвует добрыми отношениями, чтобы скорее добиться своего. Это жесткий стиль поведения.

В зависимости от ситуации, приоритетности тех или иных интересов в конкретный момент человек может изменять стиль ведения переговоров. Одним из факторов, влияющих на стиль, являются особенности партнера, которые раскрываются по ходу переговоров. Поэтому нецелесообразно уже на старте переговоров придерживаться крайних стилевых позиций, а именно жесткого, агрессивного или, напротив, мягкого, осторожного сти­лей. Они могут меняться, хотя в любом конфликте естественна заинтере­сованность как в поддержании гармонии отношений, так и в удовлетворе­нии своих интересов.

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)