Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура темы занятия



2015-11-20 489 Обсуждений (0)
Структура темы занятия 0.00 из 5.00 0 оценок




ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ,

ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ,

РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ,

ВЫДЕЛЕНИЯ

И ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ

 

Методические разработки и тестовые вопросы

Для самостоятельной работы студентов

 

 

Иваново 2006


Составители: И.Г.Колодина

Н.А.Лучинина

Т.А Блохина

А.Н.Булыгин

Е.К.Голубева

Л.С.Горожанин

С.Б.Назаров

О.А.Пахрова

С.О.Тимошенко

Настоящие методические разработки предназначены для подготовки и организации самостоятельной работы студентов на занятиях по нормальной физиологии. В разработках содержится необходимая информация для успешного освоения тем по разделу «Физиология пищеварения, обмена веществ, рационального питания, терморегуляции и выделения», описание методики практических лабораторных работ, тестовые вопросы и эталоны ответов, предназначенные для контроля степени усвоения материала.

Разработки подготовлены для студентов 2 курса лечебного и педиатрического факультетов, изучающих нормальную физиологию.

 

 

Рецензент Г.Н.Кашманова,кандидат медицинских наук, доцент кафедры патофизиологии ИвГМА

 

© Ивановская государственная медицинская академия, 2006

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФУНКЦИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ. ПИЩЕВАРЕНИЕ В ПОЛОСТИ РТА И ЖЕЛУДКЕ

1. Цель изучения темы - уметь объяснить:

1. Сущность основных методов экспериментального и клинического изучения функций системы пищеварения (их преимущества и недостатки).

2. Роль процессов, происходящих в полости рта, для пищеварения.

3. Особенности состава и действия желудочного сока, в том числе при различных пищевых режимах.

4. Механизмы регуляции секреции слюны и желудочного сока.

5. Механизмы эвакуации пищи из желудка.

6. Возрастные особенности пищеварения в полости рта и желудке.

Значение темы

Изучаемый материал дает представление о физиологических механизмах пищеварения в ротовой полости и желудке, что является основой для профилактики, диагностики и лечения заболеваний органов пищеварения, которые занимают важное место в структуре заболеваемости населения. Знание особенностей секреторной функции желудка у здорового человека с учетом его возраста необходимо для организации правильного режима питания взрослого и ребенка, назначения столов диетического и лечебного питания, а также для дальнейшего изучения соответствующих разделов в курсах патофизиологии, общей гигиены, терапии, хирургии, педиатрии и других клинических дисциплин.

План занятия

1. Устный опрос по теме занятия.

2. Тестовый контроль знаний.

3. Анализ и зарисовка кривых отделения желудочного сока при употреблении в пищу мяса, хлеба и молока.

4. Знакомство с методом электрогастрографии. Анализ ЭГГ.

5. Знакомство с методом рН-метрии желудка и пищевода.

6. Знакомство с методом фракционного исследования желудочного сока с помощью тонкого зонда.

7. Знакомство с методом фракционного дуоденального зондирования.

8. Решение ситуационных задач.

Литература для самоподготовки

A. Основная

1. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого.- М.: Медицина, 1985.- C.325–353.

2. Физиология плода и детей / Под ред. В.Д.Глебовского.- М.: Медицина, 1988.- C.94-97.

3. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна, А.В.Короткова.- М.: Высшая школа, 1983.- С.116-124, 128-129.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И.Косицкого, В.А.Полянцева.- М.: Медицина, 1988.- С.207.

5. Коробков А.В., Чеснокова C.А. Атлас по нормальной физиологии.- М.: Медицина, 1986.- C.101-114.

B. Дополнительная

1. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб., 1994.- Т.1.- С.380–409.

2. Физиология человека / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.- М.: Медицина, 1997.- Т.2.- С.8–52.

3. Физиология человека / Под ред. В.М.Смирнова.- М.: Медицина, 2001.- С.350–370.

