Тема 2. Понятие налога и сбора в российском праве
В соответствии со ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и ли оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. На основе данного определения можно выделить следующие признаки налога: индивидуальная безвозмездность, безвозвратность налога, материальная обусловленность, обеспечивается государственным принуждением, вносится в бюджет по установленным ставкам, в определенные сроки и указанным в законе способом, имеет юридическую конструкцию, используется на государственные и общественные цели. С помощью налогов государство решает экономические, политические и другие общественные проблемы, реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения, важнейшими из которых являются фискальная и регулирующая. Фискальная функция означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходование этих средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу. Регулирующая функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру. С регулирующей функцией тесно связаны социальная и контрольная функции. Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством: неравного обложения налогом разных сумм доходов (использование прогрессивной шкалы налогообложения); применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья); введения акцизов на предметы роскоши. Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах, таким образом, влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики. Налоги можно классифицировать по различным основаниям. По территории взимания налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, они устанавливаются налоговым кодексом Российской Федерации. Региональные налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации, которые определяют: льготы по региональным налогам и сборам, ставку налогов в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налогов, формы отчетности по соответствующим налогам. Местные налоги обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования. Вводятся в действие нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые определяют: льготы по местным налогам и сборам, ставку налогов в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налогов, формы отчетности по соответствующим налогам. По субъектному составу налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые физическими лицами и налоги, уплачиваемые организациями. Распространено деление налогов по критериям «технического» характера, т.е. в зависимости от порядка исчисления и взимания налога налоги делятся: на прямые и косвенные; личные и реальные; пропорциональные и прогрессивные (регрессивные). Под прямым налогомпонимают любой налог, который налагается непосредственно на лиц и их имущество и который переходит непосредственно от уплачивающего налогоплательщика субъекту, уполномоченному осуществлять взимание. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные(например, налог на доходы физических лиц) и реальные(налог на землю, на имущество физических лиц и т.п.). Личныеналоги непосредственно направлены на оценку налогоспособности конкретного плательщика и призваны в наибольшей степени принимать во внимание его личную экономическую ситуацию: полученные доходы и понесенные расходы. Реальные налоги в большей степени должны быть нацелены на вещь, на налогооблагаемый предмет, наличие которого в распоряжении налогоплательщика уже само по себе свидетельствует о некотором уровне его платежеспособности, что и учитывается при взимании реального налога. Косвенные налоги налагаются в общем на объекты потребления (товары), оказываемые услуги или выполняемые работы и только с этого момента могут быть выплачиваемыми косвенно теми, кто хочет потреблять определенные товары, работы или пользоваться услугами, облагаемыми налогом. В соответствие с п. 2 ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. Данная легальная дефиниция является определенным нововведением в сфере налогового права. Ранее в российском законодательстве отсутствовало общее определение сбора. Многие авторы дают определения сбора и (или) пошлины путем указания на их признаки, черты, отличающие их от налога. Так, отмечается, что сборы и пошлины отличаются от налогов по значению для бюджета; по цели; по обстоятельствам, в связи с которыми уплачиваются; по характеру обязанности плательщиков; по периодичности; по возмездности. Различие между сбором и пошлиной видится в том, что сбор — платеж за обладание особым правом, пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (570)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |