Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Каковы, согласно Гегелю, функции эстетического познания?



2015-11-23 593 Обсуждений (0)
Каковы, согласно Гегелю, функции эстетического познания? 0.00 из 5.00 0 оценок




Первой и самой несовершенной формой самораскрытия идеи является форма эстетического познания, или искусство.

 

Таковы исходные пункты гегелевской эстетической концепции. Его эстетическая теория, как указывает сам философ, не ставит себе целью способствовать художественному творчеству, а стремится лишь познать природу эстетического, или, что одно и то же,— познать природу искусства.

Искусством, отмечает Гегель, можно пользоваться как легкой игрой, как средством получения удовольствия и препровождения времени, украшения нашей обстановки, сообщения приятного характера нашим условиям жизни и т. д. Но в таком случае оно было бы не свободным, а служебным, подчиненным делом. Однако искусство разрешает высшую задачу, когда оно ставится в один ряд с религией и философией и является одним из способов познания «глубочайших человеческих интересов, всеобъемлющих истин духа».

 

Какая потребность заставляет людей заниматься эстетической деятельностью, т. е. создавать художественные произведения? Ответ на этот вопрос Гегель дает в духе своих исходных идеалистических принципов. Человек, как дух, говорит Гегель, удваивает себя: во-первых, существует так же, как и предметы природы, во-вторых, он существует также и для себя, он созерцает себя, представляет себе себя, мыслит, и лишь через это деятельное для себя, бытие есть дух. Это осознание себя самого человек достигает двояким образом: во-первых, теоретически, поскольку он в своей внутренней жизни непременно должен осознать себя для себя самого, должен осознать для себя все то, что движется в человеческом сердце.

Во-вторых, человек достигает такого осознания себя посредством практической деятельности, посредством изменения внешнего мира, воздействия на предметы и явления этого мира. Человек накладывает отпечаток собственной сущности на внешний мир, очеловечивает его. «Человек делает это для того,— отмечает Гегель,— чтобы в качестве свободного субъекта лишить внешний мир его неподатливой чуждости и в предметной форме наслаждаться лишь внешней реальностью самого себя».

 

Гегель говорит о мальчике, бросающем камни в воду и наслаждающемся расходящимися па воде кругами.

Мальчик восхищается ими как «неким делом», в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение. «Эта потребность проходит через многообразнейшее явление, вплоть до той формы самопроизводства во внешних вещах, которую мы видим в произведениях искусства».

Итак, искусство, по Гегелю,— это одна из форм «самопроизводства» человека во внешнем мире. Развивая эту мысль, он пишет: «Всеобщая потребность в искусстве проистекает из разумного стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир; представив его как предмет, в котором он узнает свое собственное «Я».

Идеалистический характер приведенных рассуждений Гегеля очевиден. Но в них имеются ценные идеи. Эстетическую деятельность философ связывает с многообразными формами человеческой практики, с трудовой деятельностью людей. Эстетическая деятельность рассматривается Гегелем как путь к свободе. В дальнейшем Гегель пытается выяснить специфические особенности эстетического отношения человека к внешнему миру. В этой связи он говорит о теоретическом и практическом отношениях к предметам внешнего мира. Теоретическое рассмотрение вещей заинтересовано не в том, чтобы потребить их в их единичности и посредством их удовлетворить и сохранить себя, а в том, чтобы познать их в их всеобщности, найти в них внутреннюю сущность, закон их существования. Это отношение человека к вещам находит удовлетворение в науке.

Продолжая непосредственно Канта, Гегель считает, что при эстетическом отношении предметы также оставляются в их свободном существовании. Но в данном случае проявляется интерес к предмету в его единичном чувственном существовании со стороны его формы, цвета, звука, органической целостности, неповторимости и т. д.

Эстетический объект должен быть доступен непосредственному чувственному созерцанию.

Гегель, как и Кант, старается отличить эстетическое отношение к предметам не только от теоретического отношения, выраженного в науке, и от практически утилитарного.

В этой связи он делает следующее важное замечание: «От практического интереса вожделения художественный интерес отличается тем, что он оставляет свой предмет существовать свободно в его для-себя-бытии, тогда как вожделение разрушает его, извлекая из него пользу».

 

Каковы, согласно Гегелю, функции эстетического познания?

На этот вопрос он отвечает следующим образом: «Искусство призвано раскрывать истину в чувственной форме... оно имеет свою конечную цель в самом себе, в этом изображении и раскрытии. Ибо другие цели, как, например, назидание, очищение, исправление, зарабатывание денег, стремление к славе и почестям, не имеют никакого отношения к художественному произведению как таковому и не определяют его понятия». В этом определении задач искусства также чувствуется влияние Канта, в частности его идеи об автономии и незаинтересованности эстетического начала. Но в отличие от Канта, Гегель придает большую познавательную ценность искусству. Последнее, как уже отмечалось, относится Гегелем к области абсолютного духа.

 

Итак, искусство, согласно Гегелю, берет свой источник в абсолютной идее. Его целью является чувственное изображение самого абсолютного. Конечно, такое утверждение антинаучно. Вместе с тем нужно отметить, что, когда Гегель приступает к конкретному анализу эстетических проблем, к рассмотрению явлений искусства, он часто забывает об абсолюте и рассуждает по существу затронутых вопросов.

Основные эстетические проблемы Гегель решает на материале искусства. Правда, в его «Лекциях по эстетике» имеется раздел, где он рассуждает о проявлении эстетического в природе. Но тут его взгляды крайне противоречивы.

С одной стороны, он считает, что прекрасное в природе не может быть предметом анализа в науке эстетике. С другой стороны, Гегель все же подвергает разбору прекрасное в природе, которое, согласно ему, опять-таки имеет своим источником идею. Главное внимание философ уделяет искусству, ибо и сама эстетика мыслится им только как философия искусства. Гегель в понимании проблем современного искусства сделал шаг вперед по сравнению со своими предшественниками-просветителями: Кантом, Шиллером и даже Гете. Прежде всего, нужно отметить, что он при рассмотрении всемирной истории использовал достижения английской политической экономии, что позволило ему глубоко осветить наиболее существенные стороны капиталистического производства, попять роль труда в историческом движении и выявить противоречия буржуазного общества. Сама человеческая история была понята Гегелем как результат человеческой деятельности, а наличие внутренних противоречий в историческом процессе — как импульс общественного развития.

 

Далее необходимо отметить следующий момент, а именно принцип историзма. Этот диалектический принцип дал Гегелю большое преимущество перед его предшественниками в рассмотрении общественных явлений, в том числе и искусства. Именно этому принципу предыдущие исследователи не придавали решающего значения. Как известно, искусство рассматривается Гегелем в качестве одной из форм самораскрытия абсолютного духа. Этой формой является созерцание. В некотором смысле искусство есть современная ему, т. е. искусству, эпоха, постигнутая в чувственно-образной форме.

Определенный тип искусства связан с определенным образом жизни народа, с государственным устройством, формой правления, с нравственностью, с общественной жизнью, с наукой и религией. Искусство, таким образом, проникает во все сферы жизни парода. Указывая на связь искусства с политической историей, государственным устройством и формой правления, Гегель далек от того, чтобы считать, что они являются причиной развития искусства или, наоборот, искусство—причина развития названных сторон жизни парода. У него есть смутная догадка о том, что искусство, нравственность, наука, религия, государственное устройство, форма правления и т. д. «все вместе имеют один и тот же общий корень». Этот «общий корень» у Гегеля —«дух времени». Ссылка на дух времени означает идеалистическое понимание истории.

Таким образом, философ не понял по существу связи между той или иной формой искусства и современной ему эпохой, но сам факт, что он указал на наличие этой связи, весьма знаменателен. Из этой связи вытекает принцип историзма. Действительно, если искусство находится в зависимости от общественных условий, то, следовательно, с их изменением должно претерпеть изменение и искусство, оно оказывается исторически обусловленным и к нему, поэтому необходимо подходить исторически.

Так возникла у Гегеля концепция исторического развития идеала прекрасного и искусства. Этим самым философ заложил основы конкретно-исторического подхода к эстетической практике человечества. Элементы исторического анализа искусства встречаются уже у Лессинга, Гердера, Шиллера.

У Гегеля идеи историзма оформляются в качестве главнейшего методологического принципа. В связи с этим он подвергает критике эмпирический метод исследования, тот метод, который он усматривает у Хоума, Баттё, Гирта и др. Одновременно он критикует абстрактно-логический, дедуктивный метод Платона. Мыслитель ставит проблему объединения эмпирического подхода с теоретическим обобщением. Конкретно это у Гегеля выливается в требование единства исторического и логического подходов к анализу художественной практики.

 

Всю мировую художественную культуру он рассматривает в процессе исторического развития, в ходе которого происходит смена различных типов искусства. Основой деления форм искусства является неодинаковое соотношение между идеей (содержанием) искусства и его формой (чувственным образным воплощением). Соответственно художественный идеал развивается в особенные формы прекрасного в искусстве.

Гегель рассматривает три вида отношений между идеей и ее формообразованием.

На начальной стадии идея выступает в абстрактной и односторонней форме. Согласно классификации Гегеля, это символическая форма искусства. Исторически под этим подразумеваются искусства различных народов Древнего Востока. По характеристике Гегеля, это искусство отличается загадочностью, возвышенностью, аллегоризмом и символизмом. Неразвившееся абстрактное содержание здесь не нашло еще адекватной формы. Отсюда причудливость, гротескность, случайность связи между идеей и образом, их несоразмерность. Отрицательная оценка Гегелем восточного искусства носит полемический характер. Известно, что романтики, в частности братья Шлегель, пытались безоговорочно противопоставить античному искусству восточное, как якобы более высокую форму искусства. В споре с романтиками Гегель отстаивал классический идеал, родившийся на почве античной демократии. Восточный же символизм и пантеизм он рассматривал как порождение восточного деспотизма.

Символическая форма искусства сменяется классической. Здесь речь идет об античном искусстве классического периода. В этой форме искусства идея, или содержание, достигает надлежащей конкретности. И для воплощения этого содержания находится адекватный образ, соразмерный свободной индивидуальной духовности. Этот образ, которым идея как духовность обладает, является человеческим образом. В подобных абстрактных выражениях Гегель подчеркивает гуманистический и демократический характер этого искусства, которое представляется ему непревзойденной и неповторимой ступенью в художественном развитии человечества. Идеализация античной демократии и античной культуры является следствием того, что философ навсегда сохранил чувство преклонения перед Французской революцией, которая развертывалась под лозунгом демократической античности. Как мы уже отмечали, Гегель вообще считал, что демократический характер всего уклада древних греков давал наиболее подходящий материал для художественного воплощения.

 

За классическим искусством идет романтическое. Здесь вновь снимается завершенное единство идеи и ее внешнего облика и происходит возвращение, хотя и па более высоком уровне, к различению этих двух сторон, характерному для символического искусства. Содержание романтического искусства (свободная конкретная духовность) достигает такого духовного развития, когда мир души как бы торжествует победу над внешним миром и уже не может находить в силу своего духовного богатства соразмерного чувственного воплощения. На этой ступени, согласно Гегелю, происходит освобождение духа от чувственной оболочки и переход в новые формы самопознания — религию, а затем философию.

Романтическое искусство начинается со средних веков, сюда же Гегель относит и Шекспира, и Сервантеса, и писателей, и художников XVII—XVIII вв., и немецких романтиков. Романтическая форма искусства — это та ступень его развития, где начинается его распад. Это вообще конец искусства, с точки зрения Гегеля: «Ни Гомер, Софокл и т. д., ни Данте или Шекспир,— писал Гегель,— не могут снова явиться в наше время. То, что так значительно было воспето, что так свободно было высказано,— высказано до конца; все это материалы, способы их созерцания и постижения, которые пропеты до конца».

Отсюда вовсе не значит, что искусство, по Гегелю, отошло в прошлое. Его значение в жизни общества, действительно, уменьшилось. Человечество находит другие формы познания мира и выражения своих идеалов. Но выход искусства за свои границы не есть его полное исчезновение, а лишь изменение его предмета, его содержания. Оно освобождается от пред найденного исторического материала, традиционных мифологических тем и сюжетов.

Сферой его становится внутренняя жизнь человека, как такового, его радости и страдания, его стремления, деяния и судьбы. Таким образом, искусство становится изображением частной жизни. Это так называемое свободное искусство, возникающее из разложения романтической формы искусства. Прообраз его Гегель видит в творчестве Ф. Шиллера и в особенности Гете. И он смутно как бы его предвосхищает. Речь идет о формировании нового искусства, которое уже обозначилось в эпоху Просвещения в английском романтическом романе XVIII в. и которое получит полное свое развитие в XIX в. Гегель в своей эстетике английскую литературу не рассматривает. Он в основном опирается на национальные традиции и, в особенности на творчество Гете. Так, когда он говорит о типичных конфликтах, отображаемых в «эпопее буржуазного общества», как Гегель называет роман, то он в основном опирается на «Вильгельма Мейстера» Гете.

Таким образом, Гегель в своей концепции о трех ступенях искусства и возникновении «свободного» искусства применяет новый метод при рассмотрении художественной культуры человечества, анализирует искусство как диалектически развивающийся процесс. Анализ каждой формы искусства Гегель начинает с характеристики «общего состояния мира», в особенности это касается классического и романтического искусства. Он указывает на то, что наиболее благоприятным для художественного воплощения является «век героев», т. е. античный мир. Современное же состояние определяется как прозаическое и малоподходящее для искусства.

Гегель далее рассматривает ситуацию, главные составные части содержания искусства — коллизии, характеры — в процессе их исторического развития, как отражающие различные ступени развития человеческой истории. Следовательно, основные категории искусства берутся Гегелем в процессе исторического движения, а не как раз и навсегда данные, застывшие. Каждая новая ступень развития как новое качественное образование осуществляется, с его точки зрения, в форме скачка.

Переход от одной формы искусства к другой — это не процесс чисто количественного роста, а перерыв постепенности, скачок. Так происходит смена восточного искусства древнегреческим, а древнегреческого—современным, романтическим. Этот процесс носит поступательный характер, хотя и содержит в себе противоречивые моменты, т. е. наряду с положительными завоеваниями здесь имеют место и какие-то утраты. Так уже в рамках общего прогрессивного развития культуры мы наблюдаем определенную диспропорцию. Например, рост теоретического знания сопровождался утратой живого целостного восприятия мира, свойственного художественному познанию. Эта диспропорция наблюдается и в развитии самого искусства. Так, классическая форма искусства выступает у Гегеля как вершина художественной культуры человечества, поскольку в ней наличествует полная гармония между идеей и формой ее выражения. Ярким примером этой гармонии является изображение богов в античной скульптуре.

Правда, это равновесие материи и духа, по Гегелю, надолго не сохраняется, поскольку идет дальнейший рост духовности индивида как объекта художественного изображения. Новая форма искусства отражает новую, более богатую ступень развития человечества — в этом заключается прогресс романтического искусства, по сравнению с классическим, хотя оно и ведет к нарушению классического равновесия между содержанием и его внешним оформлением. В конечном счете, указанная дисгармония ведет к разложению художественной формы, как таковой.

 

Согласно Гегелю, диспропорция в развитии искусства имеет самые различные формы проявления. Например, виды и жанры искусства развиваются явно неравномерно. Так, определенные виды искусства преобладают в те или другие исторические периоды: скульптура — в эпоху античности; живопись, музыка, поэзия — в новое время. В пределах одного и того же вида искусства наблюдается, в свою очередь, неравномерность, выражающаяся в преобладании какого-нибудь жанра, например романа — в современном искусстве или же эпической поэмы — в эпоху античности.

Некоторые жанры Гегель связывает с определенными ступенями развития человеческой истории. Так, гомеровский эпос, по Гегелю, был возможен только в «эпоху героев». Кстати, это понимал уже и Лессинг и считал несостоятельными все попытки создания нового эпоса в современных условиях («Генриада» Вольтера, «Мессиада» Клопштока).

С различными формами искусства связана также система отдельных видов искусств, однако различие последних обусловлено различием материала. Началом искусства является архитектура — она принадлежит к символической форме искусства, ибо чувственный материал здесь еще преобладает над идеей, соответствие между формой и содержанием пока отсутствует.

Материал, заимствованный из неорганической природы; которым пользуется зодчество, может лишь намекать на духовное содержание. В скульптуре, как более высоком виде искусства, «свободная духовность» находит воплощение в форме человеческого тела. Идея здесь сливается с физической формой, адекватно выражающей дух. Поскольку здесь наблюдается полная гармония идеи и ее чувственного облика, то основным типом скульптуры является классическая форма искусства. Однако духовная жизнь — взгляд, настроение, чувство и т.д.— не может быть изображена в скульптуре. Это осуществляется преимущественно в романтическом искусстве, которое включает в себя живопись, музыку и поэзию.

 

Первым ИСКУССТВОМ, ближе всего стоящим к скульптуре, является живопись. Ее средством является уже не грубый материальный субстрат (камень, дерево и т. д.), а красочная поверхность, живая игра света. Живопись освобождается от чувственной пространственной полноты материального тела, так как ограничивается одним измерением плоскости. Поэтому она в состоянии выразить всю шкалу чувств, душевных состояний, изобразить действия, полные драматического движения. Полное устранение пространственное достигается в следующем виде романтического искусства — музыке. Ее материал — звук, вибрация звучащего тела. Материя здесь выступает уже не как пространственная, а как временная идеальность. Музыка выходит за пределы чувственного созерцания и охватывает исключительно область внутренних переживаний.

 

Наконец, в последнем романтическом искусстве — в поэзии, или словесном искусстве, звук выступает в качестве самого по себе не имеющего значения знака. Основным элементом поэтического изображения является поэтическое представление. Поэзия может изобразить все. Ее материалом является не просто звук, а звук как смысл, как знак представления. Но материал здесь оформляется не свободно и произвольно, а согласно ритмически-музыкальным законам. В поэзии снова как бы повторяются все виды искусства: она соответствует изобразительным искусствам как эпос, как спокойное повествование о богатой образами и живописными картинами истории народов; она является музыкой в качестве лирики, поскольку отображает внутреннее состояние души; наконец, она есть единство этих обоих искусств как драматическая поэзия, как изображение борьбы между действующими, вступающими в конфликт интересами, коренящимися в характерах индивидов.

 

Концепция форм, видов и жанров искусства Гегеля страдает схематизмом. Всю историю искусства он втиснул в прокрустово ложе своей триады. И, тем не менее, в идеалистических построениях Гегеля имеется ряд гениальных догадок, которые нашли свое выражение в его учении о закономерном характере развития видов и жанров искусства, в его концепции характера, конфликта, пафоса, творческого субъекта и т. д.

 

Говоря о развитии художественного идеала, о смене различных форм, видов и жанров искусства, Гегель далек от релятивизма и субъективизма. Известно, что романтики объявили полное равноправие всех направлений и стилей искусства. Для них обладают одинаковой ценностью и первобытное искусство, и религиозное искусство средневековья, и Ренессанс, и барокко. Эту тенденцию к релятивизму и субъективизму мы наблюдаем и в современном буржуазном искусствознании и эстетике. Гегель же подходит к оценке различных форм, стилей, направлений искусства, пользуясь объективными критериями.

Он исходит, прежде всего, из учета содержания, оценивает различные этапы и формы развития искусства с точки зрения того, насколько глубоко раскрывается в нем определенная ступень развития человечества. Именно в этом и заключается непреходящая ценность выдающихся художественных творений, начиная от гомеровского эпоса и кончая Шекспиром, Сервантесом, Шиллером, Гете и т. д., как неоднократно отмечал Гегель. Названные выше категории — идеал, ситуация, коллизия, характер — философ рассматривает в их историческом развитии.

 

Виды искусства — архитектура, скульптура, живопись, искусство слова — анализируются Гегелем одновременно и в общетеоретическом и историческом плане. Каждый раздел, посвященный рассмотрению какого-либо искусства, начинается с общетеоретического рассмотрения содержания, формы, изобразительно-выразительных средств и языка данного искусства и заканчивается историческим экскурсом.

Возьмем, к примеру, живопись. Сначала он дает общую характеристику живописи, определяет ее предмет, отличительную особенность ее изобразительно-выразительных средств, принципы художественного воплощения, ее жанры, виды. Затем рассматривает ее в историческом развитии. Он сравнительно подробно останавливается на разборе живописи Византии, Нидерландов, Италии и Германии. При этом философ показывает, как она постепенно освобождается от религиозной тематики, как светское содержание все больше и больше начинает занимать место в творчестве мастеров и как все больше и больше человеческая природа, человек, его внутренний мир, его чувства становятся центром художественного изображения, что хорошо прослеживается на примерах нидерландской живописи.

 

Таким же характером отличаются исследования философа в отношении искусства слова. Здесь он прежде всего устанавливает различие между поэтическим и прозаическим словесным искусством, анализирует особенности содержания художественной литературы, ее язык, ее роды и виды. Он начинает с характеристики эпоса, определяет общее состояние мира, которое требует для своего воплощения эпической формы. Гегель показывает, что эпос возникает лишь при определенных исторических условиях. С изменением последних он или исчезает вовсе, или же модифицируется, приобретая новые качественные особенности, что уже нами отмечалось в связи с рассмотрением романа как эпопеи

буржуазного общества. В этой связи Гегель прослеживает историческое развитие литературы евреев, арабов, персов, древних греков, римлян, скандинавских народов, эпические произведения средних веков. Подобные исследования он проводит в отношении и лирической поэзии, и драмы. Пользуясь методом единства исторического и логического, Гегель дает характеристику наиболее общим эстетическим категориям: прекрасному, возвышенному, трагическому и комическому.

Эти узловые понятия, как старается показать философ, формируются на базе исторического познания искусства. Гегель не дает нам, как это наблюдается у Канта, застывшей системы эстетических категорий, как неких абстрактных и изолированных друг от друга понятий,— они у него как бы выкристаллизовываются из процесса осознания художественной практики и получают свою характеристику в ходе рассмотрения определенных этапов художественной культуры.

Например, категория возвышенного характеризуется в связи с анализом искусства Востока. Категория прекрасного является центральной для эстетики Гегеля. Но в искусстве, согласно Гегелю, она реализуется в эпоху античности. Трагическое и комическое получают свое объяснение при характеристике соответствующих жанров, но в основном трагические и комические конфликты у Гегеля выступают как понятия, отражающие определенные типы противоречий, специфичные для разных ступеней человеческой истории. Трагические и комические конфликты характерны для кризисных моментов истории, отражают ее реальные противоречия.

 

Таким образом, основные категории эстетики у Гегеля даны не в виде перечня неподвижных понятий, а как узловые моменты познания процесса развития эстетической практики.В философии Гегеля, и в особенности в ее логической части, одной из важнейших проблем, если не центральной, является проблема противоречия. Противоречие рассматривается им как «принцип всякого самодвижения». «Лишь доведенные до крайней степени противоречия, многообразные (моменты),— пишет Гегель,— становятся деятельными и жизненными по отношению друг к другу и приобретают в нем ту отрицательность, которая есть имманентная пульсация самодвижения и жизненности». Как видим, противоречия философ рассматривает как источник самодвижения и саморазвития.

Принципу противоречия Гегель придает универсальный характер и видит его проявление также и в развитии искусства. Общий процесс развития художественной культуры от символической через классическую к романтической форме искусства идет таким образом, что постоянно мы наблюдаем возникновение и разрешение противоречий между изменяющимся содержанием и относительно устойчивой формой. Содержание или, как говорит Гегель, идея, обусловленная в своем развитии указанным противоречием, обнаруживает все большую тенденцию к конкретизации. Так, в символическом искусстве, т. е. искусстве Древнего Востока, содержание-идея выступает в абстрактном и неразвитом виде, затем достигает той ступени конкретности, когда может найти себе соразмерное чувственное воплощение.

Дальнейшее развитие по пути конкретизации приводит к тому, что идея уже не может вообще найти себе адекватное чувственное выражение. Для этого теперь уже требуются не чувственный образ, а понятие. На этой стадии содержание и форма полностью совпадают. Здесь, по Гегелю, дух чувствует себя на родной почве, т. е. в стихии чистого мышления. Диалектический принцип противоречия, открытый и сформулированный Гегелем, в силу исходных идеалистических положений получает у него в дальнейшем искаженную трактовку, поскольку противоречие принимает форму конфликта между материей и духом, между мышлением и чувствами, между односторонней рассудочностью и полнотой целостной духовной жизни индивида.

Вся эта мистификация реальной проблемы обусловлена тем, что в исходных пунктах противоречие Гегеля берется не как реальный факт, а как некий результат саморазвития логических категорий. Оно дедуцируется из других логических понятий — тождества, разности, противоположности.

Поскольку оно получено чисто логическим путем, таким же путем оно разрешается. Это разрешение осуществляется в категории основания, где противоречия примиряются. Тем не менее, применение Гегелем принципа противоречия к анализу искусства является крупнейшим научным вкладом в методологию социального познания. Рассмотрим этот момент более подробно.

Согласно Гегелю, смена одних форм искусства другими, т. е. появление новых видов, жанров, стилей взамен отмирающих, имеет своей основой Объективное содержание искусства. Это означает, что различные его формы не создаются, но произволу творящей субъективности, а являются детерминированным процессом. Подлинный художник тем и отличается от посредственности, что он осознает возникающие противоречия между нарождающимся идейным содержанием искусства и уже подвергшейся окостенению формой. Это возникшее противоречие является основой той борьбы, которая вспыхивает в определенные исторические периоды,— борьбы за обновление художественной культуры, за новые виды, жанры, за новые стилевые формы, соответствующие новому жизненному содержанию.

Ранее мы уже говорили о том, что вместе с изменениями общего состояния мира изменяются все содержательные компоненты искусства, т. е. ситуация, коллизия, действие и характеры. Их изменение обусловлено наличием внутренних противоречий. На ранних ступенях развития искусства эти противоречия еще скрыты. Поэтому изображения периода возникновения искусства носят неподвижный, застывший характер. Затем замечается переход к движению и экспрессии. Таким образом, источником развития действия, являющегося одним из важнейших моментов художественного содержания, должно быть признано, согласно Гегелю, противоречие, внутренне присущее данной ситуации. Оно конкретизируется в пафосе искусства, в определенных характерах, в определенных индивидах, в столкновении различных социально-нравственных ПРИНЦИПОВ.

Подлинно художественное изображение, в конечном счете является не чем иным, как раскрытием в образной форме тех великих противоречий, которые свойственны данной эпохе. Но не только действие раскрывается через противоречие. Изображаемые в искусстве характеры, согласно Гегелю, также являют собой результат противоречивого развития. В них как бы выкристаллизовывается тенденция противоречивого развития времени.

 

К анализу художественной культуры Гегель применяет и сформулированные им законы и категории диалектики. Он широко пользуется такими категориями, как явление и сущность, случайное и необходимое, необходимость, свобода, содержание и форма. Гегель не абсолютизирует ни один из законов диалектики, ни одну из ее категорий. Истину он понимает как некое целое. Искусство для него сложное явление и, как таковое, может быть познано с помощью применения всех важнейших диалектических принципов анализа.

В этом — превосходство теории Гегеля над философско-эстетическими теориями идеалистического толка. Как правило, они абсолютизируют какой-нибудь один только методологический прием. На фоне широкого и глубокого диалектического анализа главнейших проблем искусства, который дает Гегель, четко обнаруживается ограниченность структурализма, семиотики, лингвистики, теории информации и других подходов. Разумеется, в известных пределах и в контексте общего диалектического анализа отдельные частные подходы могут способствовать правильному пониманию тех или иных вопросов искусства. Но когда они начинают претендовать на всеобщее значение и противопоставляются диалектическому методу, то такого рода претензии должны быть отвергнуты.

В настоящее время, когда объем информации непрерывно и быстро растет, вопросы методологии приобретают первостепенное значение. Организация исследования, упорядочение информации, использование всевозможных технических средств, крайнее усложнение социальных процессов — все это неизбежно ставит по-новому вопросы методологии и методики научных исследований.

В таких условиях совершенствование метода материалистической диалектики приобретает особую важность.

 

Главный недостаток гегелевского диалектического метода, как мы это уже отмечали, состоит в том, что он основывается на идеалистическом понимании действительности. Это обусловило схематизм, абстрактность, произвольность в подходах философа к различным сторонам мирового художественного процесса. Противоречие между методом и системой Гегеля, на которое указывали основоположники марксизма, проявилось в ряде пунктов, касающихся основного

содержания его эстетики. Несмотря на идеализм в исходных положениях, Гегель все же выступил как один из выдающихся адептов реализма и гуманизма в искусстве. Разумеется, та форма реализма и тот гуманизм, которые отстаивал философ, несут на себе черты исторической ограниченности. Но когда сейчас мы наблюдаем процесс дегуманизации современного буржуазного искусства, развитие антиреалистических тенденций во всех видах современного упаднического искусства, то начинаем понимать, как глубоко ставил проблемы искусства великий немецкий мыслитель, насколько справедливы были его опасения за судьбу искусства в условиях эксплуататорского строя.

 

Художественная культура с точки зрения Гегеля — закономерный процесс развития, представляющий собой одну из граней общего исторического движения человечества. Художественная культура не является автономной областью, а связана с экономическим, политическим, правовым, нравственным и другими сторонами развивающейся целостной общественной системы. Уже сам подход Гегеля к искусству с такими критериями свидетельствует о том, что он ориентирует художественную деятельность на изображение значительных сторон многогранной жизни общества.

 

Свою общую ориентацию Гегель конкретизирует при рассмотрении одной из центральных категорий его эстетики — категории идеала. Идеал для пего является действительностью искусства, осуществлением его. В этой связи Гегель подвергает критике принцип подражания природе, согласно которому «главной целью искусства является подражание, под которым понимают умение адекватно копировать образы природы в том виде, в каком они действительно существуют. Он указывает на то, что простое удвоение объектов природы было бы совершенно излишним делом. И поскольку копия не может состязаться с оригиналом, то для того, кто стремится к этому, остается только довольствоваться самим умением создавать нечто похожее на природу.

 

Гегель указывает, что принцип подражания носит совершенно формальный характер, ибо мы в этом случае заботимся лишь о том, чтобы правильно подражать, и не спрашиваем о природе того, чему следует подражать. Гегель делает вывод, что цель искусства должна состоять в чем-то другом, чем одно только формальное подражание существующему, которое может создать лишь искусно сделанные вещи, а не произведения искусства.

 

Заслуга Гегеля в том, что он заметил слабые стороны теории подражания. Он сделал упор на моменте содержания, считая, что прежде необходимо обращать

внимание на то, чему подражать, а потом уже решать вопрос, как это делать. Согласно Гегелю, «искусство призвано раскрывать истину в чувственной форме». И оно разрешает высшую задачу только тогда, когда становится одним из способов «осознания и выражения божественного, глубочайших человеческих интересов, всеобъемлющих истин духа.<



2015-11-23 593 Обсуждений (0)
Каковы, согласно Гегелю, функции эстетического познания? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Каковы, согласно Гегелю, функции эстетического познания?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)