Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сентиментализм (сенс – чувство) 20е – 80е годы 18го века



2015-11-23 335 Обсуждений (0)
Сентиментализм (сенс – чувство) 20е – 80е годы 18го века 0.00 из 5.00 0 оценок




Сенсуализм в философии

(Джон Локк). Локк говорит: человек приходит в мир никаким, как чистая доска (tabula rasa) ни хорошим не плохим, и опыт пишет на ней свои письмена. Надо менять социальную среду – капитализм.

Сентиментализм – у истоков стоит Руссо. Он критикует рационализм: как можно воспитывать ребёнка только на разуме? Делать этого нельзя - нужно развивать чувства.

Для сентиментализма характерны: культ чувства, культ природы, культ человеческой личности, демократизм в выборе героя (прим. крестьянин, чувствующий себя счастливым, близкий к природе). Ослабляется оптимистическая вера, появляется оттенок грусти. Пропаганда ухода от социальных бурь на лоно природы.

Джеймс Томсон 1700 – 1748гг.

Поэма «Времена года» - природа подаётся как наставница истинности, она знаменует порядок, она спокойна. Идеал уединённой созерцательной жизни.

Эдвард Юнг 1683 -1765гг.

Поэма «Жалоба, или ночные думы о жизни, смерти и бессмертии». Состоит из 9 частей (книг), каждая описывает 9 бессонных ночей поэта и его размышления. Поэма полна страстных жалоб обращённых к чувствам.

Томас Грей (1716 -1771гг)

«Элегия, написанная на сельском кладбище» - переведена на все европейские языки. Герой – поэт, место – кладбище в Виндзоре. Обращение к чувствам

Роберт Бёрнс

My heart in the highlands

Даниель Дефо

«Робинзон Крузо» - рациональный ум, гармоничная жизнь – чувствует себя счастливее, чем в городе.

Йоганн Винкельман 1717 – 1768гг

«История искусства Древности» - анализирует историю античного искусства. Причина рассвета античного искусства – климат и образ правления (демократия). Формирует эстетические идеалы античного искусства: благородная простота и спокойное величие, внутренняя страстность и внешнее спокойствие. «Единственный путь для нас сделаться великими – подражать древним»

Лаокоон – кричит или стонет? Может ли он показать свою боль? Идеал античности не позволяет ему громко кричать.

Эстетика Эммануила Канта 1724 - 1804

На фоне застоя экономического и политического расцвет философской мысли в Германии.

Кант, Гегель, Фейербах – классики немецкой философии.

Кант основатель немецкой философии.

Кант родился в Кёнигсберге (Калининград). Преподавал различные предметы. Осталось много слушателей, которые помнят лекции Канта, и которые удивлены его рассказами о загранице учитывая то, что он никуда не выезжал. У Канта был чёткий режим дня. Его организм работал как часы, он никогда не болел. Кант так и не нашёл свою вторую половину, и он серьёзно занялся философией. Никогда не был женат.

Просыпался в 5.00

До 7.00 писал

С 7.00 занятия в университете.

Кант ел один раз в день: считал, что есть нужно в компании. В доме у него было только 6 приборов: гостей должно быть столько, на сколько человек у вас хватит времени пообщаться. Кант умел найти интересную тему для каждого. Обедали с 13.00 -17.00.

С 17.00 – 19.00 Кант гулял.

С 19.00 – 21.00 он писал.

Три основных вопроса философии Канта:

Все три вопроса суммируются в одном – что такое человек?

· Что я могу знать?

· Что я должен делать?

· На что я могу надеяться?

 

Докритический период (до 70х) и критический период (после 70х) – основные работы начинаются со слова критика.

Докритический: волнуют проблемы естествознания. Естественное происхождение вселенной – из взрыва.

Критический: Кант отвечает на три основных вопроса

Что я могу знать?: работа «Критика чистого разума».

Философия природы: в сфере природы человек не свободен, человек подчиняется природным законам

Что я должен делать?: «Критика практического разума»

Философия морали (этика): в сфере морали человек свободен, человек сам делает выбор.

После двух работ Кант понял, что между двумя мирами должна быть какая-то середина – мир красоты

 

На что я могу надеяться?: «Критика способности суждения»

Философия красоты (эстетика): человек способен судить о красоте, и в этом его отличие от животных. Звери в небо не смотрят. Человек смотрит и восхищается, способен переживать. Искусство это та сфера деятельности, которую нельзя практически использовать, а только любоваться, получать эстетическое удовольствие (не утилитарность искусства).

В этой работе он говорит о том, что эстетику нужно изучать прежде, чем философию.

Глава

Определение прекрасного: Прекрасно то, что нравится не вызывая интереса своей чистой формой (нет утилитарной заинтересованности; цель искусства нести в мир красоту, а красота это форма).

Свободная игра: Кант впервые сравнивает искусство с игрой. Игра – это деятельность по определённым правилам, но без определённого результата (когда мы играем, мы просто хорошо проводим время). Для того чтобы получить удовольствие от игры нужно уметь пребывать в двух мирах одновременно: мир игры и мир реальности. Мир игры условен.

Красивое – внешнее. Прекрасное – гармоничная характеристика внешнего и внутреннего.

Чистая красота: красота, которую нельзя использовать практически. Кант пришёл к выводу, что к ней относятся цветы. Невозможно придумать идеала красивых цветов, каждый красив по-своему. Восточный орнамент тоже относится к чистой красоте.

Сопутствующая красота: та, которую можно как-то использовать – красота человека, красота здания. Всегда есть идеал.

Ая глава

Возвышенное – для понимая красоты к чувствам нужно подключить разум. Категория возвышенного вызывает восторг и страх одновременно: монументальные формы искусства (средневековые соборы), явления природы (небо, гроза, водопады, наводнение). Возвышенное это всегда нарушение меры.

Не сотвори себе кумира – самое возвышенно место в Библии (кумир принижает силы человека)

Ая глава

Искусство. Определение искусства от противного: искусство это не природа, не наука и не ремесло. Не природа – в природе господствует необходимость, а искусство сфера свободы. Не наука – учёные пользуются рациональностью, разумом; состояние вдохновения не рационально, художник не может логически объяснить, как он это сделал; в науке чтобы достичь успеха, нужно изучить все, что было создано до тебя; в искусстве знание прошлого не гарантирует, что художник сделает что-то гениальное – важен талант. Ремесло – занятие само по себе неприятно, наёмное искусство, работа.

Искусство Кант делит на приятное и изящное.

Приятное – для приятного время препровождения: искусство сервировки стола, искусство молоть всякий вздор.

Изящное – собственно искусство. Изящное делится на три вида: словесное, изобразительное, искусство игры ощущений.

Словесное искусство: литература (высшая форма духовного творчества)

Изобразительное искусство: скульптура, архитектура, прикладное искусство, живопись, искусство изящной компоновки продуктов природы (грядки в огороде).

Искусство игры ощущений: музыка. По силе возбуждения и духовного волнения музыка занимает второе место после литературы – впечатление от музыки мимолётно. Музыке не хватает вежливости – музыку слышит даже тот, кто этого делать не хочет; музыка ущемляет свободу других, каждый имеет право на свободу.

Глава

Рассуждение о гении. Кант говорит что для того чтобы создать произведение искусства человек должен быть гением – «Для того чтобы судить о произведении искусства нужен вкус, а для его создания требуется гений».

 

4 признака, которые характеризуют гения:

1.) Способность создавать то, для чего не может быть дано никакого правила;

2.) Созданное произведение должно быть образцовым;

3.) Автор не может (логически) объяснить другим, как возникают его произведения;

4.) Сфера гения не наука, а искусство.

В науке живут таланты, а в искусстве – гении.

Эстетика Гегеля



2015-11-23 335 Обсуждений (0)
Сентиментализм (сенс – чувство) 20е – 80е годы 18го века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сентиментализм (сенс – чувство) 20е – 80е годы 18го века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)