Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАЧАЛО ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ



2015-11-23 443 Обсуждений (0)
НАЧАЛО ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Первые лучи света Христова
в нашей стране

“Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и св. Духа” — заповедал И.Христос своим ученикам — апостолам (Мф. 18, 19). И св. апостолы понесли во все концы тогдашнего мира Слово Божие.

До нас дошло мало письменных памятников первых веков христианства. Отрывочные и краткие письменных свидетельства частично дополняются “голосом земли”, т.е. устными преданиями, передаваемыми из поколения в поколение, а впоследствии — через несколько веков — вошедшими в письменность.

Такие источники (древнейшие записи и предания) повествуют, что апостольское слово проникало и на территорию нашей Родины.

Больше всего следов раннего христианства мы можем видеть в Закавказье. Предания говорят о проповеди Слова Божия апостолами из числа 12-ти (в т.ч. Андреем Первозванным) и из числа семидесяти на территории нынешней Армении. Очень рано, уже в 1 в. по Р. Хр., христианство проникает в Грузию. В IV в. значительная часть обитателей нынешних Армении, Грузии и Западного Азербайджана были обращены в христианство бессмертными трудами св. Нины (см. “Ж.М.П.”, 1947, 3) и ее учениками и продолжателями.

Ап. Андрей Первозванный проповедовал как среди коронного населения Восточного Причерноморья, так и среди обитателей многочисленных греческих колоний, внедрившихся в этом районе за V-VII веков до Р. Хр.

Но самые крупные и многочисленные колонии греков были в Крыму. И по преданиям, вполне основательным, ап. Адрей направляется туда. Брошены им на крымскую человеческую почву семена св. веры дали скорые и обильные всходы. Колонии имели частые сношения с Грецией, по составу своего населения колонии были уже смешанными, греко-римскими. И Греция, и Рим несли сюда христианство.

Сосланный в Крым в 94 г. муж апостольский, римский еп. Климент ужо нашел там до двух тысяч христиан в одном только городе Херсонесе.

Тот же ап. Андрей Первозванный, по преданию, пошел из Крыма к северу, поднялся вверх по Днепру. Предание рассказывает, что ап. водрузил Крест на склоне горы, где позже вырос Киев, и предсказал славное будущее этому месту (“на этих горах воссияет благодать Божия, имеет быть на них построен великий город и Бог воздвигнет на них многие церкви”).

Широкие степи между роками Днестр, Днепр и Дон были с очень давних времен мостом обитания кочевых и полуоседлых племен: сначала скифов, затем сарматов и др.; в III в. низовья Днепра и большая часть Крыма были захвачены пришедшими с севера готами.

Между греческими колониями и племенами скифов и сарматов существовали оживленные хозяйственно-торговые связи: степняки снабжали колонистов хлебом и продуктами животноводства, из колоний в обмен на это шли изделия греческих мастеров-ремесленников.

Достоверно известно, что в конце Ш в. в нынешней Румынской Добрудже существовала Томская (Томитантская) епархия, иначе называвшаяся Скифской. Она захватывала также и район между Дунаем и Днестром.

В 1У в. христиан Северного Причерноморья окормляла Готская (Гофская) епархия. На этой территории жили и славяне — тиверцы и уличи.

Историки довольно согласно свидетельствуют, что нашествие гуннов (орды которых проследовали из Азии через нынешние южно-украинские степи в Западную Европу) нанесло христианству сокрушительный удар. Это, в основном, верно. Но верно и то, что среди гуннов христианство также нашло последователей: бл. Иероним в IV в. написал, что многие “гунны изучают псалтирь”.

В VI-VII вв. восточные славяне были связаны о многими другими народами и странами. Как известно, в эти века через восточно-славянские земли пролегала магистраль мирового значения -”великий водный путь из Варяг в Греки”, соединявший Балтийское (Варяжское) море с Черным (Русским) через р. Неву, Ладожское озеро, р. Волхов, озеро Ильмень, р. Ловать, верховье Западной Двины и р.Днепр до его устья. Эта столбовая водная дорога была одним из важнейших средств взаимного сближения славянских племен. По ней же шли торговые караваны из стран Северной Европы и, в частности. Скандинавского полуострова в Византию и другие страны Ближнего Востока. Мирные торговые отношения перемешались во вооруженными набегами славян и на крымские колонии, и на берега М.Азии; неоднократной жертвой набегов была и столица Византии Константинополь (Царьград). Участниками набегов были как славяне, так и военные наемники славянских племенных князей — варяги (выходцы из Скандинавии, очень быстро ославянившиеся на Руси).

Мирные и военные встречи с Византией очень способствовали продвижению христианства в восточно-славянские земли. Немало славян и ославянившихся варягов, побывавших либо в плену, либо на военной наемной службе у византийцев, могло возвращаться оттуда христианами. Среди славян на их родине распространителями христианства могли быть пленные византийские христиане -воины.

С начала IX в. св. вера могла частично проникать к нам со стороны Скандинавии, ибо у норманов (варягов) массовое распространение христианства началось несколько ранее, чем на Руси.

Предания говорят нам о трех случаях массового крещения русских. Около 790 г. новгородская варяго-русская дружина приняла крещение в крымском городе Сурож. Вскоре после этого какая-то дружина “россов”, после неудачного нападения на греческий город Амастриду, тоже просила крещения. Наконец, в 864 г. киевские князья Аскольд и Дир, потерпевшие, благодаря чудесной помощи Божией Матери грекам, поражение в попытке овладеть Константинополем (Царьградом), попросили у патриарха Фотия епископа проповедника, и тот, прибыв в Киев, крестил князей и многих киевлян.

Как бы мы ни оценивали достоверность приведенных преданий во всех их деталях, бесспорно, что луч веры Христовой проникал в дебри восточно-славянских поселений за многие и многие годы до массового крещения Руси.

ХРИСТИАНСТВО НА РУСИ
ДО СВ. КН. ВЛАДИМИРА

В конце IX в. складываются основы древнерусской государственности. Киев и Новгород почти одновременно делаются притягательными центрами для окрестных и даже для сравнительно отдаленных славянских племенных княжеств.

В этот период под властью новгородского кн. Олега, перенесшего потом свою резиденцию в Киев, объединяется основная масса славянских княжеств.

При Олеге подавляющее большинство/населения Руси и даже жителей столицы — Киева были язычниками, идолопоклонниками. Но наличие в Киеве христиан совершенно очевидно.

Как широко известно, Олег совершил большой, блистательно успешный набег на Царьград в 911 (912) г., в результате победы значительно усилились мирные торговые сношения Руси с Византией на очень выгодных для Киева условиях. Греки не только охотно показывали русским свои святыни, но и отвели для приезжающих русских хороший район города близ монастыря св. Маммы, братия и священнослужители которого деятельно вели христианскую проповедь.

Около 944 г. преемник Олега, кн. Игорь, повторил набег на Царьград. Несмотря на неудачу похода в военном отношении, Игорю удалось подписать с Византией выгодный для Киевской Руси мирный договор о торговле и очень выгодный (главным образом, — для греков) договор о взаимной военной помощи против общих врагов.

Изучение договора приводит к выводу, что в составе Игоревой дружины было немало христиан, а среди послов Игоря они занимают основное место. И в самом договоре о христианах говорится прежде, чем о язычниках.

Есть свидетельства о том, что в Киеве были уже христианские Церкви, среди которых выделяется Церковь св. Илии, именуемая “сборной” (скорое всего, в смысле соборной, в отличие от приходских).

После смерти Игоря в 945 г. великокняжение на двенадцать лет переходит к его вдове Ольге (см. “Ж.М.П.”, 1954, 7.), и первой женщине правительнице Руси, и к тому же мудрой правительнице. Умудренная немалым житейским опытом (она родилась около 890 года), Ольга провела ряд мероприятий, хозяйственно укрепивших Киевскую Русь и усиливших сплочение русско-славянских земель вокруг Киева как центра древней жизни.

Она сама принимает св. веру, и ее примеру следуют многие киевляне.

В 957 году, передав управление государством сыну своему Святославу, она предпринимает путешествие в Царьград в сопровождении большой свиты, причем ближайшим спутником княгини был священник Василий, вероятно, ее духовник и наставник ее в св. вере. Имп. Константином Багрянородным (Порфирогенитом) и патриархом она была встречена весьма торжественно и (судя по подробному описанию ее пребывания самим императором) уже как христианская правительница, соседка и союзница.

Исторически считают, что цель ее визита была не столько гражданско-государственная, сколько — религиозная. Современная византология сомневается в принятии ею св. Крещения в самом Константинополе.

Кн. Ольга причислена к лику святых (+969). Летописи и предания утверждают, что она усердно внедряла христианство. Однако при ней христиане даже в Киеве оставались меньшинством. Это можно объяснить только тем, что Ольга (во св. Крещении — Елена) была противницей какого бы то ни было давления в вопросах веры и поборницей исключительно идейного воздействия.

Язычником оставался и ее сын и преемник Святослав (957-972 гг.), прославленный в гражданской истории нашей страны как выдающийся полководец древней Руси. По своей натуре это был прежде всего и больше всего князь-воин с прямодушным и беззаветно храбрым характером.

Летописи свидетельствуют, что при нем многие дружинники принимали христианство. Святослав совершил знаменитый поход на Балканы, усмирив при этом волжских болгар, половцев, прошел Каспийское море и основал на берегу Черноус моря колонию Тмутаракань. Знаменитый поход Святослава на Балканы, помимо военных результатов, имел большое значение для дальнейших исторических судеб христианства на Руси. Народы придунайских стран не только были приобщены к христианству, но благодаря бессмертным трудам св. Кирилла и Мефодия и их продолжателей имели как книги св. Писания и богослужебного обихода на славянском языке, так и священнослужителей-соотечественников.

Русские дружинники имели возможность слушать богослужение и проповедь на понятном языке. С берегов Дуная христианское слово переносилось на берега самого Днепра. Известно, что в последующие десятилетия Киевская Русь различными способами полу чала от балканских славян и церковные книги, и священников.

ПЕРИОД I (КИЕВСКИЙ)
ОТ НАЧАЛА РУССКОЙ ЦЕРКВИ
ДО ПЕРЕНЕСЕНИЯ МИТРОПОЛИИ
ИЗ КИЕВА НА СЕВЕР

ÃËÀÂÀ I.
ÍÀ×ÀËÎ ÐÓÑÑÊÎÉ ÖÅÐÊÂÈ
È ÐÀÑÏÐÎÑÒÐÀÍÅÍÈÅ
ÕÐÈÑÒÈÀÍÑÊÎÉ ÂÅÐÛ



2015-11-23 443 Обсуждений (0)
НАЧАЛО ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАЧАЛО ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)