Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фактор интерпретации и вербальной обратной связи



2015-11-23 1112 Обсуждений (0)
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи 0.00 из 5.00 0 оценок




Ключевые слова:фактор художественной экспрессии, фактор психотерапевтических отношений, фактор интерпретации и вербальной обратной связи, перенос, контрперенос, отреагирование, катарсис, самоактуализация, сублимация, эмоциональный резонанс(раппорт), эмпатия.

 

Студенты должны знать, что всё многообразие действующих в арт-терапии психотерапевтических факторов мож­но свести к трем наиболее важным, а именно: фактору художественной экспрессии, фактору психотерапевтических отношений, фактору интерпретации и вербальной обратной связи. Все они действуют не разрозненно, но взаимодополняя и усиливая друг друга, что и приводит к достижению психотерапевтического эффекта.

Относительно фактора художественной экспрессии, студенты должны знать, что он связан с выражением чувств, потребностей и мыслей клиента посредством его работы с различными изобразительными мате­риалами и создания художественных образов. Художественная экспрессия явля­ется не одномоментным актом, но развернутым во времени сложным, динамическим процессом, включаю­щим несколько основных этапов.

ü Этап подготовки и соответствующей «настройки» на изобразительную деятельность;

ü Этап непосредственного и наиболее примитивного отреагирования чувств и потребностей в экспрессивном поведении с минимальным осознаванием клиентом психологического содержания изобразительной продукции (этап «выплескивания чувств»);

ü Этап постепенной трансформации хаотичной и малосодержательной художественной экспрессии в более сложную изобразительную продукцию (в частности, так называемые символические образы) с постепенным осознаванием клиентом ее психологического содержания.

Студенты должны знать, что далеко не всегда этот процесс включает в себя все три этапа. Клиент может «застрять» на первом или втором этапе. В этом случае арт- терапевтическая работа будет малопродуктивной. Кроме того, можно говорить о разной скорости прохождения клиентом этих этапов, что определяется как внешними, так и внутренними факторами.

· К вне­шним факторам можно отнести:

- особенности институциональной среды и условия проведения арт-терапевтической работы;

-характер психотерапевтических отно­шений;

- наличие или отсутствие достаточного количества изобразительных, отве­чающих экспрессивным потребностям клиента материалов;

- продолжительность арт- терапевтических сессий и их частота и др.

· К внутренним факторам относятся:

- особенности темперамента и склада характера клиента;

-уровень мотивации к изоб­разительной деятельности и психотерапевтической работе;

-физическое и психи­ческое состояние клиента;

- его ожидания от арт-терапии и результата предыдуще­го участия в арт-терапевтической работе;

- наличие или отсутствие опыта художе­ственного творчества;

- пол; возраст; культурный опыт и др.

В большинстве случаев прохождение всех трех этапов художественной экспрес­сии предполагает как минимум несколько сессий, хотя в отдельных случаях оно может наблюдаться в рамках одной сессии и сопровождаться достижением опре­деленного психотерапевтического эффекта.

Студенты должны иметь представление об обосновании психотерапевтического воздействия художественной экспрессии представителями разных школ. Так, например:

1.представители бихевиорального направления - связывают его с «отвлечением» вни­мания клиента от болезненных переживаний и развитием через изобразительную деятельность более адаптивных моделей поведения;

2.представители трансперсонального подхода — с отреагированием и катарсическим пере­живанием опыта перинатальных травм;

3.представители гуманистической психоте­рапии — с самоактуализацией и т. д.

4. в рамках классического психоанализа изобразительное творчество рас­сматривалось как частный аспект сублимации, связанной с трансформацией ин­стинктивного импульса в художественно-образное представление.

5. представители психодинамического направления попытались рассмотреть процесс художественной экспрессии с новых позиций. Эрнст Крис(Kris, 1975) связал процесс художественной экспрессии с прояв­лением творческого воображения, которое предполагает ограничение сознания, эмоциональную заряженность образов и включение механизма разрешения про­блем на визуальном уровне. А. Эренцвейг сформулировал модель, позволяющую опи­сать процесс художественной экспрессии. По его мнению, этот процесс включает три основные фазы.

· Первая фаза, называемая им «шизоидной», связана с проек­цией фрагментированных частей «Я» художника на материал изображения.

· Вто­рая фаза — «маниакальная» — предполагает активизацию процесса «бессознатель­ного сканирования», с помощью которого обнаруживается «скрытый порядок» изо­бражения, который существует в переживаниях художника и его бессознательном, что ведет к взаимопроникновению художественного образа и личности творца. При этом преодолевается фрагментированность внешней, поверхностной структуры изображения, а произведение приобретает завершенность и способность к «независимому существованию».

· Третья стадия — «депрессивная» — связана с вторичным пересмотром и переоценкой произведения, его частной реинтеграци­ей в более поверхностный слой личности художника. Изобразительный процесс в целом представляется А. Эренцвейгу совокупностью переходов от состояния «оке­анической недифференцированности» и регресса к состоянию фокусированного со­знания, позволяющего сформировать эстетический гештальт.

Шаве­рьен пытается объяснить исцеляющие эффекты изобразительного творчества с точки зрения представления о символическом мышлении. Он разделяет создаваемые в процессе арт-терапии образы на две основ­ные группы.

Ø Первую группу составляют так называемые «диаграмматические об­разы», являющиеся результатом деятельности сознания и представляющие собой в основном фигуративные изображения. «Диаграмматические образы, — пишет Шаверьен, — могут являться иллюстрацией или описанием чувств, но никогда их сами по себе не воплощают». Диаграмматические образы являются знаками.

Ø Вторую группу составляют «воплощенные образы», заключающие в себе аффекты и их энергию и обладающие особой способностью воздействия на авто­ров этих изображений. Данные изображения как раз и являются «талисманами». «Такие рисунки, даже в тех случаях, когда они эстетически несовершенны, являются наиболее аутентичными и связаны с эмоциональной реальностью художника. В ряде случаев «воплощённый» образ может выступать в роли «козла отпущения» и использоваться клиентами таким образом, который очень напоминает ритуал жертвоприношения.

Ш. Макнифф (MacNiff, 1986,1989, 1992), развивает представления об арт-терапии как о шаманской практике особого рода и используюет для обоснования своих идей работы пост-юнгианца Д. Хиллмана (Hillman, 1991). Так он:

- обращает внима­ние на акциональный аспект арт-терапевтической работы и те формы поведения клиента и участников арт-терапевтической группы, которые носят спонтанный ха­рактер и напоминают исцеляющий ритуал.

- подчеркивает комплексный харак­тер поведенческих проявлений клиента в арт -терапевтическом процессе и тесную связь подобных ритуалов с телесным опытом и использованием «языка чувств».

- полагает, что исцеляющее воздействие художе­ственной экспрессии может быть связано с тем, что изображения представляются некими «одухотворенными сущностями», которые способны направлять своих ав­торов, «наблюдать за ними и сопровождать их», так же как и тех, кто находится с ними рядом. Лечебное воздействие этих изображений обусловлено их «инакостью», позволяющей им воздействовать на тех, «кто открывается для этого воздей­ствия в надежде получить от "иного" помощь».

Студенты должны знать об основных противоречиях рассмотренных взглядов:

1. Представители различных психодинамических направ­лений различно трактуют механизмы и роль символообразования в процессе худо­жественного творчества:

· Одни связывают с ними преимущественно инфантильные, регрессивные формы сознания (Фрейд) и видят в символообразовании отражение «магического мышления» (Шаверьен),

· другие связывают с символообразованием прогрессив­ные и творческие проявления психической жизни (Милнер, Винникотт, Эрен-цвейг и др.).

Однако и те и другие признают, что художественное творчество может быть связано с проявлением различных тенденций психики и что в одних случаях на первый план выходит иллюзорно-субъективный аспект символообразования, а в других — деятельностно - объективный.

Студенты должны пони мать, что для более полного и всестороннего анализа процесса художест­венного творчества необходимо изучать не только момент создания художественного образа и тот смысл, который он несет для клиента, но и то, что происходит до и после этого, а также все те многообразные экспрессивные проявления и комму­никативные процессы, которые сопровождают художественное творчество. В опре­деленных условиях и при работе с некоторыми клиентами изобразительная дея­тельность может быть совсем не связана с символообразованием и созданием фи­гуративных образов, что не исключает ее психотерапевтических эффектов. В этих случаях художественная экспрессия может быть связана с сенсорной стимуляци­ей, развитием моторики, достижением седативного эффекта за счет выхода «сы­рых аффектов» или развитием навыков психической саморегуляции за счет до­стижения контроля над материалами изобразительной деятельности.

Студенты должны знать, что простое манипулирование с материалами и создание «нечленораздельной изо­бразительной формы» (по выражению Р. Саймон) способствуют удерживанию энергии аффектов и создают предпосылки для постепенной трансформации «сы­рого» психического материала в более высокоорганизованные формы психической деятельности. Большое значение имеет и то, что фокусировка на изобразительной работе и различных видах манипуляций с материалами является одним из средств психологической защиты клиента.

Студенты также должны знать, что работа клиента с изобразительными материалами даже в отсутствие символообразования и создания завершенных художественных образов является основой для его взаимодействия с психотерапевтом и установления с ним эмоционального резонанса (раппорта), а также поддержки клиента со стороны психотерапевта. Большое значение имеет все то, что происходит в ходе арт-терапевтической работы, после того как клиент завершает создание образа. Неслучайно некоторые арт- терапевты обращают внимание на различные виды манипуляций клиентов с созданной ими изобразительной продукцией. Мно­гие специалисты рассматривают те или иные виды последующей работы клиента с созданной им изобразительной продукцией, очень важной для достижения пси­хотерапевтических эффектов. К этим видам работы относятся:

- художественные описания,

- драматическая импровизация на основе созданных изобразительных об­разов,

- перформансы или ритуалы, передача образа через движение и танец,

- работа с голосом, музыка и т. д.

Относительно второго вопроса темы, а именно фактора психотерапевтических отношений, студенты должны знать следующее:

ü работа клиента с изобразительными материалами в арт - терапевтическом процессе протекает в присутствии соответствующим образом подготовленного специалиста, способного выступать в качестве посредника в диалоге клиента со своей изобразительной продукцией;

ü психотерапевт вступает с клиентом в определенные, опосредованные изобразительной деятельностью клиента, отношения;

ü в настоящее время фактор психотерапевтических отношений рассматривается в качестве одного из наиболее значимых факторов психотерапевтического воздействия, независимо от конкретной модели или формы психотерапии.

Применительно к арт-терапевтической работе фактор психотерапевтических отношений связан, прежде всего, со следующими функциями психотерапевта:

1.созданием атмосферы высокой терпимости и безопасности, необходимой для свободного выражения клиентом содержаний своего внутреннего мира — как в художественной работе, так и иных формах экспрессивного поведения;

2. структурированием и организацией деятельности клиента, достигаемых за счет формирования определенной системы правил его поведения, фокусировки его внимания на изобразительной работе, регулирования количества и качества используемых клиентом материалов, его обучения определенным способам работы с ними иным образом;

3. установление с клиентом эмоционального резонанса (раппорта), необходимого для взаимного обмена чувствами, образами и идеями, иными словами, для «диалога» с клиентом, осуществляемого как напрямую — с использо­ванием вербальных и невербальных средств коммуникации, так и опосре­дованно изобразительными материалами и продукцией;

4.использованием психотерапевтом различных интервенций, призванных оказать клиенту эмоциональную поддержку, фасилитировать выражение им своих чувств и мыслей и помочь ему в осознании содержания изобрази­тельной продукции и ее связи с особенностями его личности, проблемами и системой отношений.

Студенты должны знать, что психотерапевтические отношения в арт-терапии имеют свою динамику и особенности, что связано с тем, что они опосредуются изобра­зительной деятельностью клиента. С учетом этого можно говорить о стадийном характере этих отношений, тесно связанном со стадийным характером процесса художественной экспрессии, но в то же время отражающем ту динамику измене­ния и развития отношений клиента и специалиста, которая характерна для других форм психотерапии.

Факторы оказывающие влияние на психотерапевтические отношения:

· особенности личности и мировоззрения клиента и психотерапевта;

· их установки и взаимные ожидания от совместной работы;

· их пол, возраст, культурный ипыт;

· ха­рактер заболевания клиента и его проблем;

· наличие у него опыта предыдущей пси­хотерапевтической работы и общения с другими специалистами;

· взаимоотношения в семье клиента;

· институциональная динамика, продолжительность и условия про­ведения арт-терапии;

· частота и продолжительность сессий и используемые специ­алистом конкретные методы арт-терапии и формы интервенций;

· а также социаль­ный, политический, правовой и культурный контексты работы и иные факторы.

· профессиональные умения, опыт психотерапевта и его личностные особенности, делающие его внутренне готовым к установлению с клиентом психотерапевтических отношений.

· достаточная эмпатия.

Студенты должны знать, что многие современные арт- терапевты опираются в своей работе на представле­ния психодинамического подхода для обоснования психотерапевтического воз­действия их отношений с клиентом, пользуются понятиями переноса и контрпе­реноса. Особенностью переноса и контрпереноса в арт-терапентической работе является то, что:

1. перенос проявляется не только в эмоциональных реакциях, фантазиях, особенностях поведения и высказываний клиента, но и в его изобразительной деятельности и характеристиках создаваемых им образов;

2. контрперенос вызывается как особенностями поведения и высказываний клиента, так и стилем и особенностями его изобразительной деятельности и характером создаваемых им образов.

Студенты должны знать, что занимаясь арт –терапией они должны постоянно анализировать свои чувства, возникающие в ходе общения с клиентом и вызванные в том числе создаваемой им изобразительной продукцией.

Психотерапевтические отно­шения строятся в психотерапевтическом пространстве, обладающем своими гра­ницами, отделяющими клиента и психотерапевта от внешних факторов: профессионально­го, семейного и социального окружения. В то же время эти границы проницаемы, что позволяет наряду с другими системными признаками считать психотерапев­тические отношения открытой динамической системой. Клиент и психотерапевт являются основными элементами данной системы, взаимодействующими друг с другом как напрямую, так и посредством изобрази­тельных материалов и обладающими личными границами, степень открытости ко­торых может быть различной.

Студенты должны знать, что разнообразные внешние и внутренние факторы психотерапевтических отноше­ний, а также их общие системные особенности во многом определяют динамику арт-терапевтического процесса и способы психотерапевтического взаимодействия и используемые психотерапевтом на разных его этапах и в разных си­туациях интервенции. Что касается внутренних факторов психотерапевтических отношений, то од­ним из них является система мировоззрения клиента и психотерапевта, включаю­щая самые разные аспекты — аксиологические, этологические, логические, эпис­темологические, онтологические, индивидуальные способы восприятия простран­ства и времени и концептуализации образа «Я». В тех случаях, когда они не совпадают, для продолжения арт-терапевтической работы могут возник­нуть непреодолимые препятствия.

Относительно третьего вопроса темы о факторе интерпретации и вербальной обратной связи,студенты должны знать, что роль этого фактора может быть различна в зависимости от индивидуальных особенностей клиента, в том чис­ле его способности к вербализации своих чувств и мыслей, а также от тех подходов и моделей работы, которых придерживается специалист:

- их основная задача заключается в том, чтобы помочь клиен­ту в осознании содержаний своего внутреннего мира и их связи с системой его от­ношений.

- интерпретация и вербальная обратная связь тесно связаны с наблюдением клиента за своим поведением и его рефлексией собственных потребностей и переживаний.

- многие виды интерпретации и вербальной обратной связи можно отнести к «интервенциям, направленным на смыслообразование».

- с точки же зрения системного подхода различные виды вербального обсуждения связаны с ис­пользованием энергоинформационного обмена между клиентом и психотерапев­том, рассматривающегося в качестве одного из отличительных свойств открытых развивающихся систем и тесно связанного с процессом их прогрессивной диффе­ренциации.

Студенты должны знать, что интерпретация и вербальная обратная связь неотделимы от психотерапевти­ческих отношений и реализуются главным образом посредством «диалога» кли­ента и психотерапевта. Большинство арт- терапевтов избегают прямых интерпретаций изобразитель­ной продукции клиента, считая, что это может блокировать у клиента желание и способность самостоятельно доходить до осознания ее содержания, а также чре­вато проекцией на изобразительную продукцию клиента их собственных потреб­ностей и переживаний. Тем не менее, при определенных обстоятельствах психоте­рапевт может вербализовать в своем общении с клиентом собственные чувства, связанные с изобразительной продукцией клиента, что способствует установле­нию и поддержанию эмоционального резонанса, активизации психотерапевтиче­ского «диалога» и созданию определенной системы «разделенного смысла».

Взаимность и разделен­ный смысл в психотерапевтической работе чрезвычайно важны как для клиента, так и для психотерапевта, поскольку стимулируют развитие психотерапевтиче­ских отношений и повышают организованность психических процессов и эмоцио­нальной экспрессии клиента.

В большинстве случаев при проведении обсуждения изобразительной про­дукции клиента арт - терапевты используют либо вопросы, либо так называемые открытые утверждения, дающие клиенту возможность завершить их так, как ему захочется, и оставляющие ему определенную свободу выбора. Зада­ваемые психотерапевтом вопросы направлены на то, чтобы дать клиенту возмож­ность рассказать о своей работе так, как он считает нужным; прокомментировать различные части рисунка и изображенные на нем предметы и персонажи; привес­ти свои ассоциации с цветом, а также рассказать о том, как, по мнению клиента, его работа связана с его жизненной ситуацией.

Студенты должны знать, что в процессе обсуждения стоит обращать внимание на особенности интонаций, положение тела, выражение лица и ритм дыхания клиента, с тем чтобы при наличии у него признаков сильного эмо­ционального напряжения переключить его внимание на другую тему. Следует обратить особое внимание на отсутствующие части изображения и пус­тые пространства в рисунке; попросить клиента рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения и т. д. Психотерапевту не следует торопить клиента, пытаясь «вытянуть» из него все новые и новые ассоци­ации и признания.

Большое значение может иметь обсуждение целой серии работ, созданных кли­ентом за определенное время. При этом стоит обратить внимание на наличие в его изобразительной продукции сквозных тем или элементов, а также на их связь с его переживаниями и теми событиями, которые происходили в его жизни за этот пери­од. Во многих случаях подобные обсуждения могут служить важным средством ин­теграции опыта и осознания произошедших в мироощущении клиента изменений.

Студенты должны знать, что существует возможностьнепрофессиональной деятельности, а именно:

- пользуясь вопросами и «открытыми утверждениями», специалист порой может повлиять на характер ответов клиента и «навязать» ему свое видение его работы, проблем и жизненной ситуации в целом. Возникает пародия на психотерапию, ибо клиент «фильтрует» информацию так, чтобы угодить психотерапевту. Чтобы избежать этой ошибки психотерапевт должен использовать контекстуальный анализ и множество ракур­сов рассмотрения всего происходящего в арт - терапевтическом процессе и пытать­ся осмыслить культурные, социально-экономические, правовые, политические и институциональные основы своей деятельности, а также свои собственные взгля­ды, ценности и установки.

 

Тема№5. Организация арт-терапевтической деятельности.

 

Основные вопросы темы:

1.Типы арт-терапевтических кабинетов.

2. Оснащение арт- терапевтического процесса

3. Способы регистрации и оценки арт-терапевтической работы

4. Правила хранения изобразительной продукции

5. Методы оценки эффективности арт – терапии.

Ключевые слова: организация арт – терапевтической деятельности, типы арт – терапевтических кабинетов, кабинет – студия, кабинет для индивидуальной работы, кабинет для групповой интерактивной арт-терапевтической работы, отделение и кабинет универсального назначения, рабочая зона, чистая зона.

Относительно вопроса об организации арт – терапевтической деятельности студенты должны понимать, что различные компоненты понятия «арт - терапевтическое пространство» создают уникальную комбинацию факторов, предоставляющих дополнительные лечебно-коррекционные и развивающие возможности для клиентов. К ним относится оснащение арт-терапевтических кабинетов. Студенты должны знать, что в настоящее время существуют следующие основные типы арт-терапевтических кабинетов: кабинет-студия; кабинет для индивидуальной работы; кабинет для групповой интерактивной арт-терапевтической работы; отделение и кабинет универсального назначения.

Студенты должны понимать различия относительно организации арт – терапевтической деятельности в этих помещениях.

v Арт - терапевтический кабинет-студия — наиболее ранняя форма специализированного помещения для художествен­ных занятий. Слово «студия» в данном случае означает, что этот тип арт- терапевтического кабинета чем-то напоминает помещение, предназначенное для работы художника. В ка­бинете-студии работают обычно несколько клиентов, кото­рые мало контактируют друг с другом. Каждый из них рабо­тает самостоятельно. Студия до сих пор является наиболее подходя­щим типом помещения для работы с некоторыми группами клиентов (клиенты психиатрических больниц, лица со сни­женным интеллектом и некоторые другие). В отдельных случаях кабинет-студия может служить и местом для арт-терапевтической работы с невротиками, лицами с сомати­ческой патологией. Такая работа отличается значительной степенью свободы участников арт-терапевтической группы.

Кабинет-студия имеет несколько мест для самостоя­тельной работы клиентов. Места представляют собой, как правило, столы со стульями. На каждом рабочем месте нахо­дится необходимый набор всевозможных материалов (бума­га разных форматов, краски, восковые мелки или пастель, карандаши и т. д.). На отдельном столе могут находиться за­готовки для коллажа, глина и другие материалы на случай, если кто-то из клиентов предпочтет оригинальную изобра­зительную технику. Обязательным для студии, так же как и других типов помещений для арт-терапевтической работы, является наличие одной или (более предпочтительно) не­скольких раковин, обеспечивающих свободный доступ кли­ентов к воде.

Кабинет-студия имеет зону отдыха с креслами и столом для чаепитий. Здесь посетители студии могут общаться, не мешая другим. Хотя работа в студии рассчитана на опреде­ленное время, в течение отдельных сессий клиенты могут работать в присущем каждому из них темпе, по желанию де­лать перерывы, выходить в фойе (например, для курения).

Кабинет-студия должен иметь специально отведенное место для хранения работ клиентов (при том, что им позволено забирать некоторые работы с собой). Как правило, работы хранятся в индивидуальных папках на столах или в стеллажах.

v Арт - терапевтический кабинет для индивидуальной рабо­ты обычно предназначен для более продолжительного кур­са занятий как со взрослыми, так и с детьми и подростками. Студенты должны знать, что работа в таком кабинете предполагает тесное взаимодейс­твие между арт - терапевтом и клиентом, в том числе на про­тяжении всего процесса творческой работы. Арт- терапевт постоянно присутствует при работе и иногда задает уточня­ющие вопросы. Для работы клиента имеется стол, стул и весь набор изобразительных средств и различных материалов, располо­женных либо на полках, либо на другом столе в непосред­ственной близости от стола клиента. Кабинет предполагает две зоны:

«Рабочая зона». Стул арт-терапевта находится рядом со столом клиента. Эта часть помещения называется «рабочей зоной». Здесь иногда могут находиться гончарный круг и резервуар с глиной, «песочница». Некоторые арт- терапевты предоставляют своим клиентам и иные, более редкие мате­риалы и средства изобразительной работы. Имеются некото­рые особенности в оборудовании кабинета, предназначенно­го для индивидуальной работы с детьми. Они заключаются в наличии большого свободного пространства для игры с пред­метами или импровизированного исполнения ролей, а так­же «кукольного дома» и разнообразных игрушек.

«Чистая зона». В кабинете наряду с «рабочей зоной» имеется «чистая зона» для общения арт-терапевта и клиен­та после завершения изобразительной работы, проведения вербальной психокоррекции.

v Арт - терапевтический кабинет для групповой интерактив­ной работы рассчитан как на самостоятельную работу участ­ников группы, так и на их вербальное взаимодействие на эта­пе обсуждения продуктов изобразительной деятельности. В соответствии с этим кабинет либо должен допускать быст­рую перестановку мебели, например для посадки клиентов в круг, либо иметь две по-разному оборудованные зоны — «ра­бочую» для творческой работы и «чистую» — для группово­го обсуждения. От кабинета-студии данное помещение отличается еще и тем, что в нем имеется большое разнообразие различных мест для работы, например, несколько вариантов столов и стульев. Ориентация столов в пространстве может быть различ­ной для предоставления возможности выбора участникам группы, которые занимают то или иное место в соответствии со своими предпочтениями, тем самым обозначая «персо­нальные территории», являющиеся в условиях групповой интерактивной работы элементом «индивидуального психо­терапевтического пространства». У каждого клиента имеется индивидуальный набор са­мых необходимых материалов. Кроме того, на общем столе находятся другие, более редкие материалы. Помещение долж­но быть рассчитано на возможность совместной изобрази­тельной работы участников группы (например, для создания общей большой работы бывает необходимо освободить про­странство на полу в «рабочей зоне»).

В помещении должны быть одна или две стены для раз­вешивания работ перед началом обсуждения. Их можно ис­пользовать и при создании «групповой фрески» или «на­стенной газеты». Некоторые современные кабинеты для групповой ин­терактивной арт-терапевтической работы нередко оборудо­ваны микрофонами или видеокамерами для аудио- и видео­записи разных этапов сессии.

Студенты должны знать, что при оборудовании кабинетов для индивидуальной и осо­бенно групповой арт-терапевтической работы следует учи­тывать высокую степень восприимчивости клиентов к мель­чайшим особенностям интерьера (окраска стен и мебели, вид из окна и т. д.). Когда клиенты ходят в кабинет на протяже­нии длительного времени, у них формируется устойчивая система ассоциаций и реакций на ставшую им привычной среду. Любое изменение в ней может восприниматься весьма болезненно и даже нарушать арт- терапевтический процесс. Нужно учитывать, что арт- терапевтический кабинет являет­ся не только реальным физическим пространством для кли­ента, но и символическим пространством, в котором каждый элемент может иметь свои скрытые смыслы и функции.

Студенты так5же должны знать, что большое значение для клиента имеет ощущение «конт­роля» над происходящим в кабинете, по крайней мере, над ходом творческой работы и ее результатами. Поэтому кли­енты должны быть уверены в том, что продукты их творче­ской деятельности надежно сохраняются в индивидуальных папках или на индивидуальных полках. Если выполнение работ затягивается на несколько сессий, их следует закры­вать или переворачивать, чтобы они не стали предметом пре­ждевременного обсуждения и замечаний. Художественное оформление кабинета (например, репродукциями) должно быть минимальным и продуманным.

v Арт - терапевтическое отделение и кабинет универсального назначения являются специализированным комплексом помещений, предназначенных для разных форм арт-тера­певтической работы, нередко проводимой параллельно с не­сколькими клиентами или группами. Студенты должны знать, что арт-терапевтические отделения в нашей стране стали создаваться срав­нительно недавно, главным образом для обслуживания кли­ентов крупных лечебно-реабилитационных учреждений, по­сетителей социальных центров, а также для осуществления комплекса различных арт-терапевтических программ, рас­считанных на самые разные группы населения.

Относительно второго вопроса темы, что касается оснащения арт- терапевтического процесса студенты должны знать, что арт- терапевтическая работа предполагает широкий выбор различных изобразительных материалов и предметов, спо­собствующих творческому самовыражению и снятию эмо­ционального напряжения:

- краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

- журналы, цветная бумага, фольга, текстиль — для создания коллажей или объемных композиций;

- глина, пластилин, дерево, специальное тесто — для лепки;

- бумага для рисования разных форматов и оттенков;

- кисти разных размеров и губки для закрашивания

больших пространств;

- ножницы;

- нитки;

- разные типы клеев, скотч;

- игрушки;

- музыкальные инструменты; ткани;

- коллекция миниатюрных фигурок для песочной терапии;

- две песочницы (ящики для песка).

Качество материалов по возможности должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может сни­зиться ценность самой работы и ее результатов. Необходимо учитывать, что выбор материала может быть связан как с особенностями состояния и личности клиента, так и с ди­намикой арт- терапевтического процесса в целом. Клиенту должна быть предоставлена возможность самому выбирать материал и средства для изобразительной работы.

Относительно способов регистрации и оценки арт-терапевтической работы студенты должны знать различные способы веде­ния документации, отражающей арт -терапевтическую рабо­ту (как индивидуальную, так и групповую), а также способы оценки ее результатов. Ведение документации необходимо не только для «отчетности» и оценки труда арт-терапевта, но и для динамического анализа работы, позволяющего при­нимать те или иные решения, связанные с ведением клиен­тов или групп. Эти документы содержат ценный материал, необходимый для ретроспективного анализа и проведения научных исследований.

Студенты должны знать, что внастоящее время существует несколько основных спосо­бов peгистрации арт-терапевтической работы.

1. Формализованный бланк заполняется на каждой сес­сии при проведении как индивидуальной, так и групповой арт-терапии.

Он содержит следующие пункты:

- ФИО клиента (или участников группы);

- дата и время сессии;

- тема;

- используемые клиентом или участниками группы ма­териалы;

- высказывания клиента или участников группы в хо­де работы;

- особенности невербальной экспрессии («язык тела») в ходе работы;

- взаимодействие между участниками группы (для групповых форм работы);

- отношение к работе;

- процесс творческой работы (этапы создания образа) клиента или участников группы;

- описание творческого продукта;

- предполагаемое содержание творческого продукта (с точки зрения арт-терапевта);

- осознание содержания творческого продукта самим клиентом или участниками группы (формальное объ­яснение или инсайт).

2. Развернутое описание по схеме (в основном для тема­тически ориентированных и аналитических групп) исполь­зуется преимущественно при групповых формах работы и содержит следующие пункты:

- ФИО участников, отсутствовавшие;

- ведущие (арт-терапевт, ассистент);

- дата и время сессии, какая сессия по счету;

- цель занятия;

- тема, используемые упражнения, задания;

- общая атмосфера в группе (в начале, в середине, в кон­це сессии), общий характер взаимодействия, ощуще­ния ведущего;

- что происходило в группе, как вели себя отдельные участники (что делали, как участвовали в обсужде­нии);

- каково было участие арт-терапевта и ассистента в ра­боте группы, их взаимодействие;

- итоги сессии, план дальнейшей работы.

Также студенты должны знать, что в большинстве случаев перечисленные способы регист­рации дополняются небольшими рисунками, выполняемы­ми арт- терапевтом и имитирующими творческую продук­цию клиента или участников группы. В настоящее время предпочтение отдается фотографии готовых работ (или даже отдельных этапов, связанных с их созданием). Иногда ис­пользуется и видеозапись.

Относительно правил хранения изобразительной продукции студенты должны знать, что вся изобразительная продукция сохраняется в течение не­скольких лет (обычно не менее трех лет после завершения работы): на обороте рисунка клиент или участники отмеча­ют свою фамилию и дату выполнения работы.

Относительно методов оценки эффективности арт – терапии студенты должны знать, что помимо приведенных выше форм записи и регистрации арт-терапевтической работы существуют различные методы ее оценки, в частности совместно с ассистентом, а также сов­местно с группой.

Ø Оценка арт-терапевтической работы совместно с ассистентом м



2015-11-23 1112 Обсуждений (0)
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фактор интерпретации и вербальной обратной связи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1112)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)