Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 15 страница



2015-11-23 373 Обсуждений (0)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 15 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




ИНТУИТИВИЗМ в эстетике (от лат intueri — пристально смотреть) — разновидность иррационализма, абсолютизирующая интуицию как момент непосредственного осознания в эстетическом восприятии и эстетической оценке, в деятельности творческой фантазии (Фантазия художественная). Оформившийся в борьбе с позитивизмом и механицизмом на грани XIX—XX вв., И. метафизически противопоставляет интуицию рациональным (опосредствованным суждениями и умозаключениями) элементам сознания, а также обычному чувственному восприятию реальности. В. иррационалистической эстетике И. (напр., у Бергсона) худож. интуиция противопоставляется дискурсивному мышлению, интеллекту как наивысшая форма постижения мира, предстает как бессознательный, инстинктивный, мистический стимуя.творчества. Подчеркивая творческий, формообразующий характер худож. интуиции, мн.сторонники И. в э. абсолютизируют ее способность постигать уникальное, неповторимое, конкретное, воплощаясь, в необозримом разнообразии произв. иск-ва (Кроне). В философии же она, согласно интуитивистам, оказывается «наукой о выражении», т. е. «всеобщей лингвистикой». В истории эстетики и ранее высказались идеи, в различной степени близкие И., напр. утверждение внеразум-ного состояния" поэта в момент творчества у Платона, концепция гения Канта, противопоставляемое науке постижение жизни иск-вом у романтиков (Романтизм). Совр. же сторонники И. в э. прямо утверждают, что иск-во интуитивно более глубоко ттроникает в суть жизни, чем основанная на интеллекте наука. Методологической оеновой научно убедительной критики мистического, метафизического объяснения роли интуиции в творческом процессе, иррационалистического толкования сторонниками И. худож. творчества и восприятия произв. иек-ва служит диалектико-материалистический подход к осмыслению эстетической деятельности во всех ее проявлениях как своеобразной социальной формы бытия человека (Деятельность эстетическая. Мышление художественное).

ИНТУИЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (позднелат. intuitio — созерцание) — непосредственное усмотрение скрытого ценностного смысла в явлениях действительности и произв. иск-ва, осознание его в акте эстетического восприятия и

эстетической оценки, в деятельности творческой фантазии. Идеалистическая эстетика, абсолютизируя момент непосредственности, противопоставляет И. рациональному (опосредствованному суждениями и умозаключениями) знанию. Так, в иррационалистической эстетике Бергсона, следовавшего за Шопенгауэром, И., в т. ч. художественная, выступает как высшая форма познания, как бескорыстное мистическое созерцание, полное слияние субъекта со специфическим объектом — динамической, духовной сущностью мира. Она противостоит интеллекту, вызванному к жизни утилитарными потребностями. Одновременно И., по Бергсону,— это бессознательный, инстинктивно-образный принцип и стимул творчества. В интуитивистской эстетике Кроне также подчеркивается творческий, формообразующий характер алогичной И., схватывающей в противоположность понятиям уникальное, неповторимое. Марксистско-ленинская эстетика, высоко оценивая роль И. в эстетической деятельности, прежде всего в худож. творчестве, отрицает, однако, мистическую, метафизическую интерпретацию этого явления. Иррационалистическая трактовка И. опровергается результатами экспериментальной психологии, в частности, данными школы Д. Узнадзе о психологии «установки» (Установка эстетическая), доказывающими тесную связь между сознательными, интеллектуальными моментами творческой деятельности личности и неосознаваемыми психическими процессами. Способность к непосредственному эстетическому восприятию действительности и произв. иск-ва, к продуктивному, творческому воображению опосредствована всем предшествующим опытом личности, запасом ее впечатлений, уровнем культуры, наконец, всей системой общественных отношений, в к-рую включен эстетический субъект. В И. в снятом виде представлены цель и результаты предварительной мыслительной деятельности. В свою очередь, И. как эстетическое восприятие произв. или как представление творящей фантазии стимулирует дальнейшую работу сознания как творца худож. ценностей, так и воспринимающего их субъекта, публики. Диалектика непосредственного и опосредствованного, чувственного и дискурсивного, эмоционального и рационального, единичного и общего позволяет избежать метафизического противопоставления И. др. механизмам эстетического сознания.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭСТЕТИКА — направление в совр. западной эстетике (возникло в конце 50-х гг.). Его представители (М. Бензе, А. Моль, X. Франк и др.) стремятся использовать в анализе традиционных эстетических проблем приемы и методы статистической теории информации (К. Шеннон, Н. Винер). Философско-методологиче-ское обоснование И. э. опирается на систему посылок феноменологии и неопозитивизма, причем доминирование тех или др. посылок зависит, как правило, от характера самого предмета (эстетический объект, эстетическое восприятие), к анализу к-рого применяется теоретико-информационный подход. И. э. представлена двумя школами (западногерманской, возглавляемой М. Бензе, и фр., где лидером выступает А. Моль), к-рые соотносятся друг с другом соответственно как версии «описывающей» и «объясняющей» И. э. Такое разграничение обусловлено стремлением Моля и его школы учесть роль человеческого фактора в информационных процессах, к-рая совершенно игнорируется Бензе и его приверженцами. Структура И. э. определяется характерным для ее адептов представлением о специфике эстетических состояний (подчеркиванием их материальности, семиотической природы и вероятностного характера). Эти принципиальные для И, э. представления разрабатываются соответственно в т. наз. материальной семиотической и численной эстетиках, составляющих в совокупности И. э. Однако целостная концепция И. э. не сложилась. Среди приверженцев И. э. ведутся дискуссии по поводу введенного ее лидерами разграничения информации, к-рую несет в себе худож. произв., на «семантическую» и «эстетическую», попыток построить концепцию «эстетической инфор-

мации» на основе ее истолкования как информации о распределении и выборе эстетических знаков (Знак эстетический) и структур, т. е. ограничить анализ областью синтаксического аспекта сообщения. Открывая путь к формализации процесса и результатов исследования, эта односторонняя ориентация в И. э. закрывает возможность адекватного понимания эстетического.

ИНФОРМАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (лат. informatio — разъяснение, изложение, представление) — термин, перенесенный в эстетику из теории И, (Эстетика и теория информации),раскрывающий специфику худож. сообщения, к-рая состоит в том, что оно оказывает эмоциональное воздействие, не передается стандартными нормализованными языками, а представляет собой систему индивидуализированных худож. образов. Эта специфика И. х. осмысляется через такие понятия общей теории И., как оригинальность, избыточность, выбор, упорядоченность, текст, код,знак. и др. Осн. свойства И. х.: раскрытие индивидуальной сущности описываемых объектов знаковыми средствами, соответствующими отображаемому объекту, передача знаковыми средствами мировоззрения и личности автора сообщения — художника. С одной стороны, многозначность худож. знака является его необходимым свойством; с др.— невозможно существование в иск-ве двух различных знаковых систем с одинаковыми значениями. В текстах (Текст художественный) зависимость знака от контекста столь велика, что его значение может быть уникальным и невоспроизводимым. Отсюда невозможность адекватного перевода худож. сообщения в др. систему знаков и ограниченность его значения контекстом системы, в к-рой знак используется. Представление об И. х. связано, с одной стороны, с применением конкретных методов анализа, разработанных в рамках теории И., к иск-ву (напр., количественные и статистические методы оценки эстетических качеств худож. объектов); с др.—с попыткой переосмысления с помощью новых понятий самих худож. процессов. Так, представление об И. х. соотносится с понятием упорядоченности по отношению к стихотворному языку (ритм, метр, звучание, система образов). Определение И. х. в качестве выбора, к-рый всегда связан с ограничением разнообразия, позволяет выявить, как в худож. сообщении проявляется мастерство художника и его эстетическое чувство. Определение И. х. как ограничения и увеличения разнообразия соотносится с характеристикой худож. сообщения на формальном и содержательном уровнях. Сочетание этих двух сторон худож. сообщения подчинено реализации идейного замысла художника.

