Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сократ (469 -399 г. до н. э.)



2015-11-23 465 Обсуждений (0)
Сократ (469 -399 г. до н. э.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Эстетика (с лекций)

 

Термин Эстетика был введён немецким философом Александром Баумгартеном в 18 веке.

До этого существовала в рамках философии.

Эстетика – чувственное познание.

Иммануил Кант «Эстетика это наука о красоте»

Эстетика – это наука о совершенном чувственном познании, основанном на

симметрии, гармонии и пропорции. Чувственное познание может подвергнуться анализу. (Александр Баумгартен)

Эстетическое – чувственное отношение к миру. Эстетика проявляется во всём: отношение к людям, одежда и т.д.

Современное определение эстетики: философская наука, которая изучает два взаимосвязанных круга явлений:

1.) Сферу эстетического, как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру (охватывает все аспекты нашей жизни; специфика в том, что это относится только к человеку; ценности это то, что наиболее значимо).

2.) Сферу художественной деятельности людей, т.е. искусства.

Александр Баумгартен – базировался на идее Готфрида Лейбница: у человека есть три способности души– разум, воля и чувства – на этом основываются науки: разум – логика, воля – этика (наука о добре и зле), чувства – эстетика.

Золотое правило морали: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (этика).

 

АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА (5-6 век до н. э.)

Возникает философия и эстетика в её рамках.

 

Философия (филео – любовь, софия – мудрость) – любовь к мудрости.

 

Для мировоззрения древних греков характерны:

 

- космоцентризм (космос – что-то ограиченное в пространстве, имеет

центр, симметрию; гармонично устроенный).

 

- Демократия (Город – полис, свое народное собрание, свои законы)

 

- Двойственное отношение к искусству: восторгаются произведениями,

недолюбливают художника (физический труд удел рабов).

 

Космологизм – мир это космос, ограниченный в пространстве, гармонично устроенный (есть середина, есть границы и гармония). Мир – макрокосм, человек – микрокосм; человек должен быть устроен гармонично, как и космос.

Пифагор

Пифагор – первый философ, который открыл свою школу - пифагорийскую.

Пифагорейцы:

· Связывают понятие прекрасного с общей картиной мира (гармоничный космос)

· Выявляют пары противоречий: добро и зло, единство и множество. Прекрасное и безобразное – отсутствует, так как это понятие входит в пару добро и зло.

· Развивают учение о гармонии сфер: каждая планета окружена воздухом и прикреплена к прозрачной сфере. При движении планета издаёт характерный звук, который зависит от скорости движения. Вселенная – гармонично отстроенный оркестр.

Был культовой личностью и ему приписывали волшебные свойства. Чтобы попасть в его школу, надо было пройти пятилетнее молчание. Школа – группа единомышленников. Считал, что музыка очень важна и может влиять на здоровье и душевное состояние. Говорил, что космос звучит (каждая планета – определённая нота, каждый звучит и важно не сфальшивить).

Гераклит Эфесский (из Эфеса)

Самая прекрасная обезьяна безобразна в сравнении с родом людей (относительность красоты).

Демокрит

Пытается объяснить происхождение искусства естественными причинами

Искусство возникло из подражания человека природе (от паука ткачеству,

от ласточек домостроению и т.д.). Музыка не от нужды, а от излишества благ.

Мимесис – искусство как подражание природе. Прекрасное в человеке – это гармоничная жизнь, равновесие физических и душевных сил, равновесие и надлежащая мера во всем.

Искусству, как и мудрости, нужно учиться, но высокие достижения возможны лишь при наличии таланта, душевного огня и вдохновения.

Сократ (469 -399 г. до н. э.)

Самый известный Афинский философ. Ничего не писал, считал, что тексты безличны и предпочитал личное общение.

Категорически отказывался брать деньги за обучение (в отличие от софистов).

 

Взгляды на красоту связаны со временем, в котором он жил. Во времена Сократа искусство не отделилось от ремесла. Сократ говорил: «Прекрасно то, что полезно».

 

Эстетика Сократа:

Майовтика - метод философствования Сократа: Сократ помогает родиться знаниям.

Пытался знания из практического уровня перенести в теоритический: вопрос о красоте для скульпторов, о мужестве военному. Они дают конкретные примеры красоты, а Сократ провоцирует их на общее определение.

“Прекрасна только та вещь, которая пригодна для чего-либо. И навозная

корзина сделана прекрасно, если ее можно использовать, а золотой щит –

безобразный”.

 

Скульптуру он выдвигает на первое место: она может показать не только прекрасное тело, но и состояние души.

 

Разделяет позицию мимесиса, но подражание – это не простое

копирование, так как нелегко встретить человека, у которого одного все было

бы безупречно. Идеальных людей нет, художник должен творчески

воспроизводить природу, отбирать лучшие признаки и соединять их в идеал.

 

“Какие люди достойны быть изображенными в искусстве? Достойны

изображения те, у кого присутствуют прекрасные, благородные черты

характера, высокие нравственные качества” – Сократ объединяет этику и

эстетику, добра и красоты, что называется калокагатия (калос – прекрасный, агатос – хороший) – идея воспитания человека Совершенного, сочетающего в себе совершенство телесной красоты и духовно-нравственного склада.

Сократ выдвигает человека в качестве главного объекта искусства.

Не всем нравились вопросы, которые он задавал, и на него подали в суд – развращение молодёжи. Сначала его оправдали, но Сократ не признал вину, и его признали виновным.

 



2015-11-23 465 Обсуждений (0)
Сократ (469 -399 г. до н. э.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сократ (469 -399 г. до н. э.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)