Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Социальное положение «убогих» на Руси




При изучении литературных источников о жизни славян до XVIII в. не удается найти прямых указаний об общественном положении детей с дефектами речи и о возможных формах организации помощи им. Мож­но лишь предполагать, что дети с тяжелыми речевыми расстройствами относились к числу «убогих» как и слепые, глухие, умственно и физически неполноцен­ные дети (А.Г. Басова, А.И. Дьячков, А.Д. Доброва, Х.С. Замский, Н.Д. Ярмаченко), и были потому призре­ваемы, в первую очередь, монастырями и церковью.

С X в. на Руси за церковью официально было за­креплено дело общественного призрения. Десятая часть прибылей отчислялась казной духовенству для организации приютов и богаделен («убожниц»). До нас дошли сведения из летописей об организации при некоторых монастырях таких приютов. В частности, при Киево-Печорском монастыре в XI в. был известен дом для убогих сирот. Позднее в XIV—XVIII вв. подоб­ные дома открываются в Новгороде, Пскове, Москве, Ростове, Смоленске идр. городах.

Из летописей мы черпаем сведения о гуманном от­ношении на Руси к убогим, нищим, калекам. «Всего же больше убогих не забывайте», — обращается в своем наставлении сыновьям князь Владимир Мономах. Лето­писи неуемно восхваляют щедрость многих князей в отношении подачи милостыни нищим, убогим, больным. Особенно щедрые подачки выдавались в праздничные дни (например, по случаю победы над печенегами, по поводу завершения строительства церкви; в религиоз­ные праздники, в дни смерти знатных особ и т. п.).



Руководствуясь христианским учением, что «бла­готворящий бедному дает взаймы Богу», князья и дру­гие знатные лица периодически занимались благотво­рительностью «во спасение своей души». Существует, например, предположение, что Иван Калита (1282 — 1340) носил с собой денежный мешок с целью подачи ручной милостыни. Известны случаи, когда некоторые знатные люди, надеясь охранить себя от смерти в дни «черной чумы», отдавали свои имения в милостыню церквям и монастырям для нищих, убогих, немощных, а сами постригались в монахи.

Долгое время благотворительность была в основ­ном делом церкви. Но ввиду большого распростране­ния нищенства на Руси правительство вынуждено было в конце концов признать, что благотворительность не может составлять дело только одной церкви, а несет в себе залог общественного благополучия. Впервые пра­вительство обсуждает вопрос о благотворительности на 1-м Земском соборе в 1551 году. Но и после этого, как следовало ожидать, система благотворительности не носила регулярного характера и, конечно, не охваты­вала всех нуждающихся в ней.

В заключение необходимо отметить, что хотя на Руси больше, чем в каком-либо другом государстве, характерным было в целом гуманное отношение к убогим, эти же самые убогие (а в их числе лица с недо­статками слуха, зрения, речи, интеллекта, калеки) под­вергались нещадной эксплуатации, представляя для монастырей даровую рабочую силу. По этому поводу А.Т. Басова пишет: «...Милосердие» монастырей имело также некоторый сугубо материальный смысл. «Убо­гие дети» (слепые, глухие, увечные и т.д.), с одной стороны, вызывали глубокую жалость населения и способствовали дополнительному притоку пожертвова­ний. С другой — за стенами монастырей, в часы отсут­ствия посетителей, убогие дети подвергались самой обыкновенной эксплуатации. В больших монастырских хозяйствах было немало участков, на которых был ну­жен труд безответных питомцев».

Заключение

Несмотря на умение различать разные речевые расстройства, древние славяне не имели общепринятых и четких терминов-определений этих расстройств. Тер­мины-определения создавались в народе по принципу описания дефекта или по созвучности с ним.

Расстройства речи относились к болезням, неду­гам, изурочениям, ниспосланным на человека высши­ми силами, или злым духом, или злыми людьми. По­этому преодоление и лечение недугов (в их числе и речевых расстройств) было связано с суевериями, об­рядовыми ритуалами, заклинаниями, знахарством.

Первая славянская медицинская литература (ле­чебники, травники, вертограды), отражавшая накоплен­ный в народе многовековой опыт наблюдений за раз­ным действием сил природы на организм человека и впитавшая опыт врачей Древнего Востока, также но­сила следы «суеверных пережитков и грубого невеже­ства», но именно в них встречаются первые попытки дифференцированно подойти к пониманию и лечению разных расстройств речи и слуха и некоторые действи­тельно полезные советы в этом отношении.

Общественное положение на Руси детей с тяже­лыми речевыми расстройствами определялось отноше­нием к ним как к «убогим», и помощь ограничивалась рамками благотворительности со стороны духовенства и отдельных частных лиц.

Таким образом, истоки логопедии как науки о ре­чевых расстройствах и методах их преодоления имеют на Руси глубокие корни и своеобразный характер, тес­но связанные с социально-экономическим и полити­ческим укладом древних славян.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте особенности развития русского государства IX —XVI вв.

2. Расскажите, какие названия-определения речевых дефектов существовали в языке древних славян. Объясните, что они обозначали и как образовыва­лись.

3. Почему в пословицах и поговорках русского наро­да отсутствуют названия-определения речевых дефектов? Докажите, что древние славяне относи­ли дефекты речи к болезням, изуроченью. Объяс­ните, как понимались причины болезней, с чем связывалось их лечение.

4. Приведите примеры старых поверий, связанных с речевым развитием ребенка. Уточните, что в них шло от опыта и наблюдений, а что от суеверного невежества и предрассудков.

5. Охарактеризуйте роль лечебников-травников в раз­витии народных представлений о лечении болезней. Приведите примеры рекомендуемых средств лече­ния речевых расстройств.

6. Расскажите об отношении, которое существовало на Руси, к «убогим». Раскройте сущность благотво­рительности.

7. Объясните, какое значение для отечественной ис­тории логопедии имеют первые сведения о рече­вых расстройствах и приемах их устранения.

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (986)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)