Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эстетика и история эстетики



2015-11-23 326 Обсуждений (0)
Эстетика и история эстетики 0.00 из 5.00 0 оценок




Эстетика(греч. Чувствующий, чувственный) эстетические понятия (красиво, прекрасно, безобразно), изучает предметы, которые существуют в нашей жизни.

Э. – получила свое название и выделилась из философии только в XVIII в.

Э. термин ввел немецкий философ Александр Баумгартен (1714-1762 г.)

Э. – суждение о вкусах, основанное на чувственных образах.

Имплицитный (не явно, в скрытом виде) – Э. уходит корнями в глубокую древность и представляет собой осмысление эстетического опыта внутри других дисциплин, как философия, риторика, филология.

Эксплицитный (развернуто, ясно) – есть самостоятельность науки с XVIII в.

Сущность эксплицитного непосредственно проявляется в искустве.

Искусство есть свободное созидание мира, в котором индивидуальное творение присущ характер необходимого и всеобщего.

В природе такого нет, его надо создать специально. Для этого надо почувствовать независимость от природы. Возвыситься над ней.

2. Сущность эстетического отношения человека к миру.

Только, когда человеческий дух осознал свою независимость от природы и смог показать свой внутренний мир природными средствами и сохранять связь с природой – пробил час эстетики.

До появления эстетики не могло существовать искусство.

Э. – наука о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты в процессе деятельности человека и искусства. Как возникла эстетика – надо понять, как возникла реальность, которая является основой в эстетике.

Человеческий мир создается самим человеком – поэтому чтобы понять мир, нужно понять человека.

Человеку нужно создать себя и среду для жизни, в отличие от природы.

Животные – специализированные ------------- (горизонталь)

Люди – неспециализированные | (вертикаль)

3. Понятие эстетические категории. Эстетический субъект и эстетический объект.

За органами чувств стоят определенные физические способности, которые называются категориями.

Э. категории – это предельное общие понятия, которые отражают существенные определения познаваемых предметов и являются узловыми ступенями познания.

Категории эстетики – это общее понятие эстетики, можно выделить эстетическую реальность ее структуру, ее историческую изменчивость, т.е. опыт и мышление.

Основные эст. категории возникли в античности.

Это своего рода очки, через которые люди, в случае искусства (худ зрители, критики), смотрят на мир и без которых они будут не в состоянии воспринимать эстетические произведения искусства.

Иными словами выделение эстетической реальности ее структурным пределам, особую систему координат эстетического восприятия и мышления. Это и есть система категории эстетики.

Феномен эстетического проявляется в отношении. Отношения предполагают – субъект и объект.

Субъект категории – характеризует человека, как субъекта в отношениях, активного, его особенности, которые необходимы для реализации в эстетическом отношении.

Объект категории – характеризует те свойства объекта, которые проявляются в эстетическом восприятии.

В своеобразие эст кат заключается в том, что они не явдяются естественными свойствами вещей (вес, размер, цвет), но одновременно зависят от таких свойств и проявляются только через них.

Существуют сами по себе, не зависимо от восприятия человека.

В неестественном свойстве возникают на пересечении естественных свойств объекта и восприятия субъекта.

Они не чисто субъективны или объективны, но субъективно объективны.

 

Сущность искусства в том, что благодаря ему человек развивает способности позволяющие ему жить в мире культуры. Т.е. искусство важнейшее составляющее процесса 2го рождения человека.

Функции искусства – будем понимать, те цели, которые поставлены перед собой, которыми руководствуется художник при создании произведений, и некоторых могут достичь воспринимающие зрители.

- ценностно-реопруционное

- полетуникационная

- воспитательная

- пиодестическая

 

 

4. Универсальные эстетические категории

Как правило, в центре системы категорий эстетики стоит главная универсальная категория, вокруг которой концентрируются все остальные. Так, в эстетических теориях Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Гегеля, Чернышевского в центре стоит категория прекрасного, у Канта — эстетическое суждение, в эстетических теориях эпохи Возрождения — эстетический идеал.

5. Происхождение и сущность искусства.

Исторически первым Гегель признает символическое искусство. Это искусство древних цивилизаций ближнего и дальнего востока. В нем на четкой однозначной связи между идеей и формой.

В основе греч искусства – пластика человеческого тела – преобладает скульптура.

 

Сущность искусства в том, что благодаря ему человек развивает способности позволяющие ему жить в мире культуры. Т.е. искусство важнейшее составляющее процесса 2го рождения человека.

Создавая произведения искусства, созерцая его использования различные обряды, человек научается чувствовать, переживать именно по-человечески.

 

6. Основные принципы и функции искусства.

Функции искусства – будем понимать, те цели, которые поставлены перед собой, которыми руководствуется художник при создании произведений, и некоторых могут достичь воспринимающие зрители.

- ценностно-реопруционное

- полетуникационная

- воспитательная

- пиодестическая

7. Виды искусства: Архитектура, живопись, музыка.

Архитектура – возникает тогда, когда выгороженное человеком пространство, демонстрирует ее всем к собранности общения в миры божества. Формальные архитекторы явл обращения внешней природы правильно связанные человеческим духом.

Архитектура очищает нефо-ий мир. Делает его упорядоченным, родственным духу, производя храм божества и дом его общины.

Живопись – пользуется линиями и красками на плоскость, но это мир видимости.

Музыка– обращается к слуху, а не к зрению и вообще теряет преднамеренную форму. Это передача душевных составляющих.

 

8. Виды искусства: Дизайн, скульптура, литература.

Скульптура – когда иная форма архитектуры индивидуализирует на, концентрирует формирует телесность возможных скульптур. В скульптуре человеческий дух находит адекватный облик, свой вид жизни. Есть воплощение класс искусства.

 

9. Трансформации искусства XX в.: авангард, модернизм, постмодернизм.

 

 

10. Эстетическое сознание античности.

Греки были устроены так, ощущали себя природными существами, все находили в природе. Они не имели возможности преодолеть природу – искусство – подражание природе.

11. Эстетические взгляды Платона.

Платон (ок. 428—347 до н.э.) полагал, что задача эстетики – постичь прекрасное как таковое. Рассматривая прекрасные вещи (прекрасную девушку, прекрасную лошадь, прекрасную вазу), Платон делает вывод о том, что прекрасное не содержится в них. Прекрасное – это идея, она абсолютна и существует в «царстве идей».

Платон справедливо показывает, что красота – не только чувственное, но и духовное явление.

Подлинное постижение прекрасного возможно благодаря разуму, интеллектуальному созерцанию, это некое сверхчувственное переживание, т.е. эстетика Платона – рационалистическая эстетика.

Платоническая любовь (эрос) – это и есть любовь к идее прекрасного; платоническая любовь к человеку позволяет видеть в конкретном лице отблеск абсолютной красоты.

В свете идеалистической эстетики Платона (эстетики, которая полагает, что красота – это идеальная сущность) искусство не имеет большой ценности. Оно подражает вещам, в то время как сами вещи суть подражание идеям, получается, что искусст-во – это «подражание подражанию».

Платон в диалоге «Пир» пишет: «Прекрасное существует вечно, оно не уничтожается, не увеличивается, не убывает. Оно ни прекрасно здесь, ни безобразно там… ни прекрасно в одном отношении, ни безобразно в другом».

Прекрасное выступает здесь как вечная идея, чуждая изменчивому миру вещей. Такое понимание прекрасного вытекает из философской концепции Платона, утверждавшей, что чувственные вещи — тени идей. Идеи же — неизменные духовные сущности, составляющие истинное бытие.

По Платону, красота не есть природное свойство предмета. Она «сверхчувственна» и неприродна. Познать прекрасное можно, только находясь в состоянии одержимости, вдохновения, через воспоминание бессмертной души о том времени, когда она еще не вселилась в смертное тело и пребывала в мире идей.

Изучает сущность прекрасного.

- нужно найти целостные образования – это позволит быть человеком.

Целостные образования – это идеи (гармонично, упорядоченные мысли, видение идеального поведения).

12. Эстетика Аристотеля. (384—322 до н. э.)

Если для Платона прекрасное – это идея, то для Аристотеля (384—322 до н.э.) прекрасное – это идея, представленная в вещи. Идея вещи – это ее форма, когда материя оформляется, получается прекрасный объект (так мрамор, восприняв идею художника, становится статуей).

Исходя из этого, Аристотель трактует искусство как деятельность, через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе. Согласно Аристотелю сущность искусства составляет мимезис (подражание), искусство подражает действительности, имеет миметическую природу. Однако это не слепое копирование, а творческое выявление типического, общего, идеального при обязательном воплощении его в материале.

На основании теории мимезиса Аристотель разделил искусства на подражательные и дополняющие природу. К последним относятся архитектура и музыка, их философ ценил не очень высоко. Наибольшую ценность представляют те искусства, которые отражают действительность. Они, в свою очередь разделяются на искусства движения (временные) и искусства покоя (пространственные). Виды искусства можно различать и по средствам подражания (цвет, движение, звук). Высоко расценивая поэзию, Аристотель выделял в ней эпос, лирику и драму, а драматические произведения делил на трагедию и комедию.

Аристотель, в отличие от Платона, полагал, что прекрасное не объективная идея, а объективное качество явлений: «прекрасное — и животное и всякая вещь, — состоящее из известных частей, должно не только иметь последние в порядке, но и обладать не какою попало величиной: красота заключается в величине и порядке» (Аристотель. Поэтика. 7, 1451а).

Аристотель здесь дает структурную характеристику прекрасного. Продолжая пифагорейскую традицию, он утверждает, что постижению прекрасного способствует математика (Аристотель. 1975. С. 327).

Прекрасное — не слишком большое и не слишком маленькое. Это по-детски наивное суждение содержит в себе гениальную идею. Красота здесь выступает как мера, а мера всего — человек. Именно в сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». Эта концепция — теоретическое соответствие гуманистической практике античного искусства.

13. Эстетическое сознание средних веков.

Средневековый человек ничего не находил в природе – грехопадение человека.

Средневековый человек воспринимал мир целостно (до XV-XVIII в.).

 

14. Эстетика Возрождения.

С античной э есть углубленное сходство. В античности впервые появилось человеческое «Я», но вплоть до возрождения оно нуждалось в инстанции возможности и ист мышления. Греки – космос, Ср века – Бог. И космос и бог привышает человеческое «Я».

XIV – XVI в. чел «Я» как бы совершает второе рождение или возрождение.

Начинает действовать самостоятельно, независимо от космоса и от бога.

Мир – это зеркало, отражающее бога, а искусство - зеркало, отражающее бога, созданным человеком.

Мир становится множеством вещей, прекрасных сами по себе.

И искусство тоже природа – порождает вещи, даже более совершенные, чем создает природа.

Высшее достижение культуры возрождения ГУМАНИЗМ – такое учение и умонастроение, согласно которому человек свободное существо, воз-ее свою судьбу, опр-ся свое место в мире. Права и ценности которого превыше всего. Человек освобождается от беспрекословного следв-л авторитетам.

Раньше не было современного понятия художника, живописцы и скульпторы оценивались, как ремесленники. А теперь художник был на уровне мудреца, философа.

Наиболее типичным определением искусства это совершенствование природы или стремление превзойти творческую активность бога.

Леонардо объявляет живопись философией. Глубокие размышления над движением формы.

МАТЕМАТИЗАЦИЯ. Художник должен быть всесторонне образован, но 1е, что он должен знать, это математика.

 

15. Особенности эстетики Нового времени. Эстетика классицизма.

XVII в переломная эпоха в духовном развитии Европейской культуры на замену средневековому реализму, символизму и антропологизму возрождения, постепенно приходит мировоззрения ловю вни, опираясь на автономность мышления.

Классицизм – в своих истоках и восх-ат античность.

- активность человеческого сознания

- субъективность

- свобода

- усиление воображения.

Классицизм – попытка сотворения стремления построить главную картину мира.

В эстетике классицизма особое внимание обращается на сущность искусства, высовое искусство должно опираться на истину, своего рода идеального. Эстетику в ее основу положены античные принципы красоты, гармонии, трагичного, возвышенного, правдоподобного.

Красота есть художественное удовлетворение представлений, как идеализирующееся действительному.

 

16. Эстетика барокко.

Борокко – идеализирование средневековья.

- осмысление и переживание старой картины мира.

Борокко – иррациональность, мера, жесткая упорядоченность, организующий принцип барокко – обращенность во вне усилии верховного, образ мирного сущ объекта и его бесконечность, изменчивость.

Искусство должно утверждать

Динамизм экспансивность, драматизм, свобода дух устремлений.

Искусство должно передавать диочарт, диссоансы, ышощкшо ыщшао ыГОВНО!

 

17. Эстетически идеи эпохи просвещения.

XVIII в! Это эпоха взросления, этап в совр человека, когда он может самостоятельно и ответственно определить свое поведение, не бог, жрец, вождь, царь ведет человека по жизни, а он сам. Только как этого достич?

Надо просветить людей, воспитать, дать им истинное знание. Как одно из просветленных средств рассмотрим искусство.

Как уже знаем, в XVIII в появилось понятие эстетика.

- первые музеи в лондоне 1743, в париже 1793

- появляется критика. Т.к. теперь искусство для всех.

 

18. Эстетика Канта.

«способен ли он выбрать истинные знания?»

До Канта возникли два направления:

- эмпиризм – исходящий из того, что познание основывается на чувственном опыте.

- рационализм – обоснованный, рациональную роль разума в познании.

Ни одно из направлений не смогло доказать, что истинное познание достижимо.

Он исходил из древности человека. С одной стороны человек природное существо, подчиняется ее законам.

В книге «Критика чистого разума» - человек познает природу, но не саму по себе, а только образ, который создается в процессе создания.

С другой стороны, человек свободное существо, порождающее законы своей жизни.

Из книги – мораль это закон, созданный самим человеком, которому он добровольно подчиняется.

Выделил у человека:

- Познавательность – способность, которая реализуется расс-ом. Устанавливает природные законы и присоединяется к природе.

- Чувство удовольствия и неудовольствия, реализуется способностью суждения, целесообразность и применяется к искусству.

- Способность желания реализоваться разумном, порождает конечную цель и применяется к свободе.

На чувстве удовлетворения и неудовлетворения основывается вся культура. Благодаря этому чувству возникла эстетическая способность суждения, которое создает искусство.

Эстетическое суждение отличается от научного тем, что оно отыскивает не общее обер-е, а устанавливает целесообразность, например, наблюдая лист растения эстетическое суждение – для чего растению нужен лист.

По Канту в природе целей нет, но эстетический взгляд устроен так, что как бы видит цели. Это значит, переживание искусства доставляет такое удовлетворение, как и обнаружение целей в природе.

4 вида суждений:

- по качеству

- по количеству

- по отношению

- по модальности

Эстетическое суждение – вкус.

- Прекрасное – есть предмет вкуса, как способности судить на основании удовольствия без высокой заинтересованности.

- Прекрасное – есть то, что всем нравится без посредства понятия.

- Прекрасное – это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается без представления о цели.

Прекрасное это картинка окружающего мира, которая при восприятии ее субъектом эстетического суждения соответствует его вкусу.

 

19. Эстетика Гегеля 1770-1831

3 части:

- исследуется идея прекрасного и его воплощение в искусстве. (- излагается общая концепция красоты. – рассматривается красота в природе. – изучение в красоте нок-ве )

- исследуется история фермы идеала (- символическое искусство. – классическое искусство. – романтическое искусство)

- Исследуются виды искусства (- архитектура – скульптура – живопись, музыка, поэзия)

Гегель прослеживал, как идея развивается в человеческой деятельности. В искусстве идея наз идеалом. Идея выражается в какой-то форме. Когда идея и форма полностью способствует дург другу, это и есть идеал, поэтому прекрасное – это чувство видимости идеи.

Представления об искусстве:

- как подражание природе

- как выражение чувств художника и прекрасного и как зрительного

- как средство восприятия

Искусство – это то, что прекрасно, т.е. достигло уникального состояния, воплощать истину и в единичном доступность чувственному созерцанию материи.

Искусство - -это продолжение жизни в новом измерении.

3 вида восприятия предметов человеком:

- утилитарное восприятие

- теоретическое

- эстетическое

В художнике важно дть. Фантазия объединяет разум и худ-ва.

20.Эстетика романтизма

Пред-ти: Новалис, Гердерлин, Фридрих, Август, Шлегелн.

Романтизм возник на рубеже XVIII-XIX в. в рамках мировоззренческой революции, которая привела к изменению всей культуры.

Утверждение свободы творчества и самоцен личности, истор мышления и универсализма.

Романтизм проявился в многообразных ярких индивидуальностей, оригинальных идеях, вариантах выражения.

Немецкий романтизм отличается тяготением к мифологизму и мистике.

Фран-й Р. Соц. Гр-ой (Гюго)

Англ. Р. Сентиментализм и реализм

Русский – психологизм, …. Традиция

У романтиков эстетика не наука, а саморазвития мира, в котором промив-т субъект и объект развитие мира происходит и может быть описано эстетики. Они пытались стереть грань между жизнью и искусством.

Человек это бездна, продолжение чел.. поиск самого себя.

Главное достич понимающего переживания, в котором присут не только мысли, но и интуиция, воображение.

Поэтому художник – посредник между природой и человеком.

Природа не только гармония, но и стихия, хаос, в глубинах которого тайна всего творения. Поэтому красота неизбежно связана с безобразным.

 

21. Эстетические взгляды Шиллера и Гете

Шиллер продолжая Канта, показывает, что противост разум и рассудок, соединяются только в эстетическом отношении к миру. Человек отличается от животного способностью нас-ся видимостью, склонностью к украшению и игрой.

Видимость создает художник, не реальность, а видимость в природе предмет не соответствует своей идеи, на него влияет множество сил.

Художник творит вещь более совершенной, чем она есть в реальности.

Эту видимость преодолевает и природная необходимость и необходимость разума.

В худ произведение главное формы и только симметрия может победить материал.

