Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы, влияющие на становление предмета эстетики



2015-11-23 462 Обсуждений (0)
Факторы, влияющие на становление предмета эстетики 0.00 из 5.00 0 оценок




На всем протяжении развития эстетической мысли трудно переоценить влияние художественной практики. Но в разные периоды оно было разным. Наиболее репрезентативной в этом плане является эпоха Возрождения. В это время эстетика развивалась в русле теорий различных видов искусств.

Идеология в разные периоды развития эстетической мысли (средневековая эстетика, Просвещение и др.) заставляла эстетику также концентрировать внимание на определенных вопросах, связанных преимущественно с социальными проблемами, чем, естественно, также расширяла ее сферу.

Эстетика (как и любая другая сфера знания) развивается, следуя внутренней логике. В иные периоды влияние этого фактора бывает определяющим. Как, например, в период развития немецкой классической философии.

Предыстория развития эстетики - мифология. Именно она была источником философского знания. В ее рамках впервые ставились вопросы о красоте, об искусстве, о том, как связаны между собой эти феномены.

Первый этап развития теоретической эстетики начался в Древней Греции в VI в. до н.э. и завершился в Новое время, в начале XVIII ст. Особенность этого самого большого периода истории эстетики в том, что, хотя она в это время не стала еще самостоятельной дисциплиной, однако начались споры о сущности прекрасного и о законах искусства (художественного творчества), о границах искусств

Своеобразие каждого подпериода составляет влияние определенного фактора. В подпериод античности эстетика складывалась под влиянием философии, религиозная идеология, богословие оказывали существенное влияние на эстетику средневековья, художественная практика - на эстетику, Возрождения, политика, искусствоведение - на эстетику Просвещения.

Второй этап истории эстетики (XVIII - середина XIX в.). Это период немецкой классической философии. На этом этапе преобладает влияние фактора внутренней логики развития науки.

Третий этап истории эстетики начался в середине XIX в. и продолжается по настоящее время. Это период постклассической (или неклассической) эстетики. Влияние философии для него вновь актуально. Так, позитивизм стремился вывести эстетику за пределы философии и превратить ее в экспериментальную науку. С другой стороны, антропологический материализм критически подходил к идеалистической эстетике (не последнюю роль здесь играло реалистическое искусство).

Баумгартен


Термин « эстетика » происходит от греческого слова « эстезис » (ощущение , чувственное восприятие ) . Впервые его ввёл в обиход немецкий философ эпохи Просвещения Александр Готлиб Баумгартен ( 1714 – 1762 ) . Он выделял три сферы духовного мира человека : разум , волю , чувство . Первые две сферы издавна изучались логикой и этикой . Баумгартен , уравнял в правах учение о чувстве и назвал его эстетикой . Баумгартен положил начало традиции сведения чувственного восприятия к характеристике двух явлений – прекрасного и искусства как сфере наивысшего проявления красоты . Но искусство и прекрасное издавна были предметом изучения философов . Именно поэтому эстетике не два с половиной века , а два с половиной тысячелетия .
Предметом эстетики является человеческая чувственность , ответственная за целостное , образное постижение мира . Такое определение вбирает в себя и сферу прекрасного , и возвышенного , и комического , и трагического , и др. эстетических категорий , характеризующих чувственное постижение человеком мира . Оно также охватывает и сферу искусства , которое развивает и воспитывает эту особую форму человеческого духа – чувственность . Целостное восприятие мира , сила воображения – универсальная способность , отличающая человека от животного . Она присуща человеку так же , как и другая универсальная способность – мышление в понятиях . Эти две универсальные способности человека тесно связаны и одна без другой не существуют . Мышление в образах , творческое воображение может быть присуще человеку изначально или воспитано . Простые формы этой способности формируются в индивиде вполне стихийно , естественно . Высшие формы этой способности ( воспринимать мир в формах развитой человеческой чувственности ) представлены в искусстве . Для развития человеческой чувственности нет иного пути кроме воспитания вкуса на сокровищах мирового искусства . Философская эстетика призвана заниматься проблемой человеческой чувственности – частью проблемы сознания .

^

 

Баумгартен говорил как об «эстетическом искусстве» (§71), так и о «науке эстетики» (§73). В этой двойственности обозначения отражена двойственность всего произведения в целом.

С одной стороны, Баумгартен ставил своей задачей философски (научно) раскрыть природу «прекрасного», т. е. совершенства «чувственного познания» (в указанном широком значении). С другой стороны, он хотел сформулировать высшие, наиболее общие, законы своеобразной художественной «технологии», которая в своей общности должна быть, по его выражению, «полярной звездой» для специальных технологий (риторики, поэтики, теории музыки и т. д., см.§ 71). Поэтому «эстетик» в глазах Баумгартена – не только теоретик прекрасного, но в известном смысле «виртуоз», владеющий техникой искусства». «Совершенный эстетик», о котором он так подробно говорит (дословно: «счастливый эстетик», (felix aestheticus), соответствует тому, что французы называют bel esprit, а немцы – schooner Geist. Баумгартен заявлял, что «эстетик» не должен быть «пансофом», т. е. не должен непременно владеть всеми видами «мудрости» или всеми конкретными искусствами (§§67, 77). Практически в своем труде он сам касался лишь примеров из области литературы. Фоном его произведения остаются античная риторика (Цицерон, Квинтилиан, Лонгин) и римская поэзия (в особенности Гораций, Вергилий, Персий). Он довольно механически и в довольно туманной форме повторяет старый принцип подражания природе (§ 104). Несравненно более интересны его рассуждения, посвященные деятельности фантазии и отвечающие новым тенденциям, уже наметившимся у швейцарцев. Говоря о «гетерокосмических» вымыслах и фикциях, Баумгартен все же пытался уточнить границы фантазии, «поэтической фикции», вводя ее в рамки эстетических канонов цельности, связности, соответствия и т. д.

Начав с определения красоты как совершенства «низшего» или смутного познания, Баумгартен в конечном итоге приходил к признанию эстетического познания как по-своему закономерного и законного, а потому обладающего своим «светом», прозрачностью и ясностью (§617). Признавая его самостоятельность, он не склонен был подчинять его ни «святейшим прорицаниям подлинного христианства» (§183), ни – что позднее делали моралисты немецкого Просвещения – моральным целям: «чувственное познание» художника простирается, согласно его взгляду, лишь на «тени добродетелей», тогда как самые добродетели уже являются предметом отчетливых идей интеллекта, или разума (§211). Отметим в этой же связи глубокую мысль об индивидуальном характере художественного Произведения, тем более «истинного», или правдивого, чем оно индивидуальнее (§440). Показательно, что такой представитель позднейшей эпохи «бури и натиска», как Гердер, не расставался с баумгартеновскими сочинениями.

В настоящем переводе «Эстетики» опущены многочисленные перекрестные ссылки на параграфы, а также на «Метафизику». В одном случае (§ 21) ссылка сохранена, но исправлена в соответствии с текстом (§18-20 вместо § 13).

 

§1. Эстетика (теория свободных искусств, низшая гносеология, искусство прекрасно мыслить, искусство аналога разума) есть наука о чувственном познании.

§2. Натуральная ступень низших познавательных способностей, совершенствуемая одним лишь применением их, без обучения, может быть названа натуральной эстетикой и разделена так же, как делится обычно натуральная логика, т. е. на прирожденную, или прирожден­ное прекрасное дарование, и приобретенную, а эта последняя, в свою очередь, на теоретическую (docens) и прикладную (utens).

§3. Важнейшее практическое приложение искусственной эсте­тики, существующей наряду с натуральной, это: 1) доставлять хороший материал для наук, постигаемых преимущественно интеллек­том; 2) приноровлять научно-познанное к любому пониманию; 3) расширять усовершенствование познания за пределы отчетливо на­ми постигаемого; 4) снабжать хорошими принципами все более утонченные занятия и свободные искусства; 5) в общежитии, в слу­чае прочих равных условий, давать преимущество при совершении любых дел.

§4. Отсюда частные приложения ее: 1) в филологии, 2) в герме­невтике, 3) в экзегетике, 4) в риторике, 5) в гомилетике, 6) в поэти­ке, 7) в теории музыки и т. д. [3]

§13. Наша эстетика, как и ее старшая сестра логика, разделяется, во-первых, на теоретическую, учащую, общую, дающую указания: 1) о вещах и о предметах мысли, эвристика, 2) о ясном порядке, мето­дология, 3) о знаках прекрасно мыслимых и прекрасно располагае­мых предметов, семиотика, и, во-вторых, на практическую, приклад­ную, специальную.

§14. Цель эстетики – совершенство чувственного познания как такового и это есть красота. Притом следует остерегаться его несо­вершенства как такового, которое есть безобразность.

§15. Эстетик как таковой не имеет заботы о совершенствах чув­ственного познания, настолько глубоко скрытых, что они либо остают­ся для нас совершенно темными, либо могут быть усмотрены не иначе, как при помощи интеллекта.

§16. Эстетик как таковой не имеет заботы о несовершенствах чувственного познания, настолько глубоко скрытых, что они либо остаются для нас совершенно темными, либо могут быть обнаружены не иначе, как путем суждения интеллекта.

§28. Общей отличительной чертой совершенного эстетика являет­ся, во-первых, прирожденная натуральная эстетика.

§47. Отличительной чертой совершенного эстетика является, во-вторых, askēsis (упражнение) и эстетическая тренировка (exertitatio).

§63. К эстетической дисциплине относится, во-первых, прекрас­ная эрудиция, т. е. такая эрудиция, которая делает познание луч­шим, чем неэрудированное, – то познание предметов, о которых надлежит затем мыслить прекрасно. Будучи наделено ею, дарова­ние, прекрасное от природы, подогреваемое ежедневными упражне­ниями, ею движимое и ею поощряемое, вместе с честным, искренним, по выражению Персия, эстетическим сердцем, легче может склонять­ся к тому, чтобы прекрасно мыслить о данной теме.

§64. Главные части прекрасной эрудиции – те дисциплины, которые уясняют нам бога, вселенную, человека (особенно в его моральном облике), повествования (не исключая мифических) и древ­ности, а также дух символов (siglorum genium).

§68. К эстетической дисциплине относится, во-вторых, теория формы прекрасного познания – о способе и средствах осуществлять его законными путями, теория более совершенная, чем та, которая обычно получается на основе одной лишь природы и простого практи­ческого осуществления этого прекрасного познания. Такая теория требует от своего практического приложения более тщательных и строгих упражнений. Комплекс же правил, расположенных в поряд­ке, обычно называется искусством. Так в общей характеристике совершенного эстетика появляется требование эстетического искус­ства.

§614. Заботящийся о большей истине красоты в мышлении и об изяществе будет добиваться света, ясности и прозрачности всех мыслей, но эстетических, достаточных для аналога разума, чтобы воспринимать различия вещей.

§617. Эстетический свет и прозрачность сама истина велит разде­лить на абсолютный, необходимый всему прекрасно-мыслимому, и относительный.

§618. Итак, всякий эстетический свет, который ты усматриваешь в вещах непосредственно, есть чувственная прозрачность вещей; распространение ясности на множество знаков будет светом абсо­лютным, а блеск и сияние живых мыслей и материи – светом отно­сительным.

 



2015-11-23 462 Обсуждений (0)
Факторы, влияющие на становление предмета эстетики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы, влияющие на становление предмета эстетики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)