Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателеЙ



2015-11-23 515 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателеЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Данный раздел предназначен для оказания помощи студенту или слушателю в процессе самостоятельной работы над учебным материалом. С этой целью даются краткие методические рекомендации, акцентирующими внимание студента на вопросах, обычно вызывающих трудности в изучении.

Прежде всего, обращаем внимание на необходимость твердого знания основных догматов и определений рассматриваемых понятий и категорий. Это формируют понятийный аппарат, развивает познания логики и юридического языка. При этом каждое административно-правовое явление, помимо усвоенных теоретических познаний, нуждается в подкреплении нормативным материалом. Для этого в списке литературы к каждой теме приводятся нормативные правовые акты, знание которых обязательно.

Для самопроверки, после каждой темы образовательной программы, приводятся ключевые слова. Попытайтесь раскрыть их содержание. А перепроверить свои знания изученного материала позволят предлагаемые в разделе 10 тесты. Ответы на них приведены в конце раздела.

1. Приступая к изучению административного права, необходимо определить методологические основы формирования данной отрасли правовой системы Российской Федерации. А они объективно связаны с таким социальным явлением как управление. В этой связи важно разобраться с соотношением таких понятий как управление, социальное управление, государственное управление, исполнительная власть.

2. Административное право, в силу его многоплановости и некодифицированности, достаточно сложно в изучении. По своему предмету оно тесно смыкается с теорией государства и права, теорией государственного управления, рядом других юридических дисциплин. Здесь следует сформировать ясное представление о предмете и методе административного права, его функциях и принципах, т. е. о тех категориях, которые, с одной стороны, дают емкую характеристику административного права как отрасли российского права, а с другой показывают его отличие от других отраслей, его системе, и только после этого перейти к изучению содержания основных административно-правовых институтов.

3. Говоря об участниках административно-правовых отношений, т.е. субъектах административного права, следует учесть, что круг их весьма многообразен. Однако есть особое юридическое качество, которым необходимо обладать для того, чтобы стать таким субъектом. Это административная правосубъектность. Она включает в себя административную правоспособность и административную дееспособность. При характеристике этих понятий важно представлять момент их возникновения у разных субъектов административного права. Это особенно важно в юридической практике.

4. Особое место в системе субъектов административного права занимают органы исполнительной власти. Внимательно изучите понятие органа исполнительной власти, его отличие от предприятий, организаций и учреждений и только после этого знакомьтесь с их системой, структурой, организационно-правовыми формами и основами правового статуса.

5.Государственная служба является тем институтом, который особенно быстро стал развиваться в условиях административной реформы. Прежде всего, изучите понятие государственной службы, принципы ее организации. После этого разберитесь с такими понятиями как государственная должность, государственный служащий и переходите к знакомству с делением государственных должностей на категории и группы. Особое внимание уделите основам правового статуса государственного служащего и особенно правам, обязанностям, ограничениям, гарантиям и ответственности.

Используйте в процессе подготовки не только федеральные законы, указы Президента РФ, но и законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации

Ознакомьтесь с Программой реформирования государственной службы на 2003-2005 годы. Уточните, какие меры намечены по этому направлению в регионах.

6. Реализация исполнительной власти требует оснащения ее механизмом, с помощью которого стоящие задачи и функции могут быть воплощены в практическое государственное управление. Такой механизм создают формы реализации исполнительной власти.

Дав классификацию форм управленческой деятельности (издание правовых актов управления, совершение действий юридического характера, осуществление организационных действий, выполнение материально-технических операций), можно перейти к видам правовых актов управления и предъявляемым к ним требованиям.

7. Наряду с административно-правовыми формами в процессе практической реализации исполнительной власти важная роль отводится методам управленческой деятельности.

Дав определение методам управления, показав их виды, следует перейти к их характеристике. При этом не следует путать метод правового регулирования – как функцию административного права, и метод управления – как функцию субъекта административного права.

Особо стоит остановиться на административном принуждении. Существуют четыре группы подобных мер: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административного наказания, меры административно-процессуального обеспечения. Многие из них содержатся не только в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), но и в иных законах.

8. Административная ответственность является одним из пяти видов юридической ответственности. Изучив ее сущность, содержание и принципы, можно перейти к разбору понятия административное правонарушение. Важным моментом является уяснение понятия состава административного правонарушения и его элементов, особое внимание уделив такому понятию как вина физических и юридических лиц.

Здесь же следует разобраться в основаниях освобождения от административной ответственности, обстоятельствах, смягчающих и усиливающих административную ответственность, особенностях привлечения к ответственности должностных лиц, военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, иностранных граждан.

9. Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Они отличаются от иных мер административно принуждения своей функционально-целевой направленностью.

Раскрыв понятие административного наказания, можно охарактеризовать виды, установленные КоАП РФ и порядок их назначения.

10. Административный процесс, в силу его некодифицированности и дискуссионности, обычно вызывает некоторые трудности в изучении. Попробуем разобраться в хитросплетениях этой юридической категории.

Осуществляя государственно-управленческую деятельность, органы исполнительной власти совершают административно-процессуальные действия правотворческого, правоприменительного и правоохранительного характера, находящие свое отражение в административном процессе. Его содержание составляют две группы производств, одна из которых характеризуется управленческим (административно-процедурная), а другая юрисдикционным (административно-юрисдикционная) содержанием.

Административно-процедурная деятельность служит целям повседневной работы исполнительного аппарата. Он связан в первую очередь с правотворческой и правоприменительной деятельностью. Сюда следует отнести производство по принятию правовых актов управления, производство по обращениям граждан, лицензионное производство, регистрационное производство, разрешительное производство, производство о поощрениях, исполнительное производство.

Административно-юрисдикционная деятельность своим источником имеет возникающие в сфере государственного управления специфические споры между сторонами – т.е. административно-правовые споры. Возникают они по жалобам граждан, а также иных участников административно-правовых отношений, а также протестам прокуроров. На этой основе формируется понятие юрисдикционного производства как нормативно урегулированного вида деятельности уполномоченных субъектов по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел. К этой группе производств относятся: производство по административно-правовым жалобам и спорам, производство по делам об административных правонарушениях, производство по дисциплинарным делам в сфере государственного управления.

Таким образом, «административный процесс – эта такая деятельность органов исполнительной власти, в ходе осуществления которой складываются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права»[1].

После этого можно кратко охарактеризовать принципы административного процесса и упомянутые виды административных производств.

11. Производство по делам об административных правонарушениях регулируется нормами КоАП РФ (раздел IV). Знакомство следует начать с задач производства, принципов, обстоятельств, исключающих само производство, а затем перейти к изучению статуса участников производства, предмету доказывания, доказательствам и оценке доказательств.

В целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел, а также исполнения принимаемых по ним постановлений КоАП РФ предусматривает возможность применения мер процессуального обеспечения производства (глава 27). Очень важно разобраться с их правовым режимом.

12. Анализ положений КоАП РФ позволяет выделить несколько стадий (этапов), в рамках которых осуществляется производство по делам об административных правонарушениях: возбуждение административного дела, его рассмотрение (расследование) и разрешение, исполнения постановления по делу, пересмотр постановлений и решений по делу (обжалование или опротестование).

Раскрыв содержание каждой стадии, следует обратить внимание на изучении обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24. 5), а также возможность рассмотрения дела судьей, должностным лицом, членом коллегиального органа (ст.29.2.), месте, сроках и порядке рассмотрения дела, видах постановлений и определений.

13. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении один из серьезнейших вопросов государственного строительства. Важно разобраться в соотношении указанных понятий, их сущности и содержании, а также в системе организационно-правовых средств обеспечения.

Изучите особенности организации государственного контроля (президентский контроль, контроль законодательных (представительных) органов, контроль в системе исполнительной власти, судебный контроль, прокурорский надзор), а также административного надзора (здесь не обойтись без уточнения соотношения таких понятий как контроль и надзор). Свою роль в обеспечении законности в деятельности органов исполнительной власти играют общественный контроль и обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

 


[1] См.: Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб. 2002. С. 35.



2015-11-23 515 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателеЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателеЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)