 

Время для самоподготовки – 180 минут

Методические рекомендации по подготовке к занятию

Чтобы быстрее и эффективнее овладеть темой, вначале следует познакомиться с материалами учебника, а затем с конспектами лекций по данному разделу. Обратите внимание на роль И.П.Павлова в исследовании физиологии пищеварения, на разработку им и его сотрудниками методик исследования функций пищеварительного тракта в условиях эксперимента. Разберитесь в методах клинического исследования секреторной и моторной функций желудочно-кишечного тракта. Проанализируйте состав и свойства пищеварительных секретов слюнных желез и желез желудка. Внимательно рассмотрите фазы желудочной секреции и механизмы ее нервной и гуморальной регуляции, их тесную взаимосвязь. Обратите внимание на адаптивные возможности желудочной секреции. Проведите анализ желудочной секреции при употреблении в пищу мяса, хлеба и молока (на основании кривых, представленных в учебнике и рассматриваемых на лекции). Изучите факторы, влияющие на эвакуацию содержимого желудка в 12-перстную кишку.

При подготовке к занятию необходимо повторить:

· строение пищеварительной системы (нормальная анатомия, гистология);

· свойства ферментов пищеварительного сока слюнных желез и желудка (биохимия);

· физиологические особенности гладких мышц (нормальная физиология);

· основные принципы регуляции функций (нормальная физиология);

· физиологию вегетативной нервной системы (нормальная физиология).

 

Структура темы занятия

1. Методы изучения функций желудочно-кишечного тракта

1.1. Экспериментальные методы

1.1.1. Острые опыты

1.1.2. Методы хронического эксперимента

1.1.2.1.Наложение фистулы желудка по В.А.Басову

1.1.2.2.Опыт «мнимого кормления»

1.1.2.3.Изолированный желудочек по способу Гейденгайна

1.1.2.4.Изолированный желудочек по способу И.П.Павлова

1.1.2.5.Фистула протока слюнной железы

1.1.2.6.Фистула протока поджелудочной железы

1.1.2.7.Фистула желчного пузыря

1.1.2.8.Изоляция петли тонкой кишки по способу Тири-Велла

1.2. Клинические методы (исследование пищеварительных функций у человека)

1.2.1. Исследование процессов секреции

1.2.1.1.Сбор слюны с помощью капсулы Лешли-Красногорского

1.2.1.2.Зондовые методы

1.2.1.2.1.рН-метрия

1.2.1.2.2.Желудочное зондирование

1.2.1.2.3.Дуоденальное зондирование

1.2.1.3.Беззондовые методы

1.2.2. Исследование моторной функции

1.2.2.1.Мастикациография

1.2.2.2.Зондовые методы

1.2.2.2.1.рН-метрия

1.2.2.2.2.Дуоденальное зондирование

1.2.2.3.Беззондовые методы

1.2.2.3.1.Радиотелеметрический метод

1.2.2.3.2.Электрогастрография

1.2.2.3.3.Рентгенологические методы

1.2.2.3.4.Аускультация

1.2.2.3.5.Фоноэнтерография

2. Пищеварение в полости рта

2.1. Секреторная функция полости рта

2.1.1. Количество и состав слюны

2.1.1.1.Ферменты

2.1.1.2.Муцин

2.1.1.3.Лизоцим и иммуноглобулины

2.1.1.4.Вода и электролиты, рН

2.1.2. Значение слюны

2.1.3. Регуляция слюноотделения

2.2. Химическая обработка пищи в ротовой полости

2.3. Всасывательная функция слизистой ротовой полости, клиническое значение

 

3. Пищеварение в желудке

3.1. Секреторная функция желудка

3.1.1. Образование желудочного сока

3.1.1.1.Главные клетки

3.1.1.2.Добавочные клетки

3.1.1.3.Обкладочные клетки

3.1.1.4.Особенности секреторной функции кардиального, фундального и пилорического отделов желудка

3.1.2. Состав и свойства желудочного сока

3.1.2.1.Соляная кислота, рН

3.1.2.2.Ферменты

3.1.2.2.1.Пепсины и гастриксины

3.1.2.2.2.Липаза

3.1.2.3.Муцин

3.1.3. Регуляция желудочной секреции

3.1.3.1.Фазы желудочной секреции

3.1.3.1.1.Сложнорефлекторная (мозговая) фаза

3.1.3.1.2.Нейрогуморальная фаза

3.1.3.1.2.1.Желудочная фаза

3.1.3.1.2.2.Кишечная фаза

3.1.3.2.Стимулирующие регуляторные факторы

3.1.3.2.1.Парасимпатические влияния

3.1.3.2.2.Гастрин

3.1.3.2.3.Гистамин (через Н2-рецепторы)

3.1.3.2.4.Энтерогастрин

3.1.3.2.5.Механическое и химическое раздражение химусом

3.1.3.2.6.Экстрактивные вещества

3.1.3.2.7.Продукты переваривания белков (аминокислоты и пептоны)

3.1.3.3.Тормозные регуляторные факторы

3.1.3.3.1.Симпатические влияния

3.1.3.3.2.Кислый химус (рН<3)

3.1.3.3.3.Секретин (тормозит выделение соляной кислоты желудочного сока)

3.1.3.3.4.Продукты переваривания жиров (жирные кислоты)

3.1.3.3.5.Холецистокинин-панкреозимин (тормозит выделение соляной кислоты желудочного сока)

3.1.3.3.6.Гастрон

3.1.3.3.7.Энтерогастрон

3.1.3.3.8.Серотонин

3.1.3.3.9.Соматостатин

3.2. Химическая обработка пищи в желудке

3.2.1. Роль НСl

3.2.2. Роль ферментов желудочного сока и слюны

3.2.2.1.Пепсины и гастриксины желудочного сока

3.2.2.2.a-амилаза слюны

3.2.2.3.Липазы слюны и желудочного сока

3.3. Моторная функция желудка

3.3.1. Резервуарная функция

3.3.2. Перемешивание

3.3.3. Измельчение

3.3.4. Продвижение пищи

3.3.5. Типы сокращений гладких мышц желудка

3.3.5.1.Перистальтические сокращения

3.3.5.2.Тонические сокращения

3.3.6. Регуляция моторики желудка

3.3.6.1.Нервная регуляция

3.3.6.2.Гуморальная регуляция

3.4. Всасывательная функция

3.4.1. Вода

3.4.2. Минеральные соли

3.4.3. Глюкоза

3.4.4. Аминокислоты

3.4.5. Алкоголь

3.5. Не пищеварительные функции желудка

3.5.1. Инкреторная функция

3.5.1.1.Образование G-клетками гастрина

3.5.1.2.Образование париетальными клетками гастромукопротеина (внутренний фактор Касла)

3.5.2. Экскреторная функция

4. Механизм эвакуации содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку

4.1. Факторы, влияющие на эвакуацию

4.1.1. Консистенция содержимого желудка

4.1.2. Объем принимаемой пищи

4.1.3. Химический состав пищи

4.1.4. рН содержимого желудка

4.1.5. Скорость нейтрализации кислого химуса в двенадцатиперстной кишке

4.2. Регуляция скорости эвакуации содержимого желудка

4.3. Запирательный рефлекс (У. Кеннон)

5. Влияние пищевых режимов на желудочную секрецию

6. Влияние вида принимаемой пищи на сокоотделение (кривые отделения желудочного сока на мясо, хлеб, молоко)

7. Возрастные особенности пищеварения в полости рта

8. Возрастные особенности секреторной функции желудка

Вопросы для самоконтроля



2015-11-20 489 Обсуждений (0)
Структура темы занятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура темы занятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)