Экономическое развитие Куйбышевской области в 50-80-е годы
В период 50-80 гг. в области были построены Волжская ГЭС, ряд заводов по производству сборного железобетона, металлургический комбинат. Волжский автомобильный завод в г.Тольятти, завод синтетического спирта в г.Новокуйбышевске, заводы синтетического каучука, минеральных удобрений, цементного машиностроения, координатно-расточных станков, мощные нефте- и газопроводы и многие другие предприятия. Особое внимание в 50-х годах уделялось строительству Куйбышевской гидроэлектростанции. В конце октября 1955 г. Волга была перекрыта, а в декабре дал ток первый агрегат гидростанции. Станция вошла в состав Единой энергетической системы страны. Быстрыми темпами развивалась в послевоенные годы нефтяная и газовая промышленность. Только за 1956-1957 гг. геологи открыли 24 новых месторождения нефти и газа. Предприятия нефтехимии оснащались новой техникой, внедрялись передовые методы труда. Были значительно расширены мощности Куйбышевского и Сызранского нефтеперерабатывающих заводов. К концу 1958 г. Куйбышевская область по добыче нефти обогнала Баку и вышла на третье место в СССР, а по ее переработке прочно закрепилась на втором месте. В 50-60-е годы куйбышевские строительные организации занимали одно из первых мест в стране по внедрению железобетонных изделий. Машиностроение и металлообработка стали занимать 42% объема промышленного производства области. Осваивалось производство все новых типов подшипников, резьботокарных и винторезных высокоточных станков, скоростных токарных полуавтоматов автотракторного оборудования. В конце 50-х годов Куйбышев поставлял свою продукцию в 31 страну мира. По темпам роста промышленного производства область занимала первое место в РСФСР. В 60-е годы производительность труда на предприятиях области возросла на 40,5%. Ряд предприятий – моторостроительный имени Фрунзе, 4 ГПЗ, аэродромного оборудования наращивали производства даже при сокращении количества обслуживающего персонала. Объем валовой продукции машиностроения и металлообработки увеличился в 1,9 раза. Новаторы нефтяной промышленности разработали новый метод разработки месторождений – блоковую систему, которая позволила с момента ее внедрения дополнительно добыть 68 млн. т. нефти. В 60-70-х годах втрое увеличилась производительность труда на основных промышленных предприятиях области. Отчисления от прибыли, вносимые промышленностью в бюджет, превысили размер ассигнований на него более чем вдвое. Происходили значительные качественные преобразования в основных фондах промышленности. На вооружение самарских заводов поступило большое количество автоматических, агрегатных, специальных станков и станков с программным управлением. В 1966-1972 гг. ускоренными темпами велось строительство Волжского автомобильного завода. Был обеспечен ввод полной проектной мощности по выпуску 660 тыс. автомобилей в год, а затем их выпуск был доведен до 740 тыс. в год. Крупными промышленными узлами стали города Сызрань и Чапаевск, а затем и новые города – Новокуйбышевск, Жигулевск, Отрадный, Нефтегорск. К концу 70-х годов куйбышевцы уже поставляли продукцию машиностроения во все экономические районы страны и в 70 зарубежных стран. Интенсивное внедрение новой техники и технологии продолжалось и в 80-е годы. Развивалась инфраструктура области. На рубеже 70-80-х годов здесь было построено 1335 км автомобильных дорог с твердым покрытием, развивался трубопроводный транспорт. По Приволжскому управлению гражданской авиации продолжалось увеличение воздушных линий союзного значения и местных воздушных линий. Были приняты специальные решения правительства по комплексному развитию Самары и сооружению метрополитена. Быстрыми темпами развивалась оборонная, авиационная и аэрокосмическая промышленность. Самара становится сосредоточением крупнейших авиационных, электротехнических, электронных, аэрокосмических предприятий и фирм, заводов промышленного машиностроения, комбинатов нефтехимического и полимерно-синтезного профиля. Но постепенно в экономике нарастали кризисные явления. Ухудшилось положение дел в капитальном строительстве. Замедлялись темпы экономического роста. Многие предприятия становились все менее восприимчивыми к внедрению новшеств. Планы ускорения социально-экономического развития и структурной перестройки, выдвинутые М.С.Горбачевым и его окружением во второй половине 80-х годов, не могли быть реализованы. На рубеже 80-90-х годов началось абсолютное снижение объемов производства. Ряд предприятий не выполняли договорные обязательства. Снижалось производство и потребление продуктов питания. Как и на территории всей страны, остро встал вопрос радикальных экономических реформ.
Заключение
За годы Советской власти в результате осуществленных социалистических преобразований Куйбышевская область превратилась в район развитой индустрии и крупного механизированного сельского хозяйства. Дореволюционный уровень промышленного производства (по крупной промышленности) был превзойдён в 1972 в 809 раз; по сравнению с 1940 объём промышленного производства возрос в 54 раза. Основными направлениями развития промышленности Куйбышевской области являлись предприятия связанные с электроэнергией, машиностроением, нефтедобычей, нефтехимией. В области энергетики Куйбышев стал важным центром производства электроэнергии для СССР. В годы Великой Отечественной войны город внёс значительный вклад в победу над нацистской Германией. Было начато производство оружия и боеприпасов. За годы войны на куйбышевских авиационных заводах № 1 и № 18 выпущено около 28 тысяч штурмовиков Ил-2 — свыше 80 % от их общего количества. В дни обороны Кавказа город обеспечивал армию и народное хозяйство горючим. После войны Куйбышев стал крупнейшим промышленным и культурным центром СССР. Здесь создан мощный потенциал авиационной (а с 1958 года космической), машиностроительной, металлургической, электротехнической, кабельной, нефтеперерабатывающей и лёгкой промышленности.
Список литературы
1. Дмитриева Э.Я., Кабытов П.С. Самарская область. Учебное пособие. Самара: ПО «СамВен», 1995г. 2. Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева. -Куйбышев, 1986. 3. Мышенцев Н.П. Индустриальное Поволжье в годы Великой Отечественной войны. Партийное руководство промышленностью. Саратов, 1988. 4. Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управления.М., 1996. 5. Синельник А.К. Градостроительная история Самарского края. – Самара, 2000. 6. Снегирев В.Ф., Наякшин К.Я. Куйбышевская область. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1967. 7. Храмков Л.В. Введение в самарское краеведение. Самара: Изд-во ООО "Научно-технический центр", 2003. 8. История индустриализации Среднего Поволжья (1926-1941 гг.). Документы и материалы. – Куйбышев, 1974. 9. История Самарского края с древнейших времен до наших дней. XX век (1918-1998). – М., 2000. 10. Экономика Самарской губернии 150 лет развития: Материалы региональной науч.-практ. конф. 26-27 апреля 2001 г. – Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2001г.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2039)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |