Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития и достижения



2015-11-23 356 Обсуждений (0)
История развития и достижения 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

 

Введение. 3

История создания. 4

История развития и достижения. 6

Композиторы «Могучей кучки». 8

Распад пятерки. 10

Заключение. 11

Использованная литература. 12

 


 

Введение

Блестящее творческое содружество необыкновенных композиторов появилось в пору демократического подъема 60-х годов XIXвека,в это время наблюдается рассвет русской литературы, театра и живописи, гуманитарных и точных наук. Композиторы содружества опирались на традиции Глинки, за их первыми опытами внимательно наблюдал Драгомыжский.

Свое наименование они получили с легкой руки критика В.В Стасова который свою статью «Славянский концерт г. Балакирева»(по поводу концерта под управлением Балакирева в честь славянских делегаций на Всероссийской этнографической выставке в 1867), закончил пожеланием, чтобы славянские гости «навсегда сохранили воспоминания о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».Понятие «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими членами «Могучей кучки», считавшими себя последователями и продолжателями дела старших мастеров русской музыки — М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Во Франции принято название «Пятёрка» или «Группа пяти» по числу основных представителей «Могучей кучки» куда входили: Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910), Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835-1918). Также эта группа именуется «Балакиревским кружком», по имени её руководителя М.А.Балакирева.


 

История создания

История создания Балакиревского кружка такова: в 1855 году в Петербург из Казани приехал М.А.Балакирев. Восемнадцатилетний юноша был чрезвычайно одарён в музыкальном отношении. В начале 1856 года он с большим успехом выступает на концертной эстраде в качестве пианиста и обращает на себя внимание публики. Особенно большое значение для Балакирева приобретает его знакомство с В.В.Стасовым.

Владимир Васильевич Стасов – интереснейшая фигура в истории русского искусства. Критик, ученый искусствовед, историк и археолог, Стасов, выступая как музыкальный критик, был близким другом всех русских композиторов. Он был связан самой тесной дружбой буквально со всеми крупными русскими художниками, выступал в печати с пропагандой их лучших картин и тоже был их лучшим советчиком и помощником.

Сын выдающегося архитектора В.П.Стасова Владимир Васильевич родился в Петербурге, образование получил в училище правоведения. Служба Стасова на протяжении всей его жизни была связана с таким замечательным учреждением как публичная библиотека. Ему довелось лично знать Герцена, Чернышевского, Льва Толстого, Репина, Антакольского, Верещагина, Глинку.

Стасов слышал отзыв Глинки о Балакиреве: «В…Балакиреве нашел я взгляды, столь близко подходившие к моим». И, хотя Стасов был старше молодого музыканта почти на двенадцать лет, крепко подружился с ним на всю жизнь. Они постоянно проводят время за чтением книг Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского, причём Стасов, несомненно, более зрелый, развитой и образованный, блестяще знающий классическое и современное искусство, идейно руководит Балакиревым и направляет его.

В 1856 году на одном из университетских концертов Балакирев встречается с Цезарем Антоновичем Кюи, который учился в то время в Военно-инженерной академии и специализировался в области сооружения военных укреплений. Кюи очень любил музыку. В ранней молодости он даже занимался с польским композитором Монюшко.

Своими новыми и смелыми взглядами на музыку Балакирев увлекает Кюи, пробуждает в нём серьёзный интерес к искусству. Под руководством Балакирева Кюи пишет в 1857 году скерцо для фортепьяно в четыре руки, оперу «Кавказский пленник», а в 1859 году – одноактную комическую оперу «Сын мандарина».

Следующим композитором, присоединившимся к группе «Балакирев – Стасов – Кюи», был Модест Петрович Мусоргский. К моменту своего вступления в балакиревский кружок он был гвардейским офицером. Сочинять стал очень рано и очень скоро осознал, что должен посвятить свою жизнь музыке. Недолго думая, он, будучи уже офицером Преображенского полка, решил выйти в отставку. Несмотря на молодость (18 лет), Мусоргский проявлял большую разносторонность интересов: занимался музыкой, историей, литературой, философией. Его знакомство с Балакиревым произошло в 1857 году у А.С.Даргомыжского. Всё поразило Мусоргского в Балакиреве: и его наружность, и яркая своеобразная игра, и смелые мысли. Отныне Мусоргский становится частым посетителем Балакирева. Как говорил сам Мусоргский, «перед ним раскрылся новый, неведомый ему до сих пор мир».

В 1862 году к Балакиревскому кружку присоединяется Н. А. Римский - Корсаков. Ему было всего 17 лет, и он был покорен обаянием Балакирева, который был старше на 8 лет. В «Летописи моей музыкальной жизни» Н. А. Римский - Корсаков оставил нам замечательные воспоминания о друзьях своей юности. Мы находим там такие строки: «Если Балакирев любил меня, как сына и ученика, то я был просто влюблен в него. Талант его в моих глазах превосходил всякую границу возможного, а каждое его слово и суждение было для меня безусловной истиной»; «Познакомившись с Балакиревым, я впервые услыхал, что следует читать, заботиться о самообразовании, знакомиться с историей, изящной литературой и критикой. За это спасибо ему!».

В том же году к кружку примкнул А. П. Бородин. К этому времени он был уже зрелым человеком, адъюнкт-профессором Медико-хирургической академии по кафедре химии. Он увлекался камерной музыкой, сам играл на флейте и виолончели в ансамблях и уже был автором нескольких камерных произведений. Бородин познакомился с Балакиревым в доме доктора С. П. Боткина и вошел в кружок. Здесь он сразу нашел единомышленников и друзей, глубоко оценивших его огромный талант и полюбивших его.

Каждый из композиторов, входивших в «Могучую кучку», представляет собой яркую творческую индивидуальность и достоин самостоятельного изучения. Однако историческое своеобразие «Могучей кучки» заключалось в том, что это была группа не просто дружески расположенных друг к другу музыкантов, а творческий коллектив, боевое содружество передовых художников своего времени, спаянных идейным единством, общими художественными установками. В этом отношении «Могучая кучка» была типичным явлением своего времени. Подобные творческие содружества, кружки, товарищества, создавались в различных областях искусства того времени.

Так в 1863 году сложился этот замечательный кружок.


 

История развития и достижения

«Могучая кучка» - выдающееся явление русского искусства. Она оставила глубокий след во многих сферах жизни России – и не только России. В следующих поколениях музыкантов – вплоть до нашего времени – и немало прямых наследников Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Балакирева. Те идеи, прогрессивные воззрения, которые их объединили, стали образцом для передовых деятелей искусства на долгие годы.

«Могучая кучка» выступала против косной академической рутины, отрыва от жизни и пренебрежения современными требованиями. Тем самым она возглавила передовое национальное направление в русской музыке. «Если спросят: какая была самая выдающаяся черта этого движения? – писал К. А. Тимирязев, - можно не задумываясь ответить одним словом: энтузиазм. Тот увлекающий человека и возвышающий его энтузиазм, то убеждение, что делается дело, способное поглотить все умственные увлечения и нравственные силы. Не наука несла человеку различные блага земные, а человек себя безраздельно приносил на служение науке, не жалея ничего, в вплоть до последней рубашки». Главной их целью была взаимная поддержка и борьба за прогрессивные общественные и эстетические идеалы.

Балакирев и его соратники проводили в жизнь одну из передовых идей своего времени. Российское общество в XIX веке состояло из тонкой прослойки всесторонне образованных, имеющих доступ к достижениям европейской культуры высших классов и безграмотной массы простых людей. Но народ, несмотря на свою бесправность и забитость, являлся носителем многовековой, богатейшей культуры, творчества, которое мы сейчас называем фольклором. Музыка занимала в нем чуть ли не главенствующую роль, она была душой народа.

Главными темами в творчестве кучкистов стали жизнь русского народа, история, народные поверья и сказания, а основой их музыкального языка явилась крестьянская песня.

Сделать музыку профессиональных композиторов понятной народу и, в свою очередь, открыть для всех сокровищницу музыки народной – вот цель членов «Могучей кучки». В этой связи понятно, почему в центре творческого внимания композиторов «Могучей кучки» был самый демократический жанр музыкального искусства, доступный широким слоям слушателей, - опера. Они ставили перед собой очень сложные задачи – сблизить оперу с жизнью, показать в ней образ народа, раскрыть богатый мир человеческих чувств.

Не менее значительны успехи кучкистов и в симфонической музыке, в основном программной. И во многом самобытность их стиля была связана с огромной ролью в их творчестве народной песни. В ней они черпали темы своих произведений. Именно народное искусство определило характерные черты их музыкального языка, а созданные народной фантазией образы зажили новой жизнью в оперных и симфонических произведениях композиторов-кучкистов.

Руководящее положение в «Могучей кучке» принадлежало Балакиреву ,он отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом.

Занятия со своими товарищами-учениками Балакирев строил по методу свободного обмена творческими мыслями. Он делился собственными художественными идеями, опытом, подсказывал темы и сюжеты.

Никто из членов «Могучей кучки» поначалу не относился в серьез к своим музыкальным занятиям, и именно талант Балакирева-педагога, его глубочайшие знания теории музыки помогли им стать великими русскими композиторами.

Кроме того, Балакирев и его друзья мечтали сделать музыкальное образование доступным для всех. В конце 1862 года была открыта Бесплатная музыкальная школа.

Одаренные молодые люди, не имеющие возможности платить за частные уроки, обучались пению, теории музыки игре на скрипке. Хор и оркестр из слушателей школы выступали с концертами.

Бесплатная музыкальная школа стала центром музыкально-просветительной деятельности «Могучей кучки». В концертах, проводимых ею, исполнялись произведения членов «Могучей кучки» и близких ей по духу русских и зарубежных композиторов.


 



2015-11-23 356 Обсуждений (0)
История развития и достижения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития и достижения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)