Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Организация летнего логопедического лагеря-санатория для заикающихся детей и подростков




Логопедический лагерь-санаторий для заикающих­ся детей и подростков организовывался в летние меся­цы (июнь — июль) на базе детского отделения патоло­гии речи Кировского областного психоневрологичес­кого диспансера.

Основной целью организации нашего летнего ло­гопедического стационара было оказание помощи детям с расстройствами речи, заиканием) и создание условий для их летнего отдыха. Этим определялось и его название: логопедический лагерь-санаторий.

Необходимые средства для организации летнего логопедического лагеря-санатория в 1961 г. были вы­делены областным отделом здравоохранения, а в 1962 — 1964 гг. — областными отделами здравоохранения и народного образование совместно.

Лагерь-санаторий для заикающихся детей и под­ростков располагался в живописном месте, окаймлен­ном с трех сторон лесом, в 35 километрах от г. Кирова, в с. Бурмакине Кирово-Чепецкого района. Дети и об­служивающий персонал: врач, логопеды, педаго­ги-воспитатели, медсестры и др.— размещался в не­скольких зданиях, арендованных у двух школ-интер­натов, расположенных рядом.

Все дети в лагере-санатории были разделены по группам с учетом возраста и уровня их развития:



■ дети-дошкольники 6 — 7 лет,

■ младшие школьники 1 —2-х классов,

■ младшие школьники 3 — 4-х классов,

■ школьники 5 — 6-х классов,

■ школьники 7 —8-х классов,

■ подростки 9—11-х классов.

В каждой группе в среднем насчитывалось 20 че­ловек. Дети располагались в общих спальнях, но зани­мались и отдыхали в плохую погоду в специально выделенных для каждой группы комнатах.

За медико-педагогическую работу с детьми в каж­дой группе несли ответственность прикрепленные к ней логопед, педагог-воспитатель и медсестры.

Из числа юношей и девушек, уже прошедших ра­нее с известными положительными результатами курс логопедических занятий и, следовательно, хорошо зна­комых с требованиями и особенностями логопедичес­кой работы с заикающимися, к группам были прикреп­лены так называемые помощники логопедов. Цель их пребывания в логопедическом лагере-санатории сводилась к закреплению полученных ими ранее навыков правильной речи и поведения, а также к помощи лого­педам и воспитателям в проведении педагогических мероприятий. Они активно участвовали в логопедичес­ких занятиях в прикрепленных группах: по указанию логопедов занимались с детьми, следили и помогали детям закреплять навыки, полученные в результате ло­гопедических занятий, в повседневной обстановке.

Постоянный личный пример помощников логопе­дов, их работа над собой являлись одной из эффектив­ных форм психотерапии заикания у детей.

Логопед-методист и врач непосредственно к каж­дой возрастной группе детей не прикреплялись, а ритмисты проводили свою работу в двух смежных группах.

Обслуживающий персонал лагеря-санатория в 1961 г. в основном состоял из сотрудников детского отделения патологии речи Кировского психоневроло­гического диспансера, — а в 1962 и 1963 гг. — из сту­дентов старших курсов дефектологического факульте­та МГПИ им. В.И. Ленина, с которыми перед открыти­ем лагеря-санатория проводилась соответствующая подготовительная работа.

В лагере-санатории большое значение придавалось четкому распределению обязанностей среди сотрудни­ков и соблюдению режима дня (см. ниже).

За строгое выполнение режима в лагере-санато­рии отвечал старший дежурный, назначаемый еже­дневно из числа логопедов и воспитателей. В его обя­занности также входило наблюдение за сохранением порядка и чистоты на территории, за качеством приго­товляемой пищи, организация помощи детей на кухне, при раздаче пищи, у умывальников и т. д. Он руково­дил группой дежурных детей по лагерю-санаторию.

Ежедневно в утренние часы в лагере-санатории проводилась конференция всех сотрудников, на кото­рой обсуждались замечания старшего дежурного по итогам прошедшего дня, зачитывался план работы на текущий день и т. д. Это позволяло иногда объединять отдельные мероприятия в разных группах (например, прогулки, экскурсии, просмотр фильма и др.), организовывать взаимопомощь и шефство старших детей над младшими и избегать одновременного проведения однотипных занятий в разных группах, например, микрофонных занятий, работу с фильмоскопами, т. е. занятий с использованием общих помещений и аппа­ратуры).

Логопедическая работа

Общим режимом лагеря-санатория в первую по­ловину дня ежедневно, кроме воскресенья, предусмат­ривалось 3 часа на логопедические и логоритмические занятия. Продолжительность групповых занятий со­ставляла 45 минут, у дошкольников — 20 — 25 минут. Логопедические занятия носили форму дидактической или подвижной игры, изучения школьного программ­ного материала или его повторения, составления рас­сказа по картинке или пересказа прочитанного, дис­пута по прочитанной книге или конкурса на лучшее составление рассказа по личным воспоминаниям, про­смотра диафильма с последующим его обсуждением или чтения по ролям, беседы на тему воспитания му­жества, смелости, аккуратности, трудолюбия, правди­вости и т. п. или разучивания хоровых песен, танцев, упражнений на координацию движений с речью и т. д.

Содержание логопедического занятия определя­лась речевыми возможностями детей. Строго соблю­дался принцип последовательного усложнения выра­ботки и закрепления новых правильных навыков речи и поведения у детей.

Основными ориентирами в последовательной ра­боте логопеда служили общеизвестные ступени: сопря­женная и отраженная речь, ответы на вопросы и т. д. И хотя мы отказались от формального использования этих ступеней вне зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, однако придавали решающее значение именно продуманной последовательности в работе с заикающимся ребенком. Опыт убеждает нас, что непоследовательное, неоправданное перескакива­ние с одного этапа логопедической работы на более сложный нередко ведет к срыву всей медико-педагогической работы с заикающимся ребенком и рецидиву заикания. В результате ребенок, а тем более подросток, теряет веру в логопеда и в свои силы и возможности.

При закреплении у заикающихся детей новых навыков постоянно использовалась целая система по­следовательно усложняемых моментов. В этой системе предусматривалось не только постепенное усложнение речевого материала, но и обстановки, в условиях кото­рой этот речевой материал использовался. Параллель­но с усложнением речевого материала разнообрази­лись и условия, в которых протекало это закрепление: менялись места занятий, на занятия приглашались посторонние люди, организовывались выступления детей перед большой аудиторией слушателей и т. д.

Одним из проявлений этой системы последователь­но-усложняемых моментов в логопедической работе с заикающимися детьми являлся и сам принцип органи­зации ежедневных логопедических занятий. Так, на первом занятии в группах с детьми проводились целенаправляющие психотерапевтические беседы, закреп­ление уже усвоенного детьми материала, подготови­тельные артикуляторно-голосодыхательные упражне­ния; на втором занятии — всегда использовался новый речевой материал или новые условия, в которых он применялся; на третьем — проводились речевые игры; логоритмика, драматизация и т. п.

Одновременно воспитывалось умение правильно оценивать свои речевые возможности, умение владеть собой и преодолевать при помощи логопедических приемов замеченные у себя неправильности в пове­дении и речи. С этой целью, в частности, проводились специальные микрофонные занятия обучающие ре­бенка правильному анализу собственной речи и со­поставляющие его речь в настоящее время с той, которая у него была зафиксирована при поступлении на лечение.

Наши наблюдения показывают, что использование магнитофона на логопедических занятиях повышает ответственность детей за свою речь, активизирует их внимание и наблюдательность; регулярные микрофон­ные занятия действуют на волю заикающегося ребенка дисциплинирующие, заставляют добиваться определенной цели, вызывают у него заинтересованность и вносят разнообразие в логопедические занятия.

В системе начальных логопедических мероприятий в лагере-санатории активно использовался период максимального ограничения речи детей (молчание, шепотная речь и др.), а также рече-ручной режим.

Логопедические занятия с детьми носили как груп­повой, так и индивидуальный характер, когда прихо­дилось иметь дело с особо сложными случаями заика­ния у детей, сопровождавшегося расстройствами их психики или фонетической стороны речи. Преимуще­ственно индивидуальный характер на определенном этапе носила также коррекционная работа с детьми с неправильным звукопроизношением.

Большое внимание уделялось соблюдению так на­зываемого речевого режима, т. е. комплексу непосред­ственно влияющих на речь условий, при которых про­текает наиболее успешное формирование свободной речи у заикающихся.

В первую очередь сюда относится обстановка, в которой происходит перевоспитание заикливой речи у детей: спокойный, доброжелательный тон сотрудников, щадящий режим, исключающий насмешки и нездоро­вое, грубое отношения к заикающимся детям.

Речевым режимом предусматривалось также сис­тематическое использование заикающимися детьми навыков и знаний, получаемых в результате логопеди­ческих занятий, как на речевых занятиях, так и в раз­нообразной повседневной обстановке: в труде, в играх, в общении со взрослыми и сверстниками и т. д.

