Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. В процессе обучения для достижения планируемых результатов освоения дисциплины




В процессе обучения для достижения планируемых результатов освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии:

– информационно-коммуникационная технология, в том числе визуализация, создание электронных учебных материалов;

– технология коллективного взаимодействия, в том числе совместное решение проблемных задач, ситуаций, кейсов;

– технология проблемного обучения, в том числе в рамках разбора проблемных ситуаций;

– технология развивающего обучения, в том числе постановка и решение задач от менее сложных к более сложным, развивающих компетенции студентов;

– технология адаптивного обучения, в том числе проведение консультаций преподавателя, предложение индивидуальных заданий;

В рамках перечисленных технологий основными методами обучения являются: работа в команде; опережающая самостоятельная работа; междисциплинарное обучение; проблемное обучение; исследовательский метод; решение и защита индивидуальных заданий.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

4.1. Перечень и тематика самостоятельных работ
студентов по дисциплине

1. Социально-политическая мысль в рамках философии, истории, юриспруденции, теологии.



2. Основные социально-политические идеи античности (Платон, Аристотель)

3. Основные социально-политические идеи Возрождения и Просвещения (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо)

4. Основные социально-политические идеи начала XIX в. (А. Сен- Симон, И. Кант, Г.Ф.В. Гегель).

5. О. Конт и его роль в создании науки социологии.

6. Позитивистская основа контовских взглядов.

7. Г. Спенсер и его основы социологии.

8. Сходство и различия в социологических концепциях О. Конта и Г. Спенсера: значение этих концепций для формирования социологической науки.

9. Материалистическое понимание истории

10. Марксистская концепция классов, классовой борьбы.

11. Социальные революции как «локомотивы истории».

12. Радикальное и реформистское течения в марксизме в XIX – XX в.в.

13. Методологические принципы «социологизма» Э. Дюркгейма.

14. Социологическая школа Э. Дюркгейма, ее основные представители (М, Мосс, М. Хальбвакс).

15. Методологические основания социологии М. Вебера.

16. Предыстория социологии в России.

17. Социально-политические идеи русского просвещения ХУШ века.

18. Социально-политические воззрения декабристов.

19. Социальная философия П.Я. Чаадаева.

20. Славянофильская и западническая традиции в общественной мысли XIX века.

21. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

22. Революционно-демократическое направление в русской общественной мысли (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). Идеи «общинного социализма».

23. «Субъективная школа в социологии». П.Л. Лавров. Н.К. Михайловский. С.Н. Южаков.

24. Марксистское направление в социологии в России.

25. Критика Г.В. Плехановым народнических воззрений.

26. «Легальный марксизм» П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановского.

27. В.И. Ленин как социолог.

28. Позитивистская ориентация в русской социологии (Н.И. Кареев, К.М. Тахтарев).

29. Многофакторная теория общества М.М. Ковалевского.

30. Неокантианская ориентация в русской социологии (Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев).

31. Партикулярные школы в социологии конца XIX – начала XX вв.

32. Географическая школа (Г.Т. Бокль, Ф. Ратцель).

33. Теория Л.И. Мечникова о влиянии мировых рек на развитие цивилизации.

34. Органическая школа. Общество как организм (П. Лилиенфельд, А. Шеффле).

35. Изучение сообщества животных (А. Эспинас).

36. Психологическая школа. Г. Тард о подражании как основном типе социальной связи.

37. Психология народов (В. Вундг, Л. Уорд).

38. Психология толпы в интерпретации Г. Лебона.

39. Теоретическая социология первой половины XX века.

40. Основные социологические идеи Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, К. Маннгейма.

41. Формирование эмпирической социологии.

42. «Хоторнский эксперимент» и его значение для развития социологии как науки.

43. Формирование и институционализация отраслевых социологических дисциплин (социология знания, социология науки, социология образования, социология города, социология села, социологии управления и др.).

44. Европейская составляющая структурно-функционального анализа (Г. Спенсер, Б. Малиновский, А.Р. Редклифф-Браун).

45. Вклад Э. Дюркгейма и П. Сорокина в социологию структурного функционализма.

46. Т. Парсонс и его концепция структурно-функционального анализа.

47. Вклад Р. Мертона в развитие структурного функционализма. Французский функционализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида).

48. Основные идеи феноменологической социологии (А. Шютц, П. Бергер, Т. Лукман).

49. Основные идеи символического интеракционизма (Ч. Кули, Дж.Г. Мид, Г. Блумер).

50. Формирование и этапы эволюции Франкфуртской школы.

51. Леворадикальный характер воззрений представителей Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас): проблемы авторитаризма, отчуждения и деформации личности в современном обществе; концепции «авторитарной личности» и «одномерного человека»; фашизоидный характер «позднего капитализма».

52. Институционализация и плюрализм российской социологии в первые годы советской власти.

53. Теоретическая деятельность П.А. Сорокина (как варианты: В.И. Ленина, К.М. Тахтарева, А.А. Богданова, Н.И. Бухарина).

54. Развитие прикладных социологических исследований по социологии труда, организации промышленного производства, бюджету времени (А.К. Гастев, С.Г. Струмилин).

55. Установление господства марксистской идеологии в духовной жизни общества.

56. Репрессии против «буржуазных ученых» – обществоведов.

57. Восстановление и развитие социологических исследований во второй половине 1950-х годов

58. Основные направления и результаты социологических исследований (А.М. Румянцев, Г.В. Осипов, Т.И. Заславская, В.А. Ядов).

59. Институционализация российской социологии в конце 80–90-е годы.

60. Русская социология в эмиграции. (П.А. Сорокин, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Ж. Гурвич).

61. Роль русских социологов в развитии западной социологии.

62. Значение теоретической (концепция «интегральной социологии»), преподавательской и организационной деятельности П.А. Сорокина.

63. Теоретические и социальные корни социологии индустриализма. Концепции «единого индустриального общества», «конвергенции» (Р. Арон, П.А. Сорокин).

64. Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла.

65. Новейшая волна постиндустриализма.

66. Теории информационно-технологической революции, информационного общества, сетевого общества и глобализации (М. Кастельс, П. Друкер, А. Тоффлер и др.).

67. Социологические концепции постмодерна (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар).

68. Проблема кризиса западной социологии. Концепция методологического синтеза достижений различных школ (Дж. Александер).

69. Концепции мировых экономических систем (И. Валлерстейн) и «столкновения цивилизаций».

70. Универсализация предмета социологии (Н. Луман, Ю. Хабермас).

4.2. Контрольные вопросы для самостоятельной
оценки качества освоения учебной дисциплины

Тема 1. Социология как мультипарадигмальная наука

1. Что такое парадигма?

2. Как соотносятся понятий «теория» и «парадигма»?

3. Какие классические социологические парадигмы вам известны?

4. Какие основные современные социологические теории вам известны?

5. Что такое парадигма в социологии и почему с ее помощью пытаются классифицировать социологические учения?

6. С какими социологическими направлениями вы познакомились? Опишите их.

7. Чем различаются сциентистское и гуманистическое направления?

Тема 2. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии

1. Почему социология в ранний период выступала символом веры и инструментом социальных реформ?

2. С какими именами вы бы связали утопический проект социологии?

Тема 3. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории

1. В чем заключается вклад О. Конта в процесс возникновение социологии во Франции?

2. Почему социологию Г. Спенсера называют организмической?

3. Как бы вы охарактеризовали взгляды представителей первого и второго поколения французской социологической школы?

4. Охарактеризуйте два методологических принципа Э. Дюркгейма – натурализм и социологизм.

5. Как бы вы применили теорию механической и органической солидарности к описанию эволюции российского общества?

6. Какое влияние на советскую социологию оказал Э. Дюркгейм?

7. В чем заключается особенность социологических воззрений Э. Дюркгейма?

8. Каково содержание социологической теории К. Маркса?

9. Почему М. Вебер использовал понятие «понимающая социология»?

10. В чем суть социологических воззрений Г. Зиммеля?

11. Раскройте содержание книги Г. Зиммеля «Философии денег».

12. Какую роль в становлении общественных отношений, согласно Г. Зиммелю, играли деньги?

13. Что нового в понимание общественного труда внес марксизм?

14. Подберите научную литературу и охарактеризуйте следующие составные части социологического учения К. Маркса: учение об отчуждении труда, формальном и реальном подчинении труда капиталу, абстрактном и конкретном труде, социальных превращенных формах трудовой деятельности, трудовую теорию стоимости.

15. Почему марксистский вариант социологии именуют критической социологией?

16. Каковы истоки британской социологии: политическая экономия, амелиоризм и социальная эволюция.

17. В чем заключается вклад В. Парето в развитие итальянской социологии?

18. Раскройте содержание основных принципов методологии М. Вебера: 1) концепции идеального типа; 2) метода причинно-следственного (каузального) объяснения; 3) принципа сопереживающего понимания мотивов поведения; 4) принципа отнесения к ценности.

19. Изложите сущность социологической теории капитализма М. Вебера.

20. Что означает тезис М. Вебера: рассматривать общественный институт и общество с точки зрения интересов индивида?

21. Как бы вы составили коллективный портрет немецких социологов XIX – начала XX века?

22. Почему нельзя говорить об институционализации социологии в первой половине XIX века?

Тема 4.Ранняя американская социологическая теория

1. Каково влияние ранних американских социологических теорий на политику, социальные изменения и интеллектуальные течения?

2. Как можно оценить влияние Г. Спенсера на раннюю американскую социологию?

3. Какие методологические новации обогатили социологическую мысль США в первой половине XX века?

4. Почему основателями американской социологии являлись священники?

5. В чем заключается суть социологичсеких воззрений Л. Уорда (эволюционный принцип «telesis», борьба рас, чистая и прикладная социология)?

6. Что такое теория телезиса Л. Уорда? Почему общество у него выступало царством телезиса, т.е. индивидуальной свободы, частного предпринимательства?

7. Каковы особенности концепции социального дарвинизма У. Самнера?

8. Опишите основные компоненты социологии культуры У. Самнера. Какую роль в ней играл дарвинизм?

9. Раскройте содержание двух центральных понятий социологического учения Ф. Гиддингса – сходства и возбуждения.

10. Какую роль в становлении американской социологии сыграл А. Смолл?

11. Как можно оценить вклад Т. Веблена в формирование институциональной социологии?

Тема 5. Социологическая теория XX в.

1. Охарактеризуйте структурно-функциональный подход в социологии и назовите его представителей?

2. Как утверждала социология свое право на существование в Германии, России и США?

3. В чем выражается принцип «открытого» поведения в бихевиоризме?

4. Охарактеризуйте роль Чикагской школы, ее тематику и представителей.

5. Каков вклад У. Томаса и Р. Парка в становление Чикагской школы социологии?

6. Чем обусловлена популярность социологии в американском обществе в середине XX века? Каково место социологии в российском обществе?

7. В чем заключается отличие концепции «зеркального Я» Ч. Кули от концепции «социального Я» Дж. Мида.

8. Каков вклад Ф. Гиддингса в становление научной школы Колумбийского университета?

9. Правомерно ли следующее высказывание: «А. Смолл – организатор социологической науки»?

10. Каков вклад П. Сорокина, Т. Парсонса, Дж. Хомманса в развитие и становление Гарвардской социологической школы?

11. В чем заключается суть социология знания К. Мангейма?

12. Назовите основных представителей Франкфуртской школы социологии? Каково содержание их авторских теорий?

13. В чем заключаются причины расцвета и упадка структурного функционализма?

14. В чем заключается особенность функционализма Р. Мертона?

15. В чем суть радикальной социологии Ч. Миллса?

16. Каково содержание теории конфликта Р. Дарендорфа?

17. Каков вклад Дж. Хоманса и П. Блау в возникновение теории социального обмена?

18. Каковы особенности драматургического анализа И. Гофмана?

19. Какие идеи лежат в основании драматургической социологии И. Гофмана?

20. В чем заключается суть феноменологической социологии А. Щюца?

21. В чем суть этнометодологии Г. Гарфинкеля?

22. Какими приемами исследования пользовались Г. Гарфинкель и другие представители этнометодологии?

23. Каково содержание феминистской теории?

24. Чем отличается структурализм от постструктурализма?

25. Каково содержание теории структурации Э. Гидденса?

26. Раскройте содержание, принципы символического интеракционизма и его роль в развитии современной социологии.

27. Что такое жизненный мир как ключевая категория феноменологической социологии?

28. Какие идеи лежат в основании школы «ультрадетальных эмпирических исследований»?

29. Каков вклад П. Бурдье и Ю. Хабермаса в развитие теории агент-структурной зависимости?

30. Каковы отличия теории современности от теории постсовременности?

Тема 6. Новейшие социологические теории

1. В чем заключается содержание поликультурной социальной теории?

2. Кто представляет постмодернистские и постпостмодернистские теории?

3. Кто является основателем теорий потребления?

4. Каково содержание теорий глобадизации, вестернизации и макдональдизации?

Тема 7.Социология в России в XIX – начале ХХ века

1. Какие этапы можно выделить в процессе становления российской социологии?

2. В чем суть этико-психологической (субъективной) социологии П.Л. Лаврова?

3. В чем суть этико-психологической (субъективной) социологии Н.К. Михайловского?

4. Каков опыт систематизации этико-психологической (субъективной) социологии Н.И. Кареева?

5. Каковы особенности натуралистической социологии П.Ф. Лилиенфельда?

6. Как оценивал Л.И. Мечников влияние географических условий на процесс общественного ращвития?

7. В чем заключается суть социологической концепции Н.Я. Данилевского?

8. Кто представляет натуралистическую социологию в России?

9. Какова роль Е.В. де Роберти в истории социологии?

10. Каков опыт М.М. Ковалевского в плане систематизации объективной социологии?

11. Каков опыт Г.В. Плеханова в процессе систематизации экономического материализма?

12. В чем суть социальной теории В.И. Ульянова?

13. Каков опыт самоотрицания экономического материализма П.Б. Струве?

14. Каково содержание социологических воззрений М.И. Туган-Барановского? Представителем какого теоретического направления он является?

15. Кто представляет неокантианскую социологию в России?

16. Кто является представителем христианской социологии?

17. В чем суть идеи христианской социологии в социальной философии Н.А. Бердяева и С.Л. Франка?

18. Каково содержание интегральной социологии П.А. Сорокина?

Тема 8.Советская и российская социология

1. Почему в 1960-е годы в СССР и в США была во многом сходная социальная ситуация с точки зрения развития социологии?

2. В чем заключается двойственный статус социологии?

3. Какие периоды истории советской социологии вы можете выделить?

4. Как вы можете охарактеризовать следующие периоды в истории становления социологии в СССР:

а) марксизм и советская социология 1920 – 1930-х гг.;

б) 1930–1940-е гг. и социологические опыты;

в) эмбриональный период развития социологии (1958 – 1965);

г) золотые годы советской социологии (1965 – 1972);

д) период поворота (1972 г.);

е) период серости (сер. 1970-х гг.);

ж) период умеренного оживления (1976 г.);

з) советская социология в период перестроечных перемен?




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.026 сек.)