Гете

Немецкая эстетика могла бы сущ и без гете, но как продукт фантазии.

Для него красота – самое естественное явление. Он обладал созерцательным мышлением. Свободно проникал в мир природных явлений.

Гете всегда начинал с объекта, а не с самого себя (противоположно канту)

Девиз гете, в начале было дело, мы знаем только то, что делаем, а то чему только подражаем – не понимаем.

У гете гармоничное сочетание познание способностию Он легко переходил от искусства к науке и лабораториям.

 

22. Русская эстетика XIX в.

В XIX в в россии проблемы стояли острее, чем в европе. Эстетика отличалась политической направленностью. Тесно связана с литературой.

С нового века эстетика стала обязательной дисциплиной для изучения в гимназиях и вузах. Для этого были переведены некоторые зарубежные работы.

Знакомство с эстетикой прервалось на 30 лет! из-за восстания декабристов.

В 30-у годы кружки герцена.

Белинский – сначала был под вниманием идеи романтиков.

Особо ценилось народное искусство. Но с реформами Петра I, начинается разрыв.

В XVIII в не было в росси литры, но лишь отдельные литераторы: Ломоносов, Державин, Крылов.

Чернышевский - он считал, что эстетика должна стоять на позициях материализма и позитивизма.

- Уважение к жизни. Прекрасное и жизнь. Красота присущ самой природе. Искусство лишь попытка вост-ты природы. Искусство не только не выше природы и жизни, но даже и не ..

Искусство воплощает не только прекрасное, но и все интересное для человека. Искусство должно объя-ть жизнь и быть учебником жизни.

Писарев - утверждал что, из эстетики убрала красота. Прекрасно все то, что привлекает норм человека. Характер человека, его душевного качества, энергия важнее эстетических характеристик. В итоге: эстетика исчезает в физиологии и гигиене.

Теряют смысл споры о худ произв, важно только то, какие общ-вие потребности выражены в произведении – НИГИЛИЗМ

Соболев – создал фим-ю систему

Прекрасное понимает, как само бытие прониз-е истиной добротой и красотой. Но только красота доступна чувственному восприятию, поэтому через наз человек связан и с добром и с истиной. Изначально мир есть единство. Красота зависит от 2х моментов:

1. уровень развития идеи

2. степень ее воплощенности

 

1) Критерий позволит осущ культуру по высоте духовности.

Иерархия искусств

- архитектура, скульптура, живопись музыка поэзия

2) говорит о связи духовного и телесного. Те как идея уплоинена для тела и как тело просвечивает идеи.

Искусство – продолжение того художественного духа, который начала природа.

В конце XIX и нач XX – символизм.

2 поколения символистов::

1- Брюсов, Бальмонт, Мережкоский

2- Иванов, Белый.

 

23. Русская эстетика XX в.

Суть символизма!

Кредо символизма – сфера мтоз-го принад науки, но есть еще то, что в принципе наукой не познаваемо, поскольку находится за пределами опыта. Непозновательное вшр-т символ. Символ в искусстве то же самое, что в ремжн откровение.

Мотивы творчества символистов особ 1го поколения трагических ( одиночество, холод. Таинствен. бездны), предвыва-м человека между 2х миров.

Потребность верить, но поним невоз-ти вреы. Н при этом свобода творчества и стремление разгадать тайну бытия.

В XX в в лит-вед и эстетика возникла формальная школа Виктор Шкивоский, Тыньков, Эйхенбаум…

Они стали исследовать худ текстом, как особую реголькост.

В изучении языка упор не на содержание высказывания, а на его форму, те на самом языке, например, поэт слово образно, что опр-ся ото внутренней формой. Это тип, образ, символом, но как писал Шкоовский.

«Если сущ брал слово пересечение релиз-н, то мы брали слово как звук»

ОСТРАНЕНИЯ – необыч взгляды на привыч вещи. Превращающ в леомин-ие, странного,

24. Иррационализм в эстетике: А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор

 

25. Эстетика Ф. Ницше

 

26. Эстетические взгляды З. Фрейда

 

27. Эстетические проблемы в экзистенциализме

Экзистенция – индивидуальное человеческое существование.

Она не выразима общепринятыми понятиями, которые нам-ет наука. Наука безразлична к определенному человеку, и не может выразить его сущность.

Есть мир, как сфера повседневного прив-го безразличного существования.

И есть подлинное существование, величайшая тайна бытия человек если «бытие в мире», те соединение обеих реальностей.

28. Эстетика постмодернизма

 



2015-11-23 326 Обсуждений (0)
Эстетика и история эстетики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эстетика и история эстетики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)