Наш опыт одновременной и сравнительно продол­жительной работы с большим коллективом заикающих­ся детей и подростков совершенно отвергает предпо­ложение о возможном в таком коллективе подражании и перенимании заикающимися детьми друг у друга неправильных навыков и привычек. При правильно организованном речевом режиме в логопедическом стационаре большой коллектив детей, разных по воз­расту, но однородных по речевому расстройству, име­ет даже ряд преимуществ. Например, появляется воз­можность шефства старших над младшими, сильных (в речевом отношении) над слабыми, тем самым рас­ширяются рамки наглядной психотерапии. В большом коллективе появляется также и больше возможностей для разнообразия форм логопедической и воспитатель­ной работы с детьми.

Воспитательная работа

В условиях летнего лагеря-санатория логопедичес­кая и воспитательная работа, неразделимо перепле­талась, и лишь общим режимом предусматривалось преимущество логопедических мероприятий в первую половину дня, а воспитательных—во вторую, т. е. если от завтрака до обеда лагерь-санаторий представлял собой санаторий для больных детей, то после тихого часа он напоминал несколько своеобразный пионерс­кий лагерь.

Наше педагогическое наблюдение за заикающими­ся детьми подтверждает мнение о том, что у большин­ства детей речевой недуг так или иначе сказывается на их поведении, поэтому организации и осуществле­нию воспитательных мероприятий в логопедическом лагере-санатории мы придавали особое значение.

Формы воспитательной работы с детьми в группах были многочисленными и разнообразными: одноднев­ные походы, прогулки в лес за ягодами, за грибами, знакомство с природой родного края, выходы на реч­ку, различные турниры и соревнования, работа на участке, самообслуживание и поддержание порядка на территории и в помещении, ручной труд и разнообраз­нейшие игры, чтение, беседы, просмотр кинофильмов, подготовка и проведение концертов самодеятельнос­ти, пионерский костер и многое другое.

Мероприятия по организации детского коллекти­ва во многом соответствовали условиям пионерских ла­герей. Так, в каждой группе были выбраны старосты, санитарные тройки, соблюдалась очередность де­журств по палатам и рабочим комнатам. Каждая груп­па имела свой уголок со списками детей, перечнем требований речевого режима, расписанием дежурств,режимом дня и пр.

На утренней линейке всего лагеря-санатория после подъема флага дети рапортовали о состоянии дел в группах за прошедший день, происходила пе­редача дежурств по санаторию, обсуждались текущие дела.

В лагере-санатории выпускались детские стенные газеты, велось «Зеркало чистоты» и т. п.

Большое внимание уделялось развитию детской художественной самодеятельности, имеющей огром­ное значение в лечебно-педагогической работе с заикающимися детьми. Элементы ее включались обя­зательно и в логопедические и логоритмические заня­тия. За весь цикл лечения дети по группам подготав­ливали по два концерта: один в середине курса, другой в конце его.

Первое художественное выступление детей про­водилось в форме вопросов и ответов и носило харак­тер вечера вопросов и ответов, литературной, геогра­фической или математической викторины, вечера за­гадок. К дню этого торжественного события в группе дети празднично украшали зал, готовили соответству­ющие декорации и костюмы, рассылали приглашен­ным входные билеты. В день выступления дети были полными хозяевами в зале: следили за порядком, вы­ступали, отмечали победителей по числу правильных ответов. В вечере вопросов и ответов принимали уча­стие все дети группы.

Цель первого выступления каждого ребенка за­ключалась в подведении итогов его речевой работы. Удачное выступление ребенка в подобных сложных условиях (а каждое выступление тщательно продумывалось логопедом и воспитателем, подбирался матери­ал соответственно речевым возможностям ребенка, репетировался им) — служило темой для психотерапев­тической беседы с ним, вселяло в ребенка веру в свои силы и возможности, являлось прекрасным стимулом к дальнейшей работе над собой.

Участвуя в художественном выступлении дети проходили своеобразный экзамен на проверку проч­ности у них новых речевых и поведенческих навыков в сложных для них условиях. Результаты этого экзамена использовались логопедами в дальнейшей работе с ними.

Второй концерт — заключительный — давался детьми каждой группы при выписке, для приехавших за ними родителей.

Цель заключительного концерта — а в нем исполь­зовались отрывки из пьес, интермедии, сценки, стихо­творения и пр.— состояла в своеобразном отчете пе­ред родителями о результатах лечения их детей в лагере-санатории.

Заключительный концерт проводился нами по сле­дующей схеме:

1. Краткое сообщение логопеда о целях детских вы­ступлений.

2. Прослушивание родителями первичной магнито­фонной записи речи детей, сделанной при их по­ступлении в лагерь-санаторий и одной из по­следних записей, отражающей их речь в настоящее время на логопедических занятиях.

3. Детские художественные выступления.

4. Беседа логопеда с родителями о результатах лече­ния детей, советы, рекомендации по дальнейшей их работе в домашних условиях.

