Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнить диалектику и метафизику



2015-11-23 328 Обсуждений (0)
Сравнить диалектику и метафизику 0.00 из 5.00 0 оценок




Методология научных исследований

Проф. Гневашева Вера Анатольевна

 

 

Наука – это деятельность, направленная на производство знаний.

Томан Хун «Структура научный революций» - изучить.

Выделяет период нормальной науки и революции.

Парадигма (греч. Пример) – это система теоретических, методологических и аксиологических (ценностных) установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

 

Одна или много парадигм. Примеры смены парадигм.

 

Аномалия – искажение парадигмы. Если аномалия принимает массовый характер, то происходит научная революция и происходит смена парадигмы.

 

Картина мира – это общее эмпирическое и теоритическое видение действительности, подкрепленное существующей парадигмой (парадигмами) и основанное на имеющихся методах и установках.

 

Научное исследование – это процесс получения новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Оно может носить прикладной (полученное новое знание имеет возможность конкретного применения на практике) или фундаментальный характер.

 

Фундаментальное исследование – кто в России?

 

Научное знание – это результат научного исследования, который отвечает определенным критериям:

- объективность;

- рациональность (должно базироваться на определенном основании);

- эссенциалистская направленность (знание нацелено на воспроизведение сущности или закономерности объекта);

- системность;

- проверяемость.

 

 

Этапы научного исследования:

1. Процесс изучения;

2. Эксперимент;

3. Концептуализация;

4. Проверка теории.

 

Сопоставить критерии научного знания с этапами научного исследования.

Проблема –это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

 

Цель научного исследования

Задачи научного исследования

Объект исследования –некоторая вещь, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

 

Предмет исследования – это конкретная область объекта, внутри которой ведется научный поиск.

 

Гипотеза (предположение) –научное предположение, истинное значение которого пока не определено.

 

Определить тему научного исследования (цель, задачи, объект, предмет и гипотезу)

 

Познание –это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире.

 

Уровни познания:

- эмпирический;

- теоретический – акцент на раскрытие связей, закономерностей, присущих изучаемым явлениям.

 

Теория –это интеллектуальное отражение реальности, концептуальная система знаний. Как правило в основу теории положен эксперимент.

 

Пример теории, которую невозможно проверить экспериментом.

Структура теории:

- понятие – некоторая мысль, выделающая или обобщающая предметы;

- суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается;

- умозаключение – процесс рассуждения, в ходе которого происходит переход от исходного суждения (предпосылки) к новому суждению;

- закон – это объективная, существенная, необходимая и устойчивая связь между предметами и явлениями.

 

Структура эмпирического уровня познания:

- факты – это знание в форме утверждения;

- эмпирическое обобщение – это система научных фактов;

- эмпирические закономерности – это регулярность в явлениях и устойчивость в отношениях между наблюдаемыми объектами.

Определить разницу между понятиями Закон и Закономерность. Привести примеры того и другого.

Фундаментальная теория формируется на основе эмпирического познания.

 

Методология – это совокупность методов и принципов исследования, приращения и практического применения знаний.

 

Методы исследования – это совокупность приемов и средств, при помощи которых добываются знания о предмете исследования.

Эмпиризм –чувственный опыт как метод познания.Метод исследования – эксперимент.

 

Идолы познания по Ф. Бэкону, причины неверного знания:

1. Идол рода. Суть состоит в наделении природных процессов человеческими свойствами.

2. Идол пещеры. Он является следствием сложного внутреннего мира человека, из-за которого он искаженно воспринимает окружающий мир.

3. Идолы рыка. Суть состоит в неправильном употреблении терминов.

4. Идолы театра. Некритические заимствования из различных научных доктрин. «Выдергивание из текста».

 

Рационализм –точные и простые правила (Р. Декарт). В основу положен разум, а не опыт.

 

Методы мышления:

Индукция – от частного положения к общему;

Дедукция – от общего к частному. Начало дедукции – это некоторая аксиома.

 

Сравнить поведение Ватсона и Холмса. Найти подтверждение тому, что истинность посыла приводит к истине знания.

Техника исследования – это совокупность специальных приемов при использовании того или иного метода.

 

Процедура исследования – это последовательность действий или способ организации проведения исследования.

 

Методика исследования –описание конкретных приемов или способов познания.

 

Сравнительная таблица (техник, процедура, методика, метод) по критериям.

Основной подход в исследовании – это познавательный подход.

 

Методы:

1) Общефилосовские методы:

- диалектический метод;

- метафизический метод.

 

Сравнить диалектику и метафизику.

 

2) Общенаучные методы:

- наблюдение, моделирование, синтез, анализ и т.д. Из новых – метод синергетики.

 

3) Частно-научные (специальные) методы.

 



2015-11-23 328 Обсуждений (0)
Сравнить диалектику и метафизику 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнить диалектику и метафизику

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)