Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примерная мониторинговая карта



2015-11-23 1794 Обсуждений (0)
Примерная мониторинговая карта 0.00 из 5.00 0 оценок




Развивающей предметно-пространственной среды

 

1 полугодие (дата) 2 полугодие (дата)
   

Группа №____

Воспитатель:

    Показатели Оценка степени проявления показателей
1 полугодие 2 полугодие
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) обеспечивает психологическую безопасность ребёнка
1. РППС ограждает детей от отрицательного воздействия игрушек (не провоцируют ребёнка на агрессивные действия, проявлению жестокости к персонажам)    
2. РППС ограждает детей от отрицательных эмоций, проявления страха, неуверенности, беспокойства    
3. РППС формирует основы толерантности (формирует положительное отношение к людям с особенностями физического развития и других национальностей)    
4. РППС безопасна для физического здоровья и отвечает современным требованиям    
5. Оборудование и игрушки изготовлены из безопасных материалов    
6. Оборудование и игрушки поддерживаются в чистоте (моются, обрабатываются)    
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает разностороннее развитие детей
7. Полифункциональность (возможность гибкого, вариативного использования в разных игровых ситуациях в соответствии с игровым сюжетом и замыслом)    
8. Дидактическая ценность (возможность использования в качестве средств обучения)    
9. Эстетическая направленность    
10. Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям ребёнка    
11. Прогулочные участки имеют игровое оборудование и необходимый выносной материал в достаточном количестве    
12. В игровой комнате выделены мини-среды для разных видов игр и созданы соответствующие условия    
13. Существует периодическая сменяемость игрового оборудования    
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с направлениями развития ребёнка
14. Социально-коммуникативное развитие    
15. Познавательное развитие    
16. Речевое развитие    
17. Художественно-эстетическое развитие    
18. Физическое развитие    
Создание условий в соответствии с основными видами деятельности детей
19. Создание условий для экологического воспитания и детского экспериментирования    
20. Создание условий для двигательной активности    
21. Создание условий для художественно-продуктивной деятельности    
22. Создание условий для познавательной активности    
23. Создание условий для сюжетно-ролевых игр    
24. Создание условий для чтения художественной литературы    
25. Создание условий для музыкально-театрализованной деятельности    
26. Создание условий для организации уголка дежурства    
27. Создание условий для организации пространства в раздевалке (информация для родителей, организация выставки творчества детей)    
Создание условий в соответствии с современными требованиями
28. Соответствие среды реализуемой образовательной программе    
29. Творческое преобразование среды    
30. Создание среды на основе собственных разработок    
31. Материал для игр и пособий, созданных с использованием ИКТ (видеотека, презентации, подборка демонстрационного материала)    
32. Технические средства обучения    
33. Использование новинок методической литературы    
Итоговый балл (средний показатель)    

 

Оценка показателей по 5 балльной системе

Результат среднего показателя до 2,5-0 б. (не соответствует требованиям ФГОС ДО);

Результат среднего показателя от 2,5 до 4 – 1 б. (соответствует требованиям ФГОС ДО с частичными рекомендациями);

Результат среднего показателя от 4,1 до 5 – 2 б. (соответствует требованиям ФГОС ДО) Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС

.

 

Годовой план работы с родителями в средней группе

Годовой план работы с родителями средней группы составлен с учетом годовых задач ДОУ и «Календаря жизни» ДОУ.

Октябрь

1. Родительское собрание «Развитие творчества у детей».

2. Выставка «Подарки осени» (композиции из овощей, фруктов, семян).

3. Консультация «Особенности развития детей 4-5 лет».

4. Папка-передвижка «Что должен знать ребёнок 4-5 лет».

5. Развлечение «До свидания, осень!».

6. Индивидуальная беседа «Учим ребёнка общаться».

Ноябрь

1. Выставка «Мой северный город» (рисунки, поделки ко Дню города).

2. Встреча родителей с инспектором по охране прав детства ДОУ «Ребёнок тоже имеет права».

3. Информационный стенд «Права ребёнка».

4. Индивидуальная консультация «Как провести выходные с детьми».

5. Изготовление кормушек для птиц «Поможем птичкам» (воспитатель, родители, дети).

6. Папка-передвижка «Игрушка в жизни ребёнка».

Декабрь

1. Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста».

2. Выставка «Украшаем группу к празднику» (совместные поделки детей и родителей).

3. Встреча со старшей медсестрой ДОУ «Правильное питание ребёнка».

4. Информационный стенд «Безопасный Новый год».

5. Утренник «Здравствуй, праздник - Новый год!».

6. Папка-передвижка «История Деда Мороза».

Январь

1. Рекомендации логопеда « Поговори со мной, мама».

2. Папка-передвижка «Математика-это легко».

3. Принести книги для оформления выставки «Книги, которые мы читаем дома».

4. Рекомендации по организации книжного уголка дома.

5. Консультация «Семья и семейные ценности».

6. Анкетирование «Место спорта в вашей семье».

Февраль

1. Круглый стол «В здоровом теле – здоровый дух».

2. Встреча с инструктором по ФИЗО ДОУ «Спорт в жизни ребёнка».

3. Консультация «Спорт и дети».

4. Индивидуальная беседа «Безопасность в быту».

5. Привлечь родителей к помощи в организации и проведении спортивного праздника «Наша армия сильна».

6. Спортивный праздник ко Дню защитников Отечества.

Март

1. Семинар-практикум «Участвуем в конкурсах».

2. Встреча с ответственным по обучению детей ПДД ДОУ «Азбука маленького пешехода».

3. Предложить изготовить машину из бросового материала, для уголка «Дорожного движения».

4. Информационный стенд «Красный, жёлтый, зелёный».

5. Утренник «Праздник бабушек и мам».

6. Консультация «Добрые советы для родителей».

Апрель

1. Родительское собрание «Какими мы стали за год».

2. Выставка «Навстречу весне» (рисунки, поделки).

3. Развлечение «К нам весна шагает!».

4. Папка-передвижка «Телефонный этикет».

5. Консультации «Дети и компьютер».

6. Анкетирование «Современные технологии и ребёнок».

Май

1. Отчётная выставка кружка «Умелые ручки».

2. Рекомендовать посетить парад ко Дню Победы, предоставить фотографии с парада, для оформления стенгазеты «День Победы».

3. Встреча с педагогом дополнительного образования по ИЗО «Рисуем мультики».

4. Беседа «Правильное питание ребёнка в летний период».

5. Консультация «Игры с ребёнком в пути»

 

План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План по самообразованию на 2013- 2014 уч. г.

Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель: - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: - развитие свободного общения со взрослыми;

- совершенствовать диалогическую форму речи.

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с

последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Актуальность:

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Месяц Тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова;

«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей. Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапиии «Зайка – зазнайка», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими играми , влияющими на развитие речи детей).

Январь Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Апрель Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Конкурс чтецов.

Май Открытый просмотр ОД для родителей на тему «Книга сказок».Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. ООД для родителей.

Список использованной литературы:

1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.

2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

Система работы с детьми по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с элементарной геометрией по программе «Развитие» Л.А. Венгера и др.

Свою работу по развитию элементарных математических представлений я начала с изучения литературы по разделу.

На группе были изготовлены и куплены настольные игры для развития элементарных математических представлений детей, в частности для ознакомления с геометрией: «Чудесный мешочек», «Из каких фигур состоит предмет», «Составь такой же узор», «Наоборот», «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб» и другие; «Кубики и цвет», «Сложи узор», «Куб хамелеон» и другие.

Подобраны разнообразные игрушки, дидактические пособия. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и различия. Например, дидактические игры: «Снеговики», «Матрёшки», «Разговор по телефону», « Конструктор».

Весь игровой материал использовался на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности.

В группе нами было создана библиотека математики, которая содержит книги со стихами, рассказами, загадками, иллюстрациями по математике.

Также мною был подобран словесный материал, необходимый для проведения занятий – стихи, фольклор.

На каждого ребёнка были приобретены тетради с заданиями, которые использовались для индивидуальной и групповой работы. Создавая предметную среду, я постоянно следила за тем, чтобы её компоненты способствовали достижению цели моей работы - развитие у детей элементарных математических представлений посредством ознакомление с элементарной геометрией.

На протяжении нескольких лет я работаю по программе «Развитие».

Мною был разработан перспективный план работы по развитию элементарных математических представлений в старшей и подготовительной группах (см. Приложение 1).

В соответствии с рекомендациями к обновлению дошкольного образования содержание плана построено в трёх блоках педагогического процесса:

-специально организованное обучение в форме занятий;

-совместная деятельность взрослого с детьми;

-свободная самостоятельная деятельность.

Также построение плана обеспечивает системный подход к математическому образованию детей. В перспективный план включены задачи на год, сформированы задачи на месяц, и ежемесячно указаны различные виды деятельности.

Изучив программу «Развитие», по разделу «Развитие элементарных математических представлений» отметила для себя следующие моменты: в программе разработана тематика занятий на год, цели, материал, краткие планы занятий.

Возникла необходимость разработать перспективный план совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий. Задачи поставленные в совместной деятельности частично решались мною через кружковую работу (см. Приложение 2).

Также были разработаны конспекты занятий, подобраны дидактические игры и упражнения, художественное слово (см. Приложение 3, 4, 5).

Свою работу я строила с учётом того, что ведущим фактором в развитии детей является конкретный образ, действие с ним. Слова должны следовать за действиями - тогда ситуация в целом становится понятной ребёнку, усваивается им.

Самым важным в среднем дошкольном возрасте является развитие способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путём приобщения детей к действиям по построению и использованию наглядных моделей различных типов. Именно наглядные модели позволяют ребёнку выделить важные для решения задачи связи и отношения между предметами. В средней группе продолжается освоение различных форм символизации, позволяющей ребёнку выразить своё отношение к действительности.


2.2.1. Специально организованное обучение.

В программе «Развитие» в средней группе на занятиях по развитию элементарных математических представлений уточняются, расширяются и систематизируются знания детей с помощью усвоения ими специальных условных обозначений.

Использование моделирования является преимуществом программы. Но на наш взгляд занятия планируются редко – один раз в неделю.

В содержании занятий не всегда предусматриваются приёмы, способствующие поддержанию интереса к деятельности, ситуации направленные на эмоциональные переживания детей.

Отсутствуют рекомендации по организации совместной деятельности педагога и ребёнка, а также самостоятельной деятельности детей. Все это я учитывала при разработке перспективного плана.

Эффективность работы воспитателя во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.

В начале моей работы я провела необходимые диагностики (см. Приложение 6). Анализ диагностик позволил мне выявить наиболее важные направления в работе по развитию элементарных математических представлений у детей моей группы.

Для того чтобы дети могли освоить программу, её содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс.

В программе «Развитие» в средней группе на занятиях по развитию элементарных математических представлений уточняются, расширяются и систематизируются знания детей с помощью усвоения ими определённых значков.

Занятия в средней группе мы начали с выделения величины и количества предметов. Для этого сначала я предлагаю сравнить предметы, различающиеся по цвету, форме, количеству и величине. Например, отыскать игрушку или предмет, прочитав «письмо-загадку»,

Обобщение представлений о выделении свойства достигается путём обозначения его определённым значком: для цвета - разноцветным пятном; для формы – изображением трёх геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника); для количества – несколькими линиями; для величины – изображениями большого и маленького дома.

Сравнение предметов по величине сначала провожу непосредственно путём наложения или приложения, затем опосредованно, с помощью условной меры.

Затем, используя игровую мотивацию, предлагаю отобрать необходимое количество предметов в пределах пяти из большего без использования счёта и применение действий взаимно однозначного соответствия. Например, игра: магазин, библиотека, на складе, достроим дома, в гараже, на лугу.

В результате дети начинают выделять количество и величину среди других свойств и отношений предметов, овладевают некоторыми действиями, что создаёт достаточно прочный фундамент для будущего математического развития детей.

Приведу пример:

Предлагаю поиграть в ателье – создаю игровую ситуацию – из ателье привезли пальто для кукол, но на пальто нет пуговиц. Нужно пойти в магазин и купить столько пуговиц, сколько петель на пальто. Детям создаётся проблемная ситуация, как это сделать? Проблемная ситуация способствует поддержанию интереса к математической деятельности.

В старшей группе работу по данному направлению продолжили. Самое главное внимание здесь уделяли развитию представлений о числе и закономерностях, существующих между числами в числовом ряду.

Мною были предложены задания на основе построения и использования детьми наглядных моделей.

Например, в игре «гаражи» детям предлагаю узнать: хватит ли для всех машин гаражей, чего больше машин или гаражей. При этом обращаю внимание, что пересчитывать предметы не нужно. Сделать это можно при помощи фишек.

Аналогично этому занятию проводится ещё несколько занятий на сравнение двух множеств предметов.

На следующем этапе я предлагаю ряд заданий на установление количественных отношений на счётах.

Например, узнать хватит ли шофёров для вех машин, чего больше машин или шофёров. В отличие от модели из двух групп фишек, замещение предметов производится на глаз.

Далее я предлагаю задания на закрепление изученного материала. Это игры: спортсмены, зайцы.

Далее детям предлагалось сравнить две группы предметов, используя графическую модель в виде двух видов значков, вычерчиваемых попарно.

Следующий вид задания – это сравнить две группы предметов, используя линию с нулевой отметкой и стрелкой, показывающей направление увеличения.

Например, узнать, кто дальше всех прыгнет среди детей, среди животных.

Также мною были предложены задания: сосчитать количество мальчиков и количество девочек и отметить на числовой оси. Сравнить количество мальчиков и девочек, кого больше и как сделать их поровну.

На протяжении всех занятий знакомлю детей с цифрами и освоением счёта в пределах 10, знаками < > =.

Для развития у детей представлений о закономерностях образования чисел числового ряда использую графические модели в виде непересекающихся кругов (или овалов), а также в виде разветвляющихся отрезков.

Например, поселить в домик цифры, которые меньше семи, остальные оставить вне круга.

Для усиления эмоционального отклика и повышения интереса на занятиях широко использовались художественное слово (стихотворения, загадки).

Для поддержания у детей интереса к деятельности на занятиях была проделана следующая работа.

Все занятия, которые разделены на циклы были объединены сказочным сюжетом. Игрушечный персонаж - Незнайка, который приходит на каждое занятие, просит научить его. Создание проблемных ситуаций и проблемных вопросов помогает формированию у детей устойчивого интереса к математике.

В каждое занятие я включала физкультминутки с математическим содержанием, которые всегда были связаны с занятием. Это подвижные или хороводные игры, игры – имитации.

Выполненные мной задачи по обогащению содержания занятий способствовали реализации поставленной цели – развитие элементарных математических представлений у детей.

Результатамипроведённой работы за два года (средняя и старшая группа) мы считаем следующие: у детей сформировался устойчивый интерес к математике, дети овладели необходимыми навыками и умениями для данного возраста. Они овладели предметным и графическим моделированием различных количественных отношений, что способствует способности к моделированию и развитию представлений о числе как совокупности элементов множества, а также овладению навыками счёта до десяти.

Полученные на занятиях умения, дети стали использовать в самостоятельной деятельности, играх.

Многие дети стали системно думать и планировать свою работу. Ранее некоторым детям это удавалось только с помощью взрослого. В подготовительной группе следует эту работу продолжить.

Также хочется отметить, что в программе отсутствуют рекомендации по организации совместной и самостоятельной деятельности детей, практические рекомендации для родителей.

В подготовительной группе программа развития элементарных математических представлений у детей основывается на представлениях детей, сформированных в средней и старшей группах.

В работе с детьми этой группы используем задания на выделение и установление различных видов математических представлений. Здесь также как и в предыдущих группах дети вычерчивают на оси или используют уже начерченные модели для сравнения множеств различных предметов или пересчёта одного или того же множества предметов группами.

Так, например, детям предлагается узнать, чего больше получится из «берёзового дерева»: диванов или кроватей, если для одной кровати нужно столько дерева, сколько умещается в длинной мерке, а для дивана столько, сколько – в короткой мерке.

Далее большое внимание отводим обучению детей умению называть состав любого числа до десяти из двух меньших. Детям предлагается задание: угадать, сколько камешков лежит в правой руке, сколько в левой, если всего три камешка. На следующем этапе дети овладевают представлениями о закономерностях образования числового ряда. Это задания: детям предлагается положить на столе два эллипса. В один положить все цифры, обозначающие числа меньше пяти, а в другой – все цифры, обозначающие числа больше трёх.

В конце года дети решают, придумывают простые арифметические задачи в разных условиях: с использованием модели «часть - целое», по картинке, по рассказу с числами. Это даёт возможность сделать представления детей обобщенными, т.е. позволяет их применять не только в тех ситуациях, которые создавались в обучении, но и для решения более широкого круга математических задач. С другой стороны развивают умственные способности детей.

В процессе своей работы с детьми старшего дошкольного возраста я обратила внимание на то, с каким интересом дошкольники решают логические задачи, кроссворды, головоломки, работают в тетради, выполняя графический диктант, и решила дополнить и расширить знания детей, познакомив их с элементарной геометрией. Мною была разработана система работы по ознакомлению детей с элементарной геометрией (см. Приложение 7).

Данные знания облегчат школьное обучение будущему школьнику: будет лучше развита мелкая мускулатура пальцев рук, научится ориентироваться в тетради, сформируется умение пользоваться линейкой, угольником, будет легче ориентироваться в разновидностях треугольника, четырехугольника, научаться измерять площадь и многое другое. И главное, все знания они будут получать в занимательной, игровой форме, в отличие от школьного обучения.

В программе "Развитие" большое внимание уделяется сенсорному развитию, т.к. оно является фундаментом общего умственного развития. Одной из задач сенсорного воспитания является усвоение и использование сенсорных эталонов (цвета, величины, формы).

Эталонами формы служат геометрические фигуры - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Занимаясь геометрией, дети знакомятся с разновидностями геометрических фигур - вариантами треугольников и прямоугольниками разных пропорций.

По мере ознакомления с различием геометрических фигур по величине углов и пропорциям, сенсорные эталоны, которыми пользуются дети, становятся более дифференцированными и обобщаются.

Уточнение и систематизация эталонных представлений позволяет детям успешнее выполнять задание в условиях, когда прямая идентификация невозможна.

Успешное усвоение детьми геометрических понятий в процессе ознакомления с элементарной геометрией помогает: в работе с бумагой (на занятиях: по аппликации, по конструированию из бумаги), ориентироваться в чертежах местности, анализировать чертежи в конструктивной деятельности, развивать воображение, составляя рассказы по графам-схемам на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, т.е. выполнять те задачи, которые предусмотрены программой "Развитие", т.к. геометрические фигуры используются в качестве моделей.

Метод наглядного моделирования способствует развитию мыслительных операций классификации, сериации. В процессе ознакомления с геометрическими понятиями у детей также развиваются мыслительные операции, т.к. перед ребенком всегда стоят мыслительные задачи, требующие сравнения (чем похожи луч и отрезок, прямой и острый углы, квадрат и прямоугольник), классификации (найди все тупые углы, все остроугольные треугольники), систематизации (найди все угольные фигуры, какие группы фигур можно выделить внутри данного множества), обобщения (найди все углы, треугольники).

На занятиях по аппликации также сталкиваемся с геометрическими понятиями и используем, закрепляем знания, полученные при ознакомлении с геометрией: как получить два одинаковых треугольника из квадрата (при вырезании птичек), как из квадрата вырезать 2 одинаковые лапки для зайца.

На занятиях по конструированию из бумаги приходится обращаться к практическому опыту детей, давая задания: согните квадрат по диагонали или найдите прямой угол у треугольника.

На занятиях по ориентировке в пространстве при зарисовке планов спальни (групповой комнаты) уточняем, например, что шкаф на плане необходимо обозначить не просто четырехугольником, а квадратом или прямоугольником, в зависимости от результатов измерения с помощью мерки-веревочки.

Очень эффективно использование утренних и вечерних часов для индивидуальной работы по ознакомлению с геометрическими понятиями.

Для этой цели использую разнообразные дидактические упражнения на основе наглядного материала (сюжетные картинки, чертежи), а ребенок находит на них разные виды углов, или ломаные и прямые линии, или выясняет какой формы крыши домов, или сам чертит в зависимости от поставленной задачи. Дидактические игры также помогают закрепить знания детей, развивать логическое мышление ("Найди лишнюю фигуру", "Помоги зверям добраться до дома", "Волшебные очки", "Помоги Незнайке", игры-головоломки с использованием счетных палочек, словесные логические игры. Для закрепления знаний о геометрических фигурах мы предлагали следующие задания.

1. «Какой формы?»

Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.

а. Взрослый называет какой-либо предмет окружающей обстановки, а ребенок карточку с геометрической формой, соответствующей форме названного предмета.

б. Взрослый называет предмет, а ребенок словесно определяет его форму. Например, косынка-треугольник, яйцо-овал и т.д.

2. «День рождения куклы»

Цель: умение различать цвет и форму предмета.

3. «Запомни картинки»

4. «Мозаика»

Игровой материал: набор геометрических форм. С помощью геометрических форм выложить сложные картинки.

5. «Почини коврик»

Игровой материал: иллюстрация с геометрическим изображением порванных ковриков.

Найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и «починить» (наложить) ее на дырку.

6. «Звери на дорожках»

Цель: умение выделять два свойства фигуры (форма и размер; размер и цвет).

7. «Мастерская форм»

8. «Раскрась предметы разных геометрических форм».

9. «Цветные дома»

Цель: выделение одновременно двух свойств фигур: форма и цвет.

10. «Цветное лото»

Цель: выделение размера и цвета.

11. «Опред



2015-11-23 1794 Обсуждений (0)
Примерная мониторинговая карта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примерная мониторинговая карта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1794)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)