Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ, ЭСТЕТИЧЕСКАЯ




ЦЕННОСТЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ

ПРОДУКЦИИ

Эстетическая потребность как предмет специального изучения привлекает внимание исследователей лишь в последнее время в связи с рас­смотрением проблем эстетической ценности. Однако проблемы формирования эстетических потребностей рассматриваются, главным образом применительно к сфере искусства и лишь в незначительной степени - в связи с проблематикой дизайна и архитектуры [1; 6]. Вместе с тем без анализа эстетической потребности невозможно глубоко и всесторонне исследовать эстетиче­скую ценность, ибо эстетическая потребность и ее удовлетворение характеризуют эстетическое сознание личности и общества, на ее основе формируются также эстетические вкусы, чувства и суждения человека. Важно отметить, что эстетическая потребность наиболее полно представляет одну из сторон эстетического отношения субъекта, способного к эстетической деятельности и эстетическому наслаждению. Другой стороной этого отношения, противостоящей субъекту, является объект, наделенный эстетической ценностью и способный удовлетворить эстетическую потребность. В зависимости от степени или меры удовлетворения эстетической потребности некоторым эстетически значимым предметом потребления определяется его эстетическая ценность. То, что со стороны потребителя является устойчивым эстетическим желанием и сложившейся в практике потребления вещей эстетической потребностью, со стороны предмета представляется в виде опредмеченной эстетической потребности, общественного свойства изделия, именуемого эстетическим.



Без эстетической потребности нет эстетической ценности. «Там, где прекращается потребность в какой-нибудь определенной потребительной стоимости, - писал К. Маркс, - продукт перестает быть потребительной стоимостью. В качестве потребительной стоимости продукта измеряется потребность в нем» [5. - С. 381].

Массовое производство и потребление порождают массовую потребность в новых изделиях, призванных удовлетворить эту потребность. Замена изделий-аналогов новыми происходит постепенно. Удовлетворение потребности обширных групп потребителей осуществляется неравномерно, а степень их удовлетворения различна. Благодаря массовым коммуникациям происходит обмен информацией о способах потребления, потребностях и ценностях продуктов труда, новых товаров и предметов потребления, что способствует развитию новых потребностей, в том числе эстетических. «...Сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом» [4. - С. 27].

Порождение массовой потребности в изделиях новых видов и более совершенном предметном окружении определяет цели массового производства этих изделий и замыкает цикл «производство-потребление». Более того, постоянное обновление предметной среды и возникновение новых потребностей общества (материальных, культурных, эстетических) могут быть представлены, с одной стороны, как исторически протекающий процесс формирования новых эстетических ценностей, а с другой — как сохранение, воспроизведение и совершенствование ценности окружающей предметной среды, превращение процесса формирования эстетической ценности в процесс саморазвивающийся, самовозрастающий. Формирование эстетической ценности продуктов труда и предметов потребления, тем самым, выходит за рамки чисто производственно-потребительской деятельности и выступает как культурно-исторический процесс в сфере культуры.

Новые изделия, вступающие в сферу потребления, еще не имеют сложившейся формы эстетической ценности, в которой бы они сравнивались и отождествлялись между собой и которую имеют изделия, функционирующие в сфере культуры. Поэтому первый акт формирования эстетической ценности продуктов труда в сфере культуры — это включение вновь созданных изделий в систему уже сложившихся в обществе эстетических ценностей и отношений. В этом акте противостоят друг другу изделия разной эстетической ценности, потребители с различными эстетическими потребностями и запросами, а также различные фрагменты эстетически организованной и неорганизованной предметной среды.

Новые формы и приемы определения и формирования эстетической ценности осваиваются, в первую очередь, искусством, дизайном, архитек­турой. «Но последней инстанцией, утверждающей эстетическую ценность художественного произведения в соответствии с общественным идеалом, официально (посредством системы поощрения и санкций) или неофициально (путем публичного признания) остается общество, - пишет Л.И. Новикова. — Именно на этом уровне оценки, вынесенные искусством тем или иным сторонам действительности, их художественная ценность приобретают значение эстетического идеала, становятся нормой, эталоном в эстетическом отношении человека к действительности, включаются в систему его ценностной ориентации» [6. - C. 54].

В сфере культурной селекции функционируют и сопоставляются эстетические ценности продуктов труда, созданных разными мастерами, в разное время и в разных местах. Поэтому вторым актом формирования эстетической ценности продуктов труда в сфере культуры оказывается их включение в общеисторический процесс формирования культурных ценностей.

Массовое появление новых образцов технически и эстетически совершенных изделий ведет к переоценке их качества. Вследствие физического и морального износа из сферы потребления регулярно выбывает ряд изделий, а в процессе старения изделия постепенно утрачивают свои прежние функции и приобретают новые, становясь образцами материальной, духовной и художественной культуры прошлого.

В этом процессе естественной культурной селекции не только проявляется суть формирования эстетических ценностей, но и раскрывается сущность самого акта общественной эстетической оценки, выступающего в виде культурного процесса, вбирающего в себя множество субъективных оценок и превращающего их в общественно значимые эстетические оценки и нормы, характерные для данного общества и данной культуры.

Удовлетворение эстетических потребностей, их конкретизация и динамика. Эстетическая потребность в гармонично организованной предметной среде и красивых изделиях — это специфическая потребность человека, которая не может быть удовлетворена ни восприятием проектов новых изделий, ни осмотром новых образцов на выставках или в витринах магазинов. Все эти акты знакомства потребителя с новым изделием могут лишь возбудить эстетическую потребность и вызвать желание приобрести понравившуюся вещь. Эстетическая потребность в эстетически совершенном окружении может быть удовлетворена лишь самим этим окружением.

Процесс удовлетворения эстетической потребности в красивых вещах и эстетически совершенном предметном окружении характеризуется тем, что субъект при этом выступает как активно действующий потребитель, пользующийся изделиями в процессах жизнедеятельности. Эстетическое потребление полезной вещи осуществляется, таким образом, непосредственно в процессе потребления.

Процесс эстетического потребления, активная эстетическая деятельность потребителей направлены на эстетическую организацию предметной среды - бытовой, общественной, производственной. Продукты труда, вступающие в сферу потребления и функционирующие в ней, имеют, как правило, разный характер и уровень эстетической ценности. Для потребителя они служат лишь исходным материалом, требующим эстетической организации. Поэтому эстетическая деятельность потребителей оказывается направленной, во-первых, на отбор необходимых изделий и предметов, а во-вторых, на включение их в предметно организованную бытовую среду.

Эстетические потребности различаются по степени конкретизации, которая зависит от степени ориентированности потребностей на конкретные предметы потребления.

Некоторые авторы предлагают различать обобщенные и конкретные потребности [8. -С. 42]. Обобщенные потребности - это потребности в материальных и духовных благах, структурированные в определенные функциональные группы (потребность в пище, одежде, жилище, познании, общении, эстетическом наслаждении и т.п.). Эти потребности не могут замещать друг друга, хотя они четко, ине определены, т.е. не имеют своего определенного предмета. Процесс конкретизации, опредмечивания потребностей ведет к формированию конкретных потребностей. Потребности могут конкретизироваться под воздействием изменений, происходящих в окружающей предметной среде или в составе изделий, формирующих предметные комплексы вещей. Эстетическая организация среды жилища может, например, потребовать специфических видов одежды, обуви, соответствующих украшений и т.д. Кроме того, следует иметь в виду, что конкретизация эстетических потребностей в изделиях определенного вида стимулируется также развитием архи­тектуры, прикладного искусства, живописи, графики и других сфер культурной и художественной деятельности человека. Потребности, ориен­тированные на вполне определенные изделия, выпуск которых освоен промышленностью, достигают предельной конкретизации. В этом случае говорят о потребностях, направленных на конкретные вещи или их свойства - функциональные, эстетические и т.д.

Поскольку формирование эстетических свойств и ценностей продуктов труда различных видов идет неравномерно, то и эстетические потребности, ориентированные на эти виды благ, оказываются конкретизированными и удовлетворенными в неравной степени. На это влияет, в частности, наличие или отсутствие у потребителей тех или иных видов благ, а также возможность выбора из имеющегося ассортимента тех изделий, которые в наибольшей мере способны удовлетворить эстетические запросы данной группы потребителей.

В специальной литературе предложены различные системы расчета объема конкретных потребностей, их насыщения и нормирования с целью построения моделей потребительского предпочтения, распределения и потребления [8; 9]. Однако, насколько нам известно, никто не пытался рассчи­тать уровень удовлетворения конкретной эстетической потребности или уровень ее насыщения. Допустимость такого рода расчетов должна быть, видимо, специально исследована. Можно зафиксировать лишь несколько принципиальных соображений, касающихся специфики исследования насыщения эстетической потребности и выявления уровня эстетической ценности вещей.

Во-первых, следует заметить, что уровень насыщения потребностей населения предметами и комплексами конкретного вида может рассматриваться лишь в качестве предела - границы возможного удовлетворения эстетической потребности в конкретных вещах. Действительно, если население обеспечено предметами данного вида на 50 %, то, видимо, и свою эстетическую потребность в них оно может удовлетворить не более чем на 50 %. Однако изделия, которые находятся у населения, по своим эстетическим достоинствам могут и не удовлетворять в полной мере предъявляемые к ним требования. Следовательно, фактический уровень насыщения эстетической потребности необходимо определять с учетом меры этой неудовлетворенности, выявляемой экспертным путем.

Во-вторых, процесс удовлетворения и насыщения эстетической потребности должен рассматриваться в динамике, т.е. с учетом относительности эстетических суждений и самих эстетических ценностей, поскольку мерой удовлетворения эстетической потребности служит, в конечном счете, не количество предметов и даже не их эстетическая организация, а тот общественный эстетический идеал, та норма эстетической ценности, которые складываются и господствуют в обществе в данный момент.

Применительно к задачам оценки эстетической ценности продуктов труда это положение может быть интерпретировано следующим образом. Представим себе, что за короткий срок возросло производство какой-либо группы предметов потребления, например, бытовых светильников новых видов или современного кухонного оборудования. В результате за ограниченный срок обеспеченность населения в этих предметах возросла, скажем, с 60 % до 70 %. При этом эстетический уровень новых изделий существенно превысил эстетический уровень имевшихся изделий (по экспертным оценкам). Возникает вопрос, можно ли говорить в данном случае о более полном удовлетворении эстетической потребности в целом или такое суждение проблематично?

Отвечая на этот вопрос, следует констатировать два обстоятельства: у 10 % потребителей эстетическая потребность действительно оказалась на ка­кой-то, быть может, не очень продолжительный срок, более полно удовлетворенной, ибо они приобрели то лучшее, что хотели. Однако 60 % потре­бителей, узнав о появлении эстетически более совершенных образцов, вынуждены были изменить свое отношение к изделиям, которые прежде их вполне удовлетворяли. B результате степень эстетической удовлетворенности подавляющего числа потребителей снизилась. Таким образом, уровень удовлетворения эстетической потребности в изделиях данного вида в целом не возрастает, а снижается. При этом не очень существенно, подтверждается ли это конкретными расчетами и какую систему фиксации экспертных суждений следует принять. Важно то, что удовлетворение эстетической потребности вызывает процесс ее качественного обогащения, который приводит к появлению новой, более развитой потребности. Последовательная смена качественно обогащенных и, тем самым, качественно развитых эстетических потребностей характеризует развитие или рост общественных эстетических потребностей.

Академик С.Г. Струмилин для установления зависимости между фактическим удовлетворением общественных потребностей в изделиях разных видов и выражением удовлетворенности потребителей рекомендовал использовать «закон нравственного ожидания» Бернулли, по которому, в теории вероятности, характеризуют поведение людей, субъективно оценивающих свою удовлетворенность от любых выигрышей и проигрышей, приобретений и потерь [9].

По аналогии можно предположить, что связь между ростом удовлетворения конкретных и обобщенных эстетических потребностей носит сложный характер и определяется не по абсолютному значению, а по относительной величине. Многократно повторяющееся удовлетворение эстетических потребностей в конкретных вещах ведет лишь к относительно небольшим сдвигам их качественного обогащения и развитию общих эстетических потребностей и способностей человека. Действительные меры таких зависимостей могут быть, видимо, специально исследованы и проверены опытно-экспериментальным путем.

Социометрическая техника и балльные системы оценки.Эстетическая оценка представляет собой особую форму проявления эстетической ценности, которая характеризуется отношением субъекта к объекту эстетической оценки и фиксируется в эстетических суждениях людей. Субъективная по форме, эстетическая оценка выражает, однако, определенное общественное отношение, а именно, степень удовлетворения эстетической по­требности общества, ориентированной на объекты данного вида. Поэтому эстетическая оценка, данная объекту отдельным индивидуумом, может, конечно, отклоняться от действительной эстетической ценности этого объекта, но как массовая оценка она должна соответствовать этой ценности. Поэтому, говоря об объективности результатов эстетической оценки, следует иметь в виду не отчужденность такой оценки от субъекта, а соответствие полученных субъективных значений оценки действительному значению эстетической ценности объекта оценки. Конечным критерием адекватности такой оценки служит общественная практика эстетического потребления вещей. Такая оценка может рассматриваться на нескольких уровнях: оценка индивидуума, группы лиц (семьи, коллектива, класса и др.), общества.

Изучение эстетических оценок и суждений отдельных индивидуумов и групп потребителей проводится социологическими методами. Современные социологические методы предусматривают проведение сбора и обработки информации с применением методов математической статистики, функционального анализа, теории игр, графов и др. C помощью этих методов социологи исследуют такие тонкие характеристики объектов изучения как удовлетворенность трудом, сплоченность коллектива, отношение к религии, суждения об эстетической ценности и др. C помощью социологических методов и шкал и благодаря использованию специальных процедур и приемов (ран­жирование, балльная оценка и др.) исследуются также признаки и характеристики групп людей, явлений и предметов, которые не поддаются прямым измерениям и оценкам и которые, казалось бы, несопоставимы между собой.

Наиболее широкое распространение в социологии получили так называемые оценочные шкалы, которые возникли B XIX веке. «Простейшей оце­ночной шкалой является обычная школьная система баллов - для каждого ученика учитель определяет оценку как один из пяти возможных баллов и ученики ранжируются по этим баллам, - пишут видные советские ученые-социологи Г.В. Осипов M Э.П. Андреев. - Вне школьных стен эта методика стала применяться в середине XIX века на английском флоте для оценки условий погоды. B начале XX века известный статистик К. Пирсон применил эту шкалу для изучения способностей, после чего оценочные шкалы получили широкое распространение в практике оценки ситуаций» [7. - C. 103].

Оценочная социологическая шкала имеет сложное строение. Она включает не только объект оценки (например, изделия, наделенные эстетической ценностью), но и лиц, опрос которых проводится (потребителей эстетических ценностей), иоснования оценки, т.е. критерии, по отношению к которым оценивается данный объект. Оценочные шкалы получили наибольшее развитие при разработке метода парных сравнений, опирающегося на закон сравнительного суждения Терстоуна, а также в шкалах Лайкерта и методе шкалограмм Гуттмана [3; 7; 11]. При использовании этих методов и шкал широкое распространение получили системы ранжирования ответов, приписывание суждениям опрашиваемых балльных значений и проведение с баллами различных математических действий. Как и в случае с оценкой знаний учащихся, изучаемые явления характеризовались, как правило, по нескольким, внешне несопоставимым чертам, а затем сопоставлялись и оценива­лись с помощью принятой условной системы единиц (баллов, процентов и др.), позволяющей сгруппировать характеристики исследуемого явления и целостно оценить его.

Методы социологических исследований использовались и для выявления эстетических суждений опрашиваемых. Однако при выявлении эс­тетической ценности изделий и проведении оценки ведущее место сегодня отводится все же экспертным методам. Эти методы более просты и оперативны по сравнению с методами социологических опросов. Они не требуют статистической обработки больших массивов информации и, вместе с тем, достаточно надежны, что позволяет с их помощью получать результаты, не уступающие по качеству и точности результатам массовых социологических опросов.

B качестве экспертов могут выступать, во-первых, типичные представители той или иной социальной группы. При этом предполагается, что их мнение должно быть идентично мнению, получаемому путем массового опроса лиц; образующих данную группу. Это требование служит своеобразным критерием объективности суждений экспертов. Во-вторых, в качестве экспертов могут выступать эксперты-профессионалы, способные имитировать суждения различных групп опрашиваемых. При этом по своему социальному статусу они могут не принадлежать ни к одной из обследуемых групп.

Эксперты-профессионалы проводят оценку эстетического уровня при государственной аттестации изделий по категориям качества, на этапах разработки новых видов товаров народного потребления, при проведении экспертизы изделий, заявленных как промышленные образцы. Эстетическую оценку проводят сегодня сотни художественно-технических советов и экспертных групп, через которые проходит продукция, насчитывающая десятки тысяч наименований.

B легкой промышленности ежегодную аттестацию проходят десятки тысяч изделий разных видов. B оценка эстетических показателей, которых проводится экспертами по 40-балльной системе. Высшей категории качества удостаиваются изделия, оцененные в пределах 38—40 баллов, первой категории - в пределах 32-37 баллов, второй - при оценке в 31 балл и ниже. Продукция, отнесенная, с учетом эстетического уровня, ко второй категории качеств,, подлежит снятию с производства. Приказом министра отрасли введены в действие 19 методик, охватывающих 19 подотраслей легкой промышленности, включая текстильно-галантерейную, швейную, обувную, меховую и фарфорофаянсовую.

Методы количественной экспертной оценки эргономических и эстетических показателей качества применяются и разрабатываются B ГДР, НРБ, ЧССР и других странах [2.. Международное признание получила система балльной оценки в спорте, в том числе в таких его видах как художественная гимнастика и фигурное катание [10].

Еще один пример использования балльной системы оценок - конкурс имени П.И. Чайковского, на котором выступления участников оцениваются по 25-балльной шкале. Средний балл выводится на основе оценок членов жюри. При этом результаты оценки — это не только проставленные баллы, но и ранжированный ряд мест исполнителей, характеризующий уровень исполнения и художественного дарования каждого участника.

Во всех случаях применяемые системы балльной оценки обеспечивают необходимую точность оценок при соблюдении норм согласованности экспертных суждений и оперативности работы экспертов.

Наряду с балльной оценкой эстетических показателей качества продукции в практике экспертных работ широко используются оценочные суж­дения типа «хорошо — плохо», «красив — некрасиво», «художественно — нехудожественно». Внесение оценочных суждений такого рода обычно называют качественной оценкой. Этот вид оценки широко применяется в случаях, когда оценки не должны содержать детальных градаций, т.е. когда они проводятся по дихотомической шкале («да - нет») и когда число экспертов ограничено. Положение, однако, меняется, как только число изделий и экспертов, выносящих оценки, существенно возрастает, а к проведению оценки предъявляется ряд дополнительных требований. Например, если перед экспертами ставится задача выяснить причины снижения эстетической ценности нового изделия, то, наряду с общей целостной оценкой, вводится дифференцированная оценка эстетических достоинств - пропорций, формы, цветовых сочетаний, стилевых характеристик изделий. При этом следует учесть, что соблюдение процедур экспертной оценки требует обязательной проверки согласованности суждений экспертов, осуществляемой с помощью специальных расчетов. В этих условиях использование балльной оценки становится просто необходимым.

Обратимся к теоретической аргументации противников экспертной балльной эстетической оценки и рассмотрим ее по существу. Эта аргумен­тация фактически сводится к трем утверждениям. Во-первых, говорят они, система балльной оценки качества продукции допускает количественное сопоставление качественно неоднородных свойств (килограммы сравниваются с метрами, метры - с секундами, те и другие - с красотой), чего, конечно, делать нельзя. Во-вторых, баллы - это условные числа и с ними нельзя производить математические действия. В-третьих, нельзя членить эстетическое качество на составляющие и оценивать их, а затем получать балльную оценку эстетиче­ского целого.

Первые два утверждения направлены, строго говоря, не столько в адрес эстетической оценки, сколько в адрес квалиметрии. Более того, они ставят под сомнение существующую теорию и практику конкретных социологических исследований и применяемую в них социометрическую технику балльных измерений и оценок, заимствованную квалиметрией. Ведь известно, что социологические оценочные шкалы (Терстоуна, Лайкерта и др.) и специальные шкалограммы были разработаны именно для подобных сложных случаев «соизмерения несоизмеримого». Однако операции такого соизмерения при экспертных оценках с использованием социометрических шкал проводятся вполне корректно.

Сначала характеризуются или измеряются отдельные качественно неоднородные признаки с использованием разных шкал и мер, и только потом по единой шкале, оперирующей не килограммами и метрами, а ценностными значениями признаков «хорошо — плохо», выносятся суммирующие суждения и оценки. Например, эксперты-педагоги выясняют знания и способности учащихся по отдельным дисциплинам, а также определяют, как учащийся рисует, поет, бегает на лыжах и т.д. Затем они оценивают знания и способности каждого ученика, выводя средние баллы по каждому предмету. Когда же подводятся общие итоги успеваемости, учащиеся ранжируются на отличников, хороших учеников, неуспевающих и т.п. с указанием процентного состава по каждой группе и выведением средних оценочных баллов.

Аналогично строится система экспертных квалиметрических оценок качества продукции, широко апробированная на практике. Вначале ана­лизируются и оцениваются отдельные свойства и показатели качества продукции, a затем на основе полученных оценочных характеристик, отнесенных к единой ценностной шкале, выносится целостное суждение экспертов о качестве продукции.

Из этих примеров видно, что никаких сложений разнокачественных показателей на единой шкале, как о том пишут критики методов количе­ственной оценки качества продукции, действующие системы социологической оценки и квалиметрии не предусматривают.

Что касается математических операций с баллами, то их проведение обусловлено, как известно, типами используемых шкал. Так, применение порядковой шкалы не допускает действий сложения и вычитания. При использовании же шкалы интервалов, типичной для системы балльных оценок, применяемой в социометрии и квалиметрии, сложение и вычитание баллов считаются обычными законными процедурами. Поэтому вопрос о возможности проведения математических операций с баллами также снимается, если такие операции проводятся в соответствии с выбранными типами шкал.

Последний аргумент по поводу запрета членений эстетического целого на части также звучит неубедительно, поскольку любой искусствоведческий анализ не только допускает, но и предполагает выявление и разбор отдельных художественных достоинств и недостатков произведения, в результате чего делаются общие выводы о художественном уровне произведения. Ведь каждому художнику и искусствоведу известно, что хорошие пропорции формы не гарантируют гармоничных цветовых сочетаний, а целостностью композиции могут обладать произведения, относимые к разным стилевым направлениям. Поэтому общий вывод о художественном уровне произведения, не представляя собой механической суммы частностей, должен учитывать частные эстетические суждения как необходимое условие формирования целостного эстетического впечатления.

Надо сказать, что современные процедуры балльной эстетической оценки, проводимой экспертами, учитывают эту сложность формирования эстетических оценок, предусматривая, наряду с целостной и комплексно-дифференцированной оценками, заключительную, так называемую сов­мещенную оценку, при вынесении которой последнее слово принадлежит экспертам. Системы балльной оценки для экспертов - лишь вспомогательное средство, которое должно помочь в вынесении суждения об эстетических достоинствах изделия, а не препятствовать вынесению такого суждения. Если система расчетов «не срабатывает», эксперты корректируют полученные ре­зультаты, принимая окончательное решение в соответствии с субъективным опытом проведения оценок и своей квалификацией. Именно такая гибкая система эстетической балльной оценки и была разработана во ВНИИТЭ. Эта система в настоящее время успешно используется при проведении эстетической оценки во многих отраслях промышленности.

Проведенное рассмотрение показало, что процесс удовлетворения массовых эстетических потребностей составляет базу формирования общест­венно значимых эстетических ценностей продуктов труда и что выявление этих ценностей характеризует содержание и результаты общественной эс­тетической оценки. Эстетические свойства продуктов труда при этом выступают в виде носителей и выразителей определенного общественного отно­шения. B целостно организованной предметной форме вещей они воспроизводят эмоционально устойчивую реакцию общества, групп людей, инди­видуумов, превращая сложившиеся эмоционально-ценностные установки и отношения людей к вещам в «предметные» свойства этих вещей.

Литератур*

1. Джидарьян И. Эстетическая потребность. - М: Наука, 1976.

2. Кадлец Я. Художественное конструирование мебели. // «Техническая эстетика», 1979. - 4.

3. Клигер С. M др. Шкалирование при сборе M анализе со­циологической информации. - М.: Наука, 1978.

4. Маркс К. M Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. - М.: Гос-политиздат, 1955. - Т. 1.

5. Маркс К. M Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. - М.: Гос-политиздат, 1968. - Т. 46, ч. 1.

6. Новикова Л. Эстетика M техника: альтернатива или ин­теграция? Эстетическая деятельность в системе об­щественной практики. - М.: Политиздат, 1976.

7. Осипов Г., Андреев Э. Методы измерения в социоло­гии. - М.: Наука,1977.

8. Потребности, доходы, потребление. - М.: Наука, 1979.

9. Струмилин С. К проблеме оптимальных пропорций/ В сб.: Планирование M экономико-математические ме­тоды. - М.: Наука, 1964.

10. Художественная гимнастика: Правила соревнова­ний. - М.: Физкультура M спорт, 1975.

11. Ядов В. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. - М.: Наука, 1972.



ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)