Художественные направления в истории искусства
Темы практических занятий Занятие 1 Предмет эстетики. Эстетическое сознание И эстетическая деятельность (27 - неделя) Вопросы для обсуждения: 1. Природа и сущность эстетического (предмет эстетики, автор термина «эстетика», изменение предмета эстетики, проблемные поля эстетики) 2. Эстетическое сознание - сущность эстетического отношения к действительности; - субъективные и объективные факторы, обуславливающие формирование эстетического сознания; - эволюционный характер структуры эстетического сознания; - эстетическое восприятие, его отличие от эстетического впечатления; - эстетическая потребность -можно ли спорить об эстетических вкусах - эстетический взгляд и эстетическая теория - эстетический идеал - роль эстетического сознания в духовной культуре общества 3. Эстетическая деятельность -специфика эстетической деятельности, - основные виды эстетической деятельности, их содержание - Значение эстетической деятельности для духовного развития человека Литература 1. Борев Ю. Эстетика. – М., 1997. 2. Дивненко О.В. Эстетика. – М., 1995. 3. Коган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997. 4. Дзикевич С.А. Введение в эстетику. – М., 1998.
Занятие 2-3 История развития эстетики как науки Вопросы для обсуждения: 1. Античная эстетика (Сократ, Платон, Аристотель, основные эстетические понятия и проблемы) 2. Основные свойства византийской эстетики: условность, каноничность, лаконизм. Канон в искусстве. 3. Нормативность и знаковый характер средневековой эстетики Западной Европы. - основные функции средневекового искусства - причины антагонизма античной и средневеково-христианской эстетики - основные виды знаков в средневековом искусстве 4. Древнерусская эстетика. Проблема периодизации. Основные черты и особенности. 5. Эстетика Возрождения. «Золотое сечение» и антропологичность как основные эстетические законы Ренессанса. 6. Рационализм и нормативность эстетики классицизма. 7. Эстетика Просвещения. 8. Эстетика романтизма как выражение творческой свободы. Причины возникновения иронического гротеска в позднем романтизме. 9. Эстетика немецкой классической философии. 10. Эстетика русских революционных демократов. Полемика Н.Г. Чернышевского с Гегелем относительно эстетического отношения искусства к действительности. 11. Марксистская эстетика. В.И. Ленин о партийности искусства. 12. Основные направления современной буржуазной эстетики: интуитивизм, фрейдизм, экзистенциализм, феноменология, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм. 13. Предметное поле нонклассики. - базовые принципы; - структурно-эмпирические паракатегории; - приемыи принципы деления артефакта.
Литература 1. Борев Ю. Эстетика. – М., 1997. 2. Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. – М., 2003.Коган М. Морфология искусства. – Л., 1972. 3. Овсянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. М., 1989. Занятие 4 Искусство: сущность, происхождение, Художественно-образное удвоение бытия Вопросы для обсуждения: 1. Искусство как форма общественного сознания: - проблема происхождения и сущности искусства: разные подходы; - зарождение художественного творчества; - художественное и религиозное сознание в мифологическом контексте; - зарождение художественной деятельности в онтогенезе; - гносеологический и аксиологический аспекты искусства; 2. Полифункциональность искусства: - преобразующая; - компенсаторная; - познавательно-эвристическая; - иформационно-коммуникативная; - воспитательная; - эстетическая; - искусство как самовыражение. 3. Объект и предмет искусства: проблема предмета искусства. 4.Художественный образ. - система образов как внутренняя форма произведения искусства; - Бытовые, научные и художественные образы; - основные формы художественных обобщений: тип и идеал; - свойства художественного образа. 5. Категория содержания и формы в искусстве: - Гегель о диалектичном понятии формы и содержания; - основные компоненты художественной формы: жанр, композиция, художественное пространство и время, ритм; - основные компоненты художественного содержания: художественная идея, тема, тенденция, пафос.
Литература 1. Борев Ю. Эстетика. – М., 1997. 2. Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. – М., 2003.Коган М. Морфология искусства. – Л., 1972. 3. Коган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.
Занятие 5 Морфология искусства Вопросы для обсуждения: 1. Многообразие видов искусства. Историческая обусловленность их возникновения и развития: - два встречных процесса в истории мирового искусства: дифференциация и синтез; - репрезентативные виды искусства в различные культурные эпохи. 2. Проблема классификации видов искусства: - выразительные и изобразительные виды искусства, их структурные особенности. Роды и жанры; - пространственные и временные виды искусства; - динамичные и статичные виды искусства; - синтетические виды искусства (театр, кино, видео); - развитие техники и перспективы взаимодействия искусств. 3.Понятие рода и жанра в искусстве. Символ, идеал, канон в искусстве. Литература 1. Борев Ю. Эстетика. – М., 1997. 2. Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. – М., 2003.Коган М. Морфология искусства. – Л., 1972. 3. Коган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997. 4. Яковлев Е.Г. Эстетика. – М., 1999. Занятие 6-7 Художественные направления в истории искусства Вопросы для обсуждения: 1. Художественный метод как категория искусства. 2. Художественное направление, течение, школа. 3. Художественные направления в искусстве прошлого: - классицизм; - просветительский реализм; - сентиментализм; - романтизм 19 века; - критический реализм 19 века. 4. Художественные направления в искусстве 20 века: - реализм 20 века; основные течения: документальный реализм и фантастический реализм; - социалистический реализм; - экспрессионизм; - кубизм; - футуризм; - абстракционизм; - сюрреализм; - поп-арт; - сонористика и алеаторика; - гиперреализм; - хэппенинг; - деструктивизм. 5. Художественный стиль: - стиль как категория онтологии искусства; - полифункциональность стиля; - структура стиля; - основные художественные стили.
Литература 1. Борев Ю. Эстетика. – М., 1997. 2. Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. – М., 2003.Коган М. Морфология искусства. – Л., 1972. 3. Коган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997. 4. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. – Киев, 1994.
Занятие 8
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |