Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 52 страница




концептуальные представления были сформулированы пифагорейцами. Их концепции были идеалистическими, но под мистическим покровом в них отчетливо проступают фундаментальные наблюдения, особенно в учении о гармонии, о мере в эстетике и иск-ве. Материалистическая линия в Э- ведет свое начало от Гераклита, отстаивавшего идею объективности прекрасного,идеалистическая — от Платона и его предшественников. Вершина эстетической мысли античности — Э. Аристотеля, рассматривавшего эстетические характеристики, с к-рыми связывалось представление о совершенстве (мера, пропорции, гармония, единство в многообразии, целостность), как присушие объективной реальности. Античная эстетика трактовала иск-во как подражание природе (Мимесис), а в соответствии худож. произв. явлениям природы как их естественным прообразам видела осн. признак их совершенства. Средневековая эстетика (Августин, Фома Аквинский) восприняла наследие античного идеализма и переработала его в духе христианского спиритуализма. Она отстаивала идею сверхчувственного, божественного происхождениякрасоты. Связь между внутренним и внешним устанавливалась ею на основе символического уподобления чувственного сверхчувственному абсолюту. Возрождения эстетика, напротив, опиралась на материалистическую ветвь античной мысли. У. Шекспир, Леонардо да Винчи, Альберти, М. Сервантес, А. Дюрер возвращают эстетическое достоинство человеку и миру, а иск-ву — ориентацию на реальную действительность. В новое время раскрытие предмета Э., природы и назначения иск-ва способствовало образованию основ совр. эстетической науки: представителиклассицизма (П. Корнель, Буало) акцентируют внимание на духовно-эстетических аспектах человеческой жизнедеятельности; фр. просветители (Вольтер, Руссо, Дидро, К. А. Гельвеций) — на общественном назначении худож. творчества, его нравственной и познавательной значимости; нем. просветители (Лессинг, Винкельман) — на специфике реалистической правды, а также на необходимости исторического подхода к эстетическим ценностям.Нем.классическая Э. (Кант, Шеллинг, Гегель и др.) при всей своей противоречивости и идеалистической направленности сумела уловить и во мн. раскрыла специфику эстетического, важнейшие эстетические закономерности человеческой жизнедеятельности и иск-ва. Взаимосвязь и взаимозависимость эстетических категорий, природа художественности, структура и внутренняя динамика прекрасного, система видов искусства, субъективное и объективное в худож. творчестве, принцип историзма как ведущий в эстетическом анализе — вот лишь нек-рые из позитивно разработанных ею аспектов. В органической связи с освободительным движением развивалась эстетическая мысль в России. От Ломоносова к революционным демократам Белинскому, Герцену, Чернышевскому, Добролюбову, Писареву, М. Е. Салтыкову-Щедрину развивается и отстаивается традиция служения иск-ва народу, единства идейности и художественности. В революционно-демократической эстетике нашли свое обоснование принципы реализма, худож. правды (Правда художественная), народности искусства. Эстетическая мысль в России была представлена к в либерально-консервативном течении, а также в академическом искусствознании и литературоведении (Григорьев,А. Н. Веселовский и др.). Э. рус. революционной демократии наиболее близка принципам марксистско-ленинской Э„ к-рая опирается на все предшествующее развитие эстетической мысли, прежде всего на ее материалистические традиции. Но она не является простым продолжением этих традиций. Ее возникновение — революционный переворот в истории Э., ибо на основе материалистического понимания исторического процесса эстетическая проблематика получила принципиально новое обоснование. Маркс и Энгельс вписали проблематику Э. в широкий контекст социальной действительности, показав, что решающим условием и необходимой предпосылкой эстетического

обновления жизни является социалистическая революция. В противовес старому антропологизму они перенесли центр тяжести в раскрытии сущности человека с биологической на его социальную природу. Этот принцип был ими распространен и на область Э. с учетом ее специфики. Основы марксист -ско-ленинской Э. заложены в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса («Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Святое семейство», «Немецкая идеология», «К критике политической экономии» и др.), в письмах Энгельса к М. Каутской и М. Гаркнесс, в переписке Маркса и Энгельса с Ф- Лассалем по поводу его трагедии «Франц фон Зиккинген» и т- д. В этих трудах научно разработаны коренные проблемы Э.: возникновение эстетических чувств и способностей на основе общественно-исторической практики; природа иск-ва и его место в жизни об-ва; надстроечный характер, классовость, народность худож. творчества; исторические закономерности эстетической деятельности; сущность реализма, природа творчества по законам красоты. Значительный вклад в развитие марксистской Э. внес Плеханов. Успешно применяли марксистскую методологию к анализу конкретных явлений иск-ва, боролись против идеализма в Э. и декадентства в иск-ве Мерине, Лафарг, Люксембург. На качественно новую ступень была поднята марксистская Э. Лениным. Труды В. И. Ленина, особенно разработанная в них теория отражения, приобрели значение фундаментальных теоретических оснований эстетической науки. Критика В. И. Лениным махизма и развитие им коренных положений марксистской теории познания в «Материализме и эмпириокритицизме» не только сыграли огромную роль в раскрытии антинаучности идеализма в Э., но и создали научные предпосылки для обоснования законов худож. познания. Блестящим образцом применения принципов теории отражения к анализу конкретных явлений иск-ва явились работы Ленина о Толстом, в к-рых раскрыта сложность взаимоотношений между характером мировоззрения и творчеством художника, показано, что реалистический метод позволяет правдиво отражать жизнь подчас даже вопреки ложным взглядам самого художника. Особое значение для Э. имеет разработанный Лениным принцип партийности (Партийность в искусстве).Значительный вклад в развитие марксистской Э. внесли представители ленинской школы—Луначарский, Во-ровский, Ольминский, зарубежные теоретики-марксисты Грамши, Лабриола, К. Кодуэлл, Р. Фоке и др. Ныне марк-систско-ленинская Э. теоретически обогатилась в ходе осмысления новых объективных процессов социальной жизни, в частности расширения сферы эстетического, масштабов эстетической деятельности в связи с научно-технической революцией, экологической практикой, возросшим значением лит-ры и иек-ва в жизни об-ва. В важнейших партийных документах последних лет получили развитие ведущие принципы марксист-ско-ленинской Э., принципы партийности и народности иск-ва, худож. правды и высокой идейности, обоснована социалистическая ориентация худож. творчества, определена гл. линия в развитии лит-ры и иск-ва — это «укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение социалистической действительности, вдохновенное и яркое раскрытие нового, передового и страстное обличение всего, что мешает движению общества вперед».

ЭСТЕТИКА И СЕМИОТИКА (от греч. semeion — знак, признак).— Поскольку произв. иск-ва воплощает результаты познавательной и оценочной деятельности, т. е. семантическую и прагматическую информацию, и рассчитано на передачу этой информации, правомерно говорить о знаковой стороне иск-ва, обусловливающей его коммуникативную функцию. Это делает возможным и необходимым включение в комплекс научных дисциплин, изучающих иск-во, С.— науки о знаках и знаковых системах. Еще Баумгартен предполагал дать в своей «Эстетике» специальный раздел «С.», представив там учение о знаках, используемых в худож. произв. Возникнув на основе логики и структурной лингвистики, С- включила

в орбиту своего рассмотрения также «эстетические знаки» (Знак эстетический; Ч. Моррис), без к-рых немыслимо худож. творчество. Закономерности знаковых систем, раскрываемые С., позволяют выявить особые связи между худож. произв.и их значениями (семантика), структурные отношения между элементами, образующими эстетический и худож. знак (синтактика), коммуникативную функцию иск-ва (прагматика). Использование семиотического подхода в Э. может быть осуществлено с различных методологических позиций. Отрыв синтактики от семантики и прагматики приводит к формалистическому пониманию иск-ва. Абсолютизация семиотических методов исследования иск-ва неправомерна, т. к. она исходит из отождествления худож. образа и знака. Вместе с тем, поскольку иск-во обладает знаковым аспектом и коммуникативной функцией, его правомерно изучать и под углом зрения семиотических закономерностей. См. такжеКоммуникация художественная, Структурно-семиотическая эстетика.

ЭСТЕТИКА И ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ.—Развитие совр. средств массовой информации и коммуникации обусловливает возможность рассмотрения иск-ва в общей системе культуры как одного из средств коммуникации. Этот подход, получивший распространение в 1960-е гг., нашел выражение прежде всего в использовании в Э. методов Т. и., к-рое имело следствием два направления исследований. Во-первых, попытки применения количественных и статистических методов анализа и оценки эстетических качеств материального аспекта произв. иск-ва (его языка и материала). Во-вторых, интерпретация худож. процесса и эстетических категорий в свете общей Т. и. Исторически применение методов Т. и. в Э. связано с развитием семиотики (Эстетика и семиотика) и кибернетики, поскольку любая передача сообщений, в т. ч. и худож., осуществляется с помощью различных систем знаков, или языков. Знак в этом случае выступает носителем И., а язык ее кодом. И. возникает в процессе коммуникации и определяется по отношению к передатчику, приемнику и коду. С этих позиций может быть представлен и процесс худож. коммуникации(Коммуникация художественная). Совр. представление об И. позволяет использовать ее в различных областях человеческой деятельности. Математическая, или количественная, Т. и. (К- Шеннон, Н. Винер, А. Н. Колмогоров) нашла широкое применение в Э. Такое представление об И. легло также в основу различения эстетической и семантической И., введенного фр. ученым А. Молем и развитого в рамках информационно-семиотического направления в Э. (Информационная эстетика). Иск-во рассматривается с этих позиций как особый вид И. (И. эстетическая), а худож. произв.—как особый класс носителей «эстетических состояний». Эстетическая И. непереводима на др. язык, она является «персональной» в отличие от И. семантической, к-рая подчиняется логическим закономерностям и допускает перевод в др. знаковые системы. В то же время мера оригинальности худож. сообщения может быть выражена количественно, если оно будет представлено в виде неразложимых далее элементарных знаков, на разных уровнях организуемых в структуры. Такой подход ограничивает анализ иск-ва как носителя И. формальным уровнем, поскольку количественные системы оценок могут быть использованы только на этом уровне. Т. обр., количественная Т. и. может быть продуктивно использована для анализа исключительно синтаксического аспекта языка иск-ва и неприменима к анализу как раз тех проблем, к-рые находятся в центре внимания Э. В марксистской философии понятия «И.», «знак», «структура» рассматриваются как общенаучные. Они могут использоваться в различных интерпретациях в рамках конкретных исследований, предполагающих и анализ качественного, семантического аспекта. Использование понятий Т. и. применительно к иск-ву вызывает необходимость их трансформации в системе уже сложившихся в Э. идей и категорий. Так, понятия выбора, избыточности, оригинальности, кода используются при анализе

худож. творчества. В поэзии, архитектуре, музыке выбор художником выразительных средств строго ограничен правилами гармонии, композиции, полифонии, ритмическими закономерностями поэтического кода. В архитектуре такие аспекты худож. формы, как разнообразие элементов, их взаимоотношения по смыслу и значимости в композиции, роль отдельных композиционных различий и тождеств, напр. в организации архитектурного ансамбля, могут быть представлены как носители социально-худож. И. Т. обр., введение в Э. понятий и методов Т. и. может способствовать осмыслению сущности худож. процессов при условии выбора такого подхода в рамках Т.и., к-рый бы соответствовал задачам конкретного исследования и не приводил бы к растворению специфики иск-ва в проблемах методологии, Именно такое использование научных понятий имел в виду Энгельс, когда писал, что их следует рассматривать «в их историческом, соответственно логическом, процессе образования» (т. 25, ч. I, с. 16).

ЭСТЕТИКА ПРОИЗВОДСТВА—см. Производственная эстетика.

ЭСТЕТИКА СПОРТА (англ. sport)— отрасль эстетической науки, изучающая эстетические закономерности, к-рые проявляют себя в сфере спортивной деятельности и спортивных отношений и оказывают влияние на развитие этой области общественной практики. К компетенции Э. с. относятся вопросы об эстетическом содержании спорта, о взаимосвязи эстетических компонентов спорта с технической подготовленностью атлетов, об особенностях формирования эстетических чувств, вкусов и потребностей в сфере спорта, о месте спорта в эстетической культуре исторически конкретного об-ва, о соотношении спорта и иск-ва. Эстетическое осознание человеческого движения является одной из причин возникновения и развития спорта, исторически сложившегося в формах состязаний и специальной подготовки к ним как средство совершенствования способностей и качеств человека, прежде всего физических. Подобно тому как «практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики» (Ленин В. И., т. 29, с. 198), так практика трудовых двигательных действий закреплялась в сознании человека формами своей целесообразности, формами совершенства. Физическое совершенство человека становится предметом направленного воспитания. Физическая культура и спорт выступают в качестве социальных институтов для выработки этих форм, осознаваемых как красота человеческой пластики. По мере того как в спорте, с одной стороны, все более глубоко воплощаются гуманистические идеалы, а с др.— возрастает и выравнивается техническое мастерство участников состязаний, эстетическое содержание спорта все зримее проявляет себя и оказывает все большее влияние на его развитие. Складываются виды спорта с ярко выраженной, подчеркнутой эстетической значимостью (фигурное катание, худож. гимнастика, прыжки в воду, синхронное плавание и т. п.), в к-рых решение спортивных двигательных и соревновательных задач предполагает использование средств худож. выразительности, поскольку оценивается здесь само движение. Нек-рые авторы склонны к отождествлению спорта и иск-ва. Однако спортивное действие (движение, комплекс) строится не по логике образного отображения действительности, а по логике конструктивного объединения необходимых элементов спортивной программы. Специфическая черта спорта — высокая эмоциональная напряженность состязания, чем предопределяется его зрелищность, к-рая в отличие от др. видов зрелищ возникает на основе объективно действующих законов композиции спортивной борьбы, независимо от того, борьба ли это с противником или с предельными весом, высотой, скоростью. Др. особенность спортивного зрелища — игровой азарт. Поэтому одна из важных функций эстетического воспитания в сфере спорта, от к-рой во мн. зависит воспитательный эффект в целом, состоит в том, чтобы направить азарт участников состязания и зрителей в русло гуманистических ценностей, переплавить страсти в эстетические

эмоции (Чувство эстетическое), не позволяя азарту достигнуть своей крайней формы — спортивного фанатизма, к-рый разрушает эстетическое отношение к спорту. В сфере спорта создается своя особая предметная среда (стадионы, снаряды, спортивная одежда, знаки и т. п.), оказывающая существенное воздействие на образ и стиль жизни людей. Т. обр., спорт непосредственно влияет на эстетическую культуру об-ва, на традиционные виды эстетической деятельности. Происходит и обратный процесс — проникновение форм собственно эстетической деятельности, методов худож. творчества, выразительных средств худож. языка в сферу спорта. Особое значение развитию Э. с. придается в СССР и др. социалистических странах, где физическая культура и спорт являются составными частями общей культуры об-ва и образа жизни.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ — система воздействия людей на природу и создаваемое ими материально-предметное окружение, определяющая уровень развития культуры об-ва, отражающая социально-эстетические идеалы и вкусы народа. По характеру Э. о. с. различаются исторические эпохи в развитии иск-ва. В ней в худож.-образной форме воплощаются географические и этнические особенности бытия людей, их практические достижения в овладении силами природы, отражаются социальные, классовые отношения в об-ве. Э. о. с. развивается во времени, в ней находят проявление традиции культуры и постоянный поиск новых форм, соответствующих изменениям в образе жизни людей. При этом люди могут быть эстетически удовлетворены существующей или специально создаваемой средой, использовать ее для достижения своих жизненных идеалов и конкретных бытовых целей. Они могут ощущать несоответствие со средой, но искать с ней примирения, приспосабливаться, создавая особые формы эмоционального, эстетического контакта с ней. Наконец, они могут активно выступать против недостатков существующей среды, ассоциируя ее формы с отрицаемым ими в социальном плане образом жизни, преобразовывать среду в соответствии с исторически возрастающими общественными и личными потребностями, борясь за новую, лучшую, более справедливую в социальном отношении жизнь. В ходе научно-технического прогресса и разделения труда ускоряется и усложняется воспроизводство и смена материальных элементов среды. Если раньше на их полную смену требовались столетия, то теперь это происходит за несколько десятилетий, причем наследуемые формыархитектуры и бытового окружения меняют свое первоначальное утилитарное и эстетическое назначение, включаются в иной контекст Э. о. с. Ускорение смены в Э. о. с., вызываемое нарастающим изменением образа жизни людей, освоением новых материалов, источников энергии, технологии производства, воздействует на эстетическое сознание людей. Научно-технический прогресс ведет к объективному сближению принципов Э. о. с. в различных худож. культурах, выравниванию бытовых потребностей, представлений о личном комфорте, о соотношении красоты и пользы. В буржуазной эстетике тенденция к сближению форм Э. о. с. предстает как альтернатива социальным преобразованиям в об-ве, а в пропагандистских целях используется как средство смазывания социальных противоречий. В социалистическом об-ве Э. о. с. согласуется с принципами марксистско-ленинской эстетики, корректируется утверждаемым ею эстетическим идеалом, совершенствуется соответственно развитию социалистической материальной и худож. культуры. В совр. условиях усиливается значение худож.-образного предвидения изменений Э. о. с., что находит отражение в программах и задачах архитектуры, дизайна, художественной промышленности, эстетического воспитания людей. При этом, однако, важно учитывать не только действие механизма смены стилей, моды., но и требования социально-экологической целесообразности (Экологическая эстетика).

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ (от греч. aistheti kos — чувствующий, чувственный) — исходная категория эстетики как науки,

давшая ей имя и определяющая специфику ее предмета во всех его проявлениях: Э. чувство, Э. отношение, Э. вкус, Э. идеал, Э. ценность, иск-во как вид специфически Э. деятельности и т. п. Однако основание Э. как исходной категории не может быть определено в системе понятий самой эстетики, а требует объяснительного принципа, заимствованного из более универсальной познавательной системы. В качестве таковой выступает философия (в средние века на эту роль претендовала теология). В систему философских понятий Э. вошло в XVIII в. Но и до этого связанная с ним проблематика обсуждалась, хотя понятие «Э.» замещалось тогда прекрасным. Такое замещение встречается и в совр. эстетике, что, однако, не дает основания для отождествления этих понятий. Э. выступает как общая характеристика категорий эстетики, в ряду к-рых прекрасное является наиболее специфичной (поэтому и используется в качестве эквивалента Э.). С учетом данного замечания правомерно утверждать, что вопрос о природе Э. проходит через всю историю философии. Осн. направления в объяснении Э. начали складываться уже в античности. Для Пифагора абсолютным прообразом прекрасного и тем самым источником эстетического чувства является сам космос. Сократ спустил прекрасное, как эквивалент Э., с неба на землю. Для него прекрасно то, что хорошо приспособлено к определенной цели. В системе идеализма Платона прекрасное (наряду с благом и истиной) — одно из проявлений абсолютной идеи. Если у Платона осн. критерии истины и красоты еще совпадают, то Аристотель выделяет специфику Э., обнаруживая ее в иск-ве. Как специфически эстетический вид деятельности иск-во, по Аристотелю, основано на подражании действительности и знании его правил, благодаря чему вещи приобретают соответствующую им форму, доставляющую радость от узнавания подлинного значения вещей. Впервые категориальный статус Э. придал Баумгартен, определив его как способность чувственного познания, к-рое достигает совершенства в иск-ве. Дидро, столкнувшись с проблемой относительности.прекрасного, вводит в определение Э. субъективный момент, хотя и относит его, в духе просветительской идеологии, к разряду предрассудков. Существенный вклад в разработку Э. внес Кант, осмыслив его как способность суждения вкуса (Суждение эстетическое) об объекте на основе лишенного всякого интереса чувства удовольствия (неудовольствия). Э. выступает у Канта как характеристика субъективной деятельности, к-рая строится по аналогии с предметно-практической (принцип целесообразности). Хотя Кант не ставит вопроса об их взаимосвязи, сама аналогия подводит к этому. Развивая идею Канта об Э. как субъективной деятельности, лишенной к.-л. практического интереса, Шиллер характеризует Э. как игру духовных и физических сил человека, в к-рой он реализует себя как целостная гармоничная и свободная личность. Субъективизм в объяснении Э. у Канта и Шиллера был подвергнут критике Гегелем,утверждавшим объективную природу Э. В соответствии с принципами своей философии он выводил Э. из деятельности объективного духа, из его имманентной способности созерцать абсолютную идею в ее чувственной форме. Отсюда, по Гегелю, вытекает не только объективность Э., но и его надприродный характер. Для материалиста Чернышевского Э. есть отражение объективно прекрасного в действительности. Но стремясь согласовать объективность Э. с его социально-исторической изменчивостью, он вводит в определение Э. субъективный фактор, сообразуя прекрасное с понятием человека о достойной жизни. Отстаивая приоритет прекрасного в действительности перед прекрасным в иск-ве, Чернышевский упускал из виду активность самих эстетических отношений, их дея-тельностный характер. Эту ограниченность, свойственную всему метафизическому материализму, отмечал Маркс в «Тезисах о Фейербахе». Методологическим основанием научного объяснения природы Э. является материалистическое объяснение истории. Выводя активность человеческого духа из обществен-

ной практики, марксистско-ленинская эстетика рассматривает Э. как ее необходимый аспект, приобретающий в процессе исторического развития самостоятельное значение. В советской эстетике проблема Э. как собственно теоретическая активно обсуждалась в 60-х гг. В ее осмыслении обозначилось три подхода. «Природная теория красоты» акцентирует внимание на объективном основании Э., отождествляемого с красотой природы. Роль субъекта при этом сводится лишь к истинному или ложному отражению красоты природных форм, «Трудовая концепция» непосредственно связывает Э. с реализацией «сущностных сил человека» в труде как высшей продуктивной форме творческой деятельности. Иск-во в этом контексте выступает как компенсация односторонности труда в условиях его антагонистического разделения. По логике такого подхода, при коммунизме, когда труд вполне обретает свое творческое начало, иск-во утратит необходимость. «Общественная теория Э.» выводит его сущность из общественных отношений, к-рые в процессе общественной практики опредмечиваются в «эстетических качествах». Роль иск-ва при таком подходе сводится к раскрытию и оценке «эстетических качеств», или ценностей, складывающихся до собственно эстетической деятельности (Деятельность эстетическая).Значение дискуссии 60-х гг., несмотря на крайности позиций ее участников, состояло в расширении предмета эстетики, выведении Э. за пределы философии иск-ва: Э. предстало во всех его проявлениях, в т. ч. и само иск-во стало рассматриваться как специфически эстетический предмет. В 70-х гг. обозначился деятельностный подход в объяснении специфики Э. в связи с общей ориентацией философии на теорию деятельности как на объяснительный принцип общественно-исторического процесса. Деятельностный подход позволяет «снять» односторонность полемически заостренных концепций 60-х гг., сохраняя и развивая их познавательный потенциал. Он помогает выделить Э. как характеристику общественной практики с т. зр. ее универсальности, значимости для человека, соразмерности ему. Эта характеристика выражается в чувстве удовольствия, духовного наслаждения. В процессе общественного разделения труда происходит обособление эстетической деятельности, направленной на воспроизводство Э. В результате оно приобретает неограниченную сферу проявления: мы наслаждаемся хорошо сделанной вещью, артефактом,произв. иск-ва. красотой звездного неба, нравственными исканиями человека, свободой проявления его творчества по законам красоты.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ—формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном об-ве, приобщение к этим ценностям. Одновременно в Э. в. формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в иск-ве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении). Т. обр., Э. в. обладает двумя осн. функциями, составляющими единство противоположностей: формирование эстети-ческо-ценностной ориентации личности и развитие ее эстетическо-творческих потенций. Эти функции и определяют место Э. в. в общественной жизни, связь с др. видами воспитательной деятельности. Э. в. сопрягается с нравственным воспитанием, т. к. существует единство между эстетическими и этическими ценностями (Эстетическое и этическое, Искусство и мораль).Красота, помимо др. своего назначения, выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными. Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Э- в. развивает все духовные способности челове-

ка, необходимые в различных областях творчества. Мн. часы, к-рые провел, играя на скрипке, А. Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному свидетельству физика, «настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса». Конфликт между осн. функциями Э. в. возникает тогда, когда эстетические «ценности», в духе к-рых воспитывается человек, выражают интересы реакционных слоев об-ва, являются антигуманистическими по своей сути (напр., пропаганда жестокости, насилия, милитаризма, гонки ядерных вооружений в различных видах и жанрах буржуазной массовой культуры), не только не требуют развития человеческих творческих способностей, а, наоборот, направлены на всяческое их притупление. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей — таких, к-рые выражают развитие свободы и свободное развитие человека и об-ва,— то функции Э. в. гармонически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера. Э. в. осуществляется мн. средствами. Это и бытовая среда жизни человека (Быта эстетика), обстановка его трудовой деятельности (Производственная эстетика), эстетическая сторона нравственных отношений, спорта (Эстетика спорта) и т. п. Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство, т. к. в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение. Поэтому худож. воспитание — воспитание потребности в иск-ве, развитие его чувствования и понимания, способности к худож. творчеству — составляет неотъемлемую часть Э. в. в целом. Призма иск-ва направляет восприятие эстетических ценностей жизни. Обращаясь к иск-ву, человек как бы вступает в лабораторию творческой деятельности. Иными словами, иск-во участвует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функций Э. в. При этом Э. в. с помощью иск-ва не сводится только к худож. воспита
нию. Оно гораздо шире, т. к. предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта людей, их поведения,'а также формирование эстетического отношения к самой действительности. Социальными основаниями несоответствия между осн. функциями Э. в. являются антагонизмы между интересами личности и об-ва, т. к. для личности непосредственно важно развитие ее творческих способностей, а для об-ва — эсте-тическо-ценностная ориентация во имя укрепления общественной целостности. Идеал коммунизма предполагает об-во, в к-ром «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К-, Энгельс Ф., т,4,с. 447). На социальной основе такого об-ва не может возникнуть конфликт между функциями Э. в. Благодаря тому, что эстетическое отношение к миру объединяет все духовные способности человека, Э. в., нацеленное на формирование человеческой личности в духе подлинно человеческих эстетических ценностей и развитие творческих потенций каждого человека, выступает как важный фактор перестройки всех сфер жизни советского об-ва, обновления социализма, как незаменимое средство формирования целостной, гармонично развитой личности об-ва будущего. Вот прче-му в программных документах КПСС большое внимание уделяется проблемам Э. в. трудящихся, подрастающих поколений на лучших образцах отечественной и мировой худож. культуры, все большему развитию эстетического начала в труде и быту.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)