Общая трудоемкость дисциплина составляет 4 зачетных единицы (144 часа).
Вид учебной работы
|
Всего
часов
| Семестры
|
|
|
Аудиторная работа (всего)
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
Самостоятельная работа (СРС) (всего)
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
Подготовка к занятиям
|
|
|
|
Самоподготовка
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации:
|
|
|
|
- зачет
|
|
|
|
- экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела
учебной дисциплины
| Содержание раздела
(дидактические единицы)
|
1.
| Основы общей и профессиональной педагогики
| Основные категории педагогики. Методология педагогики и методика педагогических исследований. Факторы развития личности. Профессиональная педагогика. Структура и категории профессиональной педагогики. История становления профессионального обучения
|
2.
| Образование как социокультурный феномен
| Сущность, аспекты и функции образования. Основные парадигмы, модели образования и теории обучения. Образование и культура. Современная система образования в России и за рубежом.
|
3.
| Целостный образовательный процесс
| Сущность и структура образовательного процесса. Образовательный стандарт и содержание образования. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие. Формы, средства и методы обучения.
|
4.
| Образовательные технологии
| Классификация и характеристика образовательных технологий. Структурные элементы учебного занятия.
|
5.
| Развитие творческой личности в процессе образования
| Формирование творческой личности. Профессиональное самосовершенствование. Профессиональные качества и профессиональные компетенции. Мотивация студентов на творческую профессиональную деятельность
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
С обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование
обеспечивающих
(последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения
обеспечиваемых (последующих)
дисциплин
|
|
|
|
|
|
1.
| Введение в профессионально-педагогическую специальность
| +
| | | | +
|
2.
| История педагогики и философия образования
| +
| +
| +
| +
| +
|
3.
| История психологии
| | | +
| | +
|
4.
| Методы развивающего обучения
| | | +
| +
| |
5.
| Общая психология
| | +
| | +
| +
|
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Л
| ПЗ
| Всего
часов
|
1. Основы общей и профессиональной педагогики
|
| Введение
|
| -
|
|
1.1.
| Общие основы педагогики
|
1.1.1.
| Педагогика как наука об образовании человека
|
| -
|
|
1.1.2.
| Основные категории педагогики
| -
|
|
|
1.1.3.
| Методология педагогики и методика педагогических исследований
|
| -
|
|
1.1.4.
| Возникновение педагогики как науки
| -
|
|
|
1.1.5.
| Факторы развития личности
|
| -
|
|
1.2.
| Основы профессиональной педагогики
|
1.2.1.
| Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
|
| -
|
|
1.2.2.
| Структура и категории профессиональной педагогики
| -
|
|
|
1.2.3.
| История становления профессионального обучения
| -
|
|
|
1.2.4.
| Перспективы развития профессионального образования
|
| -
|
|
2.Образование как социокультурный феномен
|
2.1.
| Сущность, аспекты и функции образования
|
| -
|
|
2.2.
| Основные парадигмы, модели образования и теории обучения
|
| -
|
|
2.3.
| Образование и культура
|
| -
|
|
2.4.
| Современная система образования в России
| -
|
|
|
2.5.
| Профессиональное образование за рубежом
| -
|
|
|
3.Целостный образовательный процесс
|
3.1.
| Сущность и структура образовательного процесса
|
| -
|
|
3.2.
| Образовательный стандарт и содержание образования
|
| -
|
|
3.3.
| Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие
| -
|
|
|
3.4.
| Формы, средства и методы обучения
| -
|
|
|
4. Образовательные технологии
|
4.1.
| Классификация образовательных технологий
|
| -
|
|
4.2.
| Выбор технологий образования
| -
|
|
|
4.3.
| Характеристика отдельных технологий обучения
|
| -
|
|
4.4.
| Структурные элементы учебного занятия
|
| -
|
|
5. Развитие творческой личности в процессе образования
|
5.1.
| Формирование творческой личности как цель и результат образования
|
| -
|
|
5.2.
| Профессиональное самосовершенствование
| -
|
|
|
5.3.
| Профессионально значимые качества личности и профессиональные компетенции
| -
|
|
|
5.4.
| Мотивация студента на творческую учебную и профессиональную деятельность
|
| -
|
|
|
|
|
|
Лекции, практические занятия,
Лабораторные работы, семинары
Лекции
№ п/п
| № раздела
дисциплины
| Тематика лекций
| Трудоемкость (час)
|
1.
|
Основы общей и профессиональной педагогики
| Введение
|
|
2.
| Педагогика как наука об образовании человека
|
|
3.
| Методология педагогики и методика педагогических исследований
|
|
4.
| Факторы развития личности
|
|
5.
| Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
|
|
6.
| Перспективы развития профессионального образования
|
|
7.
| Образование как социокультурный феномен
| Сущность, аспекты и функции образования
|
|
8.
| Основные парадигмы, модели образования и теории обучения
|
|
9.
| Образование и культура
|
|
10.
| Целостный образовательный процесс
| Сущность и структура образовательного процесса
|
|
11.
| Образовательный стандарт и содержание образования
|
|
12.
|
Образовательные технологии
| Классификация образовательных технологий
|
|
13.
| Характеристика отдельных технологий обучения
|
|
14.
| Структурные элементы учебного занятия
|
|
15.
| Развитие творческой личности в процессе образования
| Формирование творческой личности как цель и результат образования
|
|
16.
| Мотивация студента на творческую учебную и профессиональную деятельность
|
|
Практические занятия
№ п/п
| № раздела
дисциплины
| Тематика
практических занятий
| Трудоемкость (час)
|
1.
|
Основы общей и профессиональной педагогики
| Основные категории педагогики. Рассмотрение основных понятий педагогики: формирование личности, воспитание, образование, обучение
|
|
2.
| Основные направления становления педагогики как науки. Формирование педагогической теории.
|
|
3.
| Анализ структуры и категорий профессиональной педагогики: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональное самообразование, профессиональное обучение
|
|
4.
| История становления профессионального обучения. Развитие теории и практики профессионального образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв. Развитие теории и практики отечественного профессионального образования в конце XIX - первой половине XX вв. Система народного образования в дореволюционной России. Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования
|
|
5.
|
Образование как социокультурный феномен
| Современная система образования в России. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации: среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование
|
|
6.
| Современное состояние профессионального образования за рубежом. Модели профессионального образования: рационалистическая, гуманистическая. Системы профессионального образования: США, Англия, Германия, Франция
|
|
7.
|
Целостный образовательный процесс
| Педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие. Технология педагогического взаимодействия: педагогическое влияние – активное восприятие и усвоение воспитанником – активность воспитанника, его влияние на педагога и самого себя (самовоспитание)
|
|
8.
| Педагогический процесс как целостная динамическая система. Анализ взаимодействия форм, средств и методов обучения.
|
|
9.
|
Образовательные технологии
| Современные образовательные технологии в ВУЗе. Обзор современных педагогических технологий: качественное своеобразие образовательных технологий, выбор и проектирование новых образовательных технологий в Вузе. Технологии работы с информацией: технология поиска и отбора информации. Современные информационные технологии в образовании.
|
|
10.
|
Развитие творческой личности в процессе образования
| Профессиональное самосознание как «мотиватор» профессионального роста студентов. Проведение диагностики потребности в самосовершенствовании.
|
|
11.
| Профессионально значимые качества личности и профессиональные компетенции. Пути формирования профессиональной компетентности. Использование методик для оценки уровня развития личностных и профессиональных качеств («Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей», «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»).
|
|