Метод «Мастерская будущего»
Назначение метода: развитие мышления, формирование ценностных ориентаций, «я»-концепции, приобретение опыта творческой деятельности, моделирования и конструирования деятельности. Оборудование: листы бумаги (А4), ручки. Количество участников: до 30 человек. Рабочее время: от часа и более. Условия для реализации: 1) учитель знакомит участников с целями и задачами каждого этапа, порядком и условиями их реализации; 2) учитель знакомит с проблемой (проблему могут предложить ребята, можно обсудить проблему вместе); например, работают по проблеме «Культура современного города и человек 3) ребята готовят по два листа бумаги и ручку; 4) фиксируются положительные (+) и отрицательные (-) аспекты социокультурного состояния городской жизни; 5) участники представляют результаты своей аналитической работы, используя краткий комментарий. Например, «+»: • социально организованная среда жизни; • хорошие условия для жизнедеятельности; • возможность осуществлять большое количество непосредственных личных взаимодействий, контактов; • достаточное количество материальных и духовных условий для существования, становления, развития и деятельности человека; • наличие информационного обмена высокого уровня; • возможности для интеллектуализации труда и развития на этой основе личности; • комфортные и благоустроенные жилищные условия; • доступность учреждений культуры и искусства; • возможность приобщиться к занятиям физкультурой и спортом; • хорошие условия для творческого развития детей; • большое количество объектов обслуживания; • свободный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям; • возможности для самореализации и самоопределения личности. Например, «-»: • многочисленные группы людей разбросаны на большом пространстве, между ними нет непосредственных контактов; • создано много условий для соперничества и зависти; • необходимость получения высокой квалификации, требование повышенного внимания; • большие затраты человеческой энергии, психическое напряжение, что и сказывается на здоровье и самочувствии; • высокая квалификация требует длительного обучения, что приводит к поздней социальной зрелости молодежи; • однообразие застроек, жизнь в высотках вызывает чувство дискомфорта и затерянности; • трудности приобщения к культурным ценностям из-за больших расстояний (жилые кварталы на окраинах и центр); • чувство затерянности и раздражительности, которое многие люди испытывают в городской толпе, острое желание уединиться; • вынужденные, не всегда приятные контакты с многочисленными соседями; • повышенный уровень шума и соответствующая отрицательная реакция на это организма; • гиподинамия, стрессовые нагрузки; • экологические проблемы, отсутствие условий для полноценного биологического функционирования организма. Участники могут не только прокомментировать свои аналитические выводы, но и выслушать своих оппонентов по особенно важным вопросам и проблемам. Этот этап работы заканчивается обобщающим выступлением учителя. На социокультурную ситуацию в городе оказывают влияние множество факторов. И развитие производств, и экология, и то, какое воздействие оказывает на человека информационное пространство, и тот предметный мир, который его окружает, - все это многообразие становится той единой силой, которая влияет на формирование нашей культуры. Что-то влияет положительно и помогает нам повышать свой образовательно-культурный уровень, другие же факторы создают нам проблемы, приводят к чувству дискомфорта, психическому напряжению и стрессам. Социокультурная ситуация в городе усложняется. В культуре происходит множество изменений. Люди реагируют по-разному на всевозможные изменения. Каждый по-своему выстраивает для себя значимость культурных норм и ценностей. Некоторые просто отметают, как они выражаются, «старые ценности». Но все ли новое в нашей жизни и культуре так положительно? Человек, конечно, вынужден изменять свою жизнедеятельность в связи с изменением социокультурной ситуации. Но при этом, чтобы жить достойно, ему необходимо сохранять те добрые традиции и нравственные нормы, которые сделали человека человеком. Конструирование модели решения проблемы. Например: • деревня должна остаться доступной любому горожанину в качестве неотъемлемой части условий для его жизнедеятельности; • при проектировании необходимо учитывать обеспеченность районов города объектами повседневного, хозяйственного и культурного обслуживания; • соответствующим структурам необходимо следить за тем, чтобы не создавать ощущения перегруженности, для этого не увеличивать объем передаваемой информации через рекламу (плакаты, витрины, ТВ и т. д.); • не манипулировать сознанием людей путем социальной дезинформации; • обратить большее внимание на формирование системы ценностей у молодого поколения, поднимать уровень и престиж образования; • создать условия для активного отдыха населения; • предоставить возможность для улучшения качества использования свободного времени с целью отказа от «массовой культуры» и приобщения к подлинным духовным ценностям; • создать условия для улучшения культурной жизни города; • человеку необходимо дать те знания: а) которые соответствовали бы новым условиям его жизнедеятельности; б) которые помогли бы сформировать систему ценностей; в) которые смогли бы оказать помощь в самоопределении. На этом этапе работы ребята могут разбиться на группы. Работа может идти от 15 минут и более. Работают с листом большого формата и маркерами. Каждая группа представляет свою модель и обосновывает свои предложения. По желанию идет обсуждение моделей, которые вызвали у ребят наибольший интерес. Учитель может подвести итог и выделить наиболее реальные и значимые предложения. Разработка предложений по определению конкретных шагов для решения обсуждаемой проблемы. Например: • снизить цены на загородные участки; • сделать скидки для молодежи; • выносить проекты застроек на обсуждение жителей будущего микрорайона; • убрать щиты с плакатами на улицах, обязать переоформить витрины; • пересмотреть (и почистить) колонку объявлений в районной газете; • снизить оплату занятий для детей и молодежи в спортивных клубах и секциях; • более тщательно проверять репертуар предстоящих выступлений, концертов, выставок и т. д.; • разработать серию культурно-познавательных программ для молодежных кафе и т. д. Каждая группа представляет свои предложения, комментирует их. Затем проводится обсуждение, выделяются наиболее значимые и реально выполнимые. В обсуждении могут участвовать представители власти, молодежных организаций, отдела архитектуры, отдела культуры и т. д. Они знакомят ребят с планами социокультурного развития города (района).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (977)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |