Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Экономическое развитие Куйбышевской области в 50-80-е годы




В период 50-80 гг. в области были построены Волжская ГЭС, ряд заводов по производству сборного железобетона, металлургичес­кий комбинат. Волжский автомобильный завод в г.Тольятти, завод синтетического спирта в г.Новокуйбышевске, заводы синтетичес­кого каучука, минеральных удобрений, цементного машиностроения, координатно-расточных станков, мощные нефте- и газопроводы и многие другие предприятия.

Особое внимание в 50-х годах уделялось строительству Куйбышев­ской гидроэлектростанции. В конце октября 1955 г. Волга была перекрыта, а в декабре дал ток первый агрегат гидро­станции. Станция вошла в состав Единой энергетической системы страны.

Быстрыми темпами развивалась в послевоенные годы нефтяная и газовая промышленность. Только за 1956-1957 гг. геологи от­крыли 24 новых месторождения нефти и газа. Предприятия нефте­химии оснащались новой техникой, внедрялись передовые методы труда. Были значительно расширены мощности Куйбышевского и Сызранского нефтеперерабатывающих заводов.

К концу 1958 г. Куйбышевская область по добыче нефти обогнала Баку и вышла на третье место в СССР, а по ее переработке прочно за­крепилась на втором месте.

В 50-60-е годы куйбышевские строительные организации занимали одно из первых мест в стране по внедрению железобетонных изде­лий. Машиностроение и металлообработка стали занимать 42% объ­ема промышленного производства области. Осваивалось производ­ство все новых типов подшипников, резьботокарных и винторезных высокоточных станков, скоростных токарных полуавтоматов автотракторного оборудования.

В конце 50-х годов Куйбышев поставлял свою продукцию в 31 страну мира. По темпам роста промышленного производства область занимала первое место в РСФСР.

В 60-е годы производительность труда на предприятиях об­ласти возросла на 40,5%. Ряд предприятий – моторостроительный имени Фрунзе, 4 ГПЗ, аэродромного оборудования наращивали про­изводства даже при сокращении количества обслуживающего персо­нала. Объем валовой продукции машиностроения и металлообработ­ки увеличился в 1,9 раза.

Новаторы нефтяной промышленности разработали новый метод разработки месторождений – блоковую систему, которая позволи­ла с момента ее внедрения дополнительно добыть 68 млн. т. нефти.

В 60-70-х годах втрое увеличилась производительность труда на основных промышленных предприятиях области. Отчисления от прибыли, вносимые промышленностью в бюджет, превысили размер ассигнований на него более чем вдвое. Происходили значительные качественные преобразования в основных фондах промышленности. На вооружение самарских заводов поступило большое количество автоматических, агрегатных, специальных станков и станков с программным управлением.

В 1966-1972 гг. ускоренными темпами велось строительство Волжского автомобильного завода. Был обеспечен ввод полной проектной мощности по выпуску 660 тыс. автомобилей в год, а затем их выпуск был доведен до 740 тыс. в год.

Крупными промышленными узлами стали города Сызрань и Чапаевск, а затем и новые города – Новокуйбышевск, Жигулевск, От­радный, Нефтегорск.

К концу 70-х годов куйбышевцы уже поставляли продукцию машиностро­ения во все экономические районы страны и в 70 зарубежных стран.

Интенсивное внедрение новой техники и технологии продолжа­лось и в 80-е годы.

Развивалась инфраструктура области. На рубеже 70-80-х годов здесь было построено 1335 км автомобильных дорог с твердым покры­тием, развивался трубопроводный транспорт. По Приволжскому управ­лению гражданской авиации продолжалось увеличение воздушных ли­ний союзного значения и местных воздушных линий.

Были приняты специальные решения правительства по комплекс­ному развитию Самары и сооружению метрополитена.

Быстрыми темпами развивалась оборонная, авиационная и аэроко­смическая промышленность.

Самара становится сосредоточением крупнейших авиационных, электротехнических, электронных, аэрокосмических предприятий и фирм, заводов промышленного машиностроения, комбинатов нефтехи­мического и полимерно-синтезного профиля.

Но постепенно в экономике нарастали кризисные явления. Ухуд­шилось положение дел в капитальном строительстве. Замедлялись темпы экономического роста. Многие предприятия становились все менее восприимчивыми к внедрению новшеств. Планы ускорения со­циально-экономического развития и структурной перестройки, выд­винутые М.С.Горбачевым и его окружением во второй половине 80-х годов, не могли быть реализованы. На рубеже 80-90-х годов началось абсолютное снижение объемов производства. Ряд предприятий не выполняли договорные обязательства. Снижалось производство и потребление продуктов питания. Как и на территории всей стра­ны, остро встал вопрос радикальных экономических реформ.

 


 

Заключение

 

За годы Советской власти в результате осуществленных социалистических преобразований Куйбышевская область превратилась в район развитой индустрии и крупного механизированного сельского хозяйства. Дореволюционный уровень промышленного производства (по крупной промышленности) был превзойдён в 1972 в 809 раз; по сравнению с 1940 объём промышленного производства возрос в 54 раза.

Основными направлениями развития промышленности Куйбышевской области являлись предприятия связанные с электроэнергией, машиностроением, нефтедобычей, нефтехимией. В области энергетики Куйбышев стал важным центром производства электроэнергии для СССР.

В годы Великой Отечественной войны город внёс значительный вклад в победу над нацистской Германией. Было начато производство оружия и боеприпасов. За годы войны на куйбышевских авиационных заводах № 1 и № 18 выпущено около 28 тысяч штурмовиков Ил-2 — свыше 80 % от их общего количества. В дни обороны Кавказа город обеспечивал армию и народное хозяйство горючим.

После войны Куйбышев стал крупнейшим промышленным и культурным центром СССР. Здесь создан мощный потенциал авиационной (а с 1958 года космической), машиностроительной, металлургической, электротехнической, кабельной, нефтеперерабатывающей и лёгкой промышленности.

 

 


 

Список литературы

 

1. Дмитриева Э.Я., Кабытов П.С. Самарская область. Учебное пособие. Самара: ПО «СамВен», 1995г.

2. Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева. -Куйбышев, 1986.

3. Мышенцев Н.П. Индустриальное Поволжье в годы Великой Отечественной войны. Партийное руководство промышленностью. Саратов, 1988.

4. Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управления.М., 1996.

5. Синельник А.К. Градостроительная история Самарского края. – Самара, 2000.

6. Снегирев В.Ф., Наякшин К.Я. Куйбышевская область. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1967.

7. Храмков Л.В. Введение в самарское краеведение. Самара: Изд-во ООО "Научно-технический центр", 2003.

8. История индустриализации Среднего Поволжья (1926-1941 гг.). Документы и материалы. – Куйбышев, 1974.

9. История Самарского края с древнейших времен до наших дней. XX век (1918-1998). – М., 2000.

10. Экономика Самарской губернии 150 лет развития: Материалы региональной науч.-практ. конф. 26-27 апреля 2001 г. – Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2001г.

 




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1864)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)