Кроме этих двух обязательных для всех детей ху­дожественных выступлений нами подготавливался один общий концерт детской художественной самоде­ятельности, состоящей из лучших номеров групп. Этот большой концерт дети давали в заключение своего летнего лечения и отдыха для местных жителей и кол­хозников в их сельском клубе. Перед началом концер­та логопед проводил небольшую беседу о заикании у детей, его лечении и предупреждении.

Нужно отметить, что заикающиеся дети с особен­ной охотой и удовольствием готовятся к концертам: мастерят костюмы и маски, сооружают бутафорию, заучивают роли, репетируют. А их удачное выступле­ние — это сильное психотерапевтическое средство для них самих и для их сверстников, прекрасная профи­лактика заикания и пропаганда логопедических знаний для населения.

Лечебная работа

При поступлении на лечение в логопедический лагерь-санаторий ребенок обследовался совместно врачом и логопедом.

На особый учет были взяты физически ослаблен­ные дети и дети с повышенной нервной возбудимо­стью. С первых же дней им назначалось соответст­вующее медикаментозное лечение, намечались обще­укрепляющие мероприятия: дозировка воздушных и солнечных ванн, водных процедур и пр.

Врач и логопеды определяли периоды и формы щадящего и тренировочного режимов. Первые дни, например, дети наводились в постелях, соблюдался режим молчания, затем шепотной речи и т. д. Трениро­вочный режим предусматривал закрепление получен­ных в лагере-санатории положительных речевых на­выков в разнообразных условиях.

Сочетание и правильное соотношение этих двух видов индивидуального режима с общим санаторным в значительной мере предопределяло положительный исход лечения заикания в условиях стационара.

Медицинское воздействие предусматривало также снятие у ребенка речевых судорог, насильственных движений и сопутствующих заиканию расстройств — логофобии, угнетенности, болезненной фиксации на своем недуге и др. При этом для лечения подростков активно применялась гипнотерапия в сочетании с другими видами медико-педагогического воздействия.

Всей работой, направленной на оздоровление орга­низма ребенка, и прежде всего его нервной системы, руководил врач.

Медицинские сестры, прикрепленные к каждой группе детей, выполняли назначения врача и указания логопеда, вели постоянное наблюдение за здоровьем детей и состоянием их речи.

Летний логопедический лагерь-санаторий для за­икающихся детей и подростков организуется в Киров­ской области уже 4 года подряд: с 1961 по 1964 г. За это время в нем отдохнули и одновременно получили не­обходимую помощь свыше 500 заикающихся детей и подростков. Каждое лето 120 — 160 детей покидают лагерь-санаторий физически окрепшими, загоревши­ми, отдохнувшими. В среднем 86% заикающихся детей и подростков выписываются с хорошей речью или со значительным ее улучшением. У многих детей парал­лельно устраняются и другие речевые расстройства.

Таким образом, результаты работы летнего лого­педического лагеря-санатория вполне оправдывают его организацию.

Следует, однако, отметить, что лечебно-педагоги­ческая работа, проводимая в течение двух месяцев, естественно, не вырабатывает у многих детей (особен­но старшего возраста) достаточно прочных навыков речи и поведения. Поэтому при выписке детей из ло­гопедического стационара им рекомендуется еще за­крепление полученных результатов в домашних усло­виях, рекомендуется еще некоторое время находиться под наблюдением логопеда по месту жительства.

Опыт показывает, что логопедические сезонные санатории для заикающихся детей можно рекомендо­вать в качестве одного из звеньев в общей системе организации логопедической помощи детям и под­росткам

Режим дня логопедического лагеря-санаторая

7.30 — 8.15 — подъем,приемлекарств, измерение температуры,физкультурная и рече­вая зарядка, утренний туалет

8.15 — 8.30 — линейка

8.30 — 9.15 —завтрак и подготовка к занятиям 8.30 — 9.00 — утренняя планерка сотрудников

9.15 — 10.00—первое логопедическое занятие 10.15— 11.00 — второе логопедическое занятие 11.15 — 12.00 — третье логопедическое занятие 12.00 — 13.00 — воспитательский час, подвижные игры, подготовка к обеду

13.00 — 14.30 — обед 14.30 — 16.30 — послеобеденный отдых

16.30 — 19.00 — прием лекарств, полдник, игры, про­гулки, труд 19.00 — 20.00 — ужин

20.00 — 22.00 — спокойные игры, чтение, подготовка ко сну, прием лекарств

21.00 — сон у младших детей 22.00 — сон у старших детей.

Методическое письмо МЗ СССР 10-93/14-121

от 12 сентября 1964г.

С.С. Ляпидевский




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)