ИРОНИЯ (от греч. eironeia — притворство) — философско-эстетическая категория, раскрывающая ценностный смысл предметов и явлений в действительности и в иск-ве путем остроэмоциональной критики-осмеяния, построенной на контрасте видимого и скрытого, когда за положительной оценкой, похвалой стоят доступные для прочтения отрицание и насмешка. Поэтому ироническое отношение имеет двойной смысл: прямой, буквальный, и скрытый, обратный. Осмысление И. претерпело в ходе истории значительные изменения-Как риторический прием «называть вещи противоположными именами» она известна с античности; на этом строятся мн. сатирические произв. («Похвала глупости» Эразма Роттердамского, сатиры Дж. Свифта). И. выступает как способ критики мышления и самой действительности (начиная с Сократа — сократовская И.). Особый поворот в трактовке И. связан с европ. романтизмом начала XIX в.: все реальное, конкретное, окружающее человека представляется романтикам относительным, лишь указанием на высшее, идеальное, И. выступает как орудие преодоления всего частного. С этим связано и применение И. как худож. приема остранения (напр., в комедиях Л. Тика). Гегель и Кьеркегор подвергали критике романтическую И. как субъективный произвол. Нем. эстетик-идеалист К. В. Ф. Зольгер (1780—1819) глубоко переосмыслил И., к-рая стала у него центральным принципом творчества, опос-

редствуя все противоположности, к-рые входят в худож. произв.,— реальность и идею, жизненный материал и идеал, объективное и субъективное; И. означает, по Зольгеру, полнейшее равновесие и взаимопроникновение в произв. всего противоположного. В переосмысленном виде И. может выступать и как свойство самого исторического бытия, где все обветшалое опрокидывается новым развитием и где намерения людей приводят к неожиданным для них результатам. В этом широком смысле понятием «И.» пользовались Маркс и Энгельс.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ в эстетике (отлат. irrationalis — неразумный) — методологический принцип, к-рый лежит в основе мн. направлений и концепций буржуазной эстетической мысли. Суть И. в э. заключается в принижении значения разума и мышления в худож. творчестве, отведении гл. роли в нем чувственной интуиции, непосредственному восприятию, переживанию жизни, инстинктам и эмоциям. Как правило, оживление И. в э., выражающего позицию классов, сходящих с арены истории, происходит в периоды общественного упадка. Иррационалистическая тенденция в той или иной мере присуща таким направлениям буржуазной эстетики XX в., как философия жизни, фрейдизм, неотомизм, прагматизм, экзистенциализм (в лице нек-рых его представителей) и др. Объединяющие их постулаты можно свести к следующему: объективная реальность хаотична, не поддается систематизации и потому доступна только для непосредственного восприятия («жизненный порыв» Бергсона, индивидуализированная интуиция Кроче); иск-во есть лишь самовыражение художника (нек-рые концепции неофрейдизма) ; фантазия художника ничем не скована и полностью произвольна (концепция «нового романа»); творчество ничего общего не имеет с познанием жизни, а представляет собой либо интуитивный акт творения («иск-во созидания» уМаритена), либо оно полностью инструментально (иск-во как опыт у Дьюи), художник или перерабатывает старые или создает новые мифы (теория мифотворчества). К ирра-ционалистическим представлениям о сущности иск-ва относятся также теории игры (К. Ланге) и вчувствования (Липпс, Ли, Верной). В целом для И. в э. характерны представления об иск-ве исключительно как о сфере видимости, отрицание роли мировоззрения в творчестве художника, социальной обусловленности худож. творчества.

ИСКУССТВО — вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от др. сфер общественного сознания и деятельности (науки, политики, морали и т. д.) И. удовлетворяет универсальной потребности человека — восприятию окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфически человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира как «живого конкретного целого» (Маркс), предполагающей развитое творческое воображение. Решающую роль в возникновении и развитии И., как и эстетических чувств (Чувство эстетическое) и потребностей человека (Потребность эстетическая). сыграл труд. Исторически И. развивается как система конкретных видов искусства (музыка, литература, архитектура, изобразительное искусство и др.), в к-рых многообразие реального мира предстает во всем своем богатстве. Раз возникнув, И. формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, к-рая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности и познания—и в науке, ив политике, и в быту, и в непосредственном труде. Произв. И. формируют «публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 46, ч. I, с. 28). Благодаря своеобразию своей видовой сущности, И. объединяет в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется человеческое отношение индивида к действительности и к

самому себе. Именно этим определяется специфика И., его уникальность как особого способа духовного производства. Поскольку И. включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности, отражающие собственно человеческое отношение к действительности, сфера его воздействия на жизнь поистине безгранична. Это, с одной стороны, лишает всякого смысла претензию И. на какую-то исключительность, кроме той, что диктуется его видовой сущностью (в частности, бессмысленным оказывается тезис «искусство для искусства»). С др. стороны, оказывая преображающее воздействие на все общественные сферы и институты. И- сохраняет присущие ему особенности и относительную самостоятельность. Вопрос «что такое искусство?» до сих пор остается предметом идеологических споров между сторонниками материалистической и идеалистической эстетики. Последняя издавна пытается свести сущность И. к «чистой форме», лишенной к.-л. связи с практическими Интересами общественного человека, прежде всего с политикой и идеологией. Важнейшая эстетическая закономерность — связь И. с действительностью — предстает в идеалистических концепциях в искаженном, ложном свете. Развивая достижения материалистической эстетики прошлого, марксизм-ленинизм впервые дал подлинно научное истолко ванне социальной сущности и смысла И. Руководствуясь принципом материалистического монизма, марксистско-ле-нинская эстетика рассматривает И. как отражение-реальной действительности и видит именно в общественной жизни тот объективный источник, к-рый внутренне связывает и обусловливает взаимодействие И. с политикой, наукой, моралью и т. п. При этом решительно отвергаются любые попытки выдать те или иные признаки, особенности И. («воспроизведение действительности», форма «передачи чувств», средство «самовыражения духа», «удовлетворения потребности в красоте» и т. п.) или их эклектическую смесь за определение его действительной природы и сущности. Подчеркивая классовый характер И. в

классовом об-ве и его роль в идейной борьбе, марксистско-ленинская эстетика исходит из идеи единства социологических, гносеологических и эстетических закономерностей И. как особой формы общественного сознания. Тем самым оказывается возможным дать научно обоснованное, соответствующее реальной истории развития худож. деятельности и сознания объяснение роли И. в развитии общечеловеческой культуры (Классовое и общечеловеческое в искусстве. Партийность в искусстве). Основной «клеточкой» И., предметно воплощающей в себе его особенности и закономерности, является худож. образ (Образ художественный), где «живое конкретное целое» предстает в форме всеобщей индивидуальности предмета, факта, человека, события. Обладая способностью «менять нашу точку зрения на предмет» (Гегель), И. силой творческого воображения преображает мир в представлении, делая это свободно, т. е. по законам красоты. Процесс свободного формирования предметного мира в сфере худож. творчества происходит с позиций определенного эстетического идеала (Идеал эстетический) и завершается созданием произв. или образов И. Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения предметов и явлений окружающего мира И. воздействует одновременно на чувство, мысль и волю людей, пробуждая и развивая в них художническое, творческое отношение к действительности. Эта ленинская мысль, раскрывающая суть активно-преобразующей миссии И., имеет особое значение для социалистического иск-ва, к-рое должно уходить «своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс», поднимать и объединять их в борьбе за построение социализма и коммунизма. Развитие и сила социального воздействия И. зависят в конечном счете от условий материальной жизни об-ва, к-рые могут быть более или менее благоприятными для творческой деятельности человека. Так, по мере углубления и обострения противоречий буржуазного об-ва И. попадает в условия, препятствующие выполнению его гуманистического назначе-

ния. Как отмечал Маркс, «капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии» (т. 26, ч. I, с. 280). Буржуазный уклад и образ жизни препятствуют всестороннему развитию личности, превращают целостного индивида в «частичного», а его индивидуальности сообщают «дурной» характер, что входит в непримиримое противоречие с самой природой И. Поэтому подлинное И. в антагонистических формациях находится в состоянии постоянного конфликта с существующей социальной действительностью. Принципиально иные условия для развития И. создаются с победой социалистической революции, преследующей в качестве своей конечной цели всестороннее и гармоничное развитие личности, в осуществлении к-рой И. надлежит сыграть важную, ничем не заменимую, роль. Отмечая необходимость повышения роли лит-ры и И. в совр. условиях, Программа КПСС подчеркивает, что они «призваны служить интересам народа, делу коммунизма, источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, активно помогать их идейному обогащению и нравственному воспитанию» (см. Искусство и мораль).

«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»(или «чистое искусство») — эстетические концепции, утверждающие самоценность и автономность худож. творчества, отрицающие связи иск-ва с общественной жизнью, моралью, наукой и политикой. Гносеологический источник этих концепций — абсолютизация специфики иск-ва, свободы творческого акта и наслаждения, доставляемого плодами худож. деятельности. Социальный источник теорий «И. д. и.» — «безнадежный разлад», по определению Плеханова, художников с окружающей их социальной средой. Пресыщенныйэстетизм. подчеркнутая индифферентность к глубоким и актуальным темам, стремление к сугубо формальным эффектам характерны для различных вариантов «чистого иск-ва», пропагандируемых в периоды разложения общественных систем и классов, уходящих с исторической сцены (эллинизм, иск-во времен упадка Римской империи, маньеризм и т. д.). Наиболее последовательные теории «И. д. и.» оформляются в XIX в., черпая свою аргументацию в односторонней интерпретации учения Канта о специфике эстетического отношения («суждение вкуса») и в нек-рых положениях Шиллера о природе «эстетической видимости». В их трактовке худож. творчество представало как выход из противоречий между природой и об-вом, между свободой и необходимостью, между чувственным и рациональным, между индивидом и родом. Разделение труда, углублявшееся в связи с развитием капиталистического способа производства, тотальное подавление индивидуальности господством отчужденных, вещных отношений порождало разнообразные. вт. ч. и превратные, формы борьбы за попранную человечность, за свободное и целостное развитие личности. На этой почве и возникает романтическая иллюзия, будто только в сфере «чистого иск-ва» возможны личная независимость художника и свобода художественного творчества. Концепции «И. д. и.» противопоставляли себя рассудочно-утилитаристским элементам эстетики Просвещения. Антагонизм двух односторонних подходов к творчеству — утилитаристского и абсолютно «незаинтересованного»,— особенно заостренный в позднейших вариантах концепций «И. д. и.», обнажает внутреннюю диалектичность иск-ва, особую природу его полезности, понимаемой не в грубо утилитарном смысле, а как формирование творческих способностей личности, содействие универсализации ее интересов и потребностей. Развитая способность творить «по законам красоты» находит выражение и за пределами собственно худож. сферы, проявляясь и в производительном труде, и в научном поиске, и во взаимоотношениях личности с коллективом. К оценке различных вариантов «чистого иск-ва» важно подходить конкретно-исторически. Так, если в XIX в. лозунг «И. д. и.» (Т. Готье, Ш. Бодлер, О. Уайльд и др.) часто выражал протест художника против господства буржуазной пошлости в офи-

циальном иск-ве, то с нач. XX в. теории «чистого иск-ва» утратили критический пафос, превратившись в особую разновидность эстетической культуры эпохи кризиса (Кроне, Кандинский и др.). Аполитичность стала кредо «чистого иск-ва», отдаляя художника от насущных интересов народа. Не случайно еще рус. революционно-демократическая эстетика (Белинский, Чернышевский, Добролюбов) выступала с резкой критикой этой концепции в теории и худож. практике, отстаивая иск-во, реалистически изображающее жизнь. Марксистско-ленинская эстетика, развивая традиции революционно-демократической эстетики, противопоставила теории и практике «чистого иск-ва» принцип худож. идейности (Идейность в искусстве). В противовес концепции «абсолютно свободного» иск-ва, В. И. Ленин выдвинул и всесторонне обосновал идею партийного, открыто и сознательно связанного с пролетариатом худож. творчества (Партийность в искусстве).

ИСКУССТВОЗНАНИЕ — совокуп ность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искусства, его происхождение и закономерности развития, особенности и содержание видового расчленения иск-ва, природу худож. творчества, место иск-ва в социальной и духовной жизни об-ва, его функции, характер социально-психологического функционирования и т. д. Совр. И. акцентирует внимание на исследовании иск-ва в контексте духовной культуры. Сложная структура И. отличается комплексностью, проявляющейся гл. обр. в трех отношениях. Во-первых, И, разделяется на общее и частное, соответственно членению самого иск-ва на различные (в этом смысле — частные) виды худож. творчества. Как система частных наук об отдельных видах искусства, И. включает в себя литературоведение, театроведение, музыкозна-ние, архитектуроведение, искусствоведение (наука об изобразительных иск-вах), киноведение и т. д. Каждая из этих частных наук имеет относительно самостоятельный характер и в то же время входит в качестве составной части в общую структуру И. как системы целостного знания о худож. творчестве. Во-вторых, в наиболее общем виде И, представляет собой совокупность трех субдисциплин: истории иск-ва, теории иск-ва, худож. критики (Критика художественная). (Соответственно частные науки об иск-ве включают в себя аналогичные членения: театроведение — историю театра, теорию театра, театральную критику; музыкозна-ние — историю музыки, теорию музыки, музыкальную критику и т. д.) В этом смысле И. разделяется на историческое, теоретическое и худож. критику. Однако понятия «история иск-ва» и «историческое И.» не тождественны. История иск-ва — ядро исторического И., но последнее шире, оно включает в себя и ряд вспомогательных исторических дисциплин, таких, как, напр., текстология, палеография и т. д. Важное место в историческом И. занимает изучение худож. процесса как процесса формирования истории иск-ва, его направлений. Не синонимичны также и теория иск-ва и теоретическое И., включающее в себя и такие аспекты теоретического изучения иск-ва, к-рые непосредственно в теорию иск-ва не входят. В марксист -ско-ленинском И. общей теорией иск-ва выступает эстетика. Разграничение между историческим и теоретическим И. относительно. В известном смысле историческое И. может рассматриваться как процесс становления теоретического, а теоретическое И., в свою очередь, как «ставшее» историческое, выраженное в абстрактно-логических категориях. В конечном счете историческое и теоретическое И. неразрывны и образуют единую науку. Статус худож. критики в культуре исторически изменчив, и ее природа не однозначна. С одной стороны, она является частью лит-ры и самого худож. процесса, а с др.— входит составной частью в И. Ее природа — научно-публицистическая. В социалистическом об-ве она выступает осн. методом общественного влияния на худож. творчество и обращена как к творцам, так и к потребителям худож. ценностей. В-третьих, И. вступает в определенные отношения с рядом неис-

кусствоведческих научных дисциплин, методологические подходы, выводы и наблюдения к-рых существенны для комплексного изучения иск-ва- В этом отношении особенно значимы социология иск-ва, психология художественного творчества, семиотика иск-ва, культурология и т. д. Междисциплинарное изучение худож. творчества обогащает И., способствует более углубленному изучению различных аспектов иск-ва — его коммуникативных возможностей, характера социального функционирования, особенностей восприятия иск-ва и т. д. Во взаимоотношениях И. с др. науками особое значение имеют философия и эстетика, образующие его методологическую и теоретическую основу. И. является не только особой областью научного знания, но и составной частью худож- культуры (Культура художественная).

ИСКУССТВО И ИГРА—хотя зна чение игры в жизни и в иск-ве было осознано еще в античности, философ-ско-теорети чески проблема И. и и. была поставлена лишь во второй половине XVIII в. Кантом и Шиллером. Игра, воплощающая свободную деятельность, осмыслялась ими как родственная худож- деятельности. Иск-во Кант рассматривает как «видимость, которой дух играет» и через к-рую раскрывается истина, доставляется наслаждение. Суждение вкуса (Суждение эстетическое), считает он, есть свободная игра познавательных способностей. Шиллер в игре видит истоки иск-ва. Во второй половине XIX в. соотношение И. и и. получило позитивистскую интерпретацию (Спенсер, К. Грос, Э. Гроссе), в к-рой игра, понимаемая как подготовительная деятельность, свойственная уже животным, представлялась основой иск-ва и труда. Показывая, что в жизни об-ва труд старше игры, Плеханов не подвергает сомнению взаимосвязь И. и и. Игра, по его мнению, не есть пустая забава, а составляет «одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих для передачи культурных приобретений из рода в род». Теоретический интерес к проблеме И. и и. обострился в XX в. в связи с проблемой судеб культуры. В кн. Хейзинги «Человек Играющий. О происхождении культуры в игре» (1938) последняя выступает как своеобразный критерий оценки различных культурных явлений, в т. ч. иск-ва, к-рое родственно игре по своей природе. В то же время в романе Г. Гессе «Игра в бисер» (1943) ставится под сомнение правомерность превращения высших духовных ценностей в игру, пусть даже самую духовную и прекрасную. Игра — ведущая деятельность ребенка и основа его последующего развития, ибо в игре он обретает азы опыта для жизни в об-ве и развивает те физические и духовные силы и способности, к-рые ему необходимы для будущей деятельности. В детской игре ее сущность выражена в наибольшей степени. «В игре ребенок создает мнимую ситуацию» (Выготский). развивает свое творческое воображение. Ребенок одновременно и верит и не верит в реальность игрового действия, к-рое он совершает непринужденно, получая бескорыстное удовольствие от самого игрового процесса. Игра — это также школа общения. По мере взросления детей ролевая игра переходит в условную игру с правилами, а затем в др. виды деятельности — в спорт, в «деловые игры», в иск-во. Переходя в др. виды деятельности, игра передает им игровое начало- Внутренняя связь между игрой и иск-вом существует уже потому, что сама игра представляет собой эстетическое явление. Не случайно приобщение ребенка к иск-ву осуществляется через игру. С игрой связано возникновение изобразительной, литературной, музыкальной, драматической деятельности детей. Своеобразие детского худож. творчества в том, что это игра — иск-во, движение к иск-ву через игру. Отличаясь от игры, иск-во по природе своей обладает игровым началом, отражает мир, в т. ч- и мир игры — игры детей, народные игры, игровой элемент обрядов, праздников, карнавалов, спорта (Эстетика спорта), цирка и т. п. В иск-ве игровое начало проявляется в перевоплощаемости, присущей всем видам худож. творчества, особенно игре актера и музыканта. В самой структуре худож. произв., как в игре,

диалектически совмещаются такие противоположности, как действительное и вымышленное, условное и безусловное, творческая свобода и ограничивающие ее правила —<иязык искусства».Чувство юмора роднит с игрой то, что оне обнаруживает несерьезность действительно существующего, высмеивает мнимость реального и реальность мнимого.- Ирония поступает так же, при этом как бы «притворяясь» серьезностью, играя в нее. В процессе эстетического переживания возникают сложнейшее движение и переливы между различными духовными способностями человека, своего рода «игра», вызывающая бескорыстное наслаждение. Само худож. творчество может быть предметом игры (стихотворные игры, сценические шарады и т. п.). Иск-во-игра может явить пример формализма, если игра становится самоценной, но может иметь значение худож. эксперимента. Однако иск-во не должно превращаться в игру. Оно отнюдь не сводимо к игре, оно есть результат труда, «дьявольски серьезное дело, интен-сивнейшее напряжение», как писал Маркс о творчестве композитора. Сведение иск-ва к игре может быть одним из путей его субъективизации. Вместе с тем, не будучи игрой по своей специфической сущности, иск-во, несомненно, имеет игровой аспект, и обусловливающий психологическую подготовку к творческой деятельности (эвристическая функция иск-ва), и дающий разрядку психической напряженности, и являющийся средством развлечения, отдыха, источником эстетического и худож. наслаждения. Игровой аспект иск-ва, вызывая эстетическое удовольствие игрой духовных сил человека в самом процессе эстетического восприятия, содействует формированию гармонически развитой личности.



2015-11-23 373 Обсуждений (0)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 15 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